об обязани оборудовать приспособления для инвалидов



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 ноября 2011 года Братский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Орловой О.В.,

при секретаре      Оняновой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4641/2011 по иску прокурора Падунского района г. Братска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 34», администрации муниципального образования города Братска о признании незаконным бездействия и возложении обязанности оборудовать входы в образовательное учреждение специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов, установлении срока,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Падунского района г. Братска обратился в Братский городской суд с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 34» (далее МОУ «СОШ № 34»), администрации муниципального образования г. Братска (далее администрация г. Братска), в котором просит признать незаконным бездействие ответчиков, выразившееся в не оборудовании входа в нежилое здание, расположенное по адресу: *** специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа детей-инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения и возложить на них обязанность оборудовать вход в указанное здание специальными приспособлениями (перилами, пандусами) для беспрепятственного доступа детей-инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения в указанное учреждение, а также установить разумный срок для совершения указанных действий.

В обоснование своих требований прокурор указал, что на территории Падунского и Правобережного округов города Братска проживает 564 ребенка-инвалида, из них в общеобразовательных учреждениях Падунского и Правобережного округов обучается 163 ребенка-инвалида. На дому по индивидуальной образовательной программе обучается 22 ребенка-инвалида, часть из них также может и вправе посещать общеобразовательные учреждения. Статьей 18 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 года (в редакции от 24.07.2009 года) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на образовательные учреждения возложено обеспечение образования детьми-инвалидами, получение инвалидами среднего общего образования. Перечисленные требования закона в муниципальном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 34» должным образом не исполнены: доступ детей-инвалидов в образовательное учреждение значительно затруднен в виду отсутствия пандусов и поручней при входе в здание школы, что подтверждается актом обследования от 06.10.2011 года. Отсутствие специальных приспособлений (перил, пандусов) для беспрепятственного доступа инвалидов в названные помещения свидетельствует о несоблюдении вышеперечисленных требований действующего законодательства, затрудняет реализацию гражданами с ограниченными физическими способностями их гражданских прав на получение муниципальных услуг и не отвечает принципу социального государства, направленному на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, провозглашенному ст. 7 Конституции РФ. Исходя из норм федерального законодательства, обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления.

Помощник прокурора Падунского района г. Братска Гранина Ю.Ю. исковые требования поддержала. Суду указала на доводы, изложенные в исковом заявлении, дополнительно пояснила, что задние, в котором расположена МОУ «СОШ № 34» является также избирательным участком 386, в связи с чем в данном случае помимо детей-инвалидов затрагиваются и интересы групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

В судебном заседании представитель ответчика администрации муниципального образования г. Братска - Москаленко О.Н., действующая на основании доверенности № 7215/01/11 от 04.05.2011 года со всеми правами сроком по 31.12.2011 года, исковое заявление не признала. Суду пояснила, что в соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке предусмотренном главой 25 ГПК РФ за защитной прав и законных интересов конкретного гражданина при условии, что нарушены его права, созданы препятствия к осуществлению им прав и свобод, то есть нарушение должно иметь последствия. Кроме того, на момент введения в эксплуатацию здания МОУ «СОШ № 34», требований в части обеспечения доступности зданий для инвалидов законодательством не предусматривалось, постройка соответствовала строительным нормам и правилам. Согласно СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 № 73 продольный уклон пути движения, по которому возможен проезд инвалидов на креслах-колясках не должен превышать 5%. Уклон лестницы центрального входа составляет более 5%. Таким образом приспособить объект полностью для нужд инвалидов невозможно без проведения полной реконструкции здания. Создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, закрепленное ч.1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ носит общий характер и не содержит указания на конкретные способы ее исполнения. Кроме того, администрации г. Братска является ненадлежащим ответчиком, поскольку для МОУ «СОШ № 34» распорядителем бюджетных средств является департамент образования администрации г. Братска, а не администрация МО г. Братска. На основании изложенного, просит в удовлетворении требований прокурора Падунского района города Братска отказать.

Представитель ответчика МОУ «СОШ № 34» Филиппова Т.А., действующая на основании прав по должности, в судебном заседании исковые требования не признала. Суду пояснила, что права детей инвалидов, обучающихся в СОУ «СОШ № 34» не нарушаются, поскольку в школе имеются учителя, которые выходят к детям, обучающимся на дому. Тот факт, что территория школы является избирательным участком также не нарушает права других инвалидов, поскольку они могут проголосовать на дому. Вход в учреждение действительно не оборудован специальными приспособлениями для доступа инвалидов-колясочников, так как не запланирован в проекте 1969 года.      

Изучив все материалы дела, в том числе предмет и основание заявленного иска, исследовав и оценив все представленные по делу доказательства в их совокупности, выслушав в судебном заседании полномочных представителей сторон, которые полностью поддержали и изложили свои позиции по делу, суд пришел к выводу, что заявленный иск подлежит удовлетворению.

Статьей 19 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной принадлежности.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии со статьей 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование, гарантируется общедоступность образования в муниципальных образовательных учреждениях.

В соответствии со ст. 51 Закона РФ «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992 г. (в редакции от 10.11.2009 г.) образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством РФ и уставом данного образовательного учреждения.

В соответствии со ст.31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления городского округа по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 года (в редакции от 24.07.2009 года) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия, необходимые для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

В соответствии со статьей 1 ФЗ № 124-ФЗ от 24.07.1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (в редакции от 17.12.2009 года) социальная инфраструктура для детей представляет собой систему объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций, независимо от организационно-правовых форм, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания. К объектам социальной, инженерной инфраструктуры, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения относятся административные здания и сооружения, в том числе объекты и учреждения образования.

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов не допускается (ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 года (в редакции от 24.07.2009 года) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».)

В соответствии со ст.ст. 8, 46 Градостроительного кодекса РФ № 190-ФЗ от 29.12.1994 года (в редакции от 13.05.2008 года) к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности относится выдача разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении реконструкции, расположенных на территории городского округа. В состав проектной документации по объекту включается раздел - перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам образования.

В соответствии со ст. 46 Федерального закона РФ № 184 от 27.12.2002 г. (в редакции от 30.12.2009 года) «О техническом регулировании» санитарные нормы и правила являются обязательными к применению.

В соответствии с постановлением № 73 от 29.11.1999 г. Государственного Комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу принят Свод Правил «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», согласно которому доступными для маломобильных групп населения должны быть школы, в которых непосредственно обучаются дети-инвалиды.

Судом установлено, что согласно выписке из реестра муниципального имущества г. Братска № 30987 от 14.10.2011 года нежилое здание - СОШ № 34, расположенное по адресу: ***, находится в муниципальной собственности.

Свидетельством о государственной регистрации права от 13.06.2007 года подтверждается, что собственником нежилого помещения - СОШ № 34, расположенного по адресу: ***, является муниципальное образование г. Братска.

Актом обследования ОУУП и ПДН ОП № 3 УМВД России по г. Братску от 06.10.2011 года подтверждается, что лестниц центрального входа нежилого помещения - СОШ № 34, расположенного по адресу: *** не оборудованы пандусами, которые необходимы для инвалидов.

Из технического паспорта по состоянию на 26.04.2007 года на нежилое помещение - СОШ № 34, расположенное по адресу: *** не усматривается, что вход оборудован пандусами.

Из сообщения № 136 от 13.10.2011 года МОУ «СОШ № 34» следует, что в школе обучается 7 детей инвалидов колясочников.

Согласно свидетельству о внесении записи в Единый государственный реестра юридических лиц, Уставу учреждения МОУ «СОШ № 34» является самостоятельным юридическим лицом, учредителем которого является муниципальное образование г. Братска.     

Из постановления администрации МО г.Братска от 10.10.2011 года № 2129 следует, что МОУ «СОШ № 34» является избирательным участком № 386.     

Анализируя представленные суду доказательства, суд установил, что собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: *** является муниципальное образование г. Братск и в настоящее время в нем находится МОУ «СОШ № 34». Данные факты подтверждаются выпиской из Реестра муниципального имущества г. Братска, свидетельством о регистрации права собственности, Уставом МОУ «СОШ № 34», а также не оспаривается представителем ответчика.

Также судом установлено, что вышеуказанное нежилое помещение имеет несколько входов, через которые осуществляется проход граждан, вход в здание школы, где происходит процесс обучения, осуществляется по ступеням, при этом ступени не оборудованы пандусами и другими средствами подъема, что фактически препятствует доступу в здание школы маломобильных групп населения, что подтверждается актом от 06.10.2011 года, техническим паспортом данного здания, а также не оспаривается представителями ответчиков.

Из сообщения МОУ «СОШ № 34» суд установил, что в учреждении обучается 7 детей-инвалидов колясочников. Кроме того, суд учитывает, что помещение МОУ «СОШ № 34» является избирательным участком № 386.     

В соответствии со ст. 31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления городского округа по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений.

В соответствии со статьей 1 ФЗ № 124-ФЗ от 24.07.1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (в редакции от 17.12.2009 года) социальная инфраструктура для детей представляет собой систему объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций, независимо от организационно-правовых форм, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания. К объектам социальной, инженерной инфраструктуры, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения относятся административные здания и сооружения, в том числе объекты и учреждения образования.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 года (в редакции от 24.07.2009 года) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия, необходимые для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Пунктом 3.9 Строительных норм и правил 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" утвержденных постановлением Госстроя РФ от 16 июля 2001 г. N 73, установлено, что открытые лестницы на перепадах рельефа, должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема. Также в соответствии с п. 3.13 вышеуказанных правил, в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения.

Доводы представителя ответчика о том, что нормы Градостроительного кодекса РФ, статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" носят общий характер и не содержат указаний на конкретные способы их исполнения суд не принимает, поскольку одним из средств конкретизации положения части первой статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов. Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах (например, СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения"), вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления; по своей природе она не является государственным полномочием.

В связи с вышеуказанными обстоятельствами суд также не может согласиться с доводами представителя ответчика о том, что поскольку вышеуказанное здание было введено в эксплуатацию до вступления в силу требований законодательства РФ об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, то на него данные требования не распространяются, поскольку указанные судом нормы обязывают собственника здания обеспечить их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, при этом сведений, что данная норма касается только вновь строящегося здания - не имеется.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что требования прокурора Падунского района г. Братска о признании незаконным бездействие ответчиков, выразившееся в не оборудовании входов в нежилое здание, расположенное по адресу: *** специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, и возложении на ответчика обязанности оборудовать входы указанных нежилых помещений специальными приспособлениями (пандусами, перилами) для беспрепятственного доступа инвалидов, являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению.

При этом суд полагает, что бездействие ответчиков - МОУ «СОШ № 34» и администрации МО г. Братска должно быть признано незаконным и на обоих ответчиков должна быть возложена данная обязанность, поскольку уставом МОУ «СОШ № 34», подтверждается тот факт, что учредителем, то есть собственником имущества учреждения является муниципальное образование г. Братска.

Также следует учитывать, что в соответствии с ч. 2 ст. 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества, то есть администрация МО г. Братск. Таким образом, довод представителя ответчика о том, что администрация г. Братска является ненадлежащим ответчиком по делу, не состоятелен.

Также, суд критически относится к доводам представителя ответчика о том, что прокурор не вправе обращаться в суд с заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, поскольку в данном случае прокурором подано исковое заявление в интересах неопределенного круга лиц, которое рассматривается по правилам искового производства.     

Разрешая требование об установлении разумного срока исполнения ответчиками своих обязанностей по оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в МОУ «СОШ № 34», суд приходит к следующему.

Поскольку строительные работы по установке пандусов для подъезда детей-инвалидов и поручней при входе в здание школы должны выполняться в соответствии с проектной документацией, допущенной к производству работ, в том числе проектом производства работ, разработанным с целью обеспечения соблюдения обязательных требований по безопасности, учитывая, что согласно ВСН 83-92 при температуре воздуха ниже 15 градусов бетон затвердевает после 28 суток, а согласно СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции» в случае замерзания бетона при прочности не менее 50% теплоизоляционные материалы не следует убирать с покрытия в течение всего зимнего периода, а также одного месяца после полного оттаивания бетона, суд находит, что данные строительные работы в зимний период проводить нецелесообразно, так как пользование пандусом будет возможно только после достижения расчетной прочности бетона. Таким образом, суд находит разумным сроком исполнения ответчиками своих обязанностей до 01.09.2012 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора Падунского района города Братска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 34» и администрации муниципального образования города Братска, выразившиеся в необорудовании входа в нежилое здание, расположенное по адресу: *** специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа детей-инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 34» и администрацию муниципального образования города Братска оборудовать вход в МОУ «СОШ № 34» г.Братска, расположенное по адресу: *** специальными приспособлениями (перилами, пандусами) для беспрепятственного доступа детей-инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения в указанное учреждение.

Установить срок для совершения указанных действий - до 01 сентября 2012 года.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд в 10-тидневный срок со дня принятия решения в окончательной форме 23 ноября 2011г.

Судья                                                                   О.В. Орлова

Решение вступило в законную силу 06.12.2011 года