об обязании предоставлении ж\пом



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

          08 ноября 2011 года Братский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьиСиницыной М.П.

при секретареСолодковой С.И.,

с участием представителя истца прокурора города Братска     Соколова А.Ю.,

истца                                                                                                    Салимзяновой Г.П.,       

представителя ответчика Администрации г. Братска               Дворниковой Е.В.,

представителя третьего лица КУМИ г. Братска                  Дворниковой Е.В.,

третьего лица                                                                                  Салимзянова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4523/2011 по иску Прокурора города Братска в интересах Салимзяновой Г.П. к Администрации муниципального образования города Братска об обязании предоставить жилое помещения по договору социального найма,

У С Т А Н О В И Л:

             Истец прокурор г. Братска в интересах Салимзяновой Г.П. обратился в суд с иском к Администрации МО г. Братска об обязании предоставить жилое помещения по договору социального найма, в котором просит обязать ответчика     предоставить Салимзяновой Г.П., Салимзянову Р.В., Салимзянову А.В. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям применительно к условиям населенного пункта города Братска, равнозначное ранее занимаемому жилому помещению, общей площадью не менее 36,6 кв.м., находящееся в черте населенного пункта города Братска Иркутской области.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора г. Братска Соколов А.Ю. исковые требования поддержал. Суду пояснил, что в прокуратуру города Братска обратилась Салимзянова Г.П. с заявлением об оказании помощи в понуждении Администрации муниципального образования г. Братск выполнить обязательства по предоставлению благоустроенного жилого помещения в связи с признанием жилого помещения, в котором она проживает, аварийным.

Прокуратурой города установлено следующее.

Салимзянова Г.П., согласно ордеру № 32 от 09.12.1997 года, выданному исполнительным комитетом Центрального городского Совета народных депутатов, является нанимателем двухкомнатной квартиры, находящейся по адресу: ***, общей площадью 36,6 кв.м. (жилой 27,4 кв.м.). Вместе с ней были вселены члены ее семьи: ВВВ, Салимзянов Р.В., Салимзянов А.В..

27.07.2004 года между Салимзяновои Г.П. и ПРЭТ № 2 ЖХ на указанное жилое помещение был заключен договор найма жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда.

Установлено, что жилой двухэтажный двухподъездный деревянный дом № 12 «б», расположенный по адресу: *** которого проживает Салимзянова Г.П., признан непригодным для проживания в соответствии решением комиссии г. Братска по вопросу о признании жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания от 21.09.2005 года, что подтверждается протоколом совещания комиссии от этой же даты. Решение было принято комиссией на основании Акта об отнесении жилого дома (жилого помещения) к категории непригодного для проживания от 14.07.2005 года.

В соответствии с этими документами указанный дом был включен в Реестр аварийного жилищного фонда в г. Братске, который является приложением к муниципальной целевой программе «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в г. Братске» на 2005-2019 г.г., утвержденной решением Думы г. Братска от 30.09.2005 г. № 73/г-Д.

На основании ст. 87 ЖК РФ установлено, что если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

В соответствии с п.п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Согласно ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Согласно ч. 1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

В соответствии со ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Несмотря на действующую целевую программу «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в г. Братске» на 2005-2019 г.г., утвержденной решением Думы г. Братска от 30.09.2005 г. № 73/г-Д, с момента признания указанного выше дома непригодным для проживания, до настоящего времени, наниматель жилого помещения Салимзянова Г.П. проживает в признанном ветхим и аварийным жилом доме.

Кроме того, в соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в муниципальном жилищном фонде на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Вместе с тем, в связи с тем, что указанный выше дом был признан аварийным, в соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», КУМИ администрации г. Братска отказывает Салимзяновой Г.П. в приватизации жилого помещения, в котором она проживает, тем самым лишая её права на приватизацию своего жилого помещения и распоряжение им по собственному усмотрению.

На основании изложенного просит обязать Администрацию муниципального образования города Братска предоставить Салимзяновой Г.П., *** г.р., Салимзянову А.В., *** г.р., Салимзянову Р.В., *** г.р., благоустроенное жилое помещение по договору социального найма отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям населенного пункта города Братска, равнозначное ранее занимаемому жилому помещению, общей площадью не менее 36,6 кв.м., находящееся в черте населенного пункта города Братска Иркутской области.

             Истец Салимзянова Г.П. исковые требования и пояснения, данные прокурором, поддержала. Дополнений не имеет.

Ответчик - представитель Администрации г. Братска Дворникова Е.В. по доверенности от 23.03.2011 года с исковыми требованиями не согласилась. Суду пояснила,     что Постановлением Правительства Российской Федерации № 33 от 22.01.2002 года в рамках Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы была утверждена подпрограмма «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда» и рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, заинтересованным в реализации указанной подпрограммы, принять участие в ее финансировании за счет их бюджетов и внебюджетных средств.

При признании этого постановления утратившим силу Правительство Российской Федерации в постановлении № 865 от 31.12.2005 года указало, что реализация упомянутой подпрограммы на втором этапе должна осуществляться за счет средств, предусмотренных на реализацию подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры».

Для данной подпрограммы, осуществляемой согласно постановлению Правительства Российской Федерации № 675 от 17.09.2001 года, на 2006-2010 годы определены конкретные размеры финансирования, включая средства федерального, региональных, местных бюджетов и внебюджетных источников.

В городе Братске предоставление жилых помещений гражданам, проживающим в ветхих и аварийных домах, осуществляется в соответствии с Реестром аварийного жилищного фонда в городе Братске, утвержденным решением Думы города Братска от 30.09.2005 № 73/г-Д «Об утверждении муниципальной целевой программы «Переселение из ветхого и аварийного жилищного фонда в городе Братске» на 2005-2019 гг.». Жилой дом, расположенный по адресу: ***, включен в данный Реестр.

Муниципальная целевая программа «Переселение из ветхого и аварийного жилищного фонда в городе Братске» на 2005-2019 г.г.» имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений, направлена на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности. Отказа в предоставлении жилого помещения под переселение не было, соответственно, права Салимзяновой Г.П. на предоставление жилого помещения не нарушены.

На основании положения пункта 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ, где после признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции существует возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.

На основании определения Конституционного Суда РФ от 03.11.2009 № 1367-0-О данная норма применима только при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 ЖК РФ.

Кроме того, согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается), в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях на основании статьи 51 ЖК РФ.

Салимзянова Г.П. в администрацию города Братска о признании нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с непригодностью жилого помещения для проживания не обращалась, тем самым не установлено, являются ли она нуждающейся на сегодняшний день.

Также считает, что при удовлетворении исковых требований будет нарушен один из основополагающих принципов построения бюджета муниципального образования - его публичности, общности, а также ущемлены интересы остальных граждан, проживающих в городе Братске. Данный принцип подразумевает под собой, что расходование бюджетных средств должно производиться в интересах всех жителей муниципального образования. Это касается также и вопросов переселения граждан из ветхого и аварийного жилья.

Администрация города Братска, признавая право граждан, проживающих в жилых помещениях, являющихся аварийными, на получение нового, благоустроенного жилья, реализует это право путем постепенного программного планирования переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. Делается это исходя из ограниченности средств бюджета. У города отсутствуют средства в бюджете в таком объеме, чтобы удовлетворить разом потребность всех граждан в благоустроенном жилье. В противном случае, если пустить все средства бюджета на решение только одного этого вопроса, иные вопросы местного значения оставались бы просто нерешенными. Не решались бы вопросы здравоохранения, образования, ремонта дорог и др. Между тем, согласно положениям Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» неисполнение главой муниципального образования вопросов местного значения в течение трех и более месяцев может служить основанием для его отставки. Программа по переселению действует до 2019 года.

Исходя из вышеизложенного, просит в удовлетворении исковых требований прокурор г. Братска в интересах Салимзяновой Г.П. отказать в полном объеме.

               Третье лицо - представитель КУМИ г. Братска Дворникова Е.В. по доверенности от 01.11.2011 года с исковыми требованиями не согласилась. Пояснения, данные в качестве представителя ответчика, поддержала. Дополнений не имеет.

               Третье лицо Салимзянов А.В.     исковые требования поддержал. Пояснения, данные прокурором, поддержал, дополнений не имеет.

              Третье лицо Салимзянов Р.В. в судебное заседание не явился, извещенный о месте и времени рассмотрения дела, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

              Выслушав доводы представителя истца, истца, представителя ответчика и третьего лица, мнение третьего лица, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

             В соответствии с ч. 1 ст. 1 ЖК РФ, защита нарушенных жилищных прав     осуществляется судом в соответствии в подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.

           Согласно ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: 1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

            Согласно ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального     найма жилое помещение     должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью     общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

             В соответствии со ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

              В соответствии с ч. 1 ст. 89 ЖК РФ, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

             Судом установлено, что согласно ордеру № 32 от 09.12.1997 года,     Салимзяновой Г.П. и ее членам семьи: мужу ВВВ, сыну Салимзянову Р.В., *** года рождения, сыну Салимзянову     А.В., *** года рождения,        предоставлена     для проживания служебная квартира, расположенная по адресу: ***,     состоящая из 2-х комнат, общей площадью 36,6 кв.м., в том числе жилой 27,4 кв.м..

              27.07.2004 года между ПРЭТЖХ № 2 и Салимзяновой Г.П. на основании ордера № 32 от 09.12.1997 года заключен договор найма жилого помещения, расположенного по адресу: ***, состоящее из двух комнат, общей площадью 36,6 кв.м., в том числе жилой 27,4 кв.м..

              Согласно поквартирной карточке СРН-1 № 1110 от 20.06.2011 года в квартире     по адресу: ***,      зарегистрированы: с 17.12.19997 года наниматель Салимзянова Г.П., сын Салимзянов Р.В., *** года рождения, сын Салимзянов А.В., *** года рождения.

             12.01.2010 года Салимзянова Г.П. обратилась с заявлением в КУМИ г. Братска о     приватизации квартиры по адресу: ***

             18.01.2010 года Салимзяновой Г.П. Администрацией г. Братска был дан ответ в том, что, учитывая тот факт, что      жилой дом по ул. *** отнесен к аварийному жилищному фонду, КУМИ г. Братска отказывает в приватизации      квартиры по адресу: ***

             Из реестра аварийного жилищного фонда в г. Братске, утвержденного Решением Думы города Братска от 30.09.2011 года № 276 г-Д, следует, что жилой дом по адресу: ***, 1961 года постройки, общей площадью 525 кв.м., в котором проживает 16 семей и 36 человек, на основании ПМВК от 21.09.2005 года      признан аварийным, планируется     отселение граждан в 2012 году.

              Согласно справке Администрации г. Братска от 28.10.2011 года Салимзянова Г.П. в Администрации г. Братска на учете в качестве нуждающихся     в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не состоит.

             Решением Братской городской Думы от 30.09.2005 года № 73/г-Д     утверждена     Муниципальная целевая программа «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в г. Братске на 2005-1019 гг.».

             

             Анализируя представленные доказательства в их совокупности, судом установлено, что на основании ордера     № 32 от 09.12.1997 года на предоставление служебной квартиры, расположенной по адресу: ***, с Салимзяновой Г.П. 16.01.2007 года     был заключен договор найма жилого помещения - квартиры, находящейся по адресу: ***, состоящую из двух комнат, общей площадью 36,6 кв.м., в том числе жилой 27,4 кв.м.. В указанной квартире проживают и      зарегистрированы с 17.12.19997 года наниматель Салимзянова Г.П., сын Салимзянов Р.В., *** года рождения, сын Салимзянов А.В., *** года рождения.

            21.09.2005 года на основании     Протокола     межведомственной     комиссии г. Братска жилой дом, расположенный по адресу: ***, состоящий из 16 квартир, 1961 года постройки, общей площадью 525 кв.м., в котором проживают 36 жильцов,     признан непригодным для проживания и внесен в Реестр аварийного жилищного фонда в г. Братске.          

             В связи с чем, 30.09.2005 года Решением Братской городской Думы № 73/г-Д     утверждена Муниципальная целевая программа «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в г. Братске на 2005-1019 гг.».

            Однако, как установлено судом в ходе рассмотрения дела, с момента признания дома № *** по ул. *** в г. *** непригодным для проживания 21.09. 2005 года, до настоящего времени       наниматель жилого помещения Салимзянова Г.П. вместе со своими детьми сыном Салимзяновым Р.В., *** года рождения, и сыном Салимзяновым А.В., *** года рождения,       проживает в признанном ветхим и аварийным жилом доме.

            Поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, суд находит требование истца о предоставлении жилого помещения законным и обоснованным.

            Ответчик обязан     предоставить истцу и ее детям, зарегистрированным и проживающим в жилом помещении, признанным непригодным для проживания, вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемого жилого помещения не менее 36,6 кв.м.., находящегося в границах населенного пункта г. Братска.

            То обстоятельство, что существует целевая программа о переселении, которая действует до 2019 года, согласно которой истцу по мере возможности будет предоставлено другое жилое помещение, суд находит не влияющим на вывод суда, т.к. право истца на внеочередное предоставление ей другого жилого помещения в связи с признанием дома не пригодным для проживания основано на законе, при этом закон не ставит предоставление жилья в зависимость от каких - либо обстоятельств, в т.ч. целевых программ по переселению рассчитанных на длительный срок.

          На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Прокурора города Братска в интересах Салимзяновой Г.П. подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

У С Т А Н О В И Л:

Исковые требования Прокурора города Братска в интересах Салимзяновой Г.П. удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального образования города Братска предоставить Салимзяновой Г.П., Салимзянову Р.В., Салимзянову А.В., благоустроенное жилое помещение по договору социального найма отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям населенного пункта города Братска, равнозначное ранее занимаемому жилому помещению, общей площадью не менее 36,6 кв.м., находящееся в черте населенного пункта города Братска Иркутской области.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:                                                            М.П. Синицына