о взыскании з\пл объединено с гр.д. № 2-4739/2011, № 2-4737/2011, № 2-4738/2011 основной № 2-4736/2011



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

(заочное)

16 ноября 2011 года          Братский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи     ШАЛАМОВОЙ Л.М.,

при секретаре       ДРЕМУХИНОЙ Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4736/2011 по иску Латфулиной В.А., Буйновой С.А., Сорокаумовой Н.И., Кондратьевой О.Ф. к Муниципальному учреждению культуры «Централизованная библиотечная система города Братска» о взыскании недоначисленной заработной платы,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Латфулина В.А.обратилась в суд с иском к Муниципальному учреждению культуры «Централизованная библиотечная система города Братска» (далее по тексту - МУК «ЦБС г. Братск», учреждение), в котором просит взыскать с ответчика недоначисленную заработную плату за период работы с 01.07.2011 года по 30.09.2011 года в размере *** руб..

В обоснование своих требований истец указала, что работает в МУК «ЦБС г. Братск» в качестве сторожа по 1 разряду ЕТС. Считает, что работодателем ей неверно начисляется заработная плата, поскольку районный коэффициент и северная надбавка за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях включаются в минимальный размер оплаты труда, тем самым грубо нарушается её право на справедливое вознаграждение за труд.

Истец Буйнова С.А. обратилась в суд с иском к МУК «ЦБС г. Братск» о взыскании недоначисленной заработной платы за период работы с 01.07.2011 года по 30.09.2011 года в размере *** руб..

В обоснование своих требований истец указала, что также работает в МУК «ЦБС г. Братск» в качестве сторожа 1 разряда ЕТС. Считает, что работодателем ей также неверно начисляется заработная плата, поскольку районный коэффициент и северная надбавка за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях включается в минимальный размер оплаты труда, тем самым грубо нарушается её право на справедливое вознаграждение за труд.

Истец Сорокаумова Н.И. обратилась в суд с иском к МУК «ЦБС г. Братск» о взыскании заработной платы за период работы с 01.07.2011 года по 30.09.2011 года в размере *** руб..

В обоснование своих требований указала, что она работает в МУК «ЦБС г. Братск» в качестве библиотекаря по 6 разряда ЕТС, при этом, её право на справедливое вознаграждение за труд также нарушено.

Истец Кондратьева О.Ф. обратилась в суд с иском к МУК «ЦБС г. Братск» о взыскании недоначисленной заработной платы за период работы с 01.07.2011 года по 30.09.2011 года в размере *** руб..

В обоснование своих требований истец указала, что также работает в МУК «ЦБС г. Братск» в качестве гардеробщика по 1 разряду ЕТС. Считает, что работодателем ей также неверно начисляется заработная плата, поскольку районный коэффициент и северная надбавка за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях включается в минимальный размер оплаты труда, тем самым грубо нарушается её право на справедливое вознаграждение за труд.

Определением суда от 16.11.2011 года вышеуказанные гражданские дела объединены в одно производство.

Истцы Латфулина В.А., Буйнова С.А., Сорокаумова Н.И., Кондратьева О.Ф. в судебное заседание не явились, надлежаще уведомлены о времени и месте его проведения, просят дело рассматривать в их отсутствие.

Представитель ответчика - МУК «ЦБС города Братска», в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежаще.

Представитель третьего лица - Департамента культуры и молодежной политики администрации города Братска в судебное заседание не явился, будучи надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (ст. 7, ч.2, Конституции РФ); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ст. 37, ч.3).

По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума (Постановление Конституционного Суда РФ от 27 ноября 2008 года N 11-П).

На основе конституционных положений Трудовой кодекс Российской Федерации (ч. 3 ст. 133) предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Согласно ст. 2 ТК РФ одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений является обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда (абзац пятый), включая, как это предусмотрено статьей 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности.

Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса РФ, закрепляющими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (ст. 22), зависимость заработной платы каждого от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, а также запрет какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (ст. 132), основные государственные гарантии по оплате труда работника (ст. 130) и повышенную оплату труда в особых условиях (ст. 146).

Заработная плата конкретного работника, согласно Трудовому кодексу РФ, устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (ч. 1 ст. 135), которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (ч. 2 ст.135) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом закрепленных в законодательстве критериев, в том числе условий труда, при этом заработная плата работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, должна устанавливаться в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для идентичных видов работ, но с нормальными условиями труда (ч. 1 ст. 147).

Из приведенных законоположений следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен вводить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В силу международных норм и требований российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях труда (вредных и нормальных).

При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должно в равной мере соблюдаться правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях, то есть в повышенном по сравнению с МРОТ размере.

Как следует из ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Согласно ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок её выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 Трудового кодекса РФ для установления размера районного коэффициента и порядка его применения (ст. 317 ТК РФ).

В противном случае исчисленная с учетом районного коэффициента и процентных надбавок минимальная месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, оказалась бы равной минимальной заработной плате работников, не работающих в таких местностях (в таких условиях). Это означало бы отказ от принципа справедливого вознаграждения за труд без учета особенностей труда.

Город Братск является местностью, приравненной к районам Крайнего Севера, в соответствии Перечнем районов, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960г. и от 26.09.1967г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967г. № 1029 «О Порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967г. «О льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях».

Из материалов дела следует, что МУК «ЦБС г. Братск» с 21.06.1994 года является действующим юридическим лицом, зарегистрированным на территории города Братска Иркутской области.

Данные обстоятельства подтверждаются копией свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серии 38 № 000178159, копией свидетельства о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации, копией свидетельства о государственной регистрации предприятия, организации, учреждения, объединения № 2654.

Согласно Уставу МУК «ЦБС г. Братск», учреждение основано на муниципальной собственности с правом оперативного управления имуществом и финансируется собственником имущества учреждения. Учреждение в своей деятельности подотчетно Администрации МО города Братска в лице департамента культуры и молодежной политики Администрации города Братска.

Ответчик, как юридическое лицо, имеет самостоятельный баланс и (или) смету, лицевой счет в казначейском управлении комитета финансов города Братска. Учредителем (собственником имущества) учреждения является муниципальное образование г. Братск. Главным распорядителем бюджетных средств учреждения является Департамент культуры и молодежной политики Администрации города Братска. Учреждение от своего имени приобретает имущественные и неимущественные права и несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в арбитражных судах и судах общей юрисдикции в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с копией трудового договора № 40-08 от 29.09.2008 года, копией трудовой книжки и вкладыша в неё на имя Латфулиной В.А., копией дополнительного соглашения № 01-10 от 16.12.2010 года, финансовой справкой от 15.11.2011 года, Латфулина В.А. работает у ответчика с 01.10.2008 года сторожем. Её месячный должностной оклад составляет *** руб.

Из финансовой справки от 15.11.2011 года следует, что в спорный период Латфулиной В.А. было начислено:

июль 2011 года - *** руб.;

август 2011 года - *** руб.;

сентябрь 2011 года - *** руб.

Истец Буйнова С.А. работает в МУК «ЦБС г. Братск» с 08.02.2003 года сторожем по 1 разряду ЕТС. Её месячный должностной оклад составляет *** руб., что подтверждается копией вкладыша в трудовую книжку серии * АТ-II № 4230724, с датой заполнения 16.01.1990 года, копией трудового договора от 08.02.2003 года, копией выписки из приказа № 9 от 10.02.2003 года, копией расчетных листков, финансовой справкой от 15.11.2011 года.

Из финансовой справки от 15.11.2011 года следует, что в спорный период Буйновой С.А. было начислено:

июль 2011 года - *** руб.;

август 2011 года *** руб.;

сентябрь 2011 года - *** руб.

В соответствии с копией трудовой книжки серии АТ-IV № 5568688, выполненной 10.11.1986 года на имя истца Сорокаумовой Н.И., копией срочного трудового договора № 53-07 от 23.11.2007 года, копией дополнительного соглашения № 01-11 от 17.03.2011 года, копией расчетных листков, финансовой справкой от 15.11.2011 года, последняя с 26.11.2007 года работает в МУК «ЦБС г. Братск» в качестве библиотекаря по 6 разряду ЕТС. Её месячный должностной оклад составляет *** руб.

Из финансовой справки от 15.11.2011 года следует, что в спорный период Сорокаумовой Н.И. было начислено:

июль 2011 года - *** руб.;

август 2011 года - *** руб.;

сентябрь 2011 года - *** руб.

Истец Кондратьева О.Ф. работает в МУК «ЦБС г. Братск» с 05.09.2001 года гардеробщиком. Её месячный должностной оклад составляет *** руб., что подтверждается копией трудового договора, копией вкладыша в трудовую книжку на имя истца с датой заполнения 29.02.1988 года, копией расчетных листков, финансовой справкой от 15.11.2011 года.

Из финансовой справки от 15.11.2011 года следует, что в спорный период Кондратьевой О.Ф. было начислено:

июль 2011 года - *** руб.;

август 2011 года - *** руб.;

сентябрь 2011 года - *** руб.

Анализируя исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд находит установленным, что согласно ст. 133 ТК РФ, минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается: организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Согласно ст. 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ № 108-ФЗ от 19.06.2000г. (в ред. от 01.06.2011 года № 106-ФЗ) «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 01 июня 2011 года установлен в сумме 4 611 рублей в месяц.

В силу ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.

Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются: муниципальными учреждениями - за счет средств местных бюджетов.

Постановлением от 29 декабря 2009 года № 2386 «О системах оплаты труда работников муниципальных бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета г. Братска» установлена с 1 января 2010 года тарифная ставка (оклад) 1 разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета города Братска, в размере 1 601 рубль, а также утверждены межразрядные тарифные коэффициенты и тарифные ставки (оклады) второго и последующих разрядов Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета города Братска.

Согласно ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Закон РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19.02.1993г. также устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.

Таким образом, законодатель в качестве дополнительных гарантий работникам, осуществляющим трудовую деятельность в местностях с особыми климатическими условиями, установил районный коэффициент и процентные надбавки к заработной плате, которые не являются слагаемыми элементами вознаграждения за труд, механизм и размер данных выплат не находится в зависимости от размера минимальной заработной платы, гарантированной на территории РФ.

Следовательно, районные и северные надбавки являются дополнительными компенсациями, в том числе в отношении оплаты труда гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.

При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу, что включение в минимальный размер оплаты труда, установленный в целом по Российской Федерации, районного коэффициента и северной надбавки, привело к уравниванию в оплате труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в районах, где не установлен районный коэффициент и районная надбавка, с работниками, проживающими и работающими в экстремальных природно-климатических условиях Севера, что недопустимо в силу действующего трудового законодательства РФ и норм международного трудового права.

Поэтому доводы истцов о возложении обязанности на ответчика установить оклад в размере не ниже минимальной оплаты труда, на который следует начислять районный коэффициент и северную надбавку, нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.

Следовательно, минимальный размер заработной платы работников, отработавших полностью месячную норму рабочего времени в г. Братск должен составить 4 611 руб. х 50% северной надбавки х районный коэффициент 1,4 = 8 760, 90 рублей

Определяя размер задолженности по заработной плате, суд исходил из представленных финансовых справок, где указано, что за спорный период истцам была начислена следующая заработная плата с учетом отработанного времени и занимаемых ставок:

Ф.И.О. истца

июль

август

сентябрь

Итого, руб.

Латфулина В.А.

***

***

***

***

Буйнова С.А.

***

***

***

***

Сорокаумова Н.И.

***

***

***

***

Кондратьева О.Ф.

***

***

***

***

Между тем, минимальный размер заработной платы работников, отработавших полностью месячную норму рабочего времени в г. Братск с 01 июня 2011 года должен составлять 8 760, 90 руб., в связи с чем, ответчик обязан был произвести начисление заработной платы за фактически отработанное истцами время в размере:

Ф.И.О. истца

июль

август

сентябрь

Итого, руб.

Латфулина В.А.

***

***

***

***

Буйнова С.А.

***

***

***

***

Сорокаумова Н.И.

***

***

***

***

Кондратьева О.Ф.

***

***

***

***

Следовательно, к выплате истцам подлежат суммы (без учета НДФЛ) в следующих размерах:

Ф.И.О. истца

июль

август

сентябрь

Итого, руб.

Латфулина В.А.

***

***

***

***

Буйнова С.А.

***

***

***

***

Сорокаумова Н.И.

***

***

***

***

Кондратьева О.Ф.

***

***

***

***

На основании вышеизложенного, суд считает необходимым исковые требования истцов о взыскании с МУК «ЦБС г. Братск» недоначисленной заработной платы удовлетворить частично, взыскав в пользу Латфулиной В.А. недоначисленную заработную плату в размере *** руб., в пользу Буйновой С.А. - *** рубль., в пользу Сорокаумовой Н.И. - *** руб., в пользу Кондратьевой О.Ф. - *** руб..

Оснований для взыскания недоначисленной заработной платы Буйновой С.А., Сорокаумовой Н.И. в большем размере суд не находит, так как расчет задолженности по заработной плате производился судом с учетом отработанного времени. Других документов суду не представлено.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить частично.

Взыскать с Муниципального учреждения культуры «Централизованная библиотечная система города Братска» в пользу Латфулиной В.А. недоначисленную заработную плату за период работы с 01.07.2011 года по 30.09.2011 года в размере *** руб..

Взыскать с Муниципального учреждения культуры «Централизованная библиотечная система города Братска» в пользу Буйновой С.А. недоначисленную заработную плату за период работы с 01.07.2011 года по 30.09.2011 года в размере *** руб..

В удовлетворении исковых требований Буйновой С.А. о взыскании с Муниципального учреждения культуры «Централизованная библиотечная система города Братска» недоначисленной заработной платы в размере *** руб. - о т к а з а т ь.

Взыскать с Муниципального учреждения культуры «Централизованная библиотечная система города Братска» в пользу Сорокаумовой Н.И. недоначисленную заработную плату за период работы с 01.07.2011 года по 30.09.2011 года в размере *** руб..

В удовлетворении исковых требований Сорокаумовой Н.И. о взыскании с Муниципального учреждения культуры «Централизованная библиотечная система города Братска» недоначисленной заработной платы в размере *** руб. -         о т к а з а т ь.

Взыскать с Муниципального учреждения культуры «Централизованная библиотечная система города Братска» в пользу Кондратьевой О.Ф. недоначисленную заработную плату за период работы с 01.07.2011 года по 30.09.2011 года в размере *** руб..

Взыскать с Муниципального учреждения культуры «Централизованная библиотечная система города Братска» государственную пошлину в доход государства в размере *** руб.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии решения.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда.

Судья         Л.М. Шаламова

Решение суда вступило в законную силу 20 декабря 2011 года.