Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 14 марта 2012 г. Братский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Ястребовой Ю. В. при секретаре Усачевой К. Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело№ 2-613/2012 по исковому заявлению открытого акционерного общества «Группа «Илим» к Торопову В.А. о взыскании материального ущерба, судебных расходов, У С Т А Н О В И Л: Истец открытое акционерное общество «Группа «Илим» (далее по тексту - ОАО «Группа «Илим») обратилось в суд с иском к ответчику Торопову В. А., в котором просит взыскать с него стоимость перерасхода ГСМ в сумме *** руб., а также расходы по госпошлине в размере *** рублей. В обоснование заявленных требований истец указал на то, что между ОАО «Группа «Илим» и ответчиком заключен трудовой договор, согласно которому ответчик принят на работу в качестве водителя автомобиля (лесовоз на вывозке леса). В соответствии с п. 4.2.6 указанного договора работник обязан заботиться о сохранности имущества работодателя. Пункт 4.2.10 договора предусматривает материальную ответственность работника за перерасход горюче-смазочных материалов. Ответчик допустил необоснованный перерасход топлива в объеме 186 литров на сумму *** рублей. Расчет суммы материального ущерба, причиненного ответчиком, исчислен по фактическим потерям, исходя из рыночных цен. Базовая норма расхода топлива на автомобиле, на котором работает ответчик, рассчитывается в соответствии с Распоряжением Минтранса РФ от 14.03.2008 № АМ-23-р «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте в автотранспортных предприятиях, организациях, занятых в системе управления и контроля, предпринимателей и др., независимо от форм собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории РФ». На основании п. 4 указанных Методических рекомендаций, нормы расхода топлива могут устанавливаться для каждой модели, марки и модификации эксплуатируемых автомобилей и соответствуют определенным условиям работы автомобильных транспортных средств согласно их классификации и назначению. Нормы включают расход топлива, необходимый для осуществления транспортного процесса. Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов производится при помощи поправочных коэффициентов (надбавок), регламентированных в виде процентов повышения или снижения исходного значения нормы (их значения устанавливаются приказом или распоряжением руководства предприятия, эксплуатирующего АТС, или местной администрацией). Перерасход топлива водителями выявляется при обсчете истцом путевых листов, заполняемых непосредственно водителями, где указываются все необходимые реквизиты для установления объективного расхода топлива. Своими действиями ответчик причинил работодателю материальный ущерб, размер которого установлен топливной комиссией, работающей на основании Положения о топливной комиссии. От дачи объяснений по факту причинения ущерба ответчик отказался. На основании ст. ст. 232, 233, 238, 247, 248 Трудового кодекса Российской Федерации просит взыскать с ответчика указанную сумму ущерба. Представитель истца ОАО «Группа «Илим» - Крашковец С. С., действующий на основании доверенности от 21.12.2011 г. со всеми процессуальными правами, в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске. Дополнительно суду пояснил, что диспетчерский отдел непрерывно фиксирует работу лесовозов, поскольку отгрузка идет непрерывно. Если с машиной что-то случается, например, она забуксировала, то диспетчер направляет к этому месту дорожную службу. Кроме того отметил, что время буксовки и простоя водители фиксируют в путевом листе. Расчет норм расхода топлива для автомобилей КамАЗ 5320 рассчитывается на основании распоряжения Минтранса РФ от 14.03.20008 года № АМ-23-р «Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (далее по тексту - Распоряжение Минтранса РФ), а так же Приказа №ФБР5/1 от 14.01.2011г. «О внедрении норм расхода ГСМ на 2011 год». Формулы для расчета эксплуатационных норм расхода топлива, а также значения всех надбавок в указанной методике установлены Распоряжением Минтранса РФ. На основании указанных документов, расчет расхода топлива для автомобилей КамАЗ 5320 осуществляется исходя из базовой летней нормы расхода топлива одиночного автомобиля шасси КамАЗ 5320 в снаряженном состоянии при его эксплуатации на дорогах с твердым покрытием, которая составляет 25 л/100 км. После установки лесовозного оборудования масса тягача увеличивается на 2,2 тонны: 2,2 * 1,3 = 2,86 л./100 км, где: 2,2 - масса в тоннах дополнительного лесовозного оборудования; 1,3 - коэффициент увеличения расхода топлива для дизельных автомобилей на каждую тонну перевозимого груза в соответствии с Распоряжением Минтранса РФ; 2,86 л/100 км - увеличение расхода топлива в литрах на 100 километров пробега, при установке дополнительного оборудования, массой 2,2 т. Рассматриваемый автомобиль эксплуатируется с лесовозным прицепом снаряженной массой 3 тонны. Это так же увеличивает расход топлива, увеличение расхода топлива рассчитывается по формуле: 3 * 1,3 = 3,9 л./100 км, где: 3 - масса в тоннах, дополнительного лесовозного оборудования (прицеп); 1,3 - коэффициент увеличения расхода топлива для дизельных автомобилей на каждую тонну перевозимого груза в соответствии с Распоряжением Минтранса РФ; 3,9 л/100 км - увеличение расхода топлива в литрах на 100 километров пробега, при установке дополнительного оборудования, массой 3 т. Таким образом, базовая летняя норма расхода топлива порожнего автопоезда на дорогах с твердым покрытием для рассматриваемого автомобиля составляет 31,76 л/100 км, исходя из следующего расчета: 25 л/100 км + 2,86 л/100 км + 3,9 л/100 км = 31,76 л/100 км + 18% = 37,48 л/100 км, где: 29 л/100 км - базовая летняя норма расхода топлива одиночного автомобиля шасси КамАЗ 4310; 2,86 л/100 км - увеличение расхода топлива в литрах на 100 километров пробега, при установке дополнительного оборудования, массой 2,2 т; 3,9 л/100 км - увеличения расхода топлива в литрах на 100 километров пробега, при установке дополнительного оборудования, массой 3 т; 31,76 л/100 км - базовая летняя норма расхода топлива порожнего автопоезда на дорогах с твердым покрытием; 18% - зимняя сезонная надбавка для автопоезда декабрь - январь, установленная на основании Распоряжения Минтранса РФ; 37,48 л/100 км - базовая зимняя норма расхода топлива порожнего автопоезда на дорогах с твердым покрытием с учетом зимней сезонной надбавки. Кроме того пояснил, что автомобиль, эксплуатируемый ответчиком, используется на федеральной трассе, не предназначен и не работает в городе. Также указал суду на то, что причиненный ответчиком ущерб взыскивается с него в пределах средней заработной платы. Учитывая изложенное, просит взыскать с Торопова В. А. стоимость перерасхода ГСМ в сумме *** рублей, а также расходы по госпошлине в сумме *** рублей. Ответчик Торопов В. А. в судебное заседание не явился, почтовые отправления со вложенными судебными повестками, направленными по последнему известному месту жительства на имя Торопова В. А., возвратились в адрес суда с отметками «Истек срок хранения». Учитывая указанные обстоятельства, суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в порядке ст. 119 ГПК РФ. В соответствии со ст. 119 ГПК РФ при неизвестности места пребывания ответчика суд приступает к рассмотрению дела после поступления в суд сведений об этом с последнего известного места жительства ответчика. Согласно ст. 50 ГПК РФ суд назначает адвоката в качестве представителя в случае отсутствия представителя у ответчика, место жительства которого неизвестно, а также в других предусмотренных федеральным законом случаях. Определением Братского городского суда Иркутской области от 14 марта 2012 года в качестве представителя ответчика Торопова В. А. по гражданскому делу № 2-613/2012 назначена адвокат адвокатской палаты Иркутской области - Чеботарева Е. Г. Представитель ответчика по назначению адвокат Чеботарева Е. Г. в судебном заседании исковые требования не признала в виду их недоказанности, суду пояснила, что при расчете норм расхода топлива ответчиком не учитываются погодные условия, прогрев автомобиля в случаях поломок. Кроме того, истец не берет в расчет и проезд в черте города, где водителю приходится останавливаться на светофорах. На основании изложенного, просит отказать истцу в удовлетворении заявленных требований. Выслушав доводы представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 232 Трудового кодекса Российской Федерации сторона трудового договора (работодатель или работник), причинившая ущерб другой стороне, возмещает этот ущерб в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Трудовым договором или заключаемыми в письменной форме соглашениями, прилагаемыми к нему, может конкретизироваться материальная ответственность сторон этого договора. В силу ст. 233 Трудового кодекса Российской Федерации материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами. Каждая из сторон трудового договора обязана доказать размер причиненного ей ущерба. Статьей 238 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Статьей 241 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что за причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами. Как установлено ст. 242 Трудового кодекса Российской Федерации, полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возмещать причиненный работодателю прямой действительный ущерб в полном размере. Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может возлагаться на работника лишь в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами. Согласно ст. 239 Трудового кодекса Российской Федерации материальная ответственность работника исключается в случаях возникновения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику. Статьей 247 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривается, что до принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Для проведения такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов. Истребование от работника письменного объяснения для установления причины возникновения ущерба является обязательным. В силу ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Анализируя представленные доказательства в их совокупности, суд установил следующее. Согласно приказу (распоряжению) о приеме работников на работу № 10-к от 01.01.2010 Торопова В. А. был принят в Службу транспорта на участок лесовозного транспорта в автоколонну 1 в филиал ОАО «Группа «Илим» в Братском районе Иркутской области в порядке перевода из филиала ООО «ИлимСибЛес» в Братском районе Иркутской области на должность водителя автомобиля (лесовоз) 7 р. с 01.01.2010. С ним был заключен трудовой договор № 1402 от 01.01.2010. Как следует из п. 4.2.6 указанного трудового договора, работник принял на себя материальную ответственность, в том числе, за перерасход горюче-смазочных материалов. Данный трудовой договор подписан обеими сторонами. Согласно протоколу заседания топливной комиссии по итогам работы января 2011 г. от 11.02.2011, при анализе расхода топлива по итогам работы за январь 2011 г. на основе данных путевых листов Службы транспорта, топливной комиссией был установлен факт перерасхода ГСМ водителем автомобиля КамАЗ Тороповым В. А. в количестве 186 литров. При этом в протоколе имеется отметка о том, что водитель отказался дать объяснение по поводу перерасхода. Вынесено решение удержать перерасход топлива из заработной платы работника. Также отказ от дачи объяснений по факту перерасхода ГСМ за январь 2011 г. ответчиком подтверждается комиссионным актом «об отказе дать объяснительную» от 11.02.2011. Согласно бухгалтерской справке от 27.12.2011 филиала ОАО «Группа «Илим» в Братском районе Иркутской области стоимость ущерба (перерасход дизельного топлива), причиненного Тороповым В. А. согласно акту топливной комиссии и Приказу № ФБР/208/1 от 28.02.2011 «О взыскании ущерба с водителей», по данным бухгалтерского учета была рассчитана исходя из стоимости 1 л дизельного топлива в сумме *** рублей, и составила *** руб. При этом, стоимость ГСМ в размере *** руб. за 1 л. исходя из данных бухгалтерского учета никем не оспаривается. Оценивая довод представителя ответчика о том, что при расчете норм расхода топлива истец не применяет поправочные коэффициенты с учетом: погодных условий; работы транспорта в черте города; времени простоя по причине поломки, когда необходимо прогревать автомобиль, суд исходит из следующего. Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р утверждены методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (далее по тексту - Методические рекомендации), которыми предусмотрены поправочные коэффициенты (надбавки) в виде процентов повышения или снижения исходного значения нормы расхода топлив. С помощью поправочных коэффициентов производится учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов. Согласно п. 4 указанных методических рекомендаций для автомобилей общего назначения установлены следующие виды норм: - базовая норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега автотранспортного средства (АТС) в снаряженном состоянии; - транспортная норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега при проведении транспортной работы: - автобуса, где учитывается снаряженная масса и нормируемая по назначению автобуса номинальная загрузка пассажиров; - самосвала, где учитывается снаряженная масса и нормируемая загрузка самосвала (с коэффициентом 0,5); - транспортная норма в литрах на 100 тонно-километров (л/100 ткм) при проведении транспортной работы грузового автомобиля учитывает дополнительный к базовой норме расход топлива при движении автомобиля с грузом, автопоезда с прицепом или полуприцепом без груза и с грузом или с использованием установленных ранее коэффициентов на каждую тонну перевозимого груза, массы прицепа или полуприцепа - до 1,3 л/100 км и до 2,0 л/100 км для автомобилей, соответственно, с дизельными и бензиновыми двигателями, - или с использованием точных расчетов, выполняемых по специальной программе-методике непосредственно для каждой конкретной марки, модификации и типа АТС. Базовая норма расхода топлив зависит от конструкции автомобиля, его агрегатов и систем, категории, типа и назначения автомобильного подвижного состава (легковые, автобусы, грузовые и т.д.), от вида используемых топлив, учитывает массу автомобиля в снаряженном состоянии, типизированный маршрут и режим движения в условиях эксплуатации в пределах "Правил дорожного движения". Транспортная норма (норма на транспортную работу) включает в себя базовую норму и зависит или от грузоподъемности, или от нормируемой загрузки пассажиров, или от конкретной массы перевозимого груза. Эксплуатационная норма устанавливается по месту эксплуатации АТС на основе базовой или транспортной нормы с использованием поправочных коэффициентов (надбавок), учитывающих местные условия эксплуатации, по формулам, приведенным в данном документе. Нормы расхода топлив на 100 км пробега для бензиновых и дизельных автомобилей установлены в литрах бензина или дизтоплива. Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов производится при помощи поправочных коэффициентов (надбавок), регламентированных в виде процентов повышения или снижения исходного значения нормы (их значения устанавливаются приказом или распоряжением руководства предприятия, эксплуатирующего АТС, или местной администрации). В соответствии с п. 5 Методических рекомендаций нормы расхода топлив повышаются при следующих условиях: - работа автотранспорта в городах с населением: свыше 3 млн. человек - до 25%; от 1 до 3 млн. человек - до 20%; от 250 тыс. до 1 млн. человек - до 15%; от 100 до 250 тыс. человек - до 10%; до 100 тыс. человек в городах, поселках городского типа и других крупных населенных пунктах (при наличии регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков дорожного движения) - до 5%; - при работе в чрезвычайных климатических и тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы, снежных или песчаных заносов, при сильном снегопаде и гололедице, наводнениях и других стихийных бедствиях для дорог I, II и III категорий - до 35%, для дорог IV и V категорий - до 50%; - в зимнее или холодное (при среднесуточной температуре ниже +5 `C) время года на стоянках при необходимости пуска и прогрева автомобилей и автобусов (если нет независимых отопителей), а также на стоянках в ожидании пассажиров (в том числе для медицинских АТС и при перевозках детей) устанавливается нормативный расход топлива из расчета за один час стоянки (простоя) с работающим двигателем - до 10% от базовой нормы. Как следует из приказа директора филиала ОАО «Группа «Илим» в Братском районе от 14.01.2011 № ФБР/5/1, в целях рационального расходования и списания горюче-смазочных материалов в структурных подразделениях филиала ОАО «Группа «Илим» в Братском районе Иркутской области, с 01.01.2011 были введены в действие базовые нормы расхода дизельного топлива для службы транспорта на 2011 год. Приказом директора филиала ОАО «Группа «Илим» в Братском районе от 23.03.2011 № ФБР/323 введена в действие методика «Расчет норм расхода топлива и смазочных материалов для лесозаготовительной, лесовозной, вспомогательной техники и оборудования, флота». Также указанным приказом на ведущего инженера отдела производственного развития (ГСМ) возложена обязанность при расчете норм расхода ГСМ руководствоваться данной Методикой. Из пояснений представителя истца в судебном заседании и представленного им расчета причиненного ответчиками ущерба судом установлено, что перерасход топлива водителями выявляется при обсчете истцом путевых листов, заполняемых непосредственно водителями, где указываются все необходимые реквизиты для установления объективного расхода топлива. Судом исследовались путевые листы на автомобиль КамАЗ 5320 под управлением водителя Торопова В. А.:№ 10745 от 03.01.2011 г., № 10944 от 04.01.2011 г., № 11234 от 07.01.2011 г., № 11234 от 07.01.2011 г., № 11415 от 08.01.2011 г., № 11700 от 11.01.2011 г., № 11911 от 12.01.2011 г., № 12238 от 15.01.2011 г., № 12406 от 16.01.2011 г., № 12735 от 19.01.2011 г., № 12948 от 20.01.2011 г., № 13137 от 21.01.2011 г., № 13304 от 23.01.2011 г., № 13536 от 24.01.2011 г., № 14166 от 28.01.2011 г., № 14492 от 31.01.2011 г., а также товарно-транспортные накладные к ним и акты экспертиз, данные которых сопоставлялись с представленным истцом расчетом, из которых установлено следующее. При расчете норм расхода топлива автомобиля *** учитывается, что базовая летняя норма расхода топлива одиночного автомобиля шасси *** в снаряженном состоянии при его эксплуатации на дорогах с твердым покрытием составляет 25 л/100 км. После установки лесовозного оборудования масса тягача увеличивается на 2,2 т, то есть: 2,2 * 1,3 = 2,86 л./100 км, где: 2,2 - масса в тоннах дополнительного лесовозного оборудования; 1,3 - коэффициент увеличения расхода топлива для дизельных автомобилей на каждую тонну перевозимого груза в соответствии с Распоряжением Минтранса РФ; 2,86 л/100 км - увеличение расхода топлива в литрах на 100 километров пробега, при установке дополнительного оборудования, массой 2,2 т. Рассматриваемый автомобиль эксплуатируется с лесовозным прицепом снаряженной массой 3 тонны. Это так же увеличивает расход топлива, увеличение расхода топлива рассчитывается по формуле: 3 * 1,3 = 3,9 л./100 км, где: 3 - масса в тоннах, дополнительного лесовозного оборудования (прицеп); 1,3 - коэффициент увеличения расхода топлива для дизельных автомобилей на каждую тонну перевозимого груза в соответствии с Распоряжением Минтранса РФ; 3,9 л/100 км - увеличение расхода топлива в литрах на 100 километров пробега, при установке дополнительного оборудования, массой 3 т. Таким образом, базовая летняя норма расхода топлива порожнего автопоезда на дорогах с твердым покрытием для рассматриваемого автомобиля составляет 31,76 л/100 км, исходя из следующего расчета: 25 л/100 км + 2,86 л/100 км + 3,9 л/100 км = 31,76 л/100 км + 18% = 37,48 л/100 км, где: 29 л/100 км - базовая летняя норма расхода топлива одиночного автомобиля шасси ***; 2,86 л/100 км - увеличение расхода топлива в литрах на 100 километров пробега, при установке дополнительного оборудования, массой 2,2 т; 3,9 л/100 км - увеличения расхода топлива в литрах на 100 километров пробега, при установке дополнительного оборудования, массой 3 т; 31,76 л/100 км - базовая летняя норма расхода топлива порожнего автопоезда на дорогах с твердым покрытием; 18% - зимняя сезонная надбавка для автопоезда декабрь - январь, установленная на основании Распоряжения Минтранса РФ; 37,48 л/100 км - базовая зимняя норма расхода топлива порожнего автопоезда на дорогах с твердым покрытием с учетом зимней сезонной надбавки. Расчет перерасхода топлива произведен истцом на основании сведений, указанных в путевых листах самими водителями с применением методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», утвержденных распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р, которыми предусмотрены поправочные коэффициенты (надбавки) в виде процентов повышения или снижения исходного значения нормы расхода топлив. С помощью поправочных коэффициентов производится учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов. Оценивая довод представителя ответчика о том, что при расчете не применяется коэффициент, предусмотренный при работе автотранспорта в городах, суд находит его несостоятельным, поскольку, как установлено из пояснений представителя истца, а также подтверждается сведениями, указанными в путевых листах самим водителем, автомобиль ***, на котором работает ответчик, в черте города не эксплуатируется, назначение автомобиля «лесовоз» - выполнение задач по вывозке леса с делян, данный автомобиль не предназначен для работы в городе, поэтому и поправочные (городские) коэффициенты при расчете не применяются. Также судом установлено, что при расчете норм расхода топлива истец применяет 18% в качестве зимней сезонной надбавки для автопоезда в период декабрь - февраль. Методическими рекомендациями установлены повышающие коэффициенты расхода топлив при работе в чрезвычайных климатических и тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы, снежных или песчаных заносов, при сильном снегопаде и гололедице, наводнениях и других стихийных бедствиях для дорог I, II и III категорий - до 35%, для дорог IV и V категорий - до 50%. Таким образом, довод представителя ответчика о том, что истец не применяет поправочные коэффициенты за работу в неблагоприятных погодных условиях, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства. Методическими рекомендациями установлено, что в зимнее или холодное (при среднесуточной температуре ниже +5 `C) время года на стоянках при необходимости пуска и прогрева автомобилей и автобусов (если нет независимых отопителей), а также на стоянках в ожидании пассажиров (в том числе для медицинских АТС и при перевозках детей) устанавливается нормативный расход топлива из расчета за один час стоянки (простоя) с работающим двигателем - до 10% от базовой нормы. Из представленного представителем истца расчета и его пояснений в судебном заседании судом установлено, что, исходя из указанных в путевых листах сведений, для расчета простоя истцом применяется повышающий коэффициент - 0,1, то есть 10%. Факт самого простоя, его причины, а также количество времени выявляется на основании данных, указанных водителями в путевых листах, которые сопоставляются со сведениями в товарно-транспортных накладных. В случае поломки автомобиля, водитель должен отразить данное обстоятельство в путевом листе, после чего автомобиль осматривается мастером, которым составляется заключение о причинах поломки, что также отражается в путевом листе в графе «Особые отметки», и является подтверждением простоя в пути. Из исследованных в судебном заседании путевых листов и представленного представителем истца расчета перерасхода топлива за рейс, составленного по каждому путевому листу за спорный период, судом не установлено обстоятельств того, что имели место неучтенные в расчете простои автомобиля с работающим двигателем для прогрева машины. Таким образом, суд находит, что довод представителя ответчика о том, что истец при расчете расхода норм ГСМ не учитывает время простоя и прогрев автомобиля в случае поломки, не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения дела. Расчет произведен на основании отметок, сделанных самим водителем в путевых листах и сведений в товарно-транспортных накладных, в том числе о времени простоя и его причинах. Доказательств обратного ответчиком суду не представлено. То обстоятельство, что имели место обоснованные простои автомобиля с работающим двигателем не учтенные в расчете, не нашло своего подтверждения в ходе судебного разбирательства. При таких обстоятельствах, суд принимает расчет перерасхода ГСМ, представленный истцом, поскольку установлено, что он основан на методике «Расчет норм расхода топлива и смазочных материалов для лесозаготовительной, лесовозной, вспомогательной техники и оборудования, флота», введенной в действие на основании приказа директора филиала ОАО «Группа «Илим» в Братском районе от 23.03.2011 № ФБР/323, которая, в свою очередь была разработана на основании методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», утвержденных распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р. Таким образом, судом установлено, что Торопов В. А., находясь с истцом в трудовых отношениях, работая в качестве водителя, допустил перерасход ГСМ в объеме 186 литров, в связи с чем причинил истцу материальный ущерб. Факт причинения ущерба установлен топливной комиссией, деятельность которой регулируется Положением о топливной комиссии Службы транспорта филиала ОАО «Группа «Илим» в Братском районе Иркутской области, утвержденным директором филиала ОАО «Группа «Илим» в Братском районе Иркутской области, на основании приказа «О введении норм расхода ГСМ на 2011 год». По данному факту от ответчика была затребована объяснительная, от дачи которой он отказался, о чем был составлен соответствующий акт. К доводам представителя ответчика об отсутствии вины Торопова В. А. в перерасходе топлива, так как истцом неправильно произведен расчет норм расхода ГСМ, суд относится критически по изложенным выше основаниям. Оценив исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд соглашается с представленным представителем истца расчетом перерасхода топлива. При этом, стоимость ГСМ в размере *** руб. за 1 л. исходя из данных бухгалтерского учета никем не оспаривается. В соответствии со ст. 246 Трудового кодекса Российской Федерации, размер ущерба, причиненного работодателю при утрате и порче имущества, определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа этого имущества. Статьей 241 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что за причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами. Из представленного представителем истца расчета материального ущерба, путевых листов и товарно-транспортных накладных, судом установлено, что материальный ущерб, причиненный ответчиком ОАО «Группа «Илим» перерасходом ГСМ составил 186 литров на сумму *** руб. Из справки о среднем заработке ответчика, судом установлено, что размер причиненного им материального ущерба не превышает размер его средней месячной заработной платы, и определен истцом в соответствии с ч. 1 ст. 246 Трудового кодекса Российской Федерации. Таким образом, судом установлено, что материальный ущерб, причиненный истцу, возник в связи с перерасходом ответчиком ГСМ при осуществлении своих трудовых обязанностей, трудовым договором на ответчика возложена материальная ответственность за перерасход горюче-смазочных материалов, вина ответчика как работника в причинении ущерба работодателю нашла свое подтверждение в судебном заседании, доказательств отсутствия его вины в перерасходе ГСМ суду не представлено, суд согласился с расчетом ущерба, представленным истцом, размер ущерба не превышает пределы среднего месячного заработка ответчика. При этом истцом выполнена обязанность, предусмотренная ст. 247 Трудового кодекса Российской Федерации, установлены размер ущерба и причины его возникновения, выявлен перерасход ГСМ ответчиком, в связи с чем от него истребована объяснительная, от дачи которой он отказался. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что исковые требования ОАО «Группа «Илим» о взыскании с ответчика Торопова В. А. ущерба, причиненного работодателю в размере *** руб., подлежат удовлетворению в полном объеме. Согласно ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы… В соответствии с ч. 1 ст. 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Платежным поручением № 10555 от 21.12.2011 на суму *** руб. подтверждается, что истец уплатил государственную пошлину в указанном размере при обращении с данным исковым заявлением в суд. Таким образом, суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца расходы по уплате госпошлины в размере *** руб. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования ОАО «Группа «Илим» удовлетворить. Взыскать с Торопова В.А. в пользу открытого акционерного общества «Группа «Илим» стоимость перерасхода ГСМ в размере *** рублей, а также расходы по госпошлине в сумме *** рублей, всего взыскать *** рублей. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья Ю. В. Ястребова Решение вступило в законную силу 24.04.2012 г.