Р Е Ш Е Н И Е 27 декабря 2011 года Братский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Синицыной М.П., при секретаре Солодковой С.И., с участием представителя заявителя Широковой М.В., представителя заинтересованного лица по доверенности Новосад О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4613/2011 по заявлению Прокурора г. Братска в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования г. Братска о признании незаконным бездействия по непринятию мер по прекращению незаконного использования земельного участка, обязании принять соответствующие меры по сносу самовольно возведенной постройки, УСТАНОВИЛ: Прокурор г. Братска обратился в суд с заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования г. Братска о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования г. Братска, выразившееся в непринятии мер по прекращению незаконного использования земельного участка по адресу: ***, обязании Администрацию муниципального образования г. Братска принять соответствующие меры к ИП ССС по сносу самовольно возведенной постройки одноэтажного отдельно стоящего строения, расположенного по адресу: ***, в котором оборудовано кафе «ТТТ». Определением суда от 09.12.2011 года в качестве заинтересованного лица по делу был привлечен Комитет по градостроительству администрации г. Братска. В судебном заседании представитель прокуратуры г. Братска Широкова М.В. поддержала заявленные требования в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении. Суду пояснила, что прокуратурой г. Братска проведена проверка исполнения градостроительного законодательства администрацией муниципального образования города Братска в части осуществления контроля при строительстве объектов на территории г. Братска. В ходе проверки установлено, объект недвижимости в виде отдельно стоящего, одноэтажного строения, расположенного по ***, в котором оборудовано кафе «ТТТ», является объектом самовольного строительства. В период с 24 августа 2011 г. по 31 августа 2011 г. по согласованию с прокуратурой города Братска отделом надзорной деятельности г. Братска и Братского района была проведена внеплановая проверка в отношении индивидуального предпринимателя ССС, осуществляющего деятельность по адресу: *** кафе «ТТТ». В ходе проверки было установлено, что отсутствует проектная документация на здание кафе. По информации администрации муниципального образования города Братска от 03.10.2011 г. № 15951/01/11 разрешение на строительство кафе «ТТТ», расположенного по ул. *** не выдавалось. Объект является самовольной постройкой. В соответствии со ст. 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Исходя из полномочий органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности, определенных в ст. 8 Градостроительного кодекса РФ, правом потребовать сноса самовольной постройки в судебном порядке наделены, в первую очередь, органы местного самоуправления - администрации муниципальных образований, уполномоченные выдавать в отношении этого объекта разрешения на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию. Согласно ст. 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся: 1) подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; 2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов; 3) утверждение правил землепользования и застройки городских округов; 4) утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом; 5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов; 6) ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях городских округов; 7) принятие решений о развитии застроенных территорий. Аналогичные положения предусмотрены Законом от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также Уставом муниципального образования города Братска. Так, согласно пункту 26 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ, в компетенцию местных органов власти входят вопросы регулирования планировки и застройки территории муниципального образования; выдача разрешений на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства; осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа. В соответствии с пунктом 26 статьи 8 Устава муниципального образования города Братска к вопросам местного значения города Братска, кроме прочего, относятся утверждение генерального плана города Братска, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генерального плана города Братска документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории города Братска, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования города Братска, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории города Братска. Кроме того, в силу положений ст.ст. 11, 28, 29, 30, 32 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Таким образом, администрацией муниципального образования города Братска не исполняются обязанности, возложенные на нее действующим законодательством РФ, определяющим полномочия органа местного самоуправления в сфере градостроительной деятельности и земельных правоотношений. Данный факт - бездействие администрации муниципального образования города Братска, был установлен прокурором города Братска по результатам изучения материалов по проведению отделом надзорной деятельности г. Братска и Братского района внеплановой выездной проверки в отношении индивидуального предпринимателя ССС ИНН ***, ОГРН ***, осуществляющего деятельность по адресу: *** Сохранение самовольной постройки в отсутствие разрешительной документации создает угрозу безопасности жизни и здоровью неопределенного круга лиц. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, если бездействием органа местного самоуправления нарушены права и свободы этих лиц. Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования города Братска, выразившееся в непринятии мер по прекращению незаконного использования земельного участка по адресу: ***, обязать администрацию муниципального образования города Братска принять соответствующие меры к ИП ССС по сносу самовольно возведенной постройки одноэтажного отдельно стоящего строения, расположенного по адресу: ***, в котором оборудовано кафе «ТТТ». Заинтересованное лицо - представитель Администрации МО г. Братска Новосад О.А. по доверенности от 11.01.2011 года с требованиями прокурора г. Братска не согласилась. Суду пояснила, что самовольного захвата земельного участка по адресу: ***, не производилось. Администрация как орган местного самоуправления должен выявить нарушения и обратиться в соответствующий орган для их устранения. Признает, что кафе «Эмант» возведено незаконно, без соответствующих разрешительных документов. Заинтересованное лицо - представитель Комитета по градостроительству администрации г. Братска в судебное заседание не явился, будучи извещен надлежащим образом, ранее суду пояснял, что с заявлением прокурора не согласен, т.к. данный земельный участок не относится к муниципальной собственности, он относится к нераспределенной государственной земле. В муниципальной собственности данный земельный участок не находится. У комитета нет полномочий обратиться в суд с иском о сносе данного незаконно возведенного объекта. ССС неоднократно направляли письма о том, что к нему будут приняты меры, если он не уберет незаконно возведенный объект. Также направляли письма в службу государственного жилищного контроля, в строительный надзор и УФРС. Не оспаривает, что данный объект возведен незаконно. Летом 2011 года к ним в комитет обращался ССС с заявлением о разрешении ему на временное строение здания, но ему было отказано в этом. Заинтересованное лицо ССС в судебное заседание не явился, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела. Выслушав доводы представителя прокуратуры г. Братска, пояснения представителя заинтересованных лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 130 Конституции Российской Федерации, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. В соответствии с ч. 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относятся: 26) утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа. В соответствии со ст. 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся: 1) подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; 2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов; 3) утверждение правил землепользования и застройки городских округов; 4) утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом; 5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов; 6) ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях городских округов; 7) принятие решений о развитии застроенных территорий. Согласно ст. 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Судом установлено, что согласно п. 26 ст. 8 представленного Устава муниципального образования города Братска к вопросам местного значения города относится, в том числе, утверждение генерального плана города Братска, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генерального плана города Братска документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории города Братска, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования города Братска, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории города Братска. На основании заявления жильцов дома № *** по ул. *** от 12.10.2011 года прокуратурой организована прокурорская проверка по факту исполнения градостроительного законодательства РФ в части строительства объектов на территории г. Братска, в частности по одноэтажному отдельно стоящему строению, расположенному по адресу: ***, в котором оборудовано кафе «ТТТ», и в котором осуществляет свою деятельность ИП ССС. В связи с чем, в Администрации муниципального образования г. Братска запрошена информация о выдаче разрешения на строительство кафе «ТТТ», расположенного по ул. ***, напротив дома по ул. *** Согласно ответу на данный запрос от 03.10.2011 года, разрешение на строительство кафе «ТТТ», расположенного по ул. ***, напротив дома по ул. ***, администрацией г. Братска не выдавалось. По факту проведения отделом надзорной деятельности г. Братска и Братского района выездной проверки в отношении ИП ССС был составлен протокол об административном правонарушении № 2-13-1184 от 31.08.2011 года за нарушение ст. 20.4 ч. 1 КоАП РФ, Акт проверки органом государственного пожарного надзора № 449 от 31.08.2011 года, и ИП ССС выдано предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности № 449/1/1 от 31.08.2011 года. Решением думы города Братска 28.05.2010 года, опубликованным в газете «Братские вести» 04.06.2010 года, утверждено Положение о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования города Братска, в соответствии с которым задачами муниципального земельного контроля являются: обеспечение соблюдения требований к использованию земель, расположенных в границах г. Братска, выявление и профилактика нарушений требований муниципальных актов г. Братска при использовании земель. Проведение муниципального земельного контроля осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок. Комитетом по градостроительству г. Братска 26.10.2011 года ИП ССС направлено пояснительное письмо, что испрашиваемый земельный участок не подлежит застройке ввиду того, что по данной территории проходят инженерно-подземные коммуникации, возведенное строение без разрешительной документации является самовольной постройкой. В случае не согласия добровольного сноса данного объекта, администрация г. Братска будет вынуждена обратиться в суд с заявление о принудительном сносе. Комитет по градостроительству г. Братска 18.12.2011 года обратился с письмом к УФРС по Иркутской области с просьбой о проведении внеплановой проверки по соблюдению земельного законодательства в отношении нежилого здания - кафе «ТТТ». Анализируя представленные суду доказательства, суд установил, что по заявлению жильцов дома № *** по ул. *** была проведена прокурорская проверка по исполнению Администрацией муниципального образования г. Братска градостроительного законодательства РФ, в части осуществления строительства объектов на территории г. Братска, в результате которой было установлено, что одноэтажное отдельно стоящее строение, расположенное по адресу: ***, в котором оборудовано кафе «ТТТ», размещено на самовольно занятом земельном участке, не подлежащем застройке, так как по данной территории земельного участка проходят инженерно-подземные коммуникации. В расположенном по данному адресу здании оборудовано кафе «ТТТ», в котором осуществляет свою деятельность ИП ССС Таким образом, в силу ст. 222 ГК РФ данное строение, созданное на земельном участке, не отведенном для строительства, и созданное без получения на это необходимых разрешений, является самовольной постройкой, отвечает всем требованиям характеристики самовольно возведенного одноэтажного отдельно стоящего строения, построенного без соответствующего разрешения на его строительство, на земельном участке, который не был предоставлен ИП ССС на каком-либо праве, на не предназначенном для строительства кафе и другой застройки земельном участке. Пунктом 26 части 1 статьи 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что в компетенцию местных органов власти входят вопросы регулирования планировки и застройки территории муниципального образования; выдача разрешений на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства; осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа. При таких обстоятельствах суд находит, что администрацией муниципального образования города Братска не исполняются обязанности, возложенные на нее действующим законодательством РФ, определяющим полномочия органа местного самоуправления в сфере градостроительной деятельности и земельных правоотношений, Администрация муниципального образования г. Братска не осуществляет должного муниципального земельного контроля за использованием земель городского округа, а именно использования земельного участка по адресу: ***, на котором возведено здание кафе «ТТТ», и не принимает меры по прекращению незаконного использования указанного земельного участка., а также не принимает меры предоставленные ей в сфере градостроительной деятельности. Представленные суду письма в УФРС и ССС не свидетельствуют о надлежащих мерах, принимаемых в связи с возведением самовольного строения, кроме того данные письма направлены после поступления иска в суд. Факт бездействия администрации муниципального образования города Братска, выразившееся в непринятии мер по прекращению незаконного использования земельного участка по адресу: ***, подтверждается материалами по проведению отделом надзорной деятельности г. Братска и Братского района внеплановой выездной проверки в отношении ИП ССС, согласно которым в незаконно построенном здании кафе «ТТТ», установленным судом самовольной постройкой, осуществляет предпринимательскую деятельность ИП ССС, которому выдано предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности. Исходя из полномочий органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности, определенных в ст. 8 Градостроительного кодекса РФ, правом потребовать сноса самовольной постройки в судебном порядке наделены, в первую очередь, органы местного самоуправления - администрации муниципальных образований, уполномоченные выдавать в отношении этого объекта разрешения на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию. С учетом вышеизложенных обстоятельств, поскольку сохранение самовольной постройки, в отсутствие разрешительной документации на ее возведение, создает угрозу безопасности жизни и здоровью неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу, что требования Прокурора г. Братска, обратившегося в защиту интересов неопределенного круга лиц, являются обоснованными, поэтому бездействие Администрации муниципального образования г. Братска по непринятию мер по прекращению незаконного использования земельного участка следует признать незаконным и следует обязать Администрацию муниципального образования г. Братска принять соответствующие меры к ИП ССС по сносу самовольно возведенной постройки. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Прокурора города Братска в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить. Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования г. Братска, выразившееся в непринятии мер по прекращению незаконного использования земельного участка по адресу: *** Обязать Администрацию муниципального образования г. Братска принять соответствующие меры к Индивидуальному предпринимателю ССС по сносу самовольно возведенной постройки одноэтажного отдельно стоящего строения, расположенного по адресу: ***, в котором оборудовано кафе «ТТТ». Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья: М.П. Синицына решение вступило в законную силу 23.01.2012 года