Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 23 декабря 2011 года Братский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Гусаровой Л.В., при секретаре Бак Т.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4779/2011 по заявлению Кузнецовой Г.А. о признании незаконными действий Администрации г. Братск, выразившихся в отказе в предоставлении земельного участка, У С Т А Н О В И Л: Заявитель обратилась в суд с заявлением в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о признании незаконными действий Администрации г. Братск, выразившихся в отказе в предоставлении земельного участка. В обоснование заявленных требований, заявитель указала, согласно Федеральному закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства (статья 17). 03.11.2011 года заявитель, как инвалид 2 группы, обратилась на имя главы администрации города Братска с заявлением о предоставлении ей земельного участка по адресу: ***, для индивидуального жилищного строительства. Письмом от 09.11.2011 г. № 17741/12/11 ей было отказано в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства по адресу ***, на том основании, что земельный участок не сформирован. Полагает, что отказ в предоставлении земельного участка не соответствует Земельному кодексу РФ и нарушает ее права и интересы, предоставленные ЗК РФ и Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Порядок предоставления земельных участков для индивидуального строительства регламентирован статьей 30.1 Земельного кодекса РФ. Согласно пункту 3 статьи 30.1 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. Согласно ЗК РФ снованием для отказа в предоставлении земельного участка может служить: Таким образом, отказ в предоставлении земельного участка может быть произведен в случаях, если есть основания указанные выше. Земельный участок, в отношении которого ею было подано заявление, не изъят из оборота, в отношении него не установлен запрет на приватизацию и он не зарезервирован для государственных или муниципальных нужд. Просит: признать действия администрации город Братска, выразившиеся в отказе в предоставлении земельного участка по адресу: ***, незаконным. В судебное заседание заявитель не явилась, надлежаще извещена о дате, времени и месте судебного заседания, дело ведет через представителя по доверенности. В судебном заседании представитель заявителя Козлов А.А., действующий на основании доверенности, заявление поддержал по доводам в нем изложенным. Просит: признать действия администрации город Братска, выразившиеся в отказе в предоставлении земельного участка по адресу: ***, незаконным. Представитель администрации Муниципального образования «город Братск» Павлов С.В., действующий на основании доверенности № 116166/01/11 от 18.07.2011 года со всеми процессуальными правами сроком до 31.12.2011 года с заявленными требованиями не согласился, считает действия администрации Муниципального образования «город Братск» правомерными, а отказ заявителю в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: ***, законным и обоснованным, поскольку участок не сформирован и не может служить объектом гражданских прав. Просит в удовлетворении заявления отказать. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему. В соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Согласно ч. 2 ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 В силу ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, которые с учетом имеющихся особенностей могут быть применены к спорным правоотношениям, учитывая, что в данном случае не действуют положения ст. 30.1 Земельного кодекса о предоставлении земельного участка для жилищного строительства на аукционе и иной порядок выбора земельного участка законом не предусмотрен, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Как следует из материалов дела, 03.11.2011 г. Кузнецова Г.А. обратилась в администрацию города Братска с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 10 лет земельного участка, расположенного по адресу: ***, в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Письмом председателя комитета по градостроительству № 17741/12/11 от 09.11.2011 г. Кузнецовой Г.А. сообщено, что испрашиваемый земельный участок не сформирован, в связи с чем предоставлен быть не может. Полагая, что в предоставлении в аренду земельного участка ей отказано незаконно, заявитель обратилась в суд. Проанализировав вышеприведенные правовые нормы, доказательства, представленные в материалы настоящего гражданского дела, суд пришел к выводу о том, что заявитель, как инвалид, имеет первоочередное право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства платно в собственность или в аренду, однако наличие такого права не означает обязанность органа местного самоуправления представить заявителю по ее требованию любой произвольно выбранный ею земельный участок. Исходя из системного анализа п. п. 4, 11, ст. 30ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления самостоятельны в принятии решений о судьбе конкретных земельных участков. Следует принять во внимание, что заявитель не обращалась в администрацию г. Братска с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Кузнецова Г.А. в своем заявлении просила предоставить ей самостоятельно выбранный земельный участок, между тем, обязанность по предоставлению ей такого земельного участка на орган местного самоуправления законом не возложена. Суд полагает, что право инвалида на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства может быть реализовано только в отношении сформированного и поставленного на кадастровый учет земельного участка. Учитывая, что с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду заявитель обратилась в орган местного самоуправления без соблюдения процедуры, предусмотренной ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, о выборе земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта, прав на испрашиваемый земельный участок не имеет, более того, сведения о том, что данный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет (т.е. существуют как объект права), в материалы дела не представлены, суд приходит к выводу о правомерности отказа администрации г. Братска в предоставлении указанного участка в аренду Кузнецовой Г.А. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении заявления Кузнецовой Г.А. о признании незаконными действий Администрации г. Братск, выразившихся в отказе в предоставлении земельного участка - о т к а з а т ь. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд Иркутской области в течение 10 дней. Судья: Л.В.Гусарова Вступило в законную силу 11.01.2012