о взыскании з\платы объединено с 2-2247/2011. основной 2-2189/2011



Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М     Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

19 мая 2011 года Братский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Ястребовой Ю.В.,

при секретаре Усачевой К.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2189/2011 по исковому заявлению Татуевой Н. В., Цыпиной А. Н. к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад общеразвивающего вида № 99» г. Братска о взыскании заработной платы,

У С Т А Н О В И Л:

Истцы Татуева Н.В., Цыпина А.Н. обратились в суд с иском к ответчику Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад общеразвивающего вида № 99» г. Братска (далее по тексту - МДОУ «ДСОВ № 99» г. Братска), в котором просят взыскать недополученную заработную плату:

- в пользу истца Цыпиной А.Н. в размере <***> рублей за период с <дата> года по <дата> года,

- в пользу истца Татуевой Н.В. в размере <***> рублей за период с <дата> года по <дата> года.

В обоснование заявленных требований истцы указали, что работают в МДОУ «ДСОВ № 99» г. Братска. За выполнение трудовых функций выплачивается заработная плата без учета МРОТ, установленного Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда».

При установлении заработной платы ответчик нарушил ст. 37 Конституции РФ, ст. ст. 129, 133, 146, 315, 316, 317 ТК РФ, ст. ст. 10, 11 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520. С 01.01.2009 года минимальный размер оплаты труда на всей территории РФ составляет 4330 рублей. Считают, что работодателем неверно начисляется им заработная плата, поскольку он включает районный коэффициент и северную надбавку за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в минимальный размер оплаты труда, тем самым грубо нарушает их право на справедливое вознаграждение за труд.

Ст. 129 Трудового кодекса РФ дает понятие заработной платы (оплаты труда) - вознаграждения за труд и данная статья относится к диспозитивным, дающим понятие правовой нормы и не отменяющей императивные нормы других статей Трудового кодекса РФ.

Статьи 10 и 11 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года (в ред. Федерального закона от 22.08.2004г. № 122-ФЗ) № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», а также статьи 315, 316, 317 Трудового кодекса РФ четко определяют, что «оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате». Данное утверждение однозначно, императивно и каких-либо других толкований не предполагает. Другими словами статьи 10 и 11 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1 и ст.315, 316, 317 Трудового кодекса РФ утверждают о том, что данные надбавки выплачиваются к заработной плате, в том числе и к минимальной оплате труда.

Таким образом, нарушения трудового законодательства имеют место, однако отмена данных нарушений возможна исключительно в судебном порядке.

Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, закрепляющими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, а также запрет какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132), основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130) и повышенную оплату труда в особых условиях (статья 146).

Заработная плата конкретного работника, согласно Трудовому кодексу Российской Федерации, устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть первая статьи 135), которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (часть вторая статьи 135) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом закрепленных в законодательстве критериев, в том числе условий труда, при этом заработная плата работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, должна устанавливаться в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для идентичных видов работ, но с нормальными условиями труда (часть первая статьи 147).

Из приведенных законоположений следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен вводить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В силу международных норм и требований российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях труда (вредных и нормальных).

Изменения, внесенные в статьи 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" (пункты 1 и 2 статьи 2), не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и требования статей 2, 22, 130, 132, 135, 146 и 147 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об установлении работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, заработной платы в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), предусмотренными для идентичных видов работ, но с нормальными условиями труда.

В соответствии со ст. 146 ТК РФ, труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями труда оплачивается в повышенном размере.

Ст. 315 ТК РФ закрепляет, что оплата труда в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. ФЗ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях» устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях.

Включение в МРОТ, установленный в целом по Российской Федерации, районного коэффициента и северной надбавки недопустимо. При этом происходит уравнивание в оплате труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в районах, где компенсационные выплаты не установлены, с заработной платой работников, состоящих в трудовых отношениях с организациями, расположенными на Крайнем севере и в местностях, приравненных к районам Крайнего севера.

Согласно ст.135 (части первая и вторая) Трудового кодекса заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера. При этом, как следует из содержания ст.129 (части вторая - пятая) того же Кодекса, тарифные ставки, оклады (должностные оклады), представляющие собой фиксированный размер оплаты труда работника, соответственно за выполнение нормы труда определённой сложности (квалификации) за единицу времени либо за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц, а равно базовые оклады (базовые должностные оклады), то есть минимальные оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих или должностям служащих, входящих в соответствующую профессиональную квалификационную группу, устанавливаются без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Определением Братского городского суда от <дата> года, исковое заявление Татуевой Н.В. по гражданскому делу к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад общеразвивающего вида № 99» г. Братска о взыскании заработной платы объединено в одно производство с гражданским делом по исковому заявлению Цыпиной А.Н. к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад общеразвивающего вида № 99» г. Братска о взыскании заработной платы.

В судебном заседании истица Цыпина А.Н. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске, суду пояснила, что работает в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад общеразвивающего вида № 99» г. Братска в должности подсобного рабочего, с <дата> года по <дата> года переведена младшим воспитателем. Считает, что работодателем неверно начисляется ей заработная плата, поскольку он включает районный коэффициент и северную надбавку за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в минимальный размер оплаты труда, тем самым грубо нарушает ее право на справедливое вознаграждение за труд. Просит взыскать с ответчика в ее пользу недополученную заработную плату за период с <дата> года по <дата> года в размере <***> рублей.

Истица Татуева Н.В. в судебное заседание не явилась, будучи извещена надлежащим образом, просит рассматривать дело в ее отсутствие.

Представитель ответчика МДОУ « ДСОВ № 99» г. Братска, в судебное заседание не явился, будучи извещен надлежащим образом, просит рассматривать дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица Департамента образования Администрации Муниципального образования г. Братска, действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, будучи извещена надлежащим образом, просит рассматривать дело в ее отсутствие.

Выслушав пояснения истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании ст. 21 ТК РФ Работник имеет право на:

своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;

защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами.

Согласно ст. 22 ТК РФ Работодатель обязан:

соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров;

выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Анализируя исследованные в судебном заседании доказательства, в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что истец Татуева Н.В. работает в МДОУ «ДСОВ № 99» г. Братска, что подтверждается представленным суду трудовым договором, копией трудовой книжки, дополнительным соглашением о внесении изменений в трудовой договор.

Истец Цыпина А.Н. состоит в трудовых отношениях с ответчиком МДОУ «ДСОВ № 99» г. Братска, что подтверждается представленным суду трудовым договором от <дата> года, копией трудовой книжки, дополнительным соглашением о внесении изменений в трудовой договор.

В силу п. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда.

          Согласно ст. 37 Конституции РФ труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Согласно ст. 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно названной статьи тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Согласно ч. 3 ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени, выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Минимальный размер оплаты труда установленный ст. 1 Федерального Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ (ред. от 24.06.2008 года) «О минимальном размере оплаты труда» составил 4 330 рублей в месяц.

Согласно Федеральному закону от 20 апреля 2007 года N54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты РФ с 1 сентября 2007 года признано утратившим силу положение ч. 4 ст. 133 ТК РФ о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда.

Исходя из анализа вышеприведенных норм трудового законодательства, суд пришел к выводу о том, что допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Суд не принимает довод истцов о том, что Президиум ВС РФ своим постановлением от 10.03.2010 года также подтвердил позицию, согласно которой компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты не могут включаться в МРОТ, разъяснив, что минимальные оклады, ставки заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат и не могут быть ниже МРОТ, поскольку в силу п. 2 "Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2010 года" (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010) разъяснение на вопрос N 3 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2009 года (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 10.03.2010) отозвано.

Согласно ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Из ст. 133.1 ТК РФ следует, что размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Постановлением мэра города Братска от 11.12.2007 № 3525 «Об установлении с 1 января 2008 года тарифной ставки (оклада) 1 разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета города Братска» установлена с 1 января 2008 года тарифная ставка (оклад) 1 разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета города Братска, в размере 1404 (одна тысяча четыреста четыре) рубля, а также утверждены межразрядные тарифные коэффициенты и тарифные ставки (оклады) второго и последующих разрядов Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета города Братска.

Постановлением мэра города Братска от 07.03.2008 № 411 «О повышении с 01 февраля 2008 года размеров тарифных ставок (окладов) работников муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта» с 01 февраля 2008 года повышены в 1,14 раза размеры тарифных ставок (окладов) работников муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета города Братска, утвержденной постановлением мэра города Братска от 11.12.2007 № 3525 «Об установлении с 1 января 2008 года тарифной ставки (оклада) 1 разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета города Братска».

Глава 50 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает дополнительные гарантии при выполнении работы в особых условиях труда. Так, согласно ст. ст. 146, 148, 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, т.е. в повышенном по сравнению с МРОТ размере.

В соответствии со ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

         На основании ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Закон РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19.02.1993 г. также устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.

Следовательно, районные и северные надбавки являются дополнительными компенсациями, в том числе в отношении оплаты труда гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.

Город Братск является местностью, приравненной к районам Крайнего Севера, в соответствии с Перечнем районов, на которое распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 г. и от 26.09.1967г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967г. № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967г. «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера».

Таким образом, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях оплата труда осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, поэтому районный коэффициент и северная надбавка не входят в минимальный размер оплаты труда.

        Таким образом, минимальный размер заработной платы работников, отработавших полностью месячную норму рабочего времени в г. Братске, должен составить 4330 руб. + 50% северная надбавка + 40% районный коэффициент = 8227 рублей

Из финансовой справки, представленной работодателем, судом установлено, что начисленная истцу Татуевой Н.В. заработная плата за спорный период с <дата> года по <дата> года, с учетом отработанного времени составляла сумму:

<дата> года - <***> рублей, отработано 137 часов, по графику предусмотрено 135, 8 часов,

<дата> года - <***> рублей, отработано 163 часа, по графику предусмотрено 157, 4 часов.

При этом работодателем заработная плата истца исчислялась из оклада, установленного истцу, с учетом отработанного времени, с начислением районного коэффициента 40% и северной надбавки 50%.

Судом произведен следующий расчет задолженности по заработной плате Татуевой Н.В. с <дата> года по <дата> года:

<дата>: <***> рублей,

<дата>: <***> рублей

Итого недоначислено: <***> рублей.

Поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, то исковые требования Татуевой Н.В. подлежат удовлетворению в размере <***> рублей, т.е. в пределах заявленных требований.              

Из финансовой справки, представленной работодателем, судом установлено, что начисленная истцу Цыпиной А.Н. заработная плата за спорный период с <дата> года по <дата> года, с учетом отработанного времени составляла сумму:

<дата> года - <***> рублей, отработано 15 дней, по графику предусмотрено 15 дней,

<дата> года - <***> рублей, отработано 19 дней, по графику предусмотрено 19 дней часов,

При этом работодателем заработная плата истца исчислялась из оклада, установленного истцу, с учетом отработанного времени, с начислением районного коэффициента 40% и северной надбавки 50%.

Судом произведен следующий расчет задолженности по заработной плате Цыпиной А.Н. за спорный период с <дата> года по <дата> года:

<дата> года: <***> рублей,

<дата>: <***> рублей,

Итого недоначислено: <***> рублей.

         На основании вышеизложенного, суд считает необходимым исковые требования истицы Цыпиной А.Н. о взыскании с ответчика в ее пользу заработной платы в сумме <***> рублей удовлетворить, в удовлетворении исковых требований о взыскании заработной платы в размере <***> рублей суд считает необходимым отказать.

Руководствуясь ст. 194 -199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Татуевой Н. В. к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад общеразвивающего вида № 99» г. Братска о взыскании заработной платы удовлетворить.

Взыскать с Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 99» г. Братска в пользу Татуевой Н. В. за период с <дата> года по <дата> года заработную плату в сумме <***> рублей.

Исковые требования Цыпиной А. Н. к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад общеразвивающего вида № 99» г. Братска о взыскании заработной платы удовлетворить частично.

Взыскать с Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 99» г. Братска в пользу Цыпиной А. Н. за период с <дата> года по <дата> года заработную плату в сумме <***> рублей.

В удовлетворении исковых требований Цыпиной А. Н. к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад общеразвивающего вида № 99» г. Братска о взыскании заработной платы за период с <дата> года по <дата> года в размере <***> рублей - отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд в течении десяти дней.

Судья:                                                 Ястребова Ю.В.

Решение вступило в законную силу 07.06.2011 г.