о признании бездействия незаконными



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 сентября 2011 года

Братский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Орловой О.В.

при секретаре Оняновой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3674/2011 по исковому заявлению прокурора г. Братска в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования г. Братска о признании бездействия незаконным, возложении обязанности принять меры по ликвидации мест захламления,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Братска обратился в суд с исковым заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования г. Братска (далее администрация МО г. Братска) о признании бездействия по исполнению обязанностей по ликвидации мест захламления земель отходами производства и потребления по левой стороне дороги, идущей на юго-восток от развилки на БЛПК в сторону поселка Порожский, в 4 км. и 5 км. от развилки на БЛПК и возложить обязанность устранить допущенные нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду путем принятия мер по ликвидации мест захламления земель отходами производства и потребления в указанном месте.

В обоснование своих требований прокурор г. Братска указал, что в ходе проверки соответствия содержания территории Центрального округа города Братска требованиям природоохранного законодательства, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения выявлены места захламления земель отходами производства и потребления по левой стороне дороги, идущей на юго-восток от развилки на БЛПК в сторону поселка Порожский, в 4 км. и 5 км. от развилки на БЛПК. На 4 км. указанной дороги, на расстоянии от 5 м. от полотна дороги и далее зафиксировано 18 мест захламления, на которых незаконно размещены отработанные покрышки, строительный мусор, твердые бытовые отходы и т.д. Общее количество отходов составляет около 500 куб.м. Далее на 5 км. данной дороги на расстоянии от 5 м. от полотна дороги и далее зафиксировано не менее 10 мест захламления, на которых незаконно размещены строительный мусор, твердые бытовые отходы, отходы упаковочного гофрокартона, полиэтиленовая тара и т.д. Общее количество отходов составляет около 700 куб.м. В силу действующего законодательства орган местного самоуправления, в данном случае администрация муниципального образования города Братска, обязана принимать меры к ликвидации мест захламлений территории г. Братска отходами производства и потребления, которые загрязняют окружающую среду. Бездействие администрации города Братска в данной сфере ведет к нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду. Согласно выписке из реестра муниципального имущества города Братска на автомобильные дороги местного значения дорога, ведущая от развилки БЛПК до п. Порожский относится к муниципальному имуществу города Братска.

В судебном заседании помощник прокурора г. Братска Пащенко В.П. поддержала заявленные исковые требования в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснила, что действительно с учетом зимнего периода срок ликвидации указанного места захламления составляет 8 месяцев.

Представитель ответчика СОН., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ года со всеми правами сроком по ДД.ММ.ГГГГ года с исковыми требованиями не согласилась. Суду пояснила, что финансирование мероприятий по очистке захламленных территорий города Братска осуществляется в рамках муниципальной целевой программы «Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности населения города Братска на период 2007-2011 годы», утвержденной решением Думы города Братска от 22.12.2006 № 265/г-Д. На 2011 год по данной статье выделено 1 млн. рублей, которые на сегодняшний день реализованы в полном объеме. Для ликвидации мест захламления земель отходами производства и потребления по левой стороне дороги, идущей на юго-восток от развилки от БЛПК в сторону поселка Порожский, в 4 км и 5 км от развилки БЛПК, необходимо внести изменения в решение Думы города Братска от 22.12.2006 № 265/г-Д «Об утверждении муниципальной целевой программы «Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности населения города Братска на период 2007-2011 годы» в части финансирования мероприятий по очистке захламленных территорий города Братска и, соответственно, в бюджет города Братска на 2011 год. Кроме того, администрация города Братска осуществляет очистку захламленных территорий посредством заключения муниципального контракта с подрядчиком. Процедура заключения муниципального контракта осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и занимает около месяца. Исходя из вышеизложенного следует, что для ликвидации мест захламления земель отходами производства и потребления по левой стороне дороги, идущей на юго-восток от развилки от БЛПК в сторону поселка Порожский, в 4 км и 5 км от развилки БЛПК, потребуется около двух месяцев. Ликвидировать захламление земель отходами производства и потребления в зимний период не представляется возможным. В связи с эти, в соответствии со статьей 35, частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации просим суд установить в решении срок (в течение которого решение суда должно быть исполнено) - восемь месяцев со дня вступления решения суда в силу.

Представитель третьего лица Службы по охране природы и озера Байкал Иркутской области в судебное заседание не явился, будучи надлежаще извещен о месте и времени слушания дела, о причинах неявки не сообщил.

Представитель третьего лица Территориального отдела Управления федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области в судебное заседание не явился, будучи надлежаще извещены о месте и времени слушания дела, представил в суд заявление, в котором просит рассматривать дело в его отсутствие.

Выслушав доводы представителя прокурора г. Братска, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 14, подпунктом 14 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения, а организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов - к вопросам местного значения муниципального района.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 11 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Нормами ст. ст. 4, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию и обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Судом установлено, что согласно выписке из реестра муниципального имущества города Братска на автомобильные дороги местного значения от 10.11.2010 года № 29310 автодорога от п. Порожский до развилки БЛПК относится к муниципальному имуществу города Братска.

Согласно заключению государственного инспектора Иркутской области по охране природы № 222 от 14.07.2011 года при осмотре территории Центрального округа г. Братска установлено, что территория, прилегающая к автодороге от п. Порожский до развилки БЛПК местами захламлена отходами 4 и 5 класса опасности, в частности: на 4 км. указанной дороги, на расстоянии от 5 м. от полотна дороги и далее зафиксировано 18 мест захламления, на которых незаконно размещены отработанные покрышки, строительный мусор, твердые бытовые отходы и т.д. Общее количество отходов составляет около 500 куб.м. Далее на 5 км. данной дороги на расстоянии от 5 м. от полотна дороги и далее зафиксировано не менее 10 мест захламления, на которых незаконно размещены строительный мусор, твердые бытовые отходы, отходы упаковочного гофрокартона, полиэтиленовая тара и т.д. Общее количество отходов составляет около 700 куб.м.

            Согласно заключению специалиста-эксперта ТО Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Братске и Братском районе № 397 от 19.07.2011 года в ходе проверки с участием представителя прокуратуры г. Братска САЮ     установлено, что на территория вдоль автодороги жилой район Падунский - БЛПК в двух местах отмечается скопление твердых бытовых отходов 4-5 класса опасности. Место складирования твёрдых бытовых отходов в районе 4 км от развилки Б Л П К, с юго-восточной стороны ж/р Порожский: с левой стороны от полотна автодороги на расстоянии от 5 метров и далее на расстоянии до 300 метров отмечаются участки хаотичного складирования твёрдых бытовых отходов. Обнаружены полиэтиленовые бутылки, полиэтиленовая плёнка, строительный мусор, древесные отходы, покрышки отработанные, старая мебель. Общая площадь хаотичного складирования отходов в среднем составляет 1 га. Место складирования твёрдых бытовых отходов в районе 5 км от развилки Б Л П К, с юго-восточной стороны ж/р Порожский: с левой стороны от полотна автодороги на расстоянии от 5 метров и далее на расстоянии до 500 метров отмечаются участки хаотичного складирования твёрдых бытовыхотходов. Обнаружены картонные коробки из-под продуктов, полиэтиленовые бутылки, полиэтиленовая плёнка, строительный мусор, древесные отходы, стеклянный бой. текстиль, старая мебель, бой кирпичной кладки, строительный щебень. Общая площадь хаотичного складирования отходов в среднем составляет 1 га.

Факты захламления указанных мест автодороги подтверждаются также представленными фототаблицами.

Анализируя представленные суду доказательства, суд установил, действительно в ходе проведенной совместной проверки прокурора г. Братска с представителями Службы по охране природы и озера Байкал Иркутской области и Территориального отдела Управления федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области выявлены места захламления земель отходами производства и потребления по левой стороне дороги, идущей на юго-восток от развилки на БЛПК в сторону поселка Порожский, в 4 км. и 5 км. от развилки на БЛПК. На 4 км. указанной дороги, на расстоянии от 5 м. от полотна дороги и далее зафиксировано 18 мест захламления, на которых незаконно размещены отработанные покрышки, строительный мусор, твердые бытовые отходы и т.д. Общее количество отходов составляет около 500 куб.м. Далее на 5 км. данной дороги на расстоянии от 5 м. от полотна дороги и далее зафиксировано не менее 10 мест захламления, на которых незаконно размещены строительный мусор, твердые бытовые отходы, отходы упаковочного гофрокартона, полиэтиленовая тара и т.д. Общее количество отходов составляет около 700 куб.м.

        Факт наличия захламления, отходами производства и потребления в указанных местах подтверждается исследованными в ходе судебного заседания заключениями специалистов, а также приложенными к ним фототаблицами. Кроме того, данный факт не оспаривается представителем администрации Мо г. Братска.

Таким образом, установлен факт нарушения требований санитарно-эпидемиологической безопасности, установленных ст. 38 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". При этом, в силу действующего законодательства организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения. Более того, суд установил, что автодорога от п. Порожский до развилки БЛПК относится к муниципальному имуществу города Братска. Следовательно имеет место бездействие со стороны администрации муниципального образования города Братска по исполнению обязанностей, возложенных законом, по ликвидации мест захламления. Доказательств, подтверждающих выполнение необходимых действий по очистке территории автодороги со стороны администрации города Братска в указанных местах, представителем ответчика не представлено.

То обстоятельство, что финансирование мероприятий по очистке захламленных территорий города Братска на настоящий момент реализовано в полном объеме и необходимо внести изменение в решение Думы г. Братска не может служить основанием для отказа в удовлетворении настоящего иска, поскольку права граждан на благоприятную окружающую среду не может быть постановлено в зависимость от процедуры принятия нормативных актов части финансирования мероприятий по очистке захламленных территорий. Более того, суд установил, что на очистку захламленных территорий г. Братска на 2011 года выделено 1 млн. рублей, что подтверждается целевой программой «Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности населения города Братска на период 2007-2011 годы», утвержденной решением Думы города Братска от 22.12.2006 № 265/г-Д.

Вместе с тем суд учитывает, площадь захламленной территории, приближающийся зимний период, что влияет на длительность очистки захламленной территории, в связи с чем в соответствии частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным установить в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено - семь месяцев со дня вступления решения суда в силу.

При таких обстоятельствах, суд удовлетворяя требования прокурора г. Братска и возлагая обязанность на администрацию МО г. Братска устранить нарушения федерального законодательства путем принятия мер по ликвидации мест захламления земель отходами производства и потребления по левой стороне дороги, идущей на юго-восток от развилки на БЛПК в сторону поселка Порожский, в 4 км и 5 км от развилки на БЛПК, приходит к выводу, что требования прокурора г. Братска направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и в защиту прав жителей муниципального образования г. Братска на благоприятную окружающую среду.

Неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.

Таким образом, требования прокурора г. Братска в интересах неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора города Братска удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования города Братска по исполнению обязанностей по ликвидации мест захламления земель отходами производства и потребления по левой стороне дороги, идущей на юго-восток от развилки на БЛПК в сторону поселка Порожский, в 4 км и 5 км от развилки на БЛПК.

Обязать администрацию муниципального образования города Братска устранить допущенные нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду путем принятия мер по ликвидации мест захламления земель отходами производства и потребления по левой стороне дороги, идущей на юго-восток от развилки на БЛПК в сторону поселка Порожский, в 4 км и 5 км от развилки на БЛПК в течение семи месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд в десятидневный срок с момента изготовления мотивированного решения - 04 октября 2011г.

Судья                                                                           О.В. Орлова

Решение вступило в законную силу 17.10.2011 года