об устранении нарушений по пожарной безопасности



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 ноября 2011 года

Братский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Орловой О.В.

при секретаре Оняновой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4687/2011 по исковому заявлению прокурора города Братска Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц к Областному государственному учреждению социального обслуживания «Братский дом-интернат для престарелых и инвалидов», Министерству социального развития опеки и попечительства Иркутской области о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Братска обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ответчикам Областному государственному учреждению социального обслуживания «Братский дом-интернат для престарелых и инвалидов» (далее ОГУСО «Братский дом-интернат для престарелых и инвалидов»), Министерству социального развития опеки и попечительства Иркутской области, в котором просит возложить на ответчиков привести в соответствие с требованиями законодательства о пожарной безопасности здание ОГУСО «Братский дом-интернат для престарелых и инвалидов», расположенное по адресу: *** и устранить нарушения, указанные в акте отдела надзорной деятельности г. Братска и Братского района ГУ МЧС России по Иркутской области от 21.10.2011 года в течение 6-ти месяцев с момента вступления решения в законную силу.

В обоснование своих требований прокурор г. Братска указал, что прокуратурой г. Братска, совместно с государственным инспектором отдела надзорной деятельности г. Братска и Братского района ГУ МЧС России по Иркутской области проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности в зданиях областного государственного учреждения социального обслуживания «Братский дом -интернат для престарелых и инвалидов», расположенного по адресу: ***. В нарушении требований закона о противопожарной безопасности, при проверке здания выявлены следующие нарушения закона: отсутствует сертифицированные противопожарные двери с пределом
огнестойкости EI 30 (с доводчиком для самозакрывания и уплотнением в
притворах) в дверных проемах пожароопасных помещений (склады) в
цокольном этаже, в дверном проеме лестничных клеток на выходе из цокольного этажа; отделка пола в общих коридорах, холлах, фойе 1-го этажа
(административная часть), 2-го, 3-го этажей на путях эвакуации выполнена
отделочным материалом (линолеум), не имеющим пожарно-технической
характеристики, подтвержденной сертификатом пожарной безопасности, не
ниже, чем Г1, В1, ДЗ, Т2,РП1; отделка стен в общих коридорах, переходах, холлах, фойе на путях эвакуации, отделка стен в обеденном зале выполнена отделочными материалами (окраска масляной краской), не имеющей пожарно-технической характеристики, подтвержденной сертификатом пожарной безопасности, не ниже, чем Г1, В1, Д1, Т1; при выходе на чердак из лестничной клетки отсутствует
противопожарный люк 2-го типа (с пределом огнестойкости EI 30) размером
не менее 0,6 х 0,8 м.; в лестничных клетках на путях эвакуации радиаторы отопления выступают из плоскости стен на высоте до 2,2 м от поверхности лестничных
площадок. Указанные нарушения в случае возникновения пожара препятствуют своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, что ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц и может привести к массовой гибели людей. Несоблюдение правил пожарной безопасности нарушает права неопределенного круга лиц, которые могут находится в зданиях областного государственного учреждения социального обслуживания «Братский дом - интернат для престарелых и инвалидов» на обеспечение пожарной безопасности, а также на защиту жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

В судебном заседании помощник прокурора г. Братска Широкова М.В. исковые требования поддержала. Суду указала на доводы, изложенные в исковом заявлении, дополнений не имеет.

Представитель ответчика Вахонина И.Н., действующая на основании прав по должности, исковые требования не признала. Суду пояснила, что действительно 21.10.2011 года государственным инспектором г. Братска и Братского района по пожарному надзору ФФФ совместно с помощником прокурора г. Братска ЖЖЖ проведено обследование областного государственного учреждения социального обслуживания «Братский дом - интернат для престарелых и инвалидов». По факту проведенного обследования был составлен акт, с указанием выявленных нарушений в сфере пожарной безопасности. Срок устранения нарушений, согласно выданному предписанию № 522/1/1 установлен до 01.04.2012 года. Устранение выявленных нарушений предусматривает большой объем работ и значительные финансовые затраты. Так, для выделения средств на устранение выявленных нарушений требуется: подготовка проектно - сметной документации по выполняемому перечню работ, которая направляет направляется на проверку в отдел капитального ремонта и строительства Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области; после чего данная проектно - сметная документация направляется в
Агентство по государственной экспертизы в строительстве Иркутской
области для получения окончательного положительного заключения (срок
проведения 45 календарных дней). После получения положительного заключения по проектно - сметной документации, Агентством по государственному заказу Иркутской области объявляется конкурс для определения подрядной организации для
выполнения работ, предусмотренных проектно - сметной документацией
(минимальный срок проведению конкурса 45 календарных дней).

Кроме того, администрация учреждения не согласна по факту выявленного нарушения по нахождению на лестничных пролетах (пути эвакуации) радиаторов отопления, которые выступают из плоскости стен, о чем директором дома - интерната была сделана запись в акте обследования, так как здание дома - интерната проектное, радиаторы отопления установлены по проекту, ниша под окном для установления радиаторов не предусмотрена проектом, перенос радиатора с одной стены на другую не приведет к расширению путей эвакуации. При этом перенос радиаторов отопления приведет к сбою работы в системе центрального отопления, а в дальнейшем к выходу из строя всей системы отопления. Администрацией дома - интерната представлен план мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности по предписанию № 522/1/1 от 28.10.2011г. согласованный с Главным государственным инспектором г. Братска и Братского района по пожарному надзору ААА, где срок устранения выявленных нарушений сдвинут до 2012-2013г.г., что позволяет подготовить проектно - сметную документацию и предусмотреть своевременное выделение финансовых средств для устранения выявленных нарушений. Устранить выявленные замечания в течение 6 месяцев со дня вынесения решения Братским городским судом Иркутской области невозможно, поскольку их устранение связано с необходимостью проведения большого объема работ и выделения соответствующего финансирования на проведение противопожарных мероприятий.

               На настоящее время были проведены следующие работы: в отделениях милосердия №№ 1, 2 при проведении текущего ремонта на путях эвакуации стены были     окрашены водоэмульсионной краской, соответствующей требованиям ПБ, произведена замена деревянных поручней на металлические, постелен линолеум, соответствующий требованиям ПБ,в кладовых помещениях, архиве дома - интерната ведется работа по замене деревянных стеллажей на металлические; в переходе первого этажа произведена замена деревянных полов на кафельную плитку. Помимо этого в проемах пожароопасных помещений (складов) в цокольном этаже было установлено шесть сертифицированных пожарных дверей с пределом огнестойкости Е1 30 (с доводчиком для самозакрывания и уплотнением в притворах). В учреждении остается потребность в установке 10-ти сертифицированных пожарных дверей, средства на которые предусмотрены в 2012 году. На основании перспективного плана развития учреждения на 2012-2014 годы выявленные нарушения планируется устранить в срок до 01.07.2012 года - установить три противопожарных люка 2-го типа (с пределом огнестойкости EI 30); до конца 2012 года будет произведена отделка пола (постелена плитка) в общих коридорах, холлах и фойе 1 и 2 этажей. Отделка пола (постелить плитку) в общих коридорах, холлах и фойе 3 этажа, отделка стен в общих коридорах, переходах, на путях эвакуации, отделка стен в обеденном зале будет произведена до конца 2013 года. На основании изложенного, просит в удовлетворении иска отказать.

Представитель ответчика Министерства социального развития, опек и попечительства Иркутской области в судебное заседание не явился, будучи надлежаще извещен о месте и времени слушания дела, о причинах неявки не сообщил.

Выслушав помощника прокурора г. Братска, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. ст. 1, 34 ФЗ "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 года N69-ФЗ пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

Положениями ст. 37 данного закона предусмотрено, что руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Положениями ст. 38 закона предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе, руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.

В соответствии с Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. N 313, установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Судом установлено, что согласно акту обследования государственным инспектором г. Братска и Братского района по пожарному надзору ФФФ от 21.10.2011 года в помещении ОГУСО «Братский дом-интернат для престарелых и инвалидов», расположенном по адресу: ***. установлено, что отсутствуют 7 сертифицированных противопожарные двери с пределом огнестойкости EI 30 (с доводчиком для самозакрывания и уплотнением в притворах) в дверных проемах пожароопасных помещений (склады) в цокольном этаже, в дверном проеме лестничных клеток на выходе из цокольного этажа; отделка пола в общих коридорах, холлах, фойе 1-го этажа (административная часть), 2-го, 3-го этажей на путях эвакуации выполнена отделочным материалом (линолеум), не имеющим пожарно-технической характеристики, подтвержденной сертификатом пожарной безопасности, не ниже, чем Г1, В1, ДЗ, Т2,РП1; отделка стен в общих коридорах, переходах, холлах, фойе на путях эвакуации, отделка стен в обеденном зале выполнена отделочными материалами (окраска масляной краской), не имеющей пожарно-технической характеристики, подтвержденной сертификатом пожарной безопасности, не ниже, чем Г1, В1, Д1, Т1; при выходе на чердак из лестничной клетки отсутствует
противопожарный люк 2-го типа (с пределом огнестойкости EI 30) размером
не менее 0,6 х 0,8 м.; в лестничных клетках на путях эвакуации радиаторы отопления выступают из плоскости стен на высоте до 2,2 м от поверхности лестничных
площадок. Настоящий акт пописан государственным инспектором, директором ОГУСО «Братский дом-интернат для престарелых и инвалидов» ИИИ, помощником прокурора ЕЕЕ, а также на акте имеется замечание директора ОГУСО «Братский дом-интернат для престарелых и инвалидов» в части радиатора, которые установлены по проекту, которым ниша под окном для установки радиаторов не предусмотрена, перестановка радиаторов с одной стены на другую в расширению путей эвакуации не приведет.

Согласно перспективному плану развития ОГУСО «Братский дом-интернат для престарелых и инвалидов» на 2012-2014 г.г., плану мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности по предписанию № 522/1/1 от 28.10.2011 года установлены сроки устранения нарушений: установка сертифицированных противопожарных двери с пределом огнестойкости EI 30 (с доводчиком для самозакрывания и уплотнением в притворах) в дверных проемах пожароопасных помещений (склады) в цокольном этаже, в дверном проеме лестничных клеток на выходе из цокольного этажа до 01.07.2012 года; отделка пола в общих коридорах, холлах, фойе 1-го этажа (административная часть), 2-го, 3-го этажей до 31.12.2012 года; отделка стен в общих коридорах, переходах, холлах, фойе на путях эвакуации, отделка стен в обеденном зале до 31.12.2013 года; установка при выходе на чердак из лестничной клетки противопожарного люка 2-го типа (с пределом огнестойкости EI 30) размером не менее 0,6 х 0,8 м. до 01.07.2012 года.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 19.08.2010 года, п. 2.5 Устава ОГУ СО «Братский дом - интернат для престарелых и инвалидов», является самостоятельным юридическим лицом, его учредителем и главным распорядителем бюджетных средств социального учреждения является министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.

Анализируя материалы дела, суд установил, что действительно в ОГУСО «Братский дом-интернат для престарелых и инвалидов», расположенного в г. ***, проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности. По результатам проверки 21 октября 2011 года составлен акт обследования, в котором отражены выявленные в ходе проверки нарушения обязательных требований пожарной безопасности. Из указанного акта обследования следует, что в помещении ОГУСО «Братский дом-интернат для престарелых и инвалидов» отсутствуют 7 сертифицированных противопожарных дверей с пределом огнестойкости EI 30 (с доводчиком для самозакрывания и уплотнением в притворах) в дверных проемах пожароопасных помещений (склады) в цокольном этаже, в дверном проеме лестничных клеток на выходе из цокольного этажа; отделка пола в общих коридорах, холлах, фойе 1-го этажа (административная часть), 2-го, 3-го этажей на путях эвакуации выполнена отделочным материалом (линолеум), не имеющим пожарно-технической характеристики, подтвержденной сертификатом пожарной безопасности, не ниже, чем Г1, В1, ДЗ, Т2,РП1; отделка стен в общих коридорах, переходах, холлах, фойе на путях эвакуации, отделка стен в обеденном зале выполнена отделочными материалами (окраска масляной краской), не имеющей пожарно-технической характеристики, подтвержденной сертификатом пожарной безопасности, не ниже, чем Г1, В1, Д1, Т1; при выходе на чердак из лестничной клетки отсутствует
противопожарный люк 2-го типа (с пределом огнестойкости EI 30) размером
не менее 0,6 х 0,8 м.; в лестничных клетках на путях эвакуации радиаторы отопления выступают из плоскости стен на высоте до 2,2 м от поверхности лестничных
площадок. Данные факты представителем ответчика ОГУСО «Братский дом-интернат для престарелых и инвалидов» в ходе судебного заседания не оспаривались. Суд не может согласиться с его доводами о том, что проектом здания не предусмотрены ниши для радиаторов, поскольку в силу 6.32 "СНиП 21-01-97*. Пожарная безопасность зданий и сооружений" (приняты и введены в действие Постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 N 18-7) (ред. от 19.07.2002) на лестничных клетках не допускается размещать оборудование, выступающее из плоскости стен на высоте до 2,2 м от поверхности проступей и площадок лестниц. При этом, согласно ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями пожарной безопасности. Таким образом, оснований для освобождения ответчика от установки радиаторов отопления, находящихся на лестничной площадке, которая является путем эвакуации людей в случае возникновения поджара, в ниши у суда не имеется.

Кроме того, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений…

Вместе с тем суду не представлено доказательств, подтверждающих, что ответчиком выполнена часть работ по устранению обнаруженных нарушений требований пожарной безопасности. Так из пояснений представителя ответчика усматривается, что в отделениях милосердия №№ 1, 2 при проведении текущего ремонта на путях эвакуации стены были окрашены водоэмульсионной краской, соответствующей требованиям ПБ, произведена замена деревянных поручней на металлические, постелен линолеум, соответствующий требованиям ПБ,в кладовых помещениях, архиве дома - интерната ведется работа по замене деревянных стеллажей на металлические; в переходе первого этажа произведена замена деревянных полов на кафельную плитку. Вместе с тем согласно акту обследования отделка пола, стен материалом, имеющим пожарно-технические характеристики, подтвержденные сертификатами пожарной безопасности требуется в общих коридорах, холлах, фойе, в обеденном зале, то есть на путях эвакуации. Также представителем ответчика не оспаривается тот факт, что в помещении требуется установка еще 10-ти сертифицированных пожарных дверей.

Поскольку суд установил со стороны ответчика ОГУСО «Братский дом-интернат для престарелых и инвалидов» нарушения обязательных правил и требований пожарной безопасности, то суд считает возможным удовлетворить требования прокурора г. Братска. При этом обязанность по приведению в соответствие с требованиями законодательства о пожарной безопасности здание ОГУСО «Братский дом-интернат для престарелых и инвалидов», расположенное по адресу: *** и устранению нарушений, указанных в акте отдела надзорной деятельности г. Братска и Братского района ГУ МЧС России по Иркутской области от 21.10.2011 года следует возложить как на ОГУСО «Братский дом-интернат для престарелых и инвалидов», так и на Министерство социального развития опеки и попечительства Иркутской области, поскольку учредителем ОГУСО «Братский дом-интернат для престарелых и инвалидов» является Министерство социального развития опеки и попечительства Иркутской области, которое и обязано обеспечить финансирование ОГУСО «Братский дом-интернат для престарелых и инвалидов» с целью устранения допущенных нарушений, обеспечения безопасности жизни и здоровья людей престарелого возраста, инвалидов и сотрудников ОГУСО «Братский дом-интернат для престарелых и инвалидов».

В силу статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая, что учредителем и главным распорядителем бюджетных средств ОГУСО «Братский дом-интернат для престарелых и инвалидов» является Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, которое расположено в г. Иркутске, в связи с чем для проведения необходимых работ по устранению нарушений требований пожарной безопасности необходимо согласование проектно-сметной документации с учредителем, а также с Агентством по государственному заказу Иркутской области и организации конкурса для определения подрядной организации, которая проведет необходимые работы, что требует значительных временных затрат, суд считает возможным представить разумный и достаточный срок для реализации требований, изложенных в решении суда до 31.12.2012 года.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г. Братска в интересах неопределенного круга лиц - удовлетворить.

Обязать Областное государственное учреждение социального обслуживания «Братский дом-интернат для престарелых и инвалидов», Министерство социального развития опеки и попечительства Иркутской области привести в соответствие с требованиями законодательства о пожарной безопасности здание Областное государственное учреждение социального обслуживания «Братский дом-интернат для престарелых и инвалидов», расположенное по адресу: *** и устранить нарушения, указанные в акте отдела надзорной деятельности г. Братска и Братского района ГУ МЧС России по Иркутской области от 21.10.2011 года в срок до 31.12.2011 года.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения суда 29 ноября 2011 года в 16.00 час.

Судья                                                                                         О.В. Орлова

Решение вступило в законную силу 12.12.2011 года