о взыскании з/пл



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

(заочное)

06 октября 2011 года         Братский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Шаламовой Л.М.,

при секретаре       Дремухиной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3985/2011 по иску Рыженко Н.В., Дубровиной Н.С. к Муниципальному учреждению культуры «Централизованная библиотечная система города Братска» о взыскании недоначисленной заработной платы, отпускных,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Рыженко Н.В. обратилась в суд с иском к Муниципальному учреждению культуры «Централизованная библиотечная система города Братска» (далее по тексту - МУК «ЦБС г. Братск», учреждение), в котором просит взыскать с ответчика недоначисленную заработную плату за период работы с 01.06.2011 года по 31.08.2011 года в размере *** рублей, отпускные.

В обоснование своих исковых требований истец указала, что работает в МУК «ЦБС г. Братск» уборщиком производственных и служебных помещений. Считает, что работодателем ей неверно начисляется заработная плата, поскольку он включает районный коэффициент и северную надбавку за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в минимальный размер оплаты труда, тем самым грубо нарушает ее право на справедливое вознаграждение за труд.

Определением суда от 02.09.2011 года в порядке подготовки к судебному разбирательству, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен Департамент культуры администрации города Братска.

Истец Дубровина Н.С. обратилась в суд с иском к МУК «ЦБС г. Братск» о взыскании недоначисленной заработной платы за период с 01.06.2011 года по 31.08.2011 года в размере *** рубль.

В обоснование своих требований истец указала, что также работает в МУК «ЦБС г. Братск» в качестве уборщика производственных и служебных помещений. Считает, что работодателем ей также неверно начисляется заработная плата, поскольку районный коэффициент и северная надбавка за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях включается в минимальный размер оплаты труда, тем самым грубо нарушается её право на справедливое вознаграждение за труд.

Определением суда от 29.08.2011 года в порядке подготовки к судебному разбирательству, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен Департамент культуры администрации города Братска.

Определением суда от 06.10.2011 года данные гражданские дела объединены в одно производство.

В судебное заседание истцы Рыженко Н.В., Дубровина Н.С. не явились, надлежаще уведомлены о времени и месте его проведения, просят дело рассматривать в их отсутствие.

Представитель ответчика - МУК «ЦБС города Братска» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще.

Представитель третьего лица - Департамента культуры администрации города Братска в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (ст. 7, ч.2, Конституции РФ); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ст. 37, ч.3).

По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума (Постановление Конституционного Суда РФ от 27 ноября 2008 года N 11-П).

На основе конституционных положений Трудовой кодекс РФ (ч. 3 ст. 133) предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Как следует из ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Согласно ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок её выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 Трудового кодекса РФ для установления размера районного коэффициента и порядка его применения (ст. 317 ТК РФ).

В противном случае исчисленная с учетом районного коэффициента и процентных надбавок минимальная месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, оказалась бы равной минимальной заработной плате работников, не работающих в таких местностях (в таких условиях). Это означало бы отказ от принципа справедливого вознаграждения за труд без учета особенностей труда.

Братск является местностью, приравненной к районам Крайнего Севера, в соответствии Перечнем районов, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960г. и от 26.09.1967г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967г. № 1029 «О Порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967г. «О льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях».

Из материалов дела следует, что МУК «ЦБС г. Братск» с 21.06.1994 года является действующим юридическим лицом, зарегистрированным на территории города Братска Иркутской области.

Данные обстоятельства подтверждаются копией свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц , копией свидетельства о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации, копией свидетельства о государственной регистрации предприятия, организации, учреждения, объединения .

Согласно Уставу МУК «ЦБС г. Братск», учреждение основано на муниципальной собственности с правом оперативного управления имуществом и финансируется собственником имущества учреждения. Учреждение в своей деятельности подотчетно Администрации МО города Братска в лице департамента культуры администрации города Братска.

Ответчик, как юридическое лицо, имеет самостоятельный баланс и (или) смету, лицевой счет в казначейском управлении комитета финансов города Братска. Учредителем (собственником имущества) учреждения является муниципальное образование г. Братск. Главным распорядителем бюджетных средств учреждения является Департамент культуры и молодежной политики Администрации города Братска. Учреждение от своего имени приобретает имущественные и неимущественные права и несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в арбитражных судах и судах общей юрисдикции в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с копией трудовой книжки, заполненной 22.03.1975 года на имя истца Рыженко Н.В., копией трудового договора № 59-10 от 09.08.2010 года, копией дополнительного соглашения от 17.03.2011 года, карточкой-справкой, расчетных листков, финансовой справкой от 05.10.2011 года, последняя работает в МУК «ЦБС г. Братск» с 09.08.2010 года в качестве уборщика производственных и служебных помещений. Размер её должностного оклада определен в *** рублей.

Из финансовой справки от 05.10.2011 года следует, что в спорный период Рыженко Н.В. было начислено:

июнь 2011 года - *** рублей;

июль 2011 года - *** рублей;

август 2011 года - *** рублей.

Истец Дубровина Н.С. работает в МУК «ЦБС г. Братск» с 01.06.2001 года уборщиком производственных и служебных помещений. Её месячный должностной оклад составляет *** рублей, что подтверждается копией вкладыша в трудовую книжку , копией трудового договора № 24-09 от 19.01.2009 года, копией дополнительного соглашения № 02-11 от 17.03.2011 года, карточкой-справкой, расчетными листками, финансовой справкой от 05.10.2011 года.

Из финансовой справки от 05.10.2011 года следует, что в спорный период Дубровиной Н.С. было начислено:

июнь 2011 года - *** рублей;

июль 2011 года - *** рублей;

август 2011 года - *** рубль.

Анализируя исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд находит установленным, что согласно ст. 133 ТК РФ, минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается: организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Согласно ст. 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ № 108-ФЗ от 19.06.2000г. (в ред. от 01.06.2011 года № 106-ФЗ) «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 01 июня 2011 года установлен в сумме 4 611 рублей в месяц.

При этом, с 01 января 2009 года по 31 мая 2011 года минимальный размер оплаты труда составлял 4 330 рублей в месяц (ст. 1 Федерального закона РФ № 108-ФЗ от 19.06.2000г. (в ред. от 24.07.2009 года № 213-ФЗ)).

В силу ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.

Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются: муниципальными учреждениями - за счет средств местных бюджетов.

Постановлением от 29 декабря 2009 года № 2386 «О системах оплаты труда работников муниципальных бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета г. Братска» установлена с 1 января 2010 года тарифная ставка (оклад) 1 разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета города Братска, в размере 1 601 рубль, а также утверждены межразрядные тарифные коэффициенты и тарифные ставки (оклады) второго и последующих разрядов Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета города Братска.

Согласно ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Закон РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19.02.1993г. также устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.

Таким образом, законодатель в качестве дополнительных гарантий работникам, осуществляющим трудовую деятельность в местностях с особыми климатическими условиями, установил районный коэффициент и процентные надбавки к заработной плате, которые не являются слагаемыми элементами вознаграждения за труд, механизм и размер данных выплат не находится в зависимости от размера минимальной заработной платы, гарантированной на территории РФ.

Следовательно, районные и северные надбавки являются дополнительными компенсациями, в том числе в отношении оплаты труда гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.

Поэтому доводы истцов о незаконности выплаты районного коэффициента и процентной надбавки в составе минимального размера оплаты труда, суд находит законными и обоснованными.

Следовательно, минимальный размер заработной платы работников, отработавших полностью месячную норму рабочего времени в г. Братск, с 01.06.2011 года должен составить 4 611 руб. х 50% северной надбавки х районный коэффициент 1,4 = 8 760, 90 рублей.

Из представленных финансовых справок, суд установил, что за спорный период истцам была начислена следующая заработная плата с учетом отработанного времени и занимаемых ставок:

Ф.И.О. истца

июнь

июль

август

Итого (без учета НДФЛ), руб.

Рыженко Н.В.

***

***

***

***

Дубровина Н.С.

***

***

***

***

Между тем, минимальный размер заработной платы работников, отработавших полностью месячную норму рабочего времени в г. Братск с 01.06.2011 года составляет 8 760, 90 рублей, в связи с чем, ответчик обязан был произвести начисление заработной платы за фактически отработанное истцами время в размере:

Ф.И.О. истца

июнь

июль

август

Итого (без учета НДФЛ), руб.

Рыженко Н.В.

***

***

***

***

Дубровина Н.С.

***

***

***

***

Следовательно, к выплате истцам подлежат суммы (без учета НДФЛ) в следующих размерах:

Ф.И.О. истца

июнь

июль

август

Итого (без учета НДФЛ), руб.

Рыженко Н.В.

***

***

***

***

Дубровина Н.С.

***

***

***

***

На основании вышеизложенного, суд считает необходимым исковые требования удовлетворить частично, взыскав в пользу Рыженко Н.В. за период работы с 01.06.2011 года по 31.08.2011 года недоначисленную заработную плату в размере *** рубль, в пользу Дубровиной Н.С. - в пределах заявленных требований в размере *** рубль. Оснований для взыскания недоначисленной заработной платы в большем размере суд не находит.

Кроме того, в соответствии с карточкой-справкой истца Рыженко Н.В., последняя находилась в отпуске в период с 14.07.2011 года по 26.08.2011 года, продолжительностью 44 календарных дня. При этом, из финансовой справки следует, что истцу произведена оплата отпускных в размере *** рублей (без учета НДФЛ)

Учитывая, что судом установлено нарушение ответчиком норм трудового законодательства при начислении заработной платы истцу, суд пришел к выводу, что требования истца Рыженко Н.В. о взыскании отпускных заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.

Определяя размер недоначисленных отпускных, суд исходил из следующего.

Так, суд установил, что размер заработной платы истца, при условии выработки ими полностью месячной нормы рабочего времени, должен составлять до 01.06.2011 года 8 227 рублей, а затем - 8 760, 90 рублей, следовательно, среднедневная заработная плата должна составлять *** рубль (*** рублей : 12 : 29,4 среднемесячное число календарных дней). Документов, свидетельствующих о невыработке истцом Рыженко Н.В. в течении 12 месяцев нормы рабочего времени, предшествующих наступлению первого дня отпуска, суду не представлено.

В связи с чем, размер недоначисленных отпускных составил Рыженко Н.В. составил *** рубль (без учета НДФЛ) (*** рублей (44 календарных дня отпуска х *** рубль - среднедневную заработную плату) - *** рублей (полученные отпускные)).

На основании вышеизложенного, учитывая, что размер недоначисленных отпускных истцом Рыженко Н.В. в исковом заявлении не указан, суд считает необходимым взыскать с МУК «ЦБС г. Братск» в пользу истца недоначисленные отпускные в размере *** рубля. Истцом Дубровиной Н.С. исковых требований о взыскании недоначисленных отпускных не заявлялось. Других доказательств суду не представлено.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить частично.

Взыскать с Муниципального учреждения культуры «Централизованная библиотечная система города Братска» в пользу Рыженко Н.В. недоначисленную заработную плату за период работы с 01.06.2011 года по 31.08.2011 года в размере *** рубль (без учета НДФЛ), недоначисленные отпускные в размере *** рубль (без учета НДФЛ), всего - *** рубля (без учета НДФЛ).

В удовлетворении исковых требований Рыженко Н.В. о взыскании с Муниципального учреждения культуры «Централизованная библиотечная система города Братска» недоначисленной заработной платы в размере *** рублей - о т к а з а т ь.

Взыскать с Муниципального учреждения культуры «Централизованная библиотечная система города Братска» в пользу Дубровиной Н.С. недоначисленную заработную плату за период работы с 01.06.2011 года по 31.08.2011 года в размере *** рубль (без учета НДФЛ).

Взыскать с Муниципального учреждения культуры «Централизованная библиотечная система города Братска» госпошлину в доход государства в размере *** рублей.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии решения.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда.

Судья         Л.М. Шаламова

Решение суда вступило в законную силу 15 ноября 2011 года.