Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (заочное) 23 декабря 2011 года Братский городской суд Иркутской области в составе: председательствующей судьи Шаламовой Л.М., при секретаре Дремухиной Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5270/2011 по иску Антипиной Н.А. к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида № 118» о взыскании недоначисленной заработной платы, У С Т А Н О В И Л: Истец Антипина Н.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида № 118» (далее - МДОУ «ДСКВ № 118») о взыскании недоначисленной заработной платы за период работы с 01.08.2011 года по 31.10.2011 года в размере *** руб. В обоснование иска указала, что она работает в МДОУ «ДСКВ № 118» в должности сторожа (вахтера) по 2 разряду. Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Работодатель при начислении ей заработной платы включает в минимальную заработную плату районный коэффициент и северную надбавку, такой расчет является неправильным и нарушает ее права. Истец Антипина Н.А. в судебное заседание не явилась, будучи надлежаще извещена о месте и времени его проведения, просит дело рассмотреть в ее отсутствие. Представитель ответчика - МДОУ «ДСКВ № 118» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен по последнему известному месту нахождения, об отложении дела, либо о рассмотрении дела в его отсутствие не просил, поэтому суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства в отсутствие ответчика по имеющимся в деле доказательствам, о чем судом вынесено определение. Представитель третьего лица - Администрации г. Братск в судебное заседание не явился, будучи надлежаще извещен о времени и месте судебного разбирательства. Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с Конституцией РФ в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в РФ устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (ст. 7, ч.2, Конституции РФ); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ст. 37, ч.3). По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума (Постановление Конституционного Суда РФ от 27 ноября 2008 года № 11-П). На основе конституционных положений Трудовой кодекс РФ (ч. 3 ст. 133) предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Как следует из ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Согласно ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок её выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 Трудового кодекса РФ для установления размера районного коэффициента и порядка его применения (ст. 317 ТК РФ). В противном случае исчисленная с учетом районного коэффициента и процентных надбавок минимальная месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, оказалась бы равной минимальной заработной плате работников, не работающих в таких местностях (в таких условиях). Это означало бы отказ от принципа справедливого вознаграждения за труд без учета особенностей труда. Братск является местностью, приравненной к районам Крайнего Севера, в соответствии Перечнем районов, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960г. и от 26.09.1967г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967г. № 1029 «О Порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967г. «О льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях». Судом установлено, что согласно копии трудовой книжки серии АТ-II № 6999937, с датой заполнения 19.12.1979 года, копии трудовому договору от 04.05.2008 года, копии дополнительного соглашения от 30.09.2011 года, копии расчетного листка, справки о доходах физических лиц за 2011 года, финансовой справки, истец Антипина Н.А. с 14.10.2005 года работает в МДОУ «ДСКВ № 118». При этом, в должности сторожа (вахтера) последняя работает с 01.09.2008 года, ее ежемесячный должностной оклад определен в *** руб. Анализируя исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд находит установленным, что согласно ст. 133 ТК РФ, минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается: организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Согласно ст. 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ № 108-ФЗ от 19.06.2000г. (в ред. от 01.06.2011г. № 106-ФЗ) «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 01 июня 2011 года установлен в сумме 4 611 рублей в месяц. В силу ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп. Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются: муниципальными учреждениями - за счет средств местных бюджетов. Постановлением от 29.12.2009г. № 2386 «О системах оплаты труда работников муниципальных бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета г. Братска» установлена с 1 января 2010 года тарифная ставка (оклад) 1 разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета города Братска, в размере 1 601 рубль, а также утверждены межразрядные тарифные коэффициенты и тарифные ставки (оклады) второго и последующих разрядов Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета города Братска. Согласно ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Закон РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19.02.1993г. также устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера. Таким образом, законодатель в качестве дополнительных гарантий работникам, осуществляющим трудовую деятельность в местностях с особыми климатическими условиями, установил районный коэффициент и процентные надбавки к заработной плате, которые не являются слагаемыми элементами вознаграждения за труд, механизм и размер данных выплат не находится в зависимости от размера минимальной заработной платы, гарантированной на территории РФ. Следовательно, районные и северные надбавки являются дополнительными компенсациями, в том числе в отношении оплаты труда гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера. Поэтому доводы истца о незаконности выплаты районного коэффициента и процентной надбавки в составе минимального размера оплаты труда, суд находит законными и обоснованными. Следовательно, минимальный размер заработной платы работников, отработавших полностью месячную норму рабочего времени в г. Братск, с 01.06.2011 года должен составить 4 611 руб. х 50% северной надбавки х районный коэффициент 1,4 = 8 760,9 руб. Из представленной финансовой справки, суд установил, что за спорный период истцу была начислена следующая заработная плата с учетом отработанного времени и занимаемых ставок: Ф.И.О. истца август сентябрь октябрь Итого (без учета НДФЛ), руб. Антипина Н.А. *** *** *** *** Между тем, минимальный размер заработной платы работников, отработавших полностью месячную норму рабочего времени в г. Братск с 01.06.2011 года составляет 8 760,9 руб., в связи с чем, ответчик обязан был произвести начисление заработной платы за фактически отработанное истцом время в размере: Ф.И.О. истца август сентябрь октябрь Итого (без учета НДФЛ), руб. Антипина Н.А. *** *** *** *** Следовательно, к выплате истцу подлежат суммы (без учета НДФЛ) в следующих размерах: Ф.И.О. истца август сентябрь октябрь Итого (без учета НДФЛ), руб. Антипина Н.А. *** *** *** *** На основании вышеизложенного, суд считает необходимым исковые требования о взыскании с ответчика недоначисленной заработной платы за период работы с 01.08.2011 года по 31.10.2011 года удовлетворить в пределах заявленных требований, взыскав в пользу Антипиной Н.А. - *** руб.. Других доказательств суду не представлено. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Антипиной Н.А. удовлетворить. Взыскать с Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 118» в пользу Антипиной Н.А. недоначисленную заработную плату за период работы с 01.08.2011 года по 31.10.2011 года в сумме *** руб. Взыскать с Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 118» госпошлину в доход государства в размере *** рублей. Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии решения. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда. Судья Л.М. Шаламова Решение суда вступило в законную силу 10 февраля 2012 года.