о взыскании з/пл



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 июня 2011 года Братский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Мельниковой Е.М.,

при секретаре      Ефимовой Ю.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2352/2011 по иску Равышиной Р. Г. к муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 12» г. Братска о взыскании задолженности по заработной плате,

установил:

Истец Равышина Р.Г. обратилась в суд с исковым заявлением к ответчику муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 12» г. Братска (далее по тексту - МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12» г. Братска) о взыскании задолженности по заработной плате за период с <дата>. по <дата> в размере <***>.

В обоснование исковых требований истец указала, что она работает в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12» г. Братска получает заработную плату в размере меньше минимального размера оплаты для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, - к заработной плате истца не применяется районный коэффициент и процентная надбавка. При установлении заработной платы истца, ответчик нарушил ст. 37 Конституции РФ, ст.ст. 129, 133, 146, 315, 316, 317 ТК РФ, ст.ст. 10, 11 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520. С 01.01.2009 года минимальный размер оплаты труда на всей территории РФ составляет 4330 рублей. Считает, что минимальная заработная плата с начислением северной надбавки и районного коэффициента должна быть рассчитана по следующей формуле: базовый оклад 4330 умножается на соответствующий межразрядный тарифный коэффициент и умножается на 1,9 - 90 % северного и районного коэффициента.

В судебном заседании истец Равышина Р.Г. заявленные требования по доводам, изложенным в исковом заявлении, поддержала. Просит исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12» г. Братска в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещен о месте и времени слушания дела, просит рассматривать дело в его отсутствие.

В судебное заседание представитель третьего лица администрации г. Братска не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, просит дело рассматривать в отсутствие представителя.

Выслушав пояснения истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 7, ч. 3 ст. 37 Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ТК РФ) одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений является обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда (абзац пятый), включая, как это предусмотрено статьей 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности.

Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты.)

Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата устанавливается работнику трудовым договором в соответствии с действующим и у данного работодателя системами оплаты труда.

Согласно ст. 146 ТК РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. Также в повышенном размере оплачивается труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

Закон РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19.02.1993 г. также устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.

Заработная плата конкретного работника, согласно статьи 135, ч.1 статьи 147 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом закрепленных в законодательстве критериев, в том числе условий труда, при этом заработная плата работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, должна устанавливаться в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для идентичных видов работ, но с нормальными условиями труда.

Согласно ст. 133 ТК РФ, минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается: организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ N82-ФЗ от 19.06.2000 г. «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 01 января 2009 года установлен в сумме 4 330 рублей в месяц.

Согласно ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Постановлением администрации муниципального образования г.Братска № 2386 от 29.12.2009г. «О системах оплаты труда работников муниципальных бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета г.Братска» утверждена с 1 января 2010 г. тарифная система оплаты труда, включающая в себя тарифные ставки (оклады), 18- ти разрядную тарифную сетку и межразрядные тарифные коэффициенты, работников муниципальных бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета города Братска.

В соответствии со ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Город Братск является местностью, приравненной к районам Крайнего Севера, в соответствии с Перечнем районов, на которое распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 г. и от 26.09.1967г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967г. № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967г. «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера».

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В силу п. 1 ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Судом установлено, что согласно трудовой книжке, трудовому договору на истца Равышина Р.Г., она работает в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12» г. Братска по основной ставке в должности <***>, ее оклад составляет <***>. Таким образом, суд считает достоверно установленным, что истец находится в трудовых отношениях с МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12» г. Братска.

Институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.

Из вышеприведенных норм следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен вводить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В силу международных норм и требований Российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях труда (вредных и нормальных). При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должно в равной мере соблюдаться правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях. Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп. Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются: муниципальными учреждениями - за счет средств местных бюджетов. Из системного толкования вышеуказанных норм ТК РФ следует, что действующим трудовым законодательством гарантированы дополнительные компенсации в отношении оплаты труда гражданам в связи с их работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера, данные компенсации, исходя из характера и целевой направленности не могут поглощаться размером минимальной заработной платы, установленной для всех граждан Российской Федераций независимо от места их проживания. Суд считает, что не включение в минимальный размер оплаты труда, установленный в целом по Российской Федерации, районного коэффициента и районной северной надбавки, приведет к уравниванию в оплате труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в районах, где не установлен районный коэффициент и районная надбавка, с работниками, проживающими и работающими в экстремальных природно-климатических условиях Севера, что недопустимо в силу действующего трудового законодательства РФ и норм международного трудового права.

Исходя из этого суд приходит к выводу, что минимальный размер оплаты труда должен соответствовать Федеральному закону РФ N82-ФЗ от 19.06.2000 г. «О минимальном размере оплаты труда», в соответствии с которым минимальный размер оплаты труда с 01 января 2009 года установлен в сумме 4 330 рублей в месяц.

Согласно ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Следовательно, районные и северные надбавки являются дополнительными компенсациями, в том числе в отношении оплаты труда гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.

Город Братск является местностью, приравненной к районам Крайнего Севера, в соответствии с перечнем районов, на которые распространяется действие льгот. Следовательно, минимальный размер заработной платы работников, отработавших полностью месячную норму рабочего времени в г. Братске должен составить 4 330 руб. + 50 % северная надбавка и районный коэффициент 40 %.

Суд приходит к выводу, что законодатель в качестве дополнительных гарантий работникам, осуществляющим трудовую деятельность в местностях с особыми климатическими условиями, установил районный коэффициент и процентные надбавки к заработной плате, которые не являются слагаемыми элементами вознаграждения за труд, механизм и размер данных выплат не находится в зависимости от размера минимальной заработной платы, гарантированной на территории РФ.

Доводы истца в части включения в состав заработной платы суммы МРОТа, умноженного на межразрядный тарифный коэффициент Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета г. Братска суд считает несостоятельными. В ходе совершенствования трудового законодательства федеральный законодатель существенно увеличив минимальный размер оплаты труда и признав утратившей ч.4 ст. 133 ТК РФ, обеспечивающую установление тарифной ставки (оклада) в размере не ниже минимального размера оплаты труда, при установлении оплаты труда предусмотрел в качестве обязательного единственное условие - заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Таким образом, межразрядный тарифный коэффициент включается в тарифную ставку (оклад), которая не может быть начислена менее чем 4330 руб., в связи с чем, межразрядный тарифный коэффициент не может быть применен путем умножения на минимальный размер оплаты труда. В то же время в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях оплата труда осуществляется с применением районных коэффициентов к заработной плате, поэтому районный коэффициент и северная надбавка не входят в минимальный размер оплаты труда (ст.ст. 315-317 ТК РФ).

Оценивая все доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению частично. Суд не принимает расчет истца и считает, что правильным будет следующий расчет заработной платы.

Истцу Равышиной Р.Г. по основной ставке должно быть начислено: <***> (районный коэффициент и северная надбавка) = <***>.

За <дата> истцу Равышиной Р.Г. ответчиком за фактически отработанное время было начислено - <***>. Задолженность за <дата> будет составлять: <***>.

Истцу Равышиной Р.Г. за <дата> ответчиком за фактически отработанное время было начислено - <***>. Задолженность за <дата>. будет составлять: <***>.

Истцу Равышиной Р.Г. за <дата>. ответчиком за фактически отработанное время было начислено - <***> Задолженность за <дата>. будет составлять: <***>

Всего задолженность перед истцом будет составлять: <***>. В удовлетворении исковых требований о взыскании задолженности по заработной плате за период с <дата>. по <дата> в размере <***> следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Равышиной Р. Г. удовлетворить частично.

Взыскать с муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 12» г. Братска в пользу Равышиной Р. Г. недоначисленную заработную плату за период с <дата> по <дата> в сумме <***>.

В удовлетворении исковых требований Равышиной Р. Г. к муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 12» г. Братска о взыскании недоначисленной заработной платы за период с <дата> по <дата> в размере <***> отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения суда.

Судья:                                                                       Е.М. Мельникова

Решение вступило в законную силу 21.06.2011 г.