Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 февраля 2012 года Братский городской суд Иркутской области в составе: председательствующей судьи Мельниковой Е.М., при секретаре Небользиной Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-26/2012 по иску Артемьева С.Н., Артемьева Н.Н. к Администрации г. Братска о предоставлении жилья из муниципального жилого фонда, заключении договоров социального найма, У С Т А Н О В И Л: Артемьев С.Н., Артемьев Н.Н. обратились в суд с иском к КУМИ Администрации муниципального образования г. Братск о предоставлении жилья из муниципального жилого фонда. Определением Братского городского суда от 24.11.2011 г. произведена замена ненадлежащего ответчика КУМИ г. Братска на Администрацию г. Братска. В обоснование своих требований истцы указали, что 08.06.1999 года на основании ордера № 166 ЛЛЛ и члены ее семьи: Артемьев Н.Н., ДДД вселились в жилое помещение, расположенное по адресу: г. Братск, ж/р Падун, ул. Юго-Западная, д. 23А, кв. 14/16. 26.05.2009 г. в жилое помещение в качестве члена семьи был вселен Артемьев С.Н.. ЛЛЛ была снята с регистрационного учета по смерти, ДДД снята с регистрационного учета, в связи с выездом на иное постоянное место жительство. В настоящее время на регистрационном учете в жилом помещении состоят: Артемьев Н.Н. (осужден), Артемьев С.Н.. 29.04.2009 г. в этом доме произошел пожар, пожаром были повреждены стены первого подъезда, уничтожено потолочное перекрытие, шиферная кровля на площади 20 кв.м. Решением ПМВК от 20.12.2005 г. дом 23А по ул. Юго-Западной, ж/р Падун г. Братск признан аварийным решением Думы г. Братска от 25.02.2011 г. № 191/г-Д «О внесении изменений в муниципальную целевую программу «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в г. Братске на 2005-2019 годы». В дальнейшем истцы уточнили исковые требования, просят: обязать администрацию г. Братска предоставить им по договору социального найма 3-х комнатную благоустроенную квартиру, площадью не менее площади освобождаемого жилого помещения, отвечающую санитарным нормам в ж/р Падун г. Братска Иркутской области. В судебное заседание истцы не явились, надлежаще извещены о дате, времени и месте проведения судебного заседания, дело ведут через представителя по доверенности Кравченко Е.И.. В судебном заседании представитель истцов Кравченко Е.И., действующая на основании доверенностей от 08.07.2011 г., от 23.08.2011 г. сроком на три года, исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, просит обязать администрацию г. Братска предоставить истцам по договору социального найма 3-х комнатную благоустроенную квартиру, площадью не менее площади освобождаемого жилого помещения, отвечающую санитарным нормам в ж/р Падун г. Братска Иркутской области. Представитель ответчика Администрации г. Братска Курдюкова С.М., действующая на основании доверенностей № 79/01/12 от 11.01.2012 г., в судебном заседании возражала против заявленных требований по следующим основаниям: на основании положения пункта 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ, где после признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции существует возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке. На основании определения Конституционного Суда РФ от 03.11.2009 № 1367-О-О данная норма применима только при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 ЖК РФ). Кроме того, согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается), в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях на основании статьи 51 ЖК РФ. Артемьев С.Н., Артемьев Н.Н. в администрацию города Братска о признании малоимущими и нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с непригодностью жилого помещения для проживания не обращались, тем самым не установлено, являются ли Артемьев С.Н., Артемьев Н.Н. нуждающимися на сегодняшний день. Кроме того, требование о предоставлении по договору социального найма квартиру, состоящую не менее чем из трех комнат незаконно. Так, в соответствии с ч. 2 статьи 89 ЖК РФ, если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире. Так как в городе Братске отсутствуют коммунальные квартиры, то в случае предоставления жилого помещения количество комнат не учитывается. Согласно ч. 1 статьи 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. Истцы в своих требованиях не указывают конкретную площадь предоставляемого жилого помещения, но согласно жилищного законодательства предоставление только по общей площади ранее занимаемому. Более того, требование предоставить жилое помещение в жилом районе Падун необоснованно и незаконно, так как населенным пунктом является муниципальное образование город Братск, а не конкретно район города. Просит суд в исковых требованиях Артемьеву С.Н., Артемьеву Н.Н. отказать в полном объеме. Выслушав доводы представителя истцов, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению. В силу статьи 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма. Согласно частям 1 и 2 статьи 89 указанного Кодекса предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире. Судом установлено, что согласно выписке КУМИ администрации г. Братска № 31257 от 08.12.2011 г. в реестр муниципального имущества г. Братска включено жилое помещение-комната № 14/16, расположенное в деревянном 2-этажном жилом здании, 1960 года постройки, расположенном по адресу: Иркутская область, г. Братск, ж/р Падун, ул. Юго-Западная, д. 23А. при этом в выписке содержится указание на то, что жилой дом включен в перечень аварийного жилья ПМВК от 20.12.2005 г. Согласно ордеру № 166 от 08.06.1999 г. решением горрайисполкома от 08.06.1999 г. за № 3 ЛЛЛ и членам ее семьи: Артемьеву Н.Н., ДДД предоставлено право занятия в г. Братске квартиры № 14, 15/16, состоящей из 3-х комнат, общей площадью 38,7 кв.м., в доме 23А по ул. Юго-Западной. Из свидетельства о смерти серии ***. суд установил, что ЛЛЛ умерла *** г. Из справки СРН-5 ООО «БКС» от 14.07.2011 г., поквартирной карточки № 610 от 09.08.2011 г. суд установил, что ЛЛЛ была снята с регистрационного учета по смерти, ДДД снята с регистрационного учета, в связи с выездом на иное постоянное место жительство. В настоящее время на регистрационном учете в жилом помещении состоят: Артемьев Н.Н. (осужден), Артемьев С.Н. Из справки отдела надзорной деятельности г. Братска и Братского района № 2-13-2373 от 14.07.2011 г. суд установил, что 29.04.2009 г. произошел пожар в жилом доме 23А, расположенном по адресу: Иркутская область, г. Братск, ж/р Падун, ул. Юго-Западная, в результате пожара повреждены стены первого подъезда, уничтожено потолочное перекрытие, шиферная кровля на площади 20 кв.м.. Из реестра аварийного жилищного фонда в г. Братске от 07.02.2012 г. суд установил, что жилой дом 23А, расположенный по адресу: Иркутская область, г. Братск, ж/р Падун, ул. Юго-Западная, 1960 года постройки включен в программу «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в г. Братске на 2005-2019 годы», и переселение жильцов указанного дома запланировано на 2012 год. Анализируя представленные доказательства, суд находит, что согласно выписке КУМИ администрации г. Братска № 31257 от 08.12.2011 г. в реестр муниципального имущества г. Братска включено жилое помещение-комната № 14/16, расположенное в деревянном 2-этажном жилом здании, 1960 года постройки, расположенном по адресу: Иркутская область, г. Братск, ж/р Падун, ул. Юго-Западная, д. 23А. при этом в выписке содержится указание на то, что жилой дом включен в перечень аварийного жилья ПМВК от 20.12.2005 г.. Согласно ордеру № 166 от 08.06.1999 г. решением горрайисполкома от 08.06.1999 г. за № 3 ЛЛЛ и членам ее семьи: Артемьеву Н.Н., ДДД предоставлено право занятия в г. Братске квартиры № 14, 15/16, состоящей из 3-х комнат, общей площадью 38,7 кв.м., в доме 23А по ул. Юго-Западной. В настоящее время на регистрационном учете в жилом помещении состоят: Артемьев Н.Н. (осужден), Артемьев С.Н. Согласно свидетельству о смерти серии *** ЛЛЛ умерла *** г., справкой СРН-5 ООО «БКС» от 14.07.2011 г., поквартирной карточкой № 610 от 09.08.2011 г., подтверждается, что ЛЛЛ была снята с регистрационного учета по смерти, ДДД снята с регистрационного учета, в связи с выездом на иное постоянное место жительство. Из справки отдела надзорной деятельности г. Братска и Братского района № 2-13-2373 от 14.07.2011 г. суд установил, что 29.04.2009 г. произошел пожар в жилом доме 23А, расположенном по адресу: Иркутская область, г. Братск, ж/р Падун, ул. Юго-Западная, в результате пожара повреждены стены первого подъезда, уничтожено потолочное перекрытие, шиферная кровля на площади 20 кв.м.. Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2). Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года N 17-О). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества. Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40). Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; статья 2; статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно. Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации). Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище. При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения. При этом ни из статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ни из каких-либо других его положений не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания. Закрепление такого условия применительно к ситуациям непредвиденной утраты пригодного для проживания жилого помещения противоречило бы принципам равенства и справедливости как конституционным критериям правомерного регулирования прав и свобод человека и гражданина, поскольку означало бы предъявление гражданам, относящимся к данной категории нуждающихся в жилье (к которой относится и заявитель), объективно невыполнимых требований для целей реализации их права на жилище и тем самым ставило бы их в положение объекта государственно-властной деятельности. Таким образом, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, лишившимся жилища в результате пожара, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении. Следовательно, довод представителя ответчика о том, что истцы не состоят на учете в качестве лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий, и связи с чем им не может быть предоставлено жилое помещение во внеочередном порядке, несостоятелен и прямо противоречит нормам закона. Как установлено судом из реестра аварийного жилищного фонда в г. Братске от 07.02.2012 г., жилой дом 23А, расположенный по адресу: Иркутская область, г. Братск, ж/р Падун, ул. Юго-Западная, 1960 года постройки включен в программу «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в г. Братске на 2005-2019 годы», и переселение жильцов указанного дома запланировано на 2012 год. Выселение в таких случаях из жилых помещений, занимаемых гражданами, как по договору социального найма, так и на праве собственности, производится с предоставлением им другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, которое согласно статье 89 Жилищного кодекса Российской Федерации должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям, находиться в черте данного населенного пункта и отвечать требованиям части 2 статьи 89 ЖК РФ по числу комнат. Указанные критерии являются обязательными, и при отсутствии хотя бы одного из них предоставление выселяемым гражданам жилого помещения недопустимо. В частности, среди предъявляемых к жилому помещению требований есть требование о том, что объемно-планировочное решение жилых помещений и их расположение в многоквартирном доме, минимальная площадь комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилых помещениях (кроме прихожей и коридора), должны обеспечивать возможность размещения необходимого набора предметов мебели и функционального оборудования с учетом требований эргономики (пункт 20 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции). Это приобретает особое значение в случае, когда предметом первоначального договора социального найма являлась комната как разновидность жилого помещения (пункт 1 части 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации), предназначенного для использования в качестве места непосредственного проживания. Вместе с тем, в определении от 3 ноября 2009 г. N 1368-О-О Конституционный Суд РФ указал, что внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из жилых помещений, которые признаны непригодными для проживания, обусловливает, в свою очередь, исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку очевидно, что целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем (чтобы права граждан при выселении не были ущемлены) с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Таким образом, суд, принимая во внимание, что истцы являются лицами одного пола, предоставление отдельного жилого помещения даже с меньшим количеством комнат, но равного по площади ранее занимаемому помещению, не ограничивает их жилищные права, а является улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности, кроме того, в их единоличное пользование будут предоставлены места общего пользования, как то: кухня, ванная, туалет, коридоры, что также расценивается как улучшение жилищных условий, суд не находит оснований для удовлетворения требования истцов в части предоставления им отдельного жилого помещения, состоящего из трех комнат. Кроме того, суд не находит оснований для удовлетворения требований истцов о предоставлении жилого помещения именно в ж/р Падун г. Братска, поскольку данное требование противоречит нормам ЖК РФ, а именно п. 1 ст. 89, который предусматривает, что такое жилое помещение должно в находиться в границах населенного пункта. В данном случае населенным пунктом является муниципальное образование г.Братск. В связи с вышеизложенным, суд находит исковые требования Артемьева С.Н., Артемьева Н.Н. к Администрации муниципального образования г. Братск подлежащими частичному удовлетворению и считает необходимым обязать администрацию муниципального образования города Братска предоставить вне очереди по договору социального найма Артемьеву С.Н., Артемьеву Н.Н. жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям города Братск, находящееся в границах населенного пункта г. Братск Иркутской области, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 38,7 кв.м. В удовлетворении требований Артемьева С.Н., Артемьева Н.Н. об обязании администрацию муниципального образования г.Братск предоставить квартиру с количеством комнат, соответствующем количеству комнат в освобождаемом помещении на территории жилого района Падун в г. Братске Иркутской области - отказать. Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск Артемьева С.Н., Артемьева Н.Н. удовлетворить частично. Обязать администрацию муниципального образования города Братска предоставить вне очереди по договору социального найма Артемьеву С.Н., Артемьеву Н.Н. жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям города Братск, находящееся в границах населенного пункта г. Братск Иркутской области, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 38,7 кв.м. В удовлетворении требований Артемьева С.Н., Артемьева Н.Н. об обязании администрацию муниципального образования г.Братск предоставить квартиру с количеством комнат, соответствующем количеству комнат в освобождаемом помещении на территории жилого района Падун в г. Братске Иркутской области - отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья Е.М.Мельникова Решение вступило в законную силу 15.03.2012 г.