о признании бездействия незаконными



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 ноября 2011 года Братский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Гусаровой Л.В.,

при секретаре      Бак Т.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4554/2011 по заявлению в порядке ст. 45 ГПК РФ Прокурора Падунского района г. Братска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 18» г. Братска, Администрации муниципального образования г. Братска о признании незаконным бездействия Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 18» г. Братска, Администрации муниципального образования г. Братска, возложении обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа детей-инвалидов в образовательное учреждение, установить разумный срок для совершения указанных действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Падунского района г. Братска обратился в Братский городской суд с заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 18» г. Братска, Администрации муниципального образования г. Братска.

Просит признать незаконным бездействие МОУ «СОШ № 18» г. Братска и администрации МО г. Братска выразившееся в не обеспечении беспрепятственного доступа детей-инвалидов в образовательные учреждения, возложить на МОУ «СОШ № 18» г. Братска и администрацию МО г. Братска обязанность предпринять необходимые действия по обеспечению беспрепятственного доступа детей-инвалидов в данные образовательные учреждения, пристроив пандусы для подъезда детей-инвалидов и поручни при входе в здание школы, установить разумный срок для совершения указанных действий.

В судебном заседании помощник прокурора Падунского района г.Братска Гранина Ю.Ю., действующая на основании доверенности от 09.11.2011 года, поддержала заявленные требования в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, суду пояснила, что на территории Падунского и Правобережного округов города Братска проживает 564 ребенка-инвалида, из них в общеобразовательных учреждениях Падунского и Правобережного округов обучается 163 ребенка-инвалида. На дому по индивидуальной образовательной программе обучается 22 ребенка-инвалида, часть из них также может и вправе посещать общеобразовательные учреждения.

Статьей 18 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 года (в редакции от 24.07.2009 года) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на образовательные учреждения возложено обеспечение образования детьми-инвалидами, получение инвалидами среднего общего образования.

Перечисленные требования закона в муниципальном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 18» г. Братска должным образом не исполнены: доступ детей-инвалидов в образовательное учреждение значительно затруднен в виду отсутствия пандусов и поручней при входе в здание школы, что подтверждается актом обследования от 06.10.2011 года.

Просит признать незаконным бездействие МОУ «СОШ № 18» г. Братска и администрации МО г. Братска выразившиеся в не оборудовании входа в нежилое здание, расположенное по адресу: *** специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа детей-инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, понудить МОУ «СОШ № 18» г. Братска и администрацию МО г. Братска оборудовать вход в МОУ «СОШ № 18» г. Братска, расположенное по адресу: ***, специальными приспособлениями (перилами, пандусами) для беспрепятственного доступа детей-инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения в указанное учреждение, установить разумный срок для совершения указанных действий.

Представители ответчиков МОУ «СОШ № 18» - директор Фролов А.В., Администрации МО г. Братска - Обожина С.Н., действующая на основании доверенности № 11617/01/11 от 18.07.2011 года в судебном заседании исковые требования Прокурора Падунского района г. Братска не признали, суду пояснили, что абзац первый статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российский Федерации» (далее - Федеральный закон № 181-ФЗ) предписывает органам местного самоуправления создавать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждением).

В развитие данного положения абзац второй указанной статьи императивно определяет, что планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов не допускается без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами. Т.е. Федеральный закон № 181-ФЗ не обязывает собственников, действующих объектов социальной инфраструктуры, проводить проектно-организационные мероприятия, в том числе оборудовать входы в здания, построенные до введения в действие статьи 15 Федерального закона № 181-ФЗ, специальными приспособлениями (перилами, пандусами).

Подтверждением этого является то обстоятельство, что все правовые акты, в той или иной мере регулирующие вопрос доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов, вводились законодателем последовательно и не имели обратной силы.

Например, согласно заключительным положениям Федерального закона № 181-ФЗ статья 15, регламентирующая вопрос обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, вступает в силу в течение 1995-1999 годов. Конкретный срок вступления в силу указанной статьи определяется Правительством Российской Федерации. В свою очередь, постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 № 1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры» указанная статья введена в действие с 1 января 1999 года.

Требования Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» к зданиям и сооружениям, введённым в эксплуатацию до вступления в силу таких требований, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения (статья 42).

В целях реализации статьи 15 Федерального закона № 181-ФЗ, после введения её в действие (1 января 1999 год), Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу были приняты следующие документы:

  1. СП 31-102-99. Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и. других маломобильных посетителей, принятые постановлением Госстроя России от 29.11.1999 № 73;
  2. СП 35-101-2001. Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положение, одобренные к применению постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 № 70;

3) СниП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения, принятые постановлением Госстроя РФ от 16.06.2001 №73.

Данные правовые акты Госстроя РФ были введены впервые и их положения должны быть учтены при новом проектировании и реконструкции зданий и сооружении, на что имеется прямое в них указание.

Также, подтверждением вышеизложенного является пункт 62 Приказа Минприроды РФ № 117, Минтранса РФ № 66 от 27.04.2009 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральным агентством водных ресурсов. Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в сфере транспорта государственной функции по государственной регистрации гидротехнических сооружений и ведению 1 Российского регистра гидротехнических сооружений», который определяет, что «вход в здание должен быть оборудован удобной лестницей с поручнями, а также пандусами для беспрепятственного передвижения инвалидных колясок (при строительстве новых зданий)».

Таким образом, требования законодательства Российской Федерации распространяются только к тем зданиям и сооружениям, которые строились и реконструировались после 1 января 1999 года.

Согласно имеющимся в деле доказательствам, нежилое здание, расположенное по адресу: ***, введено в эксплуатацию в 1979 году, то есть до принятия нормативных правовых актов, содержащих требования к застройщикам по обеспечению доступности объектов социальной инфраструктуры маломобильными группами населения.

Статья 15 Федерального закона № 181-ФЗ обязывает Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Согласно вышеуказанной цели государственной политики в области социальной защиты инвалидов данное требование обязывает органы местного самоуправления не только обеспечить для инвалидов возможность зайти в необходимое им здание, но и обеспечить досягаемость ими мест посещения, а также беспрепятственность перемещения внутри здания, что подтверждается пунктом 7 статьи 30 Федерального закона № 384-ФЗ.

Проектная документация, разработанная до введения в действие статьи 15 Федерального закона № 181-ФЗ, рассматриваемого нежилого здания не предусматривала досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий инвалидов и других маломобильных групп населения. В настоящее время технические параметры рассматриваемого здания изменить невозможно. В свою очередь Федеральный закон № 181-ФЗ предусматривает, что в случаях, когда действующие объекты невозможно приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Таким образом, законодательство РФ предусматривает возможность урегулирования вопроса доступности инвалидов к объектам инфраструктуры посредством совместной работы собственников данных зданий и общественных объединений инвалидов. На сегодняшний день общественные объединения города Братска и инвалиды города Братска не выходили к администрации города Братска с просьбой обеспечить беспрепятственный доступ детей-инвалидов в здание МОУ «СОШ» № 18.

Прокуратура Падунского района города Братска просит суд обязать администрацию города Братска оборудовать входы в нежилое здание, расположенное по адресу: ***, специальными приспособлениями (перилами, пандусами) для беспрепятственного доступа инвалидов в указанные помещения.

В свою очередь, в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 13.05.2010 № 689-0-0 указано, что закреплённая в статье 15 Федерального закона № 181-ФЗ обязанность органов местного самоуправления обеспечить доступ маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры носит общий характер и не содержит указания на конкретные способы её исполнения органами местного самоуправления. Положения статьи 15 Федерального закона № 181-ФЗ не ограничивают самостоятельность органов местного самоуправления в выборе средств осуществления данной обязанности, поскольку непосредственно не предусматривает объем расходов местных бюджетов на мероприятия по созданию условий инвалидам для доступа к объектам социальной инфраструктуры и сроки решения поставленной задачи.

Вывод прокуратуры Падунского района города Братска о том, что законодательство Российской Федерации под обеспечением доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры предполагает оборудование зданий специальными приспособлениями (перилами, пандусами), по мнению администрации города Братска, не состоятельный. Подтверждением данного мнения являются Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей, принятые и рекомендованные постановлением Госстроя России от 29.11.1999 № 73, в которых сказано, что «проектно-организационные мероприятия должны быть направлены не на доступность здания инвалидами как самоцель, а на беспрепятственное получение ими требуемой услуги. Таким образом, выполнение статьи 15 Закона РФ может осуществляться как путем проектирования, приспособления зданий для доступа инвалида к услуге, так и путём «доставки» услуги инвалиду (на дом, в места отдыха и т.п.). Выбор варианта определяется местными органами власти исходя из социальных задач и финансовых возможностей региона».

Таким образом, органы местного самоуправления самостоятельны в выборе средств осуществления обязанности по обеспечению доступа инвалидов к объектам социальной ннфраструктлры, то есть к тем услугам, которые в данном учреждении предоставляются. Просят в удовлетворении иска отказать.

Изучив все материалы дела, в том числе предмет и основание заявленного иска, исследовав и оценив все представленные по делу доказательства, выслушав в судебном заседании полномочных представителей сторон, которые полностью поддержали и изложили свои позиции по делу, суд пришел к выводу, что заявленный иск подлежит удовлетворению.

Статьей 18 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статьей 19 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной принадлежности.

В соответствии со статьей 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование, гарантируется общедоступность образования в муниципальных образовательных учреждениях.

В соответствии со ст.51 Закона РФ «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992 г. (в редакции от 10.11.2009 г.) образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством РФ и уставом данного образовательного учреждения.

В соответствии со ст.31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления городского округа по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 года (в редакции от 24.07.2009 года) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия, необходимые для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

В соответствии со статьей 1 ФЗ № 124-ФЗ от 24.07.1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (в редакции от 17.12.2009 года) социальная инфраструктура для детей представляет собой систему объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций, независимо от организационно-правовых форм, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания. К объектам социальной, инженерной инфраструктуры, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения относятся административные здания и сооружения, в том числе объекты и учреждения образования.

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов не допускается (ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 года (в редакции от 24.07.2009 года) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».)

В соответствии со ст.ст. 8, 46 Градостроительного кодекса РФ № 190-ФЗ от 29.12.1994 года (в редакции от 13.05.2008 года) к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности относится выдача разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении реконструкции, расположенных на территории городского округа. В состав проектной документации по объекту включается раздел - перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам образования.

В соответствии со ст. 46 Федерального закона РФ № 184 от 27.12.2002 г. (в редакции от 30.12.2009 года) «О техническом регулировании» санитарные нормы и правила являются обязательными к применению.

В соответствии с постановлением № 73 от 29.11.1999 г. Государственного Комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу принят Свод Правил «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», согласно которому доступными для маломобильных групп населения должны быть школы, в которых непосредственно обучаются дети-инвалиды.

Из акта обследования МОУ «СОШ № 18» от 06.10.2011 года суд установил, что должностными лицами ОУУП и ПДН ОП № 3 УМВД России по г. Братску предлагается оборудовать лестницу центрального входа пандусами, для создания условий посещения школы детьми-инвалидами.

Из сообщения МОУ «СОШ № 18» № 91 от 14.10.2011 года суд установил, что на 14.10.2011 года в МОУ обучается 21 ребенок-инвалид, из них 10 человек обучаются на дому.

Из технического паспорта на нежилое здание СОШ № 18, расположенное по адресу: ***, суд установил, что МОУ «СОШ№ 18» не оборудована пандусами для беспрепятственного доступа детей с ограниченными физическими возможностями.

Согласно Уставу МОУ «СОШ № 18», утвержденному распоряжением КУМИ Администрации г. Братска № 295 от 16.03.2009 года, учредителем (собственником имущества) Учреждения является муниципальное образование г. Братска. От имени МО города Братска функции и полномочия учредителя (собственника имущества) в отношении Учреждения осуществляет Администрация МО г. Братска непосредственно, либо в лице КУМИ Администрации г. Братска и Департамента образования Администрации г. Братска, в порядке установленном Положением о муниципальном бюджетном учреждении, утвержденным Думой г. Братска (п. 3.2 Устава).

Как усматривается из статьи 1 Положения «Об Администрации МО города Братск», утвержденного решением Думы г. Братска от 28.08.2006 года № 193/г-Д в редакции решения Думы г. Братска от 25.09.2009 года № 679/г-Д, администрация г.Братска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления МО города Братска, наделенным Уставом города Братска полномочиями по решению вопросов местного значения г. Братска и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Братска федеральными законами и законами Иркутской области.

Анализируя представленные суду доказательства, суд установил, что МОУ «СОШ № 18» имеет несколько входов, через которые осуществляется проход граждан, вход в здание школы, где происходит процесс обучения, осуществляется по ступеням, при этом ступени не оборудованы пандусами и другими средствами подъема, что фактически препятствует доступу в здание школы маломобильных групп населения, что подтверждается техническим паспортом на нежилое здание СОШ № 18, расположенное по адресу: ***, актом обследования МОУ «СОШ № 18» от 06.10.2011 года.

Из сообщения МОУ «СОШ № 18» № 91 от 14.10.2011 года суд установил, что на 14.10.2011 года в МОУ обучается 21 ребенок-инвалид, из них 10 человек обучаются на дому.

В соответствии со ст.31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления городского округа по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений.

В соответствии со статьей 1 ФЗ № 124-ФЗ от 24.07.1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (в редакции от 17.12.2009 года) социальная инфраструктура для детей представляет собой систему объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций, независимо от организационно-правовых форм, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания. К объектам социальной, инженерной инфраструктуры, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения относятся административные здания и сооружения, в том числе объекты и учреждения образования.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 года (в редакции от 24.07.2009 года) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия, необходимые для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Пунктом 3.9 Строительных норм и правил 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" утвержденных постановлением Госстроя РФ от 16 июля 2001 г. N 73, установлено, что открытые лестницы на перепадах рельефа, должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема. Также в соответствии с п. 3.13 вышеуказанных правил, в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения.

Уставом МОУ «СОШ № 18», подтверждается тот факт, что учредителем (собственником имущества) Учреждения является муниципальное образование г. Братска, от имени МО города Братска функции и полномочия учредителя (собственника имущества) в отношении Учреждения осуществляет Администрация МО г. Братска непосредственно, либо в лице КУМИ Администрации г. Братска и Департамента образования Администрации г. Братска, в порядке установленном Положением о муниципальном бюджетном учреждении, утвержденным Думой г. Братска (п. 3.2 Устава).

Также следует учитывать, что в соответствии с ч. 2 ст. 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества, т.е. администрация МО г. Братск.

Таким образом, суд приходит к выводу, что МОУ «СОШ № 18» и Администрацией МО город Братск надлежащим образом не исполняются требования действующего законодательства по обеспечению беспрепятственного доступа маломобильных групп населения (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) к объектам социальной инфраструктуры.

Следовательно, требования Прокурора Падунского района г. Братска обоснованны и подлежат удовлетворению.

Разрешая требование об установлении разумного срока исполнения ответчиками своих обязанностей по оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в МОУ «СОШ № 18», суд приходит к следующему.

Поскольку строительные работы по установке пандусов для подъезда детей-инвалидов и поручней при входе в здание школы должны выполняться в соответствии с проектной документацией, допущенной к производству работ, в том числе проектом производства работ, разработанным с целью обеспечения соблюдения обязательных требований по безопасности, учитывая, что согласно ВСН 83-92 при температуре воздуха ниже 15 градусов бетон затвердевает после 28 суток, а согласно СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции» в случае замерзания бетона при прочности не менее 50% теплоизоляционные материалы не следует убирать с покрытия в течение всего зимнего периода, а также одного месяца после полного оттаивания бетона, суд находит, что данные строительные работы в зимний период проводить нецелесообразно, так как пользование пандусом будет возможно только после достижения расчетной прочности бетона. Таким образом, суд находит разумным сроком исполнения ответчиками своих обязанностей срок до 01.09.2012 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Прокурора Падунского района г. Братска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Муниципального образовательного учреждения «Средняя школа № 18» г. Братск и Администрации муниципального образования города Братск выразившееся в не оборудовании входа в нежилое здание, расположенное по адресу: *** специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа детей-инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Понудить МОУ «СОШ № 18» г. Братска и администрацию МО г. Братска оборудовать вход в МОУ «СОШ № 18» г. Братска, расположенное по адресу: ***, специальными приспособлениями (перилами, пандусами) для беспрепятственного доступа детей-инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения в указанное учреждение.

Установить срок для совершения указанных действий до 01.09.2012 года

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд в течение десяти дней с момента изготовления мотивированного решения суда.

Судья:       Л. В. Гусарова

Вступило в законную силу 19.01.2012 г.