Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 02 ноября 2011 года Братский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Синицыной М.П. при секретаре Солодковой С.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4448/2011 по иску Татуевой Н.В. к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад общеразвивающего вида № 99» г. Братска о взыскании недоначисленной заработной платы, У С Т А Н О В И Л: Истец Татуева Н.В. обратилась в суд с иском к ответчику Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад общеразвивающего вида № 99» г. Братска о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за июль, август, сентябрь 2011 года в размере ... рублей. В обоснование исковых требований истец указала, что работает в МДОУ «ДСОВ № 99» г. Братска сторожем-вахтером, получает заработную плату меньше минимального размера оплаты труда для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. За выполнение трудовых обязанностей ей установлена тарифная ставка по разряду по Единой тарифной сетке. Считает, что недоначисление заработной платы по разряду до величины минимального размера оплаты труда с учетом районного коэффициента и процентной надбавки нарушает ее трудовые права и не соответствует трудовому законодательству. Таким образом, к ее начисляемой заработной плате, которая не может быть ниже с 01.06.2011 года МРОТ 4611 рублей в месяц, не применяется районный коэффициент и северная процентная надбавка. Работодатель включает межразрядный коэффициент, районный коэффициент и северную надбавку за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в минимальный размер оплаты труда, что привело к недоначислению ей заработной платы. В судебное заседание истец Татуева Н.В. не явилась, извещенная надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Ответчик - представитель МДОУ «ДСОВ № 99» г. Братска Лесина Л.Н. в судебное заседание не явилась, извещенная надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, представила заявление о разбирательстве дела в отсутствие представителя. Третье лицо - представитель Администрации МО г. Братска и Департамента образования администрации г. Братска Курдюкова С.М. по доверенностям со всеми правами в судебное заседание не явилась, извещенная о месте и времени рассмотрения дела, представила заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Изучив доводы истца, изложенные в исковом заявлении, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему. В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (ст. 7, ч.2, Конституции РФ); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ст. 37, ч.3). По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума (Постановление Конституционного Суда РФ от 27 ноября 2008 года N 11-П). На основе конституционных положений Трудовой кодекс РФ (ч. 3 ст. 133) предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Согласно ст. 2 ТК РФ одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений является обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда (абзац пятый), включая, как это предусмотрено статьей 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности. Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса РФ, закрепляющими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (ст. 22), зависимость заработной платы каждого от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, а также запрет какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (ст. 132), основные государственные гарантии по оплате труда работника (ст. 130) и повышенную оплату труда в особых условиях (ст. 146). Заработная плата конкретного работника, согласно Трудовому кодексу РФ, устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (ч. 1 ст. 135), которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (ч. 2 ст.135) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом закрепленных в законодательстве критериев, в том числе условий труда, при этом заработная плата работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, должна устанавливаться в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для идентичных видов работ, но с нормальными условиями труда (ч. 1 ст. 147). Из приведенных законоположений следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен вводить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В силу международных норм и требований российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях труда (вредных и нормальных). При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должно в равной мере соблюдаться правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях, то есть в повышенном по сравнению с МРОТ размере. Как следует из ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Согласно ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок её выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 Трудового кодекса РФ для установления размера районного коэффициента и порядка его применения (ст. 317 ТК РФ). В противном случае исчисленная с учетом районного коэффициента и процентных надбавок минимальная месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, оказалась бы равной минимальной заработной плате работников, не работающих в таких местностях (в таких условиях). Это означало бы отказ от принципа справедливого вознаграждения за труд без учета особенностей труда. Братск является местностью, приравненной к районам Крайнего Севера, в соответствии Перечнем районов, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960г. и от 26.09.1967г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967г. № 1029 «О Порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967г. «О льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях». Судом достоверно установлено, что Татуева Н.В. с 01.11.2003 года работает в МДОУ «ДСОВ № 99» г. Братска сторожем-вахтером по 2 разряду Единой тарификационной сетки (далее по тексту - ЕТС), ее месячный должностной оклад составляет ... рублей, что подтверждается трудовой книжкой, выданной на ее имя, трудовым договором, дополнительным соглашением к нему, расчетными листками, финансовой справкой. Согласно ст. 133 ТК РФ, минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается: организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Согласно ст. 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ № 108-ФЗ от 19.06.2000 года (в ред. от 01.06.2011 г. № 106-ФЗ) «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 01 июня 2011 года установлен в сумме 4 611 рублей в месяц. В силу ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп. Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются: муниципальными учреждениями - за счет средств местных бюджетов. Постановлением мэра города Братска от 07.03.2008 года № 411 «О повышении с 01 февраля 2008 года размеров тарифных ставок (окладов) работников муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта» с 01 февраля 2008 года повышены в 1,14 раза размеры тарифных ставок (окладов) работников муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета города Братска, утвержденной постановлением мэра города Братска от 11.12.2007 № 3525 «Об установлении с 1 января 2008 года тарифной ставки (оклада) 1 разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета города Братска». Постановлением от 29 декабря 2009 года № 2386 «О системах оплаты труда работников муниципальных бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета г. Братска» установлена с 1 января 2010 года тарифная ставка (оклад) 1 разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета города Братска, в размере 1 601 рубль, а также утверждены межразрядные тарифные коэффициенты и тарифные ставки (оклады) второго и последующих разрядов Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета города Братска. Согласно ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Закон РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19.02.1993г. также устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера. Таким образом, законодатель в качестве дополнительных гарантий работникам, осуществляющим трудовую деятельность в местностях с особыми климатическими условиями, установил районный коэффициент и процентные надбавки к заработной плате, которые не являются слагаемыми элементами вознаграждения за труд, механизм и размер данных выплат не находится в зависимости от размера минимальной заработной платы, гарантированной на территории РФ. Следовательно, районные и северные надбавки являются дополнительными компенсациями, в том числе в отношении оплаты труда гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера. При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу, что поскольку включение в минимальный размер оплаты труда, установленных в целом по Российской Федерации, районного коэффициента и северной надбавки привело к уравниванию в оплате труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в районах, где не установлен районный коэффициент и районная надбавка, с работниками, проживающими и работающими в экстремальных природно-климатических условиях Севера, что недопустимо в силу действующего трудового законодательства РФ и норм международного трудового права. Поэтому доводы истца о незаконности выплаты районного коэффициента и процентной надбавки в составе минимального размера оплаты труда суд находит законными и обоснованными. Следовательно, минимальный размер заработной платы работников, отработавших полностью месячную норму рабочего времени в г. Братске, с 01.06.2011 года должен составить 4 611 руб. Х 50% северной надбавки Х районный коэффициент 1,4 = 8 760,90 рублей. Из финансовой справки следует, что Татуевой Н.В. за июль 2011 года выплачена заработная плата с учетом северного и районного коэффициента за 65 отработанных часов из 151,2 часа в размере ... рублей, за август 2011 года за 153 отработанных часа из 165,6 часов - ... рублей, за сентябрь 2011 года за 144 отработанных часа из 158,4 часа - ... рублей. Следовательно, размер недоначисленной заработной платы истцу Татуевой Н.В. за отработанное время составит: За июль 2011 года: ... руб. (минимальный размер оплаты труда с учетом северного и районного коэффициента) /151,2 час Х 65 часов = ... руб. (фактически выплаченная заработная плата истцу) = ... рублей (без вычета НДФЛ). За август 2011 года: ... руб. (минимальный размер оплаты труда с учетом северного и районного коэффициента)/ 165,6 часов Х 153 часа = ... рублей (без вычета НДФЛ). За сентябрь 2011 года: ... руб. (минимальный размер оплаты труда с учетом северного и районного коэффициента) / 158,4 часов Х 144 часа = ... руб. (фактически выплаченная заработная плата истцу) = ... рублей (без вычета НДФЛ). Всего: ... рублей. На основании вышеизложенного, суд считает, что исковые требования Татуевой Н.В. к МДОУ «ДСОВ № 99» г. Братска о взыскании недоначисленной заработной платы за период с 01.07.2011 года по 30.09.2011 года подлежат частичному удовлетворению в размере ... рублей, во взыскании заработной платы в большем размере следует отказать. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Татуевой Н.В. удовлетворить частично. Взыскать с Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 99» г. Братска в пользу Татуевой Н.В. задолженность по заработной плате за период с 01.07.2011 года по 30.09.2011 года в размере ... рублей ... копеек (без учета НДФЛ), в удовлетворении исковых требований о взыскании недоначисленной заработной платы в размере ... рублей ... копеек, отказать. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме. Судья: М.П. Синицына Решение вступило в законную силу 22.11.2011 года