Р Е Ш Е Н И Е 31 октября 2011 года Братский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Гусаровой Л.В., при секретаре Бак Т.Ю., с участием помощника прокурора г. Братска Широковой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4301/2011 по заявлению прокурора г. Братска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Гамма» о понуждении разработать и согласовать с Восточно-Сибирской государственной инспекцией пробирного надзора Правила внутреннего контроля, УСТАНОВИЛ: Прокурор г. Братска обратился в Братский городской суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Гамма» о понуждении разработать и согласовать с Восточно-Сибирской государственной инспекцией пробирного надзора Правила внутреннего контроля. Просит понудить ООО «Гамма» разработать и согласовать с Восточно-Сибирской государственной инспекцией пробирного надзора Правила внутреннего контроля. В судебном заседании помощник прокурора г. Братска Широкова М.В. поддержала заявленные требования в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении, суду пояснила, что Прокуратурой г. Братска проведена проверка исполнения требований Федерального закона от 07.08.2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» ООО «Гамма». В ходе проверки было установлено, что общество с ограниченной ответственностью «Гамма» состоит на специальном учете в Восточно-Сибирской государственной инспекции пробирного надзора с *** года, однако Правила внутреннего контроля с указанной инспекцией не согласованы. В соответствии с п. 2.2. ст. 2 Устава ООО «Гамма», общество осуществляет следующие виды деятельности: розничная торговля ювелирными изделиями, производство изделий технического назначения из драгоценных металлов, производство изделий технического назначения из драгоценных камней, обработка» алмазов, обработка драгоценных, кроме алмазов, полудрагоценных, поделочных и синтетических камней, производство ювелирных изделий, производство драгоценных металлов, обработка отходов и лома цветных металлов, обработка от ходов драгоценных камней, деятельность агентов по оптовой торговле драгоценными металлами и камнями, ювелирными изделиями, оптовая торговля ювелирными изделиями, золотом и другими драгоценными металлами, драгоценными камнями, розничная торговля ювелирными изделиями. В соответствии с требованиями п. 2 ст. 7 Федерального закона № 115 - ФЗ от 07.08.2001 года «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Правила внутреннего контроля организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, должны включать порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности этой организации. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с правилами внутреннего контроля, обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате применения указанных правил и реализации программ осуществления внутреннего контроля, и сохранять ее конфиденциальный характер. Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций утверждаемых Правительством Российской Федерации. Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей определяются в соответствии с порядком устанавливаемым Правительством Российской Федерации. Требования к идентификации могут различаться в зависимости от степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. В силу п. 9 ст. 7 Федерального закона № 115 - ФЗ контроль за исполнением физическими и юридическими лицами настоящего Федерального закона в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией и осуществлением внутреннего контроля осуществляется соответствующими надзорными органами в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также уполномоченным органом в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом. Согласно постановлению Правительства РФ от 08.01.2003 года № 6 «О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом» правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, утверждаются руководителями организаций в течение 1 месяца: для создаваемых организаций - со дня их государственной регистрации в установленном порядке; для иных организаций - со дня вступления в силу настоящего Постановления. Правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, представляются на согласование в соответствующий надзорный орган, а в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности таких организаций - в Федеральную службу по финансовому мониторингу в течение 5 рабочих дней с даты их утверждения. Прокуратурой установлено, что ООО «Гамма» до настоящего времени не разработало и не согласовало с Восточно-Сибирской государственной инспекцией пробирного надзора Правила внутреннего контроля, чем нарушило требования вышеуказанного федерального законодательства. Бездействием ООО «Гамма» затрагиваются права и интересы неопределенного круга лиц, а также Российской Федерации, закрепленные в ст. 1 Федерального закона № 115 - ФЗ от 07.08.2001 года «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», предусматривающей, что настоящий Федеральный закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Просит понудить ООО «Гамма» разработать и согласовать с Восточно-Сибирской государственной инспекцией пробирного надзора Правила внутреннего контроля. Ответчик в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о дате, времени и месте судебного заседания, просит рассматривать дело в их отсутствие. Изучив все материалы дела, в том числе предмет и основание заявленного иска, исследовав и оценив все представленные по делу доказательства, выслушав в судебном заседании помощника прокурора, суд пришел к выводу, что заявленный иск подлежит удовлетворению. В соответствии с требованиями п. 2 ст. 7 Федерального закона № 115 - ФЗ от 07.08.2001 года «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Из свидетельства о государственной регистрации юридического лица серии №, свидетельства о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ серии №, карты постановки на специальный учет в государственной инспекции пробирного надзора Российской государственной пробирной палаты, свидетельства о постановке на специальный учет от *** г. № суд установил, что ООО «Гамма» состоит на специальном учете в Восточно-Сибирской государственной инспекции пробирного надзора Российской государственной пробирной палаты как юридическое лицо, осуществляющее операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями. Срок действия свидетельства до *** года. В соответствии с п. 2.2. ст. 2 Устава ООО «Гамма», общество осуществляет следующие виды деятельности: розничная торговля ювелирными изделиями, производство изделий технического назначения из драгоценных металлов, производство изделий технического назначения из драгоценных камней, обработка» алмазов, обработка драгоценных, кроме алмазов, полудрагоценных, поделочных и синтетических камней, производство ювелирных изделий, производство драгоценных металлов, обработка отходов и лома цветных металлов, обработка от ходов драгоценных камней, деятельность агентов по оптовой торговле драгоценными металлами и камнями, ювелирными изделиями, оптовая торговля ювелирными изделиями, золотом и другими драгоценными металлами, драгоценными камнями, розничная торговля ювелирными изделиями. Из сообщения Восточно-Сибирской государственной инспекции пробирного надзора № 30-03-01/1246 от 12.10.2011 года, суд установил, что Правила внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, представлялись ООО «Гамма» на согласование в госинспекцию три раза: 07.09.2009 г., 22.11.2010 г. и 06.05.2011 г. Однако, на настоящий момент (12.10.2011 г.) правила внутреннего контроля ООО «Гамма» госинспекцией не согласованы в связи с их несоответствием требованиям действующего законодательства Анализируя представленные доказательства в их совокупности, суд достоверно установил, что ООО «Гамма» является юридическим лицом, осуществляющим операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, что следует из свидетельства о государственной регистрации юридического лица серии №, свидетельства о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ серии №, карты постановки на специальный учет в государственной инспекции пробирного надзора Российской государственной пробирной палаты, свидетельства о постановке на специальный учет от *** г. №. Кроме того, данный факт подтверждается Уставом ООО «Гамма», согласно которому общество осуществляет следующие виды деятельности: розничная торговля ювелирными изделиями, производство изделий технического назначения из драгоценных металлов, производство изделий технического назначения из драгоценных камней, обработка» алмазов, обработка драгоценных, кроме алмазов, полудрагоценных, поделочных и синтетических камней, производство ювелирных изделий, производство драгоценных металлов, обработка отходов и лома цветных металлов, обработка от ходов драгоценных камней, деятельность агентов по оптовой торговле драгоценными металлами и камнями, ювелирными изделиями, оптовая торговля ювелирными изделиями, золотом и другими драгоценными металлами, драгоценными камнями, розничная торговля ювелирными изделиями. В соответствии с требованиями п. 2 ст. 7 Федерального закона № 115 - ФЗ от 07.08.2001 года «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Из сообщения Восточно-Сибирской государственной инспекции пробирного надзора № 30-03-01/1246 от 12.10.2011 года, суд установил, что Правила внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, представлялись ООО «Гамма» на согласование в госинспекцию три раза: 07.09.2009 г., 22.11.2010 г. и 06.05.2011 г. Однако, на настоящий момент (12.10.2011 г.) правила внутреннего контроля ООО «Гамма» госинспекцией не согласованы в связи с их несоответствием требованиям действующего законодательства. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление Прокурора г.Братска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц - удовлетворить. Понудить Общество с ограниченной ответственностью «Гамма» (ОГРН №), разработать и согласовать с Восточно-Сибирской государственной инспекцией пробирного надзора Правила внутреннего контроля. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд в течение десяти дней с момента изготовления мотивированного решения суда. Судья Л. В. Гусарова Вступило в законную силу 15.11.2011 г.