Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации (заочное) 20 января 2012 года Братский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Шаламовой Л.М., при секретаре Дремухиной Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-362/2012 по иску Нечаевой А.А. к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад общеразвивающего вида № 99» о взыскании недоначисленной заработной платы, У С Т А Н О В И Л: Истец Нечаева А.А. обратилась в суд с иском к ответчику Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад общеразвивающего вида № 99» (далее по тексту МДОУ «ДСОВ № 99») о взыскании недоначисленной заработной платы за период работы с 01.09.2011 года по 30.11.2011 года в размере *** руб.. В обоснование своих исковых требований истец указала, что работает в МДОУ «ДСОВ № 99» в должности машиниста по стирке белья, считает, что работодателем ей неверно начисляется заработная плата, поскольку он включает районный коэффициент и северную надбавку за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в минимальный размер оплаты труда, тем самым грубо нарушает её право на справедливое вознаграждение за труд. Истец Нечаева А.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещена надлежаще, просит дело рассмотреть в ее отсутствие. Представитель ответчика - МДОУ «ДСОВ № 99» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще, об отложении дела, либо о рассмотрении дела в его отсутствие не просил, поэтому суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства в отсутствие ответчика по имеющимся в деле доказательствам, о чем судом вынесено определение. Представитель третьего лица - Департамента образования администрации муниципального образования города Братска, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще. Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с Конституцией РФ в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в РФ устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (ст. 7, ч.2, Конституции РФ); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ст. 37, ч.3). По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума (Постановление Конституционного Суда РФ от 27.11.2008г. № 11-П). На основе конституционных положений Трудовой кодекс РФ (ч. 3 ст. 133) предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Как следует из ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Согласно ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок её выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 Трудового кодекса РФ для установления размера районного коэффициента и порядка его применения (ст. 317 ТК РФ). В противном случае исчисленная с учетом районного коэффициента и процентных надбавок минимальная месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, оказалась бы равной минимальной заработной плате работников, не работающих в таких местностях (в таких условиях). Это означало бы отказ от принципа справедливого вознаграждения за труд без учета особенностей труда. Братск является местностью, приравненной к районам Крайнего Севера, в соответствии Перечнем районов, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960г. и от 26.09.1967г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967г. № 1029 «О Порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967г. «О льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях». Из материалов дела следует, что Нечаева А.А. с 12.03.2009 года работает в МДОУ «ДСОВ № 99», первоначально была принята на должность уборщика служебных помещений, а затем 18.08.2010 года переведена на должность машиниста по стирке белья по 2 разряду ЕТС, при этом, с 01.09.2011 года ей осуществляется доплата еще за одну ставку машиниста по стирке белья. Её месячный должностной оклад составляет *** руб., что подтверждается копией вкладыша в трудовую книжку серии ****, с датой заполнения 22.01.2001 года, копией трудового договора от 12.03.2009 года, копией соглашения от 18.08.2010 года, копией дополнительного соглашения от 01.03.2011 года, копией приказа № 153 от 01.09.2011 года, копией расчетных листков, финансовой справкой от 13.01.2012 года. Из финансовой справки от 13.01.2012 года следует, что в спорный период Нечаевой А.А. было начислено: сентябрь 2011 года - *** руб.; октябрь 2011 года - *** руб.; ноябрь 2011 года - *** руб.. Анализируя исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд находит установленным, что согласно ст. 133 ТК РФ, минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается: организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Согласно ст. 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ № 108-ФЗ от 19.06.2000г. (в ред. от 01.06.2011г. № 106-ФЗ) «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 01 июня 2011 года установлен в сумме 4 611 рублей в месяц. В силу ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп. Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются: муниципальными учреждениями - за счет средств местных бюджетов. Постановлением от 29.12.2009г. № 2386 «О системах оплаты труда работников муниципальных бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета г. Братска» установлена с 1 января 2010 года тарифная ставка (оклад) 1 разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета города Братска, в размере 1 601 рубль, а также утверждены межразрядные тарифные коэффициенты и тарифные ставки (оклады) второго и последующих разрядов Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета города Братска. Согласно ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Закон РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19.02.1993г. также устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера. Таким образом, законодатель в качестве дополнительных гарантий работникам, осуществляющим трудовую деятельность в местностях с особыми климатическими условиями, установил районный коэффициент и процентные надбавки к заработной плате, которые не являются слагаемыми элементами вознаграждения за труд, механизм и размер данных выплат не находится в зависимости от размера минимальной заработной платы, гарантированной на территории РФ. Следовательно, районные и северные надбавки являются дополнительными компенсациями, в том числе в отношении оплаты труда гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера. Поэтому доводы истца о незаконности выплаты районного коэффициента и процентной надбавки в составе минимального размера оплаты труда, суд находит законными и обоснованными. Следовательно, минимальный размер заработной платы работников, отработавших полностью месячную норму рабочего времени в г. Братск, с 01.06.2011 года должен составить *** руб. х 50% северной надбавки х районный коэффициент 1,4 = *** руб. Из представленной финансовой справки, суд установил, что за спорный период истцу была начислена следующая заработная плата с учетом отработанного времени и занимаемых ставок: Ф.И.О. истца сентябрь октябрь ноябрь Итого (без учета НДФЛ), руб. Нечаева А.А. *** *** *** *** Между тем, минимальный размер заработной платы работников, отработавших полностью месячную норму рабочего времени в г. Братск с 01.06.2011 года составляет *** руб., в связи с чем, ответчик обязан был произвести начисление заработной платы за фактически отработанное истцами время в размере: Ф.И.О. истца сентябрь октябрь ноябрь Итого (без учета НДФЛ), руб. Нечаева А.А. *** *** *** *** Следовательно, к выплате истцу подлежат суммы (без учета НДФЛ) в следующих размерах: Ф.И.О. истца сентябрь октябрь ноябрь Итого (без учета НДФЛ), руб. Нечаева А.А. *** *** *** *** На основании вышеизложенного, суд считает необходимым исковые требования истца о взыскании недоначисленной заработной платы за период работы с 01.09.2011 года по 30.11.2011 года удовлетворить, взыскав в пользу Нечаевой А.А. *** руб.. Других доказательств суду не представлено. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования удовлетворить. Взыскать с Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 99» в пользу Нечаевой А.А. недоначисленную заработную плату за период работы с 01.09.2011 года по 30.11.2011 года в размере *** рублей. Взыскать с Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 99» в доход государства государственную пошлину в размере *** рублей. Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии решения. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда. Судья Л.М. Шаламова Решение суда вступило в законную силу 19 марта 2012 года.