Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 08 августа 2011 года Братский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Синицыной М.П. при секретаре Солодковой С.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 3295/2011 по иску Кругловой Н.Б. к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида № 37» г. Братска о взыскании недополученной заработной платы, компенсации морального вреда, У С Т А Н О В И Л: Истец Круглова Н.Б. обратилась в суд с иском к ответчику Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида № 37» г. Братска о взыскании недополученной заработной платы за апрель, май, июнь 2011 года в размере *** рублей, компенсации морального вреда в размере *** рублей. В обоснование исковых требований истец указала, что работает в МДОУ «ДСКВ № 37» г. Братска, получает заработную плату меньше минимального размера оплаты труда для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. За выполнение трудовых обязанностей ей установлена тарифная ставки по разряду по Единой тарифной сетке. Считает, что недоначисление заработной платы по разряду до величины минимального размера оплаты труда с учетом районного коэффициента и процентной надбавки нарушает ее трудовые права и не соответствует трудовому законодательству. Таким образом, к ее начисляемой заработной плате, которая не может быть ниже МРОТ 4330 рублей в месяц, а с 01.06.2011 года 4611 рублей, не применяется районный коэффициент и северная процентная надбавка. Работодатель включает межразрядный коэффициент, районный коэффициент и северную надбавку за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в минимальный размер оплаты труда, что привело к недоначислению ей заработной платы. В судебном заседании истец Круглова Н.Б. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении. Суду пояснила, что она работает в МДОУ «ДСКВ № 37» г. Братска сторожем (вахтером) по 2 разряду. Размер тарифной ставки (оклада) не может быть меньше одного МРОТ, установленного федеральным законом. Считает, что установление равной оплаты труда работникам, работающим в обычных условиях труда, и работникам, трудовая деятельность которых осуществляется в особых условиях труда, нарушают право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации. Она работает в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и фактически была лишена гарантий, в отношении районных коэффициентов и процентной надбавки к заработной плате. К начисляемой ей заработной плате, которая не может быть ниже МРОТ 4330 рублей в месяц, а с 01.06.2011 года 4611 рублей, не применяется межразрядный коэффициент, районный коэффициент и северная процентная надбавка. Просит суд удовлетворить ее исковые требования в полном объеме, взыскав с МДОУ «ДСКВ № 37» г. Братска в ее пользу недоначисленную заработную плату за период с 01.04.2011 года по 30.06.2011 года в размере *** рублей. Ответчик - представитель МДОУ «ДСКВ № 37» г. Братска Тарасова Н.С. в судебное заседание не явилась, извещенная надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, представила заявление о разбирательстве дела в отсутствие представителя. Третье лицо - представитель Департамента образования администрации г. Братска Курдюкова С.М. по доверенности от 23.03.2011 года в судебное заседание не явилась, извещенная о месте и времени рассмотрения дела, представила заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Выслушав доводы истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему. В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (ст. 7, ч.2, Конституции РФ); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ст. 37, ч.3). По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума (Постановление Конституционного Суда РФ от 27 ноября 2008 года N 11-П). На основе конституционных положений Трудовой кодекс РФ (ч. 3 ст. 133) предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Согласно ст. 2 ТК РФ одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений является обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда (абзац пятый), включая, как это предусмотрено статьей 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности. Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса РФ, закрепляющими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (ст. 22), зависимость заработной платы каждого от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, а также запрет какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (ст. 132), основные государственные гарантии по оплате труда работника (ст. 130) и повышенную оплату труда в особых условиях (ст. 146). Заработная плата конкретного работника, согласно Трудовому кодексу РФ, устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (ч. 1 ст. 135), которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (ч. 2 ст.135) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом закрепленных в законодательстве критериев, в том числе условий труда, при этом заработная плата работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, должна устанавливаться в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для идентичных видов работ, но с нормальными условиями труда (ч. 1 ст. 147). Из приведенных законоположений следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен вводить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В силу международных норм и требований российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях труда (вредных и нормальных). При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должно в равной мере соблюдаться правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях, то есть в повышенном по сравнению с МРОТ размере. Как следует из ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Согласно ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок её выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 Трудового кодекса РФ для установления размера районного коэффициента и порядка его применения (ст. 317 ТК РФ). В противном случае исчисленная с учетом районного коэффициента и процентных надбавок минимальная месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, оказалась бы равной минимальной заработной плате работников, не работающих в таких местностях (в таких условиях). Это означало бы отказ от принципа справедливого вознаграждения за труд без учета особенностей труда. Братск является местностью, приравненной к районам Крайнего Севера, в соответствии Перечнем районов, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960г. и от 26.09.1967г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967г. № 1029 «О Порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967г. «О льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях». Судом достоверно установлено, что Круглова Н.Б. с 25.10.2005 года работает в МДОУ «ДСКВ № 37» г. Братска сторожем (вахтером) по 2 разряду Единой тарификационной сетки (далее по тексту - ЕТС), ее месячный должностной оклад составляет *** рублей, что подтверждается трудовой книжкой, выданной на ее имя, трудовым договором от 25.10.2005 года и соглашением к нему, справкой с места работы МДОУ ДСКВ № 37 от 11.07.2011 года, расчетными листками, финансовой справкой. Согласно ст. 133 ТК РФ, минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается: организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Согласно ст. 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ № 82-ФЗ от 19.06.2000г. «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 01 января 2009 года установлен в сумме 4 330 рублей в месяц. В силу ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп. Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются: муниципальными учреждениями - за счет средств местных бюджетов. Постановлением мэра города Братска от 07.03.2008 года № 411 «О повышении с 01 февраля 2008 года размеров тарифных ставок (окладов) работников муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта» с 01 февраля 2008 года повышены в 1,14 раза размеры тарифных ставок (окладов) работников муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета города Братска, утвержденной постановлением мэра города Братска от 11.12.2007 № 3525 «Об установлении с 1 января 2008 года тарифной ставки (оклада) 1 разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета города Братска». Постановлением от 29 декабря 2009 года № 2386 «О системах оплаты труда работников муниципальных бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета г. Братска» установлена с 1 января 2010 года тарифная ставка (оклад) 1 разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета города Братска, в размере 1 601 рубль, а также утверждены межразрядные тарифные коэффициенты и тарифные ставки (оклады) второго и последующих разрядов Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета города Братска. Следовательно, оклад истца Кругловой Н.Б., работающей в МДОУ «ДСКВ № 37» г. Братска, с апреля 2011 года установлен в размере *** рублей. Вместе с тем, ст. 132 ТК РФ предусмотрено, что заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда. Согласно ст. 146 ТК РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. Также в повышенном размере оплачивается труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями. Из системного толкования вышеуказанных норм ТК РФ следует, что действующим трудовым законодательством гарантированы дополнительные компенсации в отношении оплаты труда гражданам в связи с их работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера. Данные компенсации, исходя из характера и целевой направленности, не могут поглощаться размером минимальной заработной платы, установленной для всех граждан Российской Федераций независимо от места их проживания. В связи с чем, суд считает, что включение в минимальный размер оплаты труда, установленных в целом по Российской Федерации, районного коэффициента и северной надбавки, приведет к уравниванию в оплате труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в районах, где не установлен районный коэффициент и районная надбавка, с работниками, проживающими и работающими в экстремальных природно-климатических условиях Севера, что недопустимо в силу действующего трудового законодательства РФ и норм международного трудового права. Исходя из этого, суд приходит к выводу, что до принятия Регионального соглашения о минимальной заработной плате в Иркутской области на 2011 год минимальный размер оплаты труда истцов работников муниципального учреждения города Братска, должен составлять 8227 рублей. При этом, определяя размер существующей задолженности по заработной плате, суд исходил из следующего. Согласно ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Закон РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19.02.1993 года также устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера. Районные и северные надбавки являются дополнительными компенсациями, в том числе в отношении оплаты труда гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера. Таким образом, законодатель в качестве дополнительных гарантий работникам, осуществляющим трудовую деятельность в местностях с особыми климатическими условиями, установил районный коэффициент и процентные надбавки к заработной плате, которые не являются слагаемыми элементами вознаграждения за труд, механизм и размер данных выплат не находится в зависимости от размера минимальной заработной платы, гарантированной на территории РФ. Следовательно, минимальный размер заработной платы работников, отработавших полностью месячную норму рабочего времени в г. Братск, до 01.06.2011 года должен составить 4 330 руб. Х 50% северной надбавки Х районный коэффициент 1,4 = 8 227 рублей. Согласно ч. 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Так же данная статья дает понятие тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы. Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствие с действующим у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными Согласно ст. 133.1 ТК РФ размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Данные обстоятельства подтверждаются также Определением Конституционного Суда РФ от 01.10.2009г № 1160 «По жалобе граждан Миткалева, Хисаевой и Юмагулова на нарушение их конституционных прав пунктами 1 и 2 ФЗ « О внесении изменений в ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты РФ», из которого следует, что институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума. В ходе совершенствования трудового законодательства федеральный законодатель существенно увеличив минимальный размер оплаты труда и признав утратившей ч.4 ст. 133 ТК РФ, обеспечивающую установление тарифной ставки (оклада) в размере не ниже минимального размера оплаты труда, при установлении оплаты труда предусмотрел в качестве обязательного единственное условие - заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Таким образом, межразрядный тарифный коэффициент включается в тарифную ставку (оклад), которая не может быть начислена менее чем 4330 рублей до 01.06.2011 года, в связи с чем, межразрядный тарифный коэффициент не может быть применен путем умножения на минимальный размер оплаты труда. В то же время в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях оплата труда осуществляется с применением районных коэффициентов к заработной плате, поэтому районный коэффициент и северная надбавка не входят в минимальный размер оплаты труда (ст.ст. 315-317 ТК РФ). Согласно Региональному соглашению о минимальной заработной плате в Иркутской области на 2011 год для работников организаций, расположенных в муниципальном образовании города Братска и муниципальном образовании "Братский район", с 1 июня 2011 года размер минимальной заработной платы установлен в сумме *** рублей. Кроме того, с 01.06.2011 года в размер минимальной заработной платы в Иркутской области включаются компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Из финансовой справки следует, что Кругловой Н.Б. за апрель 2011 года выплачена заработная плата с учетом северного и районного коэффициента в размере *** рублей, за май 2011 года - *** рублей, за июнь 2011 года - *** рублей. Размер недоначисленной заработной платы истцу Кругловой Н.Б. за отработанное время составит: За апрель 2011 года: 8227 руб. (минимальный размер оплаты труда с учетом северного и районного коэффициента) /151,2 ч. Х 147 ч. = *** руб. - *** руб. (фактически выплаченная заработная плата истцу) = *** рублей (без вычета НДФЛ). За май 2011 года: 8227 руб. (минимальный размер оплаты труда с учетом северного и районного коэффициента) / 144 ч. Х 140 ч. = *** руб. - *** руб. (фактически выплаченная заработная плата истцу) = *** рублей (без вычета НДФЛ). За июнь 2011 года: 5476 руб. (минимальный размер оплаты труда с учетом северного и районного коэффициента с 01.06.2011 года, установленный региональным соглашением ) / 151,2 ч. Х 147 ч. = *** руб. - *** руб. (фактически выплаченная заработная плата истцу) = *** рублей (без вычета НДФЛ). Всего: *** рублей (*** руб. + *** руб.) На основании вышеизложенного, суд считает, что исковые требования Кругловой Н.Б. к МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 37» г. Братска о взыскании недоначисленной заработной платы за период с 01.04.2011 года по 30.06.2011 года подлежат частичному удовлетворению. С МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 37» г. Братска следует взыскать недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с 01.04.2011 года по 30.06.2011 года в размере *** рублей. Оснований для взыскания заработной платы в большем размере суд не находит. Разрешая требование истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда, суд приходит к следующему. На основании п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», учитывая, что гражданское законодательство не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда в случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу ст. 21 и ст. 237 ТК РФ вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы). В соответствии со статьей 237 ТК РФ компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости. Удовлетворяя частично требование истца Кругловой Н.Б. о взыскании с ответчика недополученной заработной платы, и разрешая ее требование о взыскании компенсации морального вреда, решая вопрос о размере компенсации морального вреда, суд исходит из фактических обстоятельств дела, характера причиненных истцу Кругловой Н.Б. нравственных страданий, а также, учитывая требования разумности и справедливости, считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца Кругловой Н.Б. компенсацию морального вреда в размере *** рублей, в удовлетворении требования о взыскании компенсации морального вреда в большем размере - *** рублей отказать. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Кругловой Н.Б. удовлетворить частично. Взыскать с Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 37» г. Братска в пользу Кругловой Н.Б. задолженность по заработной плате за период с 01.04.2011 года по 30.06.2011 года в размере *** рублей *** копеек (без учета НДФЛ), компенсацию морального вреда в размере *** рублей, в удовлетворении исковых требований о взыскании недоначисленной заработной платы в размере *** рубля *** копейки, компенсации морального вреда в размере *** рублей отказать. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме. Судья: М.П. Синицына Решение вступило в законную силу 17.11.2011 года