Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 29 июня 2011 года Братский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Артёмовой Ю.Н., при секретаре Зверьковой А.О., с участием заявителя Алексеева В.М., представителя заявителя по доверенности реестр <***> г. Львовой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2075/2011 по заявлению Алексеева В.М. об оспаривании действий должностных лиц Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Иркутской области, УСТАНОВИЛ: Заявитель Алексеев В.М. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий должностных лиц Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Иркутской области. В обоснование заявления заявитель указал, что он проживал и был зарегистрирован в селе <***> Братского района Иркутской области по ул. <***>, с 20 января 1978 г., о чём свидетельствует штамп регистрации <***> сельской администрации. Затем 26 мая 2004 г. он был снят с регистрационного учёта в указанном населённом пункте и зарегистрирован в г. <***>. В октябре 2010 г. им получено извещение от 19.10.2010 г., исх. № 25/7/17397/32/2009, о вызове на приём к судебному приставу-исполнителю. В соответствии с данным извещением ему надлежало заплатить денежные средства в размере <***> руб., составляющие транспортный налог, в пользу Межрайонной ИФНС России №11 по Иркутской области. Явившись на приём к судебному приставу, он 29 октября 2010 г. оплатил <***> руб., из которых <***> руб. - неисполненный остаток взыскания, <***> руб. - госпошлина на основании письма МИФНС №11 по Иркутской области от 25.01.2010, исх. №06-08/002327, в адрес Братского межрайонного отдела судебных приставов по исполнительному производству. Кроме того, при выяснении им обстоятельств возникновения задолженности по уплате транспортного налога судебный пристав рекомендовала обратиться в налоговый орган. При обращении в Межрайонную ИФНС России №11 по Иркутской области ему были выданы выкопировки налогового уведомления № 360893 на уплату транспортного налога за 2005 год, где <***> руб. - сумма налога, <***> руб. - пеня за несвоевременную уплату налога; налогового уведомления №17307 на уплату транспортного налога за 2006 год, где к оплате - <***> руб. Считает, что ему незаконно предъявляются требования об уплате транспортного налога и пени за несвоевременную уплату налога за 2005 г. и транспортного налога за 2006 г. по следующим основаниям. Полагает, что, если физическое лицо в 2010 г. получило налоговое уведомление по уплате транспортного налога, который нужно было перечислить более трех лет назад, такое уведомление следует проигнорировать. Кроме того, в вышеуказанных налоговых уведомлениях указан адрес налогоплательщика Алексеева В.М. (ИНН <***>): <***>, Братский район, с. <***>, ул. <***>,тогда как в соответствии со штампом Ключи-Булакской сельской администрации, свидетельствующем о его регистрации в данном населённом пункте, адресом регистрации является следующий: Братский район, с. <***>, ул. <***>. То есть по адресу направления уведомления налоговой инспекцией он не был ни зарегистрирован когда-либо, ни фактически не проживал. Порядок уведомления налогоплательщика об обязанности перечисления налоговых платежей закреплён в ст. 52 НК РФ. Инспекция самостоятельно решает, как вручить уведомление: лично под расписку, по почте или по телекоммуникационным каналам связи. Ни одним из перечисленных способов уведомление ему не вручалось. Кроме того, он обращался с жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области на действия должностных лиц Межрайонной ИФНС России №11 по Иркутской области, выразившихся в предложении уплатить транспортный налог и пени за 2005 год и транспортный налог за 2006 год. По результатам рассмотрения жалобы УФНС России по Иркутской области было принято Решение №26-17/1731 от 17.01.2011 г. об оставлении жалобы без удовлетворения. Он не согласен с указанным Решением, полагая, что не были приняты во внимание его доводы, жалоба не была рассмотрена по существу, мотивировочная часть Решения носит рекомендательный характер, в действиях должностных лиц Межрайонной ИФНС России № 11 налило нарушения налогового законодательства РФ в части порядка взыскания транспортного налога. В данном случае неуведомление налоговым органом его как налогоплательщика транспортного налога есть ненадлежащее исполнение налоговым органом возложенных на него обязанностей, влекущее причинение ему вреда, в частности, нахождение его в статусе должника, что имеет негативные последствия, такие, как, например, невозможность выехать за границу. При таких обстоятельствах нарушение его прав заключается в том, что ему незаконно, вне законодательно установленного порядка предъявляются требования об уплате транспортного налога и пени за несвоевременную уплату налога за 2005 г. и транспортного налога за 2006 г.: Межрайонной ИФНС России №11 по Иркутской области не были исполнены возложенные действующим налоговым законодательством РФ обязанности по предоставлению ему как плательщику транспортного налога уведомления об обязанности перечисления налоговых платежей, установленного ст. 52 НК РФ. Действиями должностных лиц налогового органа нарушаются его законные права как гражданина, в частности, он ограничен в праве на выезд из Российской Федерации, осуществляются препятствия по осуществлению его прав и свобод. Действия должностных лиц налогового органа незаконно возлагают на него обязанность по уплате транспортного налога и пеней за несвоевременную уплату налога за 2005 г. и транспортный налог за 2006 г. Следуя абз. 2 ч. 1 ст. 247 ГПК РФ, полагает, что действия должностных лиц Межрайонной ИФНС России №11 по Иркутской области по предложению ему уплатить транспортный налог и пени за несвоевременную уплату налога за 2005 г. и транспортный налог за 2006 г. должны быть признаны незаконными. Межрайонной ИФНС России №11 по Иркутской области не был соблюдён установленный налоговым законодательством РФ порядок взыскания транспортного налога с физического лица, поэтому истёк предельный срок давности взыскания транспортного налога. Просит суд признать незаконными действия должностных лиц Межрайонной ИФНС России №11 по Иркутской области по предложению ему уплатить транспортный налог и пени за несвоевременную уплату налога за 2005 г. и транспортный налог за 2006 г. В судебном заседании заявитель Алексеев В.М. заявление поддержал, по доводам, изложенным в заявлении, просит суд признать незаконными действия должностных лиц Межрайонной ИФНС России №11 по Иркутской области по предложению ему уплатить транспортный налог и пени за несвоевременную уплату налога за 2005 г. и транспортный налог за 2006 г. В судебном заседании представитель заявителя Алексеева В.М. по доверенности Львова Л.В. заявление поддержал, по доводам, изложенным в заявлении, суду пояснила, что в октябре 2010 г. Алексеевым В.М. получено извещение от 19.10.2010 г., исх. № 25/7/17397/32/2009, о вызове на приём к судебному приставу-исполнителю. В соответствии с данным извещением ему надлежало заплатить денежные средства в размере <***> руб., составляющие транспортный налог, в пользу Межрайонной ИФНС России №11 по Иркутской области. Явившись на приём к судебному приставу, он 29 октября 2010 г. оплатил <***> руб., из которых <***> руб. - неисполненный остаток взыскания, <***> руб. - госпошлина на основании письма МИФНС №11 по Иркутской области от 25.01.2010, исх. №06-08/002327, в адрес Братского межрайонного отдела судебных приставов по исполнительному производству. Кроме того, при выяснении им обстоятельств возникновения задолженности по уплате транспортного налога судебный пристав рекомендовала обратиться в налоговый орган. При обращении в Межрайонную ИФНС России №11 по Иркутской области ему были выданы выкопировки налогового уведомления № 360893 на уплату транспортного налога за 2005 год, где <***> руб. - сумма налога, <***> руб. - пеня за несвоевременную уплату налога; налогового уведомления №17307 на уплату транспортного налога за 2006 год, где к оплате - <***> руб. Считает, что заявителю незаконно предъявляются требования об уплате транспортного налога и пени за несвоевременную уплату налога за 2005 г. и транспортного налога за 2006 г. по следующим основаниям. Федеральным законом от 28.11.2009 г. №283-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 01 января 2010 г. был установлен 3-летний срок давности взыскания транспортного налога- ч. 3 ст. 363 НК РФ. При таких обстоятельствах нарушение прав Алексеева В.М. заключается в том, что ему незаконно, вне законодательно установленного порядка предъявляются требования об уплате транспортного налога и пени за несвоевременную уплату налога за 2005 г. и транспортного налога за 2006 г.: Межрайонной ИФНС России №11 по Иркутской области не были исполнены возложенные действующим налоговым законодательством РФ обязанности по предоставлению ему как плательщику транспортного налога уведомления об обязанности перечисления налоговых платежей, установленного ст. 52 НК РФ. Полагает, что действия должностных лиц Межрайонной ИФНС России №11 по Иркутской области по предложению ему уплатить транспортный налог и пени за несвоевременную уплату налога за 2005 г. и транспортный налог за 2006 г. должны быть признаны незаконными. В судебное заседание представитель заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Иркутской области не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, просит суд рассмотреть дело в его отсутствие. Выслушав заявителя, представителя заявителя, суд находит заявление Алексеева В.М. не обоснованным и не подлежащим удовлетворению. В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Согласно ст. 57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Согласно ст. 363 НК РФ, налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Согласно ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. Согласно ст. 69 НК РФ, 1. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. 2. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. 3. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. 4. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. 5. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восемь дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. 6. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Согласно ст. 70 НК РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения. Согласно п.п. 2, 3 ст. 44 НК РФ, Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается: с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора; со смертью физического лица - налогоплательщика или с объявлением его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации; с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора. Согласно п. 3 ст. 113 НК РФ, лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности). Судом установлено, что согласно копии паспорта <***> выданного <***> г. на имя Алексеева В.М. <***> г.р. ур. <***>, на стр. 5 имеются отметки о регистрации по месту жительства в п. <***>, Братского района, ул. <***> с 20.01.1978 г. по 26.05.2004 г.; в г. <***> с 15.06.2004 г. по 23.10.2009 г. Согласно копии налогового уведомления № 60893 от 15.08.2005 г. за уплату транспортного налога за 2005 г. Алексееву В.М., Братский район, с. <***> сумма налога составляет <***> руб., объекты налогообложения <***> Согласно копии налогового уведомления № 17307 от 30.10.2007 г. за уплату транспортного налога за 2006 г. Алексееву В.М., Братский район, с. <***> сумма налога составляет <***> руб., объекты налогообложения <***> Согласно копии извещения о вызове на прием к судебному приставу-исполнителю № 25/7/17397/32/2009 от 19.10.2010 г. Алексеев В.М. вызывается 29.10.2010 г. по адресу г. Братск, ул. Южная, 99, по вопросу исполнения требований, содержащимся в исполнительном документе № 2-341-08 от 20.10.2008 г., выданного мировым судьей 52 судебного участка Братского района о взыскании транспортного налога в размере <***> руб. в пользу Межрайонной ИФНС России № 11 по Иркутской области. Согласно решения Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области № 26-17/1731 от 17.01.2011 г. по жалобе Алексеева В.М. на действия должностных лиц Межрайонной ИФНС России № 11 по Иркутской области, выразившиеся в предложении уплатить транспортный налог и пени за 2005 год и транспортный налог за 2006 год, жалоба Алексеева В.М. оставлена без удовлетворения. Согласно копии требования № 87 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 14.01.2011 г. гражданину Алексееву В.М., <***>, ИФНС по ЦО г. Братска ставит в известность Алексеева В.М. о том, что за ним числится задолженность по транспортному налогу в размере <***> руб., пени в размере <***> руб., срок уплаты налога 17.11.2010 г., предлагает числящуюся задолженность погасить в срок до 03.02.2011 г. Согласно копии требования № 6491 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 25.04.2011 г. гражданину Алексееву В.М., г<***>, ИФНС по ЦО г. Братска ставит в известность Алексеева В.М. о том, что за ним числится общая задолженность по налогам в размере <***> руб., в том числе по налогам и сборам в размере <***> руб., предлагает числящуюся задолженность погасить в срок до 17.06.2011 г. Анализируя представленные доказательства, суд находит требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Из материалов дела усматривается, что заявителю Алексееву В.М. 14.01.2011 г. и 25.04.2011 г. Межрайонной ИФНС России № 11 по Иркутской области направлялись налоговые требования с предложением уплатить задолженность по транспортному налогу и пени за 2005 и 2006 г. Заявителем предоставлены суду уведомления налогового органа об уплате транспортного налога за 2005 и 2006 г. Доводы заявителя о том, что данные уведомления направлялись налоговым органом не по месту его жительства, судом не принимаются, поскольку данный факт не влечет освобождение налогоплательщика от обязанности уплаты налога, установленной ст. 57 Конституции РФ и ст. 23 НК РФ. Доказательств того, что Алексеев В.М. добросовестно следуя возложенной на него обязанности, предусмотренной ст. 57 Конституции РФ, ст. 23 НК РФ, обращался в налоговый орган за получением налогового уведомления, а налоговый орган отказал ему в выдаче уведомления, предоставлении расчета суммы налога, суду не представлено. Таким образом, за Алексеевым В.М. числится задолженность по уплате транспортного налога в сумме 6 585 руб., указанная задолженность образовалась в связи с неполным перечислением транспортного налога в течение 2003-2007 г. Основания прекращения обязанности по уплате налога или сбора определены в п. 3 ст. 44 НК РФ, согласно которому обязанность по уплате налога прекращается с уплатой налога налогоплательщиком. Доказательств оплаты недоимки по транспортному налогу за 2005 и 2006 года заявителем не предоставлено, более того, заявителем не оспаривается наличие недоимки по транспортному налогу, признать недействительными, незаконными налоговых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Иркутской области по оплате транспортного налога и пени за 2005 и 2006 года заявитель не просит, при этом данное право Алексееву В.М. судом разъяснялось. Согласно п. 3 ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Пунктом 1 ст. 113 НК РФ установлен трехгодичный срок для привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. Следовательно, сроки направления требования и принятии решений о взыскании недоимки по транспортному налогу истекли, налоговый орган утратил право на принудительное взыскание с Алексеева В.Н. задолженности по транспортному налогу за 2005-2006 гг. Соответственно, любые действия налогового органа, связанные со взысканием недоимки по налогу за пределами указанного срока (выставление требования об уплате налога в порядке ст. 69 НК РФ, вынесение решения о взыскании налога в порядке ст. 48 НК РФ за счет имущества налогоплательщика - физического лица), являются незаконными и не подлежат исполнению. Вместе с тем действующее законодательство, в частности статья 59 НК РФ, не предусматривает истечение предусмотренных Налоговым кодексом РФ сроков на принудительное взыскание недоимки по налогам основанием для признания ее безнадежной ко взысканию и списания с лицевого счета налогоплательщика. Из текста требований Межрайонной ИФНС России № 11 по Иркутской области № 87 от 14.01.2011 г. и № 6491 от 25.04.2011 г. следует, что налоговый орган информирует заявителя о наличии задолженности по транспортному налогу за 2005, 2006 гг. и предлагает Алексееву В.М. добровольно погасить числящуюся за ним задолженность. Направление данных требований не является мерой по принудительному взысканию транспортного налога за 2005, 2006 г.г. и является предложением на погашение налоговой задолженности исключительно добровольно, как на добросовестного налогоплательщика. Указанные требования об уплате налога соответствуют фактической обязанности налогоплательщика по уплате налога, при этом заявителем не предъявляются претензии к их содержанию. Кроме того, законом не ограничено право налогового органа указать налогоплательщику о наличии у него задолженности по налогу и предложить ему погасить ее в добровольном порядке. При этом доводы заявителя о том, что действиями должностных лиц налогового органа нарушаются его законные права как гражданина, в частности, он ограничен в праве на выезд из Российской Федерации, осуществляются препятствия по осуществлению его прав и свобод, судом не принимаются, поскольку доказательства указанных обстоятельству суду не предоставлены. На основании изложенного, суд приходит к выводу, что направляя Алексееву В.М. требования с предложением уплатить задолженность по транспортному налогу и пени за 2005, 2006 г.г., Межрайонная ИФНС России по Иркутской области нарушений налогового законодательства и нарушение прав Алексеева В.М. не допустила, оснований для признании указанных действий Межрайонной ИФНС России по Иркутской области не имеется. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении заявления Алексеева В.М. о признании незаконными действия должностных лиц Межрайонной ИФНС России №11 по Иркутской области по предложению ему уплатить транспортный налог и пени за несвоевременную уплату налога за 2005 г. и транспортный налог за 2006 г. - отказать. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд в течение десяти дней с момента изготовления мотивированного решения суда. Судья: Ю.Н. Артёмова Решение вступило в законную силу 06.10.2011 г.