о предоставлении ж/пл по договору найма



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 ноября 2011 года Братский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующей судьи Гусаровой Л.В.

при секретаре      Бак Т.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4226/2011 по иску Орлова А.П. к Администрации Муниципального образования «город Братск», Комитету по управлению муниципальным имуществом и развитию потребительского рынка Администрации г. Братска о признании незаконным отказа в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, о понуждении предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма, взыскании судебных расходов,

У С Т А Н О В И Л:

Орлов А.П. обратился в Братский городской суд с иском к Администрации Муниципального образования «город Братск» о понуждении предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма.

В дальнейшем истец уточнил исковое заявление, предъявив иск к Администрации Муниципального образования «город Братск» о признании незаконным отказа в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, о понуждении предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма.

В дальнейшем истец окончательно уточнил исковое заявление, предъявив иск к Администрации Муниципального образования «город Братск», Комитету по управлению муниципальным имуществом и развитию потребительского рынка Администрации г. Братска о признании незаконным отказа в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, о понуждении предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма, взыскании судебных расходов.

В обоснование своих требований указал, что является ребенком, оставшемся без попечения родителей, так как его отец умер, а мать была признана недееспособной. В 2008 году он выбыл из Братского детского дома-интерната. С 2009 года проживает в съёмных квартирах.

Состоит на учете в Администрации г.Братска в качестве нуждающегося в жилом помещении с 25.05.2009 года по категории «дети - сироты», «дети, оставшиеся без попечения родителей». Однако по данной категории он состоял на учете еще в 2006 году. До настоящего времени органы местного самоуправления не предоставили ему жилое помещение по договору социального найма.

Согласно справке Братского отдела УФРС по Иркутской области он в числе собственников объектов недвижимости не значится.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства).

В сентябре 2011 года им было направлено заявление в администрацию муниципального образования город Братск о предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма вне очереди, в чем ему 21 октября 2011 года было отказано.

При обращении в суд им были понесены судебные расходы в сумме *** рублей, а именно уплата государственной пошлины - *** рублей, оплата услуг адвоката за составление искового заявления *** рублей и участие в судебном заседании *** рублей, которые он имеет право, в порядке ст. 98 ГПК РФ, взыскать с ответчиков.

Просит признать отказ администрации муниципального образования города Братска в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке по договору социального найма незаконным. Понудить Администрацию города Братска, КУМИ г. Братска предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди в жилом районе Центральный г.Братска, не ниже установленных социальных норм, из расчета 33 квадратных метра общей площади на человека. Взыскать с ответчиков в его пользу понесенные судебные расходы в сумме *** рублей.

В судебном заседании истец, представитель истца по ордеру от 11.11.2011 года Шалыгина Н.М. исковые требования поддержали по доводам, изложенным в исковом заявлении, просят признать отказ администрации муниципального образования города Братска в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке по договору социального найма незаконным. Понудить Администрацию города Братска, КУМИ г. Братска предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди в жилом районе Центральный г.Братска, не ниже установленных социальных норм, из расчета 33 квадратных метра общей площади на человека. Взыскать с ответчиков в его пользу понесенные судебные расходы в сумме *** рублей.

В судебном заседании представитель ответчиков Администрации МО «Город Братск» и КУМИ г. Братска Курдюкова С.М., действующая на основании доверенностей № 49/01/11 от 11.01.2011 г. и № 94 от 01.11.2011 г. соответственно, иск не признала, суду пояснила, что в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

При этом в силу абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно постановлению Правительства Иркутской области от 26.08.2010 № 210-пп «Об уполномоченном исполнительном органе государственной власти Иркутской области» уполномоченным исполнительным органом государственной власти определено Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, которое определяет порядок организации работы попредоставлению детям-сиротам жилых помещений по договорам социального найма в соответствии с Законом Иркутской области от 22.06.2010 № 50-03 «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области».

В соответствии с Положением о порядке организации работы по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений по договорам социального найма», утвержденным приказом Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 17.11.2010 № 317-мпрпредоставление жилых помещений по договорам социального найма (далее - жилые помещения) осуществляется детям-сиротам после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В иных случаях жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам по достижении ими восемнадцати лет либо приобретении ими в установленном порядке полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

На основании постановления администрации муниципального образования города Братска от 12.10.2010 № 2150организация работы по предоставлению детям-сиротам жилых помещений осуществляется комитетом по управлению муниципальным имуществом и развитию потребительского рынка администрации города, наделенными областными государственными полномочиями в соответствии с Законом Иркутской области от 29.06.2010 № 52-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области».

При обращении детей-сиротс заявлением и документами для предоставления жилого помещения, комитет по управлению муниципальным имуществом и развитию потребительского рынка администрации города принимает решение опредоставлении жилого помещения по договору социального найма в срок, установленный Законом области № 50-03, или принимает решение об отказе в предоставлении.

В настоящее время у МО отсутствует возможность в предоставлении жилого помещения.

На основании изложенного просит в удовлетворении иска отказать.

В судебное заседание представитель третьего лица Управления министерства опеки, попечительства и социального развития Иркутской области по г. Братску, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Представил отзыв на исковое заявление, согласно которому исковые требования истца поддерживает, просит их удовлетворить.

Изучив все материалы дела, в том числе предмет и основание заявленного иска, исследовав и оценив все представленные по делу доказательства, выслушав в судебном заседании полномочных представителей сторон, которые полностью поддержали и изложили свои позиции по делу, суд пришел к выводу, что заявленный иск подлежит частичному удовлетворению.

Согласно требованиям ч. 2 ст. 155.3 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства)...

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальнойподдержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети,находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования.. . обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Жилищным кодексом РФ право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовановне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, времени принятия их на учет.

Из постановления Департамента образования г. Братска № 134 от 07.06.1999 г. суд установил, что Орлов А.П., принимая во внимание, что отец умер, а мать находится на лечении, был направлен детского государственное учреждение. Имущества у несовершеннолетнего нет.

Из решения Братского городского суда от января 2003 года суд установил, что Орлова О.В. признана недееспособной

Из приказа ГОУСО «БДДИ» № 198-П от 08.12.2008 г., справки Управления социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Братску и Братскому району № 122с-01 от 18.03.2009 г., суд установил, что Орлов А.П., *** года рождения, выбыл из ГОУСО «БДДИ» 08.12.2008 г. и относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей

Из сообщений Управления социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Братску № 12543 от 10.10.2011 года, справки «ОЦТИ-Областное БТИ» Братский городской центр технической инвентаризации № 1239 от 31.03.2009 года, сообщения Братского отдела Росреестра № 03/006/2009-096 от 23.03.2009 г. суд установил, что истец не имеет в собственности либо закрепленного за ним на ином праве жилого помещения.

Из постановления администрации г. Братска № 504 от 25.05.2009 г. суд установил, что Орлов А.П. поставлен на учет в качестве лица нуждающегося в жилом помещении.

Из письма Администрации г. Братска № ОГ-1623/03/11 от 21.10.2011 года суд установил, что в предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения Орлову А.П. отказано, «вопрос будет решен по мере поступления денежных средств».

Из квитанций серии ЕЮ № 000737, ЕЮ № 000744 суд установил, что истцом уплачено за составление искового заявления и представление его интересов в суде *** руб.

Из квитанции от 22.09.2011 года суд установил, что истцом уплачена государственная пошлина в размере *** рублей.

Анализируя представленные доказательства, суд находит, что Орлов А.П. *** года рождения, уроженец г. ***, является лицом, оставшемся без попечения родителей, что подтверждается постановлением Департамента образования г. Братска № 134 от 07.06.1999 г., решением Братского городского суда от января 2003 года, приказом ГОУСО «БДДИ» № 198-П от 08.12.2008 г., справкой Управления социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Братску и Братскому району № 122с-01 от 18.03.2009 г.

Из сообщений Управления социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Братску № 12543 от 10.10.2011 года, справки «ОЦТИ-Областное БТИ» Братский городской центр технической инвентаризации № 1239 от 31.03.2009 года, сообщения Братского отдела Росреестра № 03/006/2009-096 от 23.03.2009 г. суд установил, что истец не имеет в собственности либо закрепленного за ним на ином праве жилого помещения.

Согласно требованиям ч. 2 ст. 155.3 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства)...

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальнойподдержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети,находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования.. . обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ от 06.10.2003 и ст. 57 ЖК РФ обязанность по обеспечению малоимущих граждан жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством возложена на органы местного самоуправления.

Из постановления администрации г. Братска № 504 от 25.05.2009 г. суд установил, что Орлов А.П. поставлен на учет в качестве лица нуждающегося в жилом помещении.

Из письма Администрации г. Братска № ОГ-1623/03/11 от 21.10.2011 года суд установил, что в предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения Орлову А.П. отказано, «вопрос будет решен по мере поступления денежных средств».

Таким образом, суд расценивает письмо Администрации г. Братска № ОГ-1623/03/11 от 21.10.2011 года как отказ в предоставлении во внеочередном порядке Орлову А.П. жилого помещения по договору социального найма, и признает его незаконным. Довод представителя администрации г. Братска, КУМИ г. Братска о том, что при отсутствии фактического финансирования органы местного самоуправления не могут нести обязанность по предоставлению истцу жилья, не может быть принят во внимание, поскольку действующее законодательство возлагает на орган местного самоуправления обязанность по предоставлению жилых помещений детям сиротам и детям, оставшимся без попечения, во внеочередном порядке, независимо от наличия или отсутствия в бюджете муниципального образования на это денежных средств.

В связи с вышеизложенным суд находит исковые требования Орлова А.П. к Администрации муниципального образования «город Братск», КУМИ г. Братска о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди не ниже установленных социальных норм из расчета 33 кв.м. общей площади, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Вместе с тем, требование истца о предоставлении жилого помещения именно в жилом районе Центральный г. Братска, не основаны на законе и удовлетворению не подлежат. Так, согласно ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Следовательно, жилое помещение по договору социального найма должно быть предоставлено истцу в границах населенного пункта г. Братск, а не в границах жилого района Централдьный.

Разрешая требование истца о взыскании с ответчика судебных расходов, суд приходит к следующему.

В ст. 94 ГПК РФ законодатель предусмотрел, что к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся: расходы на оплату услуг представителей; другие признанные судом необходимыми расходы.

Из положений ч. 1 ст. 100 ГПК РФ следует, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 ГПК РФ. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Из квитанций серии ЕЮ № 000737, ЕЮ № 000744 суд установил, что истцом уплачено за составление искового заявления и представление его интересов в суде *** руб.

Из квитанции от 22.09.2011 года суд установил, что истцом уплачена государственная пошлина в размере *** рублей.

Согласно ч. 1 ст. 322 ГК РФ солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства.

Ст. 98 ГПК РФ, регулирующая возмещение судебных расходов в случае удовлетворения иска, не предусматривает солидарную обязанность ответчиков по возмещению истцу судебных расходов.

Если в обязательстве участвуют несколько кредиторов или несколько должников, то каждый из кредиторов имеет право требовать исполнения, а каждый из должников обязан исполнить обязательство в равной доле с другими постольку, поскольку из закона, иных правовых актов или условий обязательства не вытекает иное (ст. 321 ГК РФ).

Принимая во внимание сложность дела, количество состоявшихся судебных заседаний с участием представителя истца, учитывая, что суд постановил решение в пользу истца, суд приходит к выводу, что требования истца о взыскании с ответчиков *** рублей за составление искового заявления, *** рублей за оплату услуг представителя разумны и подлежат удовлетворению, равно как и требование о взыскании с ответчика государственной пошлины в размере *** рублей.

Суд считает необходимым взыскать с ответчиков в равных долях *** рублей за составление искового заявления, *** рублей за оплату услуг представителя, государственную пошлину в размере *** рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск удовлетворить частично.

Признать отказ администрации муниципального образования «Город Братск» № ОГ-1623/03/11 от 21.10.2011 года в предоставлении во внеочередном порядке Орлову А.П. жилого помещения по договору социального найма незаконным.

Понудить администрацию муниципального образования «город Братск», Комитет по управлению муниципальным имуществом и развитию потребительского рынка Администрации г. Братска предоставить Орлову А.П. жилое помещение, находящееся в границах населенного пункта г. Братск Иркутской области вне очереди не ниже установленных социальных норм из расчета 33 кв.м. общей площади.

В понуждении администрации муниципального образования «город Братск», Комитета по управлению муниципальным имуществом и развитию потребительского рынка Администрации г. Братска предоставить Орлову А.П. жилое помещение, находящееся в жилом районе Центральный г. Братск Иркутской области вне очереди не ниже установленных социальных норм из расчета 33 кв.м. общей площади - отказать.

Взыскать с администрации муниципального образования «город Братск», Комитета по управлению муниципальным имуществом и развитию потребительского рынка Администрации г. Братска в равных долях в пользу Орлова А.П. *** рублей за составление искового заявления, *** рублей за оплату услуг представителя, государственную пошлину в размере *** рублей.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд в десятидневный срок.

Судья      Л. В. Гусарова

Вступило в законную силу 02.02.2012 г.