о взыскании з/пл



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(заочное)

01 ноября 2011 года Братский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Шаламовой Л.М.,

при секретаре       Дремухиной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4148/2011 по иску Гуляевой Н.Л. к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад общеразвивающего вида № 91» о взыскании недоначисленной заработной платы, возложении обязанности начислять и выплачивать заработную плату не ниже МРОТ с учетом межразрядного коэффициента,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратилась в Братский городской суд с иском к ответчику Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад общеразвивающего вида № 91» (далее по тексту - МДОУ «ДСОВ № 91») о взыскании недоначисленной заработной платы за период работы с 01.05.2011 года по 31.07.2011 года в размере *** рублей, возложении обязанности начислять и выплачивать заработную плату не ниже МРОТ с учетом межразрядного коэффициента при условии отработки нормы рабочего времени.

В обоснование исковых требований указала, что она работает в МДОУ «ДСОВ № 91» г. Братск в должности младшего воспитателя по 4разряду Единой тарификационной сетки. Считает, что работодателем неверно начисляется ей заработная плата, поскольку он включает районный коэффициент и северную надбавку за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в минимальный размер оплаты труда, тем самым грубо нарушает её право на справедливое вознаграждение за труд.

Истец Гуляева Н.Л. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежаще, просит дело рассмотреть в ее отсутствие.

Представитель ответчика - МДОУ «ДСОВ № 91» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще.

Представитель третьего лица - Департамента образования администрации города Братска, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (ст. 7, ч.2, Конституции РФ); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ст. 37, ч.3).

По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума (Постановление Конституционного Суда РФ от 27 ноября 2008 года N 11-П).

На основе конституционных положений Трудовой кодекс РФ (ч. 3 ст. 133) предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Как следует из ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Согласно ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок её выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 Трудового кодекса РФ для установления размера районного коэффициента и порядка его применения (ст. 317 ТК РФ).

В противном случае исчисленная с учетом районного коэффициента и процентных надбавок минимальная месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, оказалась бы равной минимальной заработной плате работников, не работающих в таких местностях (в таких условиях). Это означало бы отказ от принципа справедливого вознаграждения за труд без учета особенностей труда.

Братск является местностью, приравненной к районам Крайнего Севера, в соответствии Перечнем районов, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960г. и от 26.09.1967г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967г. № 1029 «О Порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967г. «О льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях».

Судом достоверно установлено, что Гуляева Н.Л. с 23.08.2010 года работает в МДОУ «ДСОВ № 91» младшим воспитателем по 4разряду ЕТС. Её месячный должностной оклад составляет *** руб., что подтверждается трудовой книжкой серии ТК № 9390967, выданной на имя истца, справками МДОУ «ДСОВ № 91», финансовой справкой.

Из финансовой справки следует, что Гуляевой Н.Л. в спорное время было начислено:

май 2011 года - *** руб.;

июнь 2011 года - *** руб.;

июль 2011 года - *** руб..

Анализируя исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд находит установленным, что согласно ст. 133 ТК РФ, минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается: организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Согласно ст. 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ № 108-ФЗ от 19.06.2000г. (в ред. от 01.06.2011 года № 106-ФЗ) «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 01 июня 2011 года установлен в сумме 4 611 рублей в месяц.

При этом, с 01 января 2009 года по 31 мая 2011 года минимальный размер оплаты труда составлял 4 330 рублей в месяц (ст. 1 Федерального закона РФ № 108-ФЗ от 19.06.2000г. (в ред. от 24.07.2009 года № 213-ФЗ)).

В силу ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.

Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются: муниципальными учреждениями - за счет средств местных бюджетов.

Постановлением от 29 декабря 2009 года № 2386 «О системах оплаты труда работников муниципальных бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета г. Братска» установлена с 1 января 2010 года тарифная ставка (оклад) 1 разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета города Братска, в размере 1 601 рубль, а также утверждены межразрядные тарифные коэффициенты и тарифные ставки (оклады) второго и последующих разрядов Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета города Братска.

Согласно ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Закон РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19.02.1993г. также устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.

Таким образом, законодатель в качестве дополнительных гарантий работникам, осуществляющим трудовую деятельность в местностях с особыми климатическими условиями, установил районный коэффициент и процентные надбавки к заработной плате, которые не являются слагаемыми элементами вознаграждения за труд, механизм и размер данных выплат не находится в зависимости от размера минимальной заработной платы, гарантированной на территории РФ.

Следовательно, районные и северные надбавки являются дополнительными компенсациями, в том числе в отношении оплаты труда гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.

При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу, что включение в минимальный размер оплаты труда, установленный в целом по Российской Федерации, районного коэффициента и северной надбавки, привело к уравниванию в оплате труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в районах, где не установлен районный коэффициент и районная надбавка, с работниками, проживающими и работающими в экстремальных природно-климатических условиях Севера, что недопустимо в силу действующего трудового законодательства РФ и норм международного трудового права.

Поэтому доводы истца о незаконности выплаты районного коэффициента и процентной надбавки в составе минимального размера оплаты труда, суд находит законными и обоснованными.

Следовательно, минимальный размер заработной платы работников, отработавших полностью месячную норму рабочего времени в г. Братск до 31 мая 2011 года, должен составить 4 330 руб. х 50% северной надбавки х районный коэффициент 1,4 = 8 227 руб.00 коп.

При этом, с 01 июня 2011 года минимальный размер заработной платы работников, отработавших полностью месячную норму рабочего времени в г. Братск должен составить 4 611 руб. х 50% северной надбавки х районный коэффициент 1,4 = 8 760, 90 рублей.

Определяя размер задолженности по заработной плате, суд исходил из представленной финансовой справки, где указано, что за спорный период истцу была начислена следующая заработная плата с учетом отработанного времени и занимаемых ставок:

Ф.И.О. истца

май

июнь

июль

Итого (без учета НДФЛ), руб.

Гуляева Н.Л.

***

***

***

***

Между тем, минимальный размер заработной платы работников, отработавших полностью месячную норму рабочего времени в г. Братск до 31 мая 2011 года составлял 8 227 рублей, а с 01 июня 2011 года - 8 760, 90 рублей, в связи с чем, ответчик обязан был произвести начисление заработной платы за фактически отработанное истцом время в размере:

Ф.И.О. истца

май

июнь

июль

Итого (без учета НДФЛ), руб.

Гуляева Н.Л.

***

***

***

***

Следовательно, к выплате истцу подлежат суммы (без учета НДФЛ) в следующих размерах:

Ф.И.О. истца

май

июнь

июль

Итого (без учета НДФЛ), руб.

Гуляева Н.Л.

***

***

***

***

На основании вышеизложенного, суд считает необходимым исковые требования истца о взыскании с МДОУ «ДСОВ № 91» недоначисленной заработной платы удовлетворить частично, взыскав в пользу Гуляевой Н.Л. недоначисленную заработную плату в размере *** рубля. Оснований для взыскания недоначисленной заработной платы в большем размере суд не находит. Время нахождения истца на больничном, при расчете задолженности по заработной плате, не учитывалось, так как требований о взыскании недоначисленного пособия по временной нетрудоспособности истцом не заявлялось.

Разрешая требования истца о возложении на МДОУ «ДСОВ № 91» обязанности начислять и выплачивать заработную плату не ниже МРОТ с учетом межразрядного коэффициента при условии отработки нормы рабочего времени, суд исходил из следующего.

Так, в соответствии с трудовым законодательством, действующим на территории Российской Федерации, межразрядный тарифный коэффициент начисляется работнику на заработную плату, следовательно, входит в ее состав. При этом, именно заработная плата в общем смысле не может быть ниже МРОТ. При таких обстоятельствах, требование истца об обязанности начислять и выплачивать заработную плату не ниже МРОТ с учетом межразрядного коэффициента при условии отработки нормы рабочего времени не основано на законе, в связи с чем, суд не находит оснований для их удовлетворения. Других доказательств суду не представлено.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить частично.

Взыскать с Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 91» в пользу Гуляевой Н.Л. недоначисленную заработную плату за период работы с 01.05.2011 года по 31.07.2011 года в размере *** рубля (без учета НДФЛ).

В удовлетворении исковых требований Гуляевой Н.Л. о взыскании недоначисленной заработной платы в размере *** рублей, возложении на Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 91» обязанности начислять и выплачивать заработную плату не ниже МРОТ с учетом межразрядного коэффициента при условии отработки нормы рабочего времени - о т к а з а т ь.

Взыскать с Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 91» государственную пошлину в доход государства в размере *** рублей.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии решения.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда.

Судья         Л.М. Шаламова

Решение суда вступило в законную силу 13 декабря 2011 года.