о взыскании з\пл



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 ноября 2011 года Братский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Ястребовой Ю. В.,

при секретаре Храмовских Я.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4331/2011 по исковому заявлению Клешниной Е.А. к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида № 86» о взыскании заработной платы и отпускных,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Клешнина Е. А. обратилась в суд с иском к ответчику Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида № 86» (далее по тексту - МДОУ «ДСКВ № 86» г. Братска) о взыскании заработной платы в размере ... рублей, отпускных в размере ... рублей.

В обоснование заявленных требований истец Клешнина Е. А. указала, что работает в МДОУ «ДСКВ № 86» города Братска. За выполнение трудовых функций выплачивается заработная плата без учета МРОТ, установленного Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда».

При установлении заработной платы ответчик нарушил ст. 37 Конституции РФ, ст.ст. 129,133,146,315,316,317 ТК РФ, ст.ст. 10,11 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520. С 01.06.2011 года минимальный размер оплаты труда на всей территории РФ составляет 4661 рублей. Считает, что работодателем неверно начисляется ей заработная плата, поскольку он включает районный коэффициент и северную надбавку за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в минимальный размер оплаты труда, тем самым грубо нарушает ее право на справедливое вознаграждение за труд.

На основании вышеизложенного, просит взыскать недоначисленную и невыплаченную заработную плату в ее пользу в ... рублей и отпускные в размере ... рублей.

В судебном заседании истец Клешнина Е. А. исковые требования поддержала, по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика МДОУ «ДСКВ № 86», в судебное заседание не явился, будучи извещен надлежащим образом, просит рассматривать дело в его отсутствие; представил заявление в котором указал, что исковые требования Клешниной Е. А. удовлетворению не подлежат, поскольку срок исковой давности, предусмотренный ст.392 ТК РФ истцом пропущен.

Представитель третьего лица Администрации г. Братска - Курдюкова С. М., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, будучи извещена надлежащим образом, просит рассматривать дело в ее отсутствие.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании ст. 21 ТК РФ Работник имеет право на:

своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;

защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами.

Согласно ст. 22 ТК РФ Работодатель обязан:

соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров;

выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Анализируя исследованные в судебном заседании доказательства, в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что истец Клешнина Е. А.работает в МДОУ «ДСКВ № 86», что подтверждается представленной суду трудовой книжкой и трудовым договором.

В силу п. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда.

Согласно ст. 37 Конституции РФ труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Согласно ст. 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно названной статьи тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Согласно ч. 3 ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени, выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Минимальный размер оплаты труда установленный ст. 1 Федерального Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ (ред. от 01.06.2011 года) «О минимальном размере оплаты труда» с 01.06.2011 года составил 4 611 рублей в месяц.

Согласно Федеральному закону от 20 апреля 2007 года N54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты РФ с 1 сентября 2007 года признано утратившим силу положение ч. 4 ст. 133 ТК РФ о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда.

Исходя из анализа вышеприведенных норм трудового законодательства, суд пришел к выводу о том, что допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Суд не принимает довод истца о том, что Президиум ВС РФ своим постановлением от 10.03.2010 года также подтвердил позицию, согласно которой компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты не могут включаться в МРОТ, разъяснив, что минимальные оклады, ставки заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат и не могут быть ниже МРОТ, поскольку в силу п. 2 "Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2010 года" (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010) разъяснение на вопрос N 3 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2009 года (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 10.03.2010) отозвано.

Согласно ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Из ст. 133.1 ТК РФ следует, что размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Постановлением мэра города Братска от 11.12.2007 № 3525 «Об установлении с 1 января 2008 года тарифной ставки (оклада) 1 разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета города Братска» установлена с 1 января 2008 года тарифная ставка (оклад) 1 разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета города Братска, в размере 1404 (одна тысяча четыреста четыре) рубля, а также утверждены межразрядные тарифные коэффициенты и тарифные ставки (оклады) второго и последующих разрядов Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета города Братска.

Постановлением мэра города Братска от 07.03.2008 № 411 «О повышении с 01 февраля 2008 года размеров тарифных ставок (окладов) работников муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта» с 01 февраля 2008 года повышены в 1,14 раза размеры тарифных ставок (окладов) работников муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета города Братска, утвержденной постановлением мэра города Братска от 11.12.2007 № 3525 «Об установлении с 1 января 2008 года тарифной ставки (оклада) 1 разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета города Братска».

Глава 50 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает дополнительные гарантии при выполнении работы в особых условиях труда. Так, согласно ст. ст. 146, 148, 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, т.е. в повышенном по сравнению с МРОТ размере.

В соответствии со ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

На основании ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Закон РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19.02.1993 г. также устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.

Следовательно, районные и северные надбавки являются дополнительными компенсациями, в том числе в отношении оплаты труда гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.

Город Братск является местностью, приравненной к районам Крайнего Севера, в соответствии с Перечнем районов, на которое распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 г. и от 26.09.1967г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967г. № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967г. «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера».

Таким образом, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях оплата труда осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, поэтому районный коэффициент и северная надбавка не входят в минимальный размер оплаты труда.

        Таким образом, минимальный размер заработной платы работников, отработавших полностью месячную норму рабочего времени в г. Братске, должен составить 4611 руб. + 50% северная надбавка + 40 % районный коэффициент = 8760,90 рублей.

Рассматривая ходатайство представителя ответчика об отказе в удовлетворении заявленных требований в связи с пропуском срока на обращение в суд, судом установлено следующее.

Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. При пропуске по уважительным причинам сроков, они могут быть восстановлены судом.

В суд исковое заявления истца поступило 28.09.2011 года, о чем свидетельствует штамп Братского городского суда.

Таким образом, суд приходит к выводу, что истцом срок на обращение в суд с требованиями о взыскании с ответчика в ее пользу недоначисленной заработной платы за июль 2011 года и отпускных начисленных в августе - не пропущен.

Из справки о доходах, расчетных листков, представленной истцом, финансовой справки, представленной работодателем, судом установлено, что начисленная истцу Клешниной Е. А. заработная плата за спорный период в июле 2011 года, с учетом отработанного времени составляла сумму:

     Июль 2011 года -      ... рублей, отработано 14 дней, по графику 21 день.

При этом работодателем заработная плата истца исчислялась из оклада, установленного истцу, с учетом отработанного времени, с начислением районного коэффициента 40% и северной надбавки 50%.

Судом произведен следующий расчет задолженности по заработной плате Клешниной Е. А. за июль 2011 года:

    Июль 2011: 8760,90 х 14 : 21- ... = ... рублей.     

Итого недоначислено: ... рублей.

На основании вышеизложенного, суд считает необходимым исковые требования истца Клешниной Е. А. о взыскании с ответчика в ее пользу заработной платы в сумме ... рублей удовлетворить.

Разрешая требования истца о взыскании с ответчика в ее пользу суммы недоначисленных отпускных, суд не соглашается с расчетом отпускных, представленных истцом, поскольку данный расчет не основан на законе.

Согласно пояснений истца, которые подтверждаются представленной МДОУ «ДСКВ № 86» справкой - расчетом среднего заработка и сумм к начислению от 07.11.2011 года, с 01.08.2011 года по 13.09.2011 года Клешнина Е. А. находилась в очередном отпуске за расчетный период с 01.08.2010 года по 31.07.2011 года.

Судом установлено, что

- в соответствии с решением Братского городского суда от 18.05.2011 года с МДОУ «ДСКВ № 86» в пользу Клешниковой Е. А. взыскана недоначисленная заработная плата в размере ... рублей (за январь 2011 года в размере ... рублей, за февраль 2011 года в размере ... рублей, за март 2011 года в размере ... рублей);

- в соответствии с решением Братского городского суда от 17.08.2011 года, с МДОУ «ДСКВ № 86» в пользу Клешниковой Е. А. взыскана недоначисленная заработная плата за период с апреля по июль 2011 года в размере ... рублей (за апрель 2011 года в размере ... рублей, за май 2011 года в размере ... рублей );

Также, настоящим решением установлено, что Клешниной Е. А. была недоначислена заработная плата за июль 2011 года в сумме ... рублей, в связи с чем суд считает необходимым произвести расчет задолженности по отпускным.

В соответствии со ст. 139 ТК РФ, средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,4 (среднемесячное число календарных дней).

Средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в рабочих днях, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, а также для выплаты компенсации за неиспользованные отпуска определяется путем деления суммы начисленной заработной платы на количество рабочих дней по календарю шестидневной рабочей недели.

С учетом выводов суда, а также представленной финансовой справки расчета среднего заработка и сумм к начислению, заработок истца за последние 12 календарных месяцев, предшествующих отпуску составит ... рублей.

Соответственно, среднедневной заработок истца составит:

... рублей : 261,18 (всего дней для расчета) = ... рублей.

Таким образом, сумма отпускных подлежащая выплате истцу должна составлять:

... (среднедневной заработок) х 44 (количество дней отпуска) = ... рублей.

Из справки - расчета, представленного представителем ответчика, установлено, что Клешниной Е. А. были выплачены отпускные за расчетный период с 01.08.2010 года по 31.07.2011 года в размере ... рублей.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что истцу недоначислено отпускных за расчетный период с 01.08.2010 года по 31.07.2011 года в размере ... рублей (... рублей -     ... рублей).

     Таким образом, суд считает необходимым исковые требования истца Клешниной Е. А. о взыскании с ответчика в ее пользу задолженности по отпускным в сумме ... рублей удовлетворить; в удовлетворении требований истца о взыскании с ответчика в ее пользу отпускных в большем размере в сумме ... рублей - отказать.

Руководствуясь ст. 194 -199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Клешниной Е.А. к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида № 86» о взыскании заработной платы и отпускных - удовлетворить частично.

Взыскать с Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 86» в пользу Клешниной Е.А. недоначисленную заработную плату за июль 2011 года в сумме ... рублей, отпускные в размере ... рублей, всего ... рублей.

В удовлетворении исковых требований Клешниной Е.А. к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида № 86» о взыскании отпускных в размере ... рублей - отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд в течении десяти дней.

Судья:                                   Ю.В. Ястребова

Решение вступило в законную силу 02.12.2011