РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 27 сентября 2011 года Братский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Орловой О.В. при секретаре Оняновой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3556/2011 по иску прокурора города Братска в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 6» г.Братска, муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 35» г. Братска, муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 16» г. Братска, администрации муниципального образования г. Братска, Правительству Иркутской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности принять меры для обеспечения подготовки учащихся по основам военной службы, УСТАНОВИЛ: Прокурор г. Братска обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ответчикам муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 6» г. Братска (далее МОУ «СОШ № 6»), администрации муниципального образования г. Братска (далее администрации МО г. Братска), в котором просит признать незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер к созданию условий организации обучения начальным знаниям в области обороны и подготовки учащихся к военной службе и возложить обязанность принять меры для создания материально-технической базы, достаточной для обучения начальным знаниям в области обороны и подготовку учащихся по основам военной службы в муниципальном образовательном учреждении в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Прокурор г. Братска обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ответчикам муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 35» г. Братска (далее МОУ «СОШ № 35»), администрации муниципального образования г. Братска (далее администрации МО г. Братска), в котором просит признать незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер к созданию условий организации обучения начальным знаниям в области обороны и подготовки учащихся к военной службе и возложить обязанность принять меры для создания материально-технической базы, достаточной для обучения начальным знаниям в области обороны и подготовку учащихся по основам военной службы в муниципальном образовательном учреждении в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Прокурор г. Братска обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ответчикам муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 16» г. Братска (далее МОУ «СОШ № 16»), администрации муниципального образования г. Братска (далее администрации МО г. Братска), в котором просит признать незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер к созданию условий организации обучения начальным знаниям в области обороны и подготовки учащихся к военной службе и возложить обязанность принять меры для создания материально-технической базы, достаточной для обучения начальным знаниям в области обороны и подготовку учащихся по основам военной службы в муниципальном образовательном учреждении в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Определением суда от 05.09.2011 года данные дела объединены в одно производство. Определением суда от 05.09.2011 года в качестве соответчика по делу привлечено Правительство Иркутской области. В дальнейшем прокурор г. Братска уточнил свои требования и просит признать незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер к созданию условий организации обучения начальным знаниям в области обороны и подготовки учащихся к военной службе и возложить обязанность принять меры для создания материально-технической базы, достаточной для обучения начальным знаниям в области обороны и подготовку учащихся по основам военной службы в муниципальном образовательном учреждении в соответствии с требованиями п. 14 Инструкции № 96/134 от 24.02.2010 года «Об организации обучения граждан российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального, профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах», утвержденной приказом Министра обороны РФ и Министра образования РФ, и Приложения № 1 к ней. В обоснование своих требований истец указал, что прокуратурой г. Братска была проведена проверка исполнения законодательства о воинской обязанности в МОУ «СОШ № 6», МОУ «СОШ № 16» и МОУ «СОШ № 35», в результате которой было установлено, что в указанных муниципальных учреждениях в нарушение требований ч. 7 ст. 14 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании», а также Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной приказом Министра обороны РФ и Министра образования РФ от 24.02.2010 г. № 96/134 осуществляется подготовка по основам военной службы в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», учреждения не имеют полностью укомплектованной учебно-материальной базы, необходимой для осуществления начальной военной подготовки граждан, установленной Приложением № 1 к Инструкции, а именно: кабинет ОБЖне оснащены надлежащим образом, отсутствуют спортивные городки, стрелковый тир, либо место для стрельбы (электронный стрелковой тренажер). В связи с отсутствием в указанных муниципальных образовательных учреждениях необходимой учебно-материальной базы, в их адрес было внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства оподготовке граждан к военной службе с требованием о принятии мер по оснащению предметного кабинета учреждения спортивным городком, стрелковым тиром. Однако, в удовлетворении требований прокурора было отказано В судебном заседании помощник прокурора г. Братска Пащенко В.П. исковые требования поддержала. Суду указала на доводы, изложенные в исковом заявлении, дополнений не имеет. Представитель ответчика администрации МО г. Братска ФИО., действующая на основании доверенности № № от ДД.ММ.ГГГГ года со всеми правами сроком по 31.12.2011 года, исковые требования не признала. Суду пояснила, что в соответствии со статьями 11, 17 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и воинской службе» обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, при этом финансирование подготовки граждан к военной службе осуществляется за счет средств федерального бюджета. Субвенции на осуществление государственных полномочий на подготовку граждан к военной службе из федерального бюджета в бюджет города Братска в 2011 году не поступали, соответственно руководители муниципальных общеобразовательных учреждений не имели возможности обеспечить данные учреждения материально-технической базой, достаточной для обучения граждан начальными знаниями в области обороны и их подготовки по основам военной службы. Кроме того, в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 11 Положения об администрации муниципального образования города Братска к вопросам местного значения относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом в соответствии с частью 5 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации. На основании вышеизложенного, просит суд отказать в удовлетворении требований прокурора города Братска. Представитель ответчика МОУ «СОШ № 6» в судебное заседание не явился, будучи надлежаще извещен о месте и времени слушания дела, представил в суд заявление, в котором просит рассматривать дело в его отсутствие. Представители ответчиков МОУ «СОШ № 16», МОУ «СОШ № 35» в судебное заседание не явились, будучи надлежаще извещены о месте и времени слушания дела, о причинах неявки не сообщили. Представитель соответчика Правительства Иркутской области в судебное заседание не явился, будучи надлежаще извещен о месте и времени слушания дела, представил в суд отзыв, в котором просит рассматривать дело в его отсутствие. В отзыве на исковое заявление указал, что с требованиями не согласен, поскольку не является надлежащим ответчиком по делу. Так, пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3366-1 «Об образовании» (далее - Закон об Образовании) установлены полномочия органов местного самоуправления городских округов по вопросам местного значения, к которым относится организация предоставления общедоступного бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Аналогичные полномочия закреплены пунктом 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В силу пункта 2 статьи 18 Закона № 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов. Кроме того, согласно пунктам 9, 11 приказа министра обороны Российской Федерации № 96, Минобрнауки Российской Федерации № 134 от 24 февраля Выслушав помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с положениями статьи 12 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", федеральными государственными образовательными стандартами среднего (полного) общего образования, федеральными государственными образовательными стандартами начального профессионального и среднего профессионального образования предусматривается получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение гражданами навыков в области гражданской обороны. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 года N1441 утверждено Положение о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, в соответствии с которым обязательная подготовка граждан к военной службе предусматривает: получение начальных знаний в области обороны; подготовку по основам военной службы в государственном, муниципальном или негосударственном образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций независимо от формы собственности (далее именуются - учебные пункты); в) военно-патриотическое воспитание; подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата; медицинское освидетельствование и медицинское обследование; проведение лечебно-оздоровительных мероприятий. В соответствии с положениями пунктов 9, 11, 13, 14 Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной приказом Минобороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 февраля 2010 года N 96/134, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования: организуют обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы в муниципальных образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования; руководители образовательных учреждений: организуют обучение граждан в образовательном учреждении начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы; обеспечивают материально-техническое оснащение образовательного учреждения для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы; организуют работу в образовательном учреждении по военно-патриотическому воспитанию граждан. Обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: в рамках предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" - в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования; в рамках дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" - в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования. В образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Учебно-материальная база включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер). В соответствии с п. 15 Инструкции обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляется педагогическими работниками образовательных учреждений. Судом установлено, что согласно Уставам МОУ «СОШ № 6», МОУ «СОШ № 16», МОУ «СОШ № 35» являются муниципальными общеобразовательными учреждениями, целью создания которых является реализация программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Согласно письму начальника Департамента образования администрации г. Братска на имя прокурора г. Братска Вершинина А.В. № Ис-7702/20/10 от 14.05.2010 года финансирование из городского бюджета общеобразовательным школам для создания и совершенствования учебно-материальной базы, обучения начальной военной подготовки не проводится. Из указанного письма также следует, что в МОУ «СОШ № 6», МОУ «МОШ № 16», МОУ «СОШ № 35» отсутствуют предметный кабинет по ОВС, элементы полос препятствий, стрелковый тир, МОУ «СОШ № 16» и МОУ «СОШ № 35» не имеется преподавателей по ОВС. Учебные и наглядные пособия, технические средства обучения имеются во всех общеобразовательных учреждениях. Согласно приказу Департамента образования администрации г. Братска № 349 от 20.05.2010 года для закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых практических навыков раздела «основы воинской службы» курса «основы безопасности жизнедеятельности» приказано провести учебные сборы по основам военной службы с учащимися-юношами десятых классов средний общеобразовательных учреждений с ДД.ММ.ГГГГ.по ДД.ММ.ГГГГ года на базе закрепленных «пришкольных учебных пунктов» при общеобразовательных учреждений и Братской объединенной технической школы ДОСААФ. Из письма начальника Департамента образования администрации г. Братска на имя прокурора г. Братска ФИО1 № Ис-№ от ДД.ММ.ГГГГ года следует, что в МОУ «СОШ № 6» имеется полоса препятствий, при этом отсутствует кабинет ОБЖ, спортивный городок и тир; в МОУ «СОШ № 35» имеется кабинет ОБЖ, отсутствуют спортивный городок, полоса препятствий и тир; в МОУ «СОШ № 35» имеется кабинет ОБЖ и полоса препятствий, при этом отсутствуют спортивный городок и тир. Педагоги по военной подготовке в школах отсутствуют, так как такого предмета по военной подготовке в учебном плане общеобразовательных учреждений нет, в МОУ «СОШ № 6», МОУ «МОШ № 16», МОУ «СОШ № 35» имеются преподаватели ОБЖ. Учебно-методические сборы для педагогических работников, осуществляющих подготовку по ОВС, в 2010 году не проводились. Представлениями об устранении нарушений федерального законодательства о подготовке граждан к военной службе в образовательных учреждениях от 23.11.2010г. подтверждается, что прокуратурой города Братска была проведена проверка исполнения указанного законодательства в МОУ «СОШ № 6», МОУ «МОШ № 16», МОУ «СОШ № 35». При этом проверка показала, что в названных общеобразовательных учреждениях материально-техническая база не соответствует рекомендуемым нормативам материально-технического оснащения для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и подготовки по основам военной службы, в частности во всех учреждениях отсутствует стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер), в МОУ «СОШ № 6» отсутствует предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, в МОУ «СОШ № 35» отсутствует спортивный городок с элементами полосы препятствий. Анализируя материалы дела, суд установил, что действительноуказанные выше требования законодательства о воинской обязанности в полном объеме МОУ «СОШ № 6», МОУ «СОШ № 16», МОУ «СОШ № 35» не выполнены, в указанных общеобразовательных учреждениях материально-техническая база не соответствует рекомендуемым нормативам материально-технического оснащения для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и подготовки по основам военной службы, в частности во всех учреждениях отсутствует стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер), в МОУ «СОШ № 6» отсутствует предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, в МОУ «СОШ № 35» отсутствует спортивный городок с элементами полосы препятствий. Доказательств, подтверждающих обратное, суду не представлено. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что ответчики МОУ «СОШ № 6», МОУ «СОШ № 16», МОУ «СОШ № 35» в процессе своей деятельности не реализуют требования государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования в области обучения допризывной молодежи основам военной службы, получения начальных знаний об обороне государства, воинской обязанности, приобретения навыков в области гражданской обороны. Ответчиками не созданы необходимые для обучения в сфере военно-патриотического воспитания условия. Между тем, из анализа содержания Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной приказом Минобороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 февраля 2010 года N 96/134 усматривается, что она обязательна для исполнения во всех образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах. Из Уставов МОУ «СОШ № 6», МОУ «СОШ № 16», МОУ «СОШ № 35» усматривается, что ответчики являются образовательными учреждениями, имеющими основной целью реализацию общеобразовательных программ начального общего основного общего, среднего (полного) общего образования. При таких обстоятельствах суд полагает, что указанная выше Инструкция обязательна для исполнения ответчиками и бездействие ответчиков, выразившееся в непринятии мер к созданию условий для организации обучения начальным знаниям в области обороны и подготовки учащихся к военной службе является незаконным. Таким образом, суд полагает, что исковые требования прокурора Братска обоснованы и подлежат удовлетворению, при этом обязанность по созданию материально-технической базы, достаточной для обучения начальным знаниям в области обороны и подготовку учащихся по основам военной службы в муниципальных образовательных учреждениях, должна быть возложена на администрацию МО г. Братска и МОУ «СОШ № 6», МОУ «СОШ № 16», МОУ «СОШ № 35», поскольку в силу пунктов 9, 11 вышеуказанной Инструкции на органы местного самоуправления и руководителей образовательных учреждений возложена обязанность по организации обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы в муниципальных образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, обеспечению материально-технического оснащения образовательного учреждения для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы. В связи с чем, в удовлетворении исковых требований к Правительству Иркутской области суд считает возможными отказать. При этом, не имеют правового значения доводы представителя администрации МО г. Братска о том, что для реализации указанной программы отсутствует финансирование из федерального бюджета, поскольку в силу закона данная обязанность возложена на ответчиков и право на полноценное обучение учащихся образовательных учреждений и их подготовку по основам военной службы не может быть поставлено в зависимость от финансирования указанных программ. Других доказательств суду не представлено. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление прокурора города Братска удовлетворить частично. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования г. Братска, муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 6» г. Братска, муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 35» г. Братска, муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 16» г. Братска, выразившееся в непринятии мер к созданию условий для организации обучения начальным знаниям в области обороны и подготовки учащихся к военной службе. Обязать администрацию муниципального образования г. Братска, муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6» г. Братска, муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 35» г. Братска, муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 16» г. Братска - принять меры для создания материально-технической базы, достаточной для обучения начальным знаниям в области обороны и подготовку учащихся по основам военной службы в муниципальных образовательных учреждениях, в соответствии с требованиями п. 14 Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной приказом Минобороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 февраля 2010 года N 96/134, и Приложения № 1 к ней. В удовлетворении исковых требований прокурора города Братска в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Иркутской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к созданию условий для организации обучения начальным знаниям в области обороны и подготовки учащихся к военной службе; обязании принять меры для создания материально-технической базы, достаточной для обучения начальным знаниям в области обороны и подготовку учащихся по основам военной службы в муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 6» г. Братска, муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 35» г. Братска, муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 16» г. Братска, в соответствии с требованиями п. 14 Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной приказом Минобороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 февраля 2010 года N 96/134, и Приложения № 1 к ней - отказать. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд в десятидневный срок с момента изготовления мотивированного решения - 04 октября 2011г. Судья О.В. Орлова Решение вступило в законную силу 17.10.2011 года
2010 года «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан
Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их
подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях
среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях
начального профессионального и среднего профессионального образования и
учебных пунктах» следует, что органы местного самоуправления,
осуществляющие управление в сфере образования - организуют обучение
граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам
военной службы в муниципальных образовательных учреждениях среднего
(полного) общего образования, а руководители образовательных
учреждений: организуют обучение граждан в образовательном учреждении
начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной
службы; обеспечивают материально-техническое оснащение образовательного учреждения для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы и т.д.