аптечное учреждение



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 марта 2012 года                 г. Братск

Братский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Орловой О.В.,

при секретаре Оняновой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1003/2012 по исковому заявлению прокурора г. Братска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Голубеву В.П., Апресяну В.С., Обществу с ограниченной ответственностью «ВА-2» о понуждении произвести необходимые действия по обеспечению беспрепятственного доступа в аптечное учреждение инвалидов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Братска обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ответчикам Голубеву В.П., Апресяну В.С., Обществу с ограниченной ответственностью «ВА-2» (далее ООО «ВА-2»), в котором просит возложить солидарную обязанность создать условия для доступа инвалидам в аптеку «Здравушка», расположенную по адресу: *** (1 этаж) помещение 1001, путем установки пандуса и поручней при входе в соответствии с требованиями строительных норм и правил СНиП 35-01-2001 (Доступность зданий и сооружений для мобильных групп населения», сводом правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей» в течение 2 месяцев со дня вступления решения.

В обоснование заявленных требований прокурор г. Братска указал, что Прокуратурой города Братска в ходе проведения проверки исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в части беспрепятственного доступа в социально значимые учреждения установлено, что аптечным учреждением, расположенным по ***, помещение 1001 в г. Братске не обеспечены условия для беспрепятственного доступа инвалидов.

Так, требования к зданиям, сооружениям, которыми могут пользоваться инвалиды, содержатся в Своде правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», введенными в действие СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (утвержден Постановлением Госстроя Российской Федерации от 16.07.2001 № 73).

Данный СНиП Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 1047 включен в Перечень национальных стандартов и сводов правил. Согласно СНиП 35-101-2001 (приложение 5) пандус представляет собой сооружение, имеющее наклонную по направлению движения поверхность, предназначенную для перемещения с одного уровня горизонтальной поверхности пути на другой. Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями указаны в строительных нормах и правилах, в частности с СНиП 35-01-2001, в силу которого помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы, лифты или другие приспособления для перемещения инвалидов.

В соответствии с пунктом 3.14 СНиПа 35-01-2001 наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261, следует предусматривать бортики высотой не менее 0,05 м по продольным краям маршей пандусов, а также вдоль кромки горизонтальных поверхностей при перепаде высот 0,45 м для предотвращения соскальзывания трости или ноги; вдоль обеих сторон всех пандусов необходимо устанавливать ограждения с поручнями.

Вместе с тем, установлено, что крыльцо аптечного учреждения «Здравушка», расположенного по адресу: ***, помещение 1001, каким-либо приспособлением для беспрепятственного доступа инвалида-колясочника не оборудовано. Вход в указанное помещение осуществляется через крыльцо, состоящее из 11 ступеней, пандус отсутствует. Учитывая, что одним из направлений деятельности аптечного пункта является продажа лекарственных препаратов, предметов санитарии, гигиены и ухода за больными, перевязочных материалов и других изделий медицинского назначения, аптечный пункт по своему роду деятельности относится к объектам социальной инфраструктуры (оказывающей услуги в сфере здравоохранения).

Нежилое помещение - аптека площадью 56,4, расположенное по адресу: *** помещение 1001 находится в общей долевой собственности. Голубева В.П. и Апресяна В.С. Согласно договору аренды от 01.01.2011 года указанное нежилое помещение - аптека передано обществу с ограниченной ответственностью «ВА-2» для осуществления фармацевтической деятельности, в соответствии с которым арендодатели обязуются участвовать в создании необходимых условий для эффективного использования арендуемого имущества. При этом, отсутствие в договоре аренды упоминания о праве самостоятельно установить пандус не освобождает общество от выполнения предусмотренной законом обязанности. Выбор помещения, соответствующего всем необходимым требованиям находятся в сфере деятельности самого общества.

Отсутствие в аптеке «Здравушка», расположенной по адресу: *** помещение 1001, принадлежащее Голубеву В.П. и Апресяну В. С. и используемое ООО «ВА-2» для осуществления фармацевтической деятельности, приспособлений для беспрепятственного перемещений инвалидов нарушает права неопределенного круга лиц с ограниченными возможностями на свободу передвижения и безбарьерную среду.

В судебном заседании помощник прокурора г. Братска Широкова М.В., заявленные требования поддержала. Суду дала пояснения по доводам, изложенным в исковом заявлении, дополнений не имеет.

Представитель ответчика ООО «ВА-2» по доверенности Антончик И.В. в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что исполнить заявленные исковые требования не представляется возможным, в связи с затруднительным материальным положением ООО «ВА-2». При переводе в 2005 году жилого помещения в нежилое по проектному плану, согласованному с администрацией г. Братска, пандус на высоком крыльце не был предусмотрен. Устройство пандуса в соответствии с соблюдением СНиП 35-01-2001 с учетом уже имеющегося высокого крыльца является дорогостоящим мероприятием, что может разорить данное малое предприятие.

Кроме того, существующий проход дверей в аптеку не обеспечивает пропуск инвалидных колясок. Расширение проема анфилады из двух дверных проходов требует существенных денежных затрат, а расширение этого проема в несущих конструкциях стены дома требует согласований со всеми домовладельцами.

При соблюдении СНиП 35-01-2001, необходимо будет установить пандус протяженностью 22 метра, при этом данная конструкция будет практически перекрывать весь газон многоэтажного жилого дома, на что жильцы дома согласия не дали.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Ответчик готов взять на себя обслуживание 1-2 инвалида-колясочника, либо установить специальную кнопку для вызова персонала.

В соответствии с письмом Межрегионального Общественного Благотворительного фонда «Единство», пандусы в аптеке «Здравушка» по *** устанавливать нельзя, поскольку лестница установлена практически под 90 градусов, в связи с чем возникает опасность для жизни и здоровья инвалидов. Установка пандуса по СНиП не возможна, так как он перекроет газон. Считают, возможным установление кнопки для вызова персонала.

Также вблизи аптеки «Здравушка» в квартальной удаленности (100-150 метров) находятся две центральные аптеки: городская МБА и районная № 166. Их удобное расположение и уровень высоты схода и ширины входных дверей комфортны для обслуживания «колясочников».

При данных обстоятельствах, обеспечить доступ инвалидов к аптеке «Здравушка» не возможно по техническим причинам.

Ответчики Голубев В.П., Апресян В.С., в судебное заседание не явились, будучи надлежаще извещены о месте и времени слушания дела, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

Выслушав помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В преамбуле к Федеральному закону от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" указано, что он определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Согласно ст. 15 Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов... без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускается".

В соответствии с п. 8.1. "СП 31-102-99. Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей" (принят Постановлением Госстроя РФ от 29.11.1999 N 73) К коммуникационным путям относятся, в том числе входы и выходы; лестницы и пандусы с поворотными и разворотными площадками…

Коммуникационные пути и пространства, обеспечивающие непрерывность связей между входами, местами обслуживания и отдыха и выходами, должны быть:

доступны для различных категорий пользователей;

безопасны для движения и отдыха в процессе движения;

по возможности короткими, геометрически простыми;

оборудованы для облегчения движения, получения своевременной информации, попутного отдыха или ожидания.

В соответствии с п. 1.1., 1.2., 1.3. "СП 31-102-99. Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей" требования настоящего Свода правил направлены на создание полноценной архитектурной среды, обеспечивающей необходимый уровень доступности для всех категорий населения и беспрепятственное пользование ими предоставляемыми услугами. Требования распространяются на все элементы общественных зданий и сооружений или их части (в дальнейшем - здания), а также на участки учреждений, доступные для посетителей.

1.2. Положения Свода правил распространяются также на здания иного назначения, не подпадающие под действие СНиП 2.08.02-89*, но выполняющие функции общественного обслуживания и доступные для маломобильных групп населения.

1.3. Положения настоящего документа распространяются на проектирование зданий для учреждений различных форм собственности и различных организационно-правовых форм.

В соответствии с п.п. 3.13., 3.14., 3.17. "СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (утв. Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 N 73) в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием.

Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.

Помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания кроме лестниц следует предусматривать пандусы, подъемные платформы, лифты или другие приспособления для перемещения инвалидов.

В соответствии с п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах: обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения

Судом установлено, что согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 17.09.2009 года Апресяну В.С. и Голубеву В.П. принадлежит на праве общей долевой собственности на нежилое здание - аптеки, общей площадью 56,4 кв.м. этаж 1 по адресу: ***, пом. 1001 по 1/2 доле каждому.

Договором аренды недвижимости от 01.01.2011 года подтверждается, что Голубев В.П. и Аперсян В.С. передали ООО «ВА-2» в аренду объект недвижимости нежилое здание - аптеки, общей площадью 56,4 кв.м. этаж 1 по адресу: ***, пом. 1001.

Свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, свидетельством о постановке на налоговый учет, Уставом подтверждается, что ООО «ВА-2» является самостоятельным юридически лицом.

Из письма Межрегионального Общественного Благотворительного фонда «Единство» следует, что пандусы в аптеке «Здравушка» по ул. *** устанавливать нельзя, поскольку лестница установлена практически под 90 градусов, в связи с чем возникает опасность для жизни и здоровья инвалидов. Установка пандуса по СНиП не возможна, так как он перекроет газон, считают возможным установление кнопки для вызова персонала.

Анализируя представленные доказательства, суд установил, что нежилое помещение - аптеки, расположенное по адресам: ***, пом. 1001 находится в собственности Голубева В.П. и Аперсяна В.С., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права. Собственники указанного жилого помещения передали в аренду указанное нежилое помещение, заключив с ООО «ВА-2» договор аренды.

Согласно ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Проведение мероприятий по приспособлению объектов социальной и производственной инфраструктуры для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами осуществляется в соответствии с федеральными и территориальными целевыми программами, утвержденными в установленном порядке. Разработка проектных решений на новое строительство зданий, сооружений и их комплексов без согласования с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и учета мнения общественных объединений инвалидов не допускается.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Таким образом, положение указанной нормы направлено на урегулирование вопроса обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. В частности, предусматривает обязанность организации независимо от организационно-правовых форм создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Как следует из пояснений помощника прокурора, имеет место факт нарушения со стороны собственников нежилого здания его доступности для маломобильных групп населений.

Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах (например, СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения"), вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Кроме того, суд установил, что ответчики Голубев В.П. и Апресян В.С. передали указанное нежилое помещение в аренду ООО «ВА-2», которое обязалось участвовать в создании необходимых условий для эффективного использования арендуемого объекта недвижимости, в связи с чем суд считает возможным также возложить обязанность по установке пандуса и на ООО «ВА-2».

В ходе судебного разбирательства, ответчиками не опровергнуто утверждение прокурора о том, что его требование об оборудовании входа в здание аптеки «Здравушка» пандусом и поручнями направлено на обеспечение минимальных потребностей инвалидов. Как не представлено и доказательств отсутствия технической возможности оборудовать вход в здание пандусами.

Доводы представителя ответчика о том, что установление пандуса и поручней при входе в помещение технически не возможно, поскольку дверной проем не обеспечивает вход в помещение инвалидов-колясочников, а также имеется большой перепад высот уровня пола помещения и уровня поверхности земли - более 1,7 м, длинна пандуса с нормативным уклоном будет составлять 22 м, в связи с чем при устройстве пандуса необходимо получить согласие собственников помещений этого дома, которое собственники не дают, суд не принимает во внимание, так как обеспечение доступа в здание возможно организовать не только путем устройства пандуса, но и подъемного устройства, для чего ответчики вправе обратиться в соответствующую организацию для выполнения проектных работ.

Доказательств в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, подтверждающих создание условий инвалидам беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры путем оборудования входов в вышеуказанные здания пандусом, либо иным путем, предусмотренным действующим законодательством, ответчики суду не представили. Положения Закона о необходимости создания условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры носят императивный характер, не содержат исключений относительно конструктивных особенностей здания и не являются основанием для неисполнения требований по обеспечению указанных условий. Доводы ответчика о том, что они готовы взять на себя обслуживание 1-2 инвалидов-колясочников, или установить специальную кнопку для вызова персонала, материалами дела не подтверждаются. Письмо Межрегионального Общественного Благотворительного фонда «Единство» о возможности установления кнопки для вызова персонала в аптеке «Здравушка» суд не принимает во внимание, поскольку оно не имеет правового значения.

Ссылка представителя ответчика на тяжелое материальное положение не может повлиять на выводы суда, поскольку не является юридически значимым обстоятельством при рассмотрении данного спора.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что требования прокурора г. Братска о возложении на ответчиков солидарной обязанности создать условия для доступа инвалидам в аптеку «Здравушка», расположенной по адресу: *** (1 этаж) помещение 1001, путем установки пандуса и поручней при входе в соответствии с требованиями строительных норм и правил СНиП 35-01-2001 (Доступность зданий и сооружений для мобильных групп населения», сводом правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей» в течение 2 месяцев со дня вступления решения являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

                                                             Р Е Ш И Л :

Исковое заявление прокурора города Братска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Голубева В.П., Апресяна В.С., Общество с ограниченной ответственностью «ВА-2» солидарно создать условия для доступа инвалидам в аптеку «Здравушка», расположенную по адресу: *** (1 этаж) помещение 1001, путем установки пандуса и поручней при входе в соответствии с требованиями строительных норм и правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для мобильных групп населения», сводом правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей» в течение 2 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский городской суд в течение 1 месяца.

Судья:        О.В. Орлова

Решение вступило в законную силу 12.04.2012 г.