назначение пенсии



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 марта 2012 года Братский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующей судьи Ястребовой Ю.В.,

при секретаре      Усачевой К.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-226/2012 по иску Слепенко С. А. к Управлению пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Братск и Братском районе Иркутской области о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, включении периодов работы в стаж на соответствующих видах работ, признании права на досрочную трудовую пенсию по старости,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратилась в суд с требованием о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии от 11.08.2010 года незаконным, о назначении пенсии в соответствии с законом.

В дальнейшем уточнила исковые требования, просит включить периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 16.11.1990 г. по 11.11.1991 г., с 05.01.1992 г. по 15.01.1992 г., с 01.08.1996 г. по 14.08.1996 г., периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с 17.11.1992 г. по 30.11.1992 г., с 26.08.1993 г. по 08.09.1993 г., с 15.08.1996 г. по 09.09.1996 г., периоды осуществления лечебной деятельности с 01.01.1995 г. по 31.12.1995 г., с 01.01.1996 г. по 31.07.1996 г., с 10.09.1996 г. по 12.02.1997 г., с 01.09.2001 г. по 31.12.2002 г. в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости с 20.07.2010 года.

В дальнейшем окончательно уточнила исковые требования, просит признать решение УПФР об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии от 11.08.2010 года незаконным, включить периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 16.11.1990 г. по 11.11.1991 г., с 05.01.1992 г. по 15.01.1992 г., периоды осуществления лечебной деятельности с 01.01.1995 г. по 31.12.1995 г., с 01.01.1996 г. по 31.07.1996 г., с 10.09.1996 г. по 12.02.1997 г., с 01.11.1999 г. по 31.08.2001 г., с 01.09.2001 г. по 31.12.2002 г. в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости с 20.07.2010 года.

В судебном заседании истец исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, суду пояснила, что в спорные периоды она осуществляла лечебную деятельность, предусмотренную Списками, выработала необходимый стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, решение УПФР № 38/44 от 11.08.2010 г. нарушает ее пенсионные права, просит признать решение УПФР об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии от 11.08.2010 года незаконным, включить периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 16.11.1990 г. по 11.11.1991 г., с 05.01.1992 г. по 15.01.1992 г., периоды осуществления лечебной деятельности с 01.01.1995 г. по 31.12.1995 г., с 01.01.1996 г. по 31.07.1996 г., с 10.09.1996 г. по 12.02.1997 г., с 01.11.1999 г. по 31.08.2001 г., с 01.09.2001 г. по 31.12.2002 г. в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости с 20.07.2010 года.

Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в г. Братск и Братском районе по доверенности № АЛ-09/23205 от 26.12.2011 года, сроком до 31.12.2012 года со всеми процессуальными правами, Андрианова Н.Г. исковые требования не признала, суду пояснила, что решение комиссии от 11.08.2010 года является законным и обоснованным, поскольку стаж истца на соответствующих видах работ по подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ составил 21 год 09 месяцев 17 дней, при требуемом стаже не менее 30 лет осуществления лечебной или иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городах.

Поэтому считает, что в удовлетворении требований истца следует отказать.

Изучив все материалы дела, в том числе предмет и основание заявленного иска, исследовав и оценив все представленные по делу доказательства, выслушав в судебном заседании полномочных представителей сторон, которые полностью поддержали и изложили свои позиции по делу, суд пришел к выводу, что заявленный иск подлежит частичному удовлетворению.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого - предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.

Согласно ст. 1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ, трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с указанным законом.

Согласно п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости имеют лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от возраста.

Списки соответствующих работ, производств, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости по подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения пенсии утверждены Правительством РФ в соответствии с пунктом 2 указанной статьи:

В соответствии с Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", к медицинским работникам, имеющим право на досрочное назначение пенсии относились: врачи, зубные врачи, техники, фельдшеры, помощники врача, акушерки, массажисты, лаборанты и медицинские сестры - все независимо от наименования должности.

Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет в соответствии со статьей 81 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 (далее по тексту - Список № 464), согласно которому право на досрочное назначение трудовой пенсии имеют врачи - хирурги всех наименований, средний медицинский персонал отделений (палат) хирургического профиля стационаров - один год работы за год и 6 месяцев.

В наименовании должностей, предусмотренных в Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066, указаны должности среднего медицинского персонала: главная медицинская сестра; заведующий: фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (или фельдшер, или медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом - фельдшер, медицинским пунктом - медицинская сестра (или фельдшер); фельдшер.

Постановлением Правительства РФ от 20.10.2002 года N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

При разрешении данного спора суд руководствовался положениями Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года N 2-п, согласно которым не исключается возможность применения при оценке пенсионных прав застрахованных лиц порядка исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В соответствии с пп. "б" п. 5 вышеназванных Правил лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по Перечню, год работы засчитывается в стаж на соответствующих работах как год и шесть месяцев.

Согласно п. 1 раздела "Наименование структурных подразделений" и п. 1 раздела "Наименование должностей" Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев льготное исчисление специального стажа предоставлено акушеркам, включая старших, отделений хирургического профиля стационаров: акушерских, акушерских физиологических, акушерских обсервационных, акушерских патологии беременности, гинекологические.

Согласно ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ, трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией … но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.

Судом установлено, что согласно заявлению истица, *** года рождения, обратилась за назначением пенсии по льготному стажу в УПФР в г. Братск и Братском районе 20.07.2010 года.

Из Решения Управления ПФ РФ (ГУ) в г. Братск и Братском районе № 38/44 от 11.08.2010 г., решения УПФР № 99/2 от 01.02.2012 г. об уточнении решения № 38/44 от 11.08.2010 г., следует, что в досрочном назначении трудовой пенсии по подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» истице отказано.

Стаж на соответствующих видах работ по подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ составил 21 год 09 месяцев 17 дней, при требуемом не менее 30 лет осуществления лечебной или иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах.

Согласно записям в трудовой книжке серии *** датой заполнения 01.10.1982 г., истица работала в оспариваемые периоды на следующих должностях и в отделениях:

с 30.10.1993 г. по 12.02.1997 г. в должности акушерки родильного отделения Покоснинской участковой больницы, уволена по сокращению штатов;

с 01.02.1999 г. по 28.02.1999 г. в должности заведующей фельдшерско-акушерского пункта п. Кобь;

с 01.03.1999 г. по 31.08.2001 г. в должности заведующей фельдшерско-акушерского пункта п. Кобь на 0,5 ставки;

с 01.09.2001 г. по 31.12.2006 г. в должности заведующей фельдшерско-акушерского пункта-фельдшером п. Кобь.

Из должностной инструкции на заведующую ФАП с. Кобь Слепенко С.А.суд установил, что истице вменялось в обязанность оказание доврачебной медицинской помощи, оказание первой помощи при острых заболеваниях и травмах, проведение профилактических прививок населению, противоэпидемических и противопаразитарных мероприятий, в пределах компетенции обследовать население, устанавливать диагноз, назначать и проводить лечение, выдавать больничные листы.

Из почетной грамоты от 01.06.2001 г. суд установил, что истица награждена грамотой как лучший фельдшер.

Из индивидуальных карт беременных и родильниц № 5 от 03.08.1999 г., № 36 от 24.11.1999 г., от 07.02.2000 г., от 08.02.2001 г., карт прерывания беременности № 3, 117, 4, 116, 101, 106, 8, 9, 11, 12, 15, 111, 16, 109, 17, за 1996, 1997 г.г., истории родов № 39 от 27.04.1995 г., № 46 от 10.05.1995 г., № 50 от 16.05.1995 г., № 65 от 30.06.1995 г., № 70 от 30.07.1995 г., № 71 от 04.08.1995 г., № 104 от 10.12.1995 г., № 100 от 28.11.1995 г., № 90 от 15.10.1995 г., № 87 от 28.09.1995 г., № 11 от 29.01.1996 г., № 171 от 19.12.1996 г., № 166 от 04.12.1996 г., № 1 от 27.12.1996 г., № 58 от 16.04.1996 г., № 52 от 03.04.1996 г., № 41 от 19.03.1996 г., № 6 от 08.01.1997г., № 9 от 14.01.1997 г., историй развития новорожденного за 1995 г. - 1996 г., из медицинских карт стационарных больных № 123 от 23.09.1996 г., № 157 от 18.11.1996г., № 134 от 09.10.1996 г., № 133 от 09.10.1996г., № 153 от 18.11.1996 г., суд установил, что истец работала акушеркой в стационаре Покоснинской участковой больницы.

Из журнала санпросветработы за 2001г., книги регистрации листков нетрудоспособности, карт больных на имя Р, Ч, Л ЛЛ, Г С П, суд установил, что истицей оказывалась доврачебная помощь при острых заболеваниях и травмах, устанавливался диагноз, назначалось и проводилось лечение, выдавались больничные листы.

Из справки администрации Покоснинского МО № 37 от 20.02.2012 г. суд установил, что истица работала в Покоснинской участковой больнице заведующей ФАПА-фельдшером с 01.11.1999 г. по 31.12.2002 г.

Из справки, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, выданной Братский ЦРБ № 16 от 20.04.2007 г. суд установил, что истица с 30.10.1993 г. по 12.02.1997 г., работала в должности акушерки Покоснинской участковой больницы, с 01.02.1999 г. по 28.02.1999 г. работала в должности заведующей в фельдшерско-акушерском пункте с. Кобь, с 01.03.1999 г. по 31.08.2000 г. работала в должности фельдшера на 0,5 ставки в ФАП с. Кобь, с 01.09.2001 г. по 2007 г. работала в должности заведующей-фельдшера в ФАП с. Кобь. Указано, что справка выдана на основании приказов главврача по личному составу за период с 1993 -2007 г., лицевых счетов за период с 1993 - 2007 г., штатного расписания за период с 1993-2007 г.

Из штатных расписаний Покоснинской участковой больницы за 1994 г., 1996 г.-1997 г. суд установил, что в штатных расписаниях 1994 г., 1996 г. в больнице выделено родильное отделение на 10 коек, в котором предусматривалась ставка акушерки, ставка акушерки предусматривалась и в штатном расписании поликлиники, однако в 1997 г. родильное отделение сокращено, ставка акушерки поликлиники сохранена.

Из тарификационного списка работников ФАП Покоснинской администрации за 2002г. суд установил, что истица работала на 1 ставку заведующей ФАП п. Кобь и фельдшером.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемой должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Собранными по делу доказательствами, которые суд исследовал и оценил в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, с достоверностью подтверждается, что истец работала на соответствующих видах работ в периоды:

- с 01.01.1995 г. по 31.12.1995 г., с 01.01.1996 г. по 31.07.1996 г., с 10.09.1996 г. по 12.02.1997 г. в должности акушерки родильного отделения стационара Покоснинской участковой больницы. Указанные спорные периоды зачтены ответчиком в стаж на соответствующих видах работ в льготном порядке как один год работы за 1 год 3 месяца.

Суд не согласен с решением ответчика и находит, что спорные периоды подлежат зачету в стаж на соответствующих видах работ в льготном порядке как один год работы за 1 год 6 месяцев, поскольку, как усматривается из трудовой книжки серии АТ-1 № 8167459 датой заполнения 01.10.1982 г., истица работала в оспариваемые периоды на следующих должностях и в отделениях: с 30.10.1993 г. по 12.02.1997 г. в должности акушерки родильного отделения Покоснинской участковой больницы, уволена по сокращению штатов; из штатных расписаний Покоснинской участковой больницы за 1994 г., 1996 г.-1997 г. суд установил, что в штатных расписаниях 1994 г., 1996 г. в больнице выделено родильное отделение на 10 коек, в котором предусматривалась ставка акушерки, ставка акушерки предусматривалась и в штатном расписании поликлиники, однако в 1997 г. родильное отделение сокращено, ставка акушерки поликлиники сохранена, из чего суд приходит к выводу, что истица работала в родильном отделении стационара. Кроме того, факт работы истицы именно в родильном отделении стационара усматривается из карт прерывания беременности № 3, 117, 4, 116, 101, 106, 8, 9, 11, 12, 15, 111, 16, 109, 17 за 1996, 1997 гг., истории родов № 39 от 27.04.1995 г., № 46 от 10.05.1995 г., № 50 от 16.05.1995 г., № 65 от 30.06.1995 г., № 70 от 30.07.1995 г., № 71 от 04.08.1995 г., № 104 от 10.12.1995 г., № 100 от 28.11.1995 г., № 90 от 15.10.1995 г., № 87 от 28.09.1995 г., № 11 от 29.01.1996 г., № 171 от 19.12.1996 г., № 166 от 04.12.1996 г., № 1 от 27.12.1996 г., № 58 от 16.04.1996 г., № 52 от 03.04.1996 г., № 41 от 19.03.1996 г., № 6 от 08.01.1997г., № 9 от 14.01.1997 г., историй развития новорожденного за 1995 г. - 1996 г., из медицинских карт стационарных больных № 123 от 23.09.1996 г., № 157 от 18.11.1996г., № 134 от 09.10.1996 г., № 133 от 09.10.1996г., № 153 от 18.11.1996 г., в которых в качестве акушерки фигурирует фамилия истицы.

- с 01.09.2001 г. по 31.12.2002 г. в должности заведующей фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшером п. Кобь.

Пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работы которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" установлено, что работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений один года работы в сельской местности или поселке городского типа считается за один год и три месяца.

Кроме того, в период с 01.09.2001 года по 14.11.2002 года применялись Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066, согласно п. 2 которых, врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим как в сельской местности или поселке городского типа, так и в городах, пенсия устанавливалась при выслуге не менее 30 лет. При этом один год работы в сельской местности или поселке городского типа засчитывался как один год и три месяца.

Указанный выше период трудовой деятельности истицы ответчиком в стаж на соответствующих видах работ не включен, поскольку документально не подтвержден факт работы истицы заведующей фельдшерско-акушерского пунктом (фельдшером, акушеркой, медицинской сестрой).

Суд не согласен с доводом ответчика и находит, что указанный период подлежит включению в стаж на соответствующих видах работ в льготном порядке как один год работы за 1 год 3 месяца.

Данный вывод суд следует из записей в трудовой книжке серии АТ-1 № 8167459 датой заполнения 01.10.1982 г., согласно которым истица с 01.09.2001 г. по 31.12.2006 г. работала в должности заведующей фельдшерско-акушерского пункта-фельдшером п. Кобь; из должностной инструкции на заведующую ФАП с. Кобь Слепенко С.А., согласно которой вменялось в обязанность оказание доврачебной медицинской помощи, оказание первой помощи при острых заболеваниях и травмах, проведение профилактических прививок населению, противоэпидемических и противопаразитарных мероприятий, в пределах компетенции обследовать население, устанавливать диагноз, назначать и проводить лечение, выдавать больничные листы; из почетной грамоты от 01.06.2001 г., согласно которой истица награждена грамотой как лучший фельдшер; из журнала санпросветработы за 2001г., книги регистрации листков нетрудоспособности, карт больных на имя Романенко, Челозерцева, Логунцовой, Ларионова, Голованова, Седаевой, Поповой, из которых суд установил, что истицей оказывалась доврачебная помощь при острых заболеваниях и травмах, устанавливался диагноз, назначалось и проводилось лечение, выдавались больничные листы; из справки администрации Покоснинского МО № 37 от 20.02.2012 г., которой подтверждается, что истица работала в Покоснинской участковой больнице заведующей ФАП-фельдшером с 01.11.1999 г. по 31.12.2002 г.; из справки, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, выданной Братский ЦРБ № 16 от 20.04.2007 г., согласно которой истица с 01.09.2001 г. по 2007 г. работала в должности заведующей-фельдшера в ФАП с. Кобь. Указано, что справка выдана на основании приказов главврача по личному составу за период с 1993 -2007 г., лицевых счетов за период с 1993 - 2007 г., штатного расписания за период с 1993-2007 г.; из тарификационного списка работников ФАП Покоснинской администрации за 2002г. суд установил, что истица работала на 1 ставку заведующей ФАП п. Кобь и фельдшером.

Разрешая требование истицы о включении в стаж на соответствующих видах работ периода ее трудовой деятельности с 01.11.1999 г. по 31.08.2001 г. в должности заведующей фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшером на 0,5 ставки в п. Кобь, суд приходит к следующему.

В стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, поскольку истицей работа осуществлялась на 0,5 ставки, то оснований для зачета указанного периода в стаж на соответствующих видах суд не находит.

Разрешая требование истца о включении в стаж на соответствующих видах работ периодов нахождения истицы в отпусках по уходу за ребенком до 3 лет, а именно с 16.11.1990 г. по 11.11.1991 г., с 05.01.1992 г. по 15.01.1992 г., суд приходит к следующему.

Ответчиком указанные периоды нахождения истицы в отпусках по уходу за ребенком до 3 лет в стаж на соответствующих видах работ не включены, однако ответчик не учел, что в период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста действовали положения ст. 167 КЗоТ РСФСР, в соответствии с которыми, дополнительный отпуск без сохранения заработной платы матерям, имеющим детей, засчитывался в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности. Указанный период перестал включаться в стаж работы по специальности при назначении пенсии на льготных условиях с 6 октября 1992 года, т.е. с момента вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ".

Истица находилась в отпуске по уходу за ребенком до исполнения ему трехлетнего возраста с 16.11.1990 г. по 11.11.1991 г., с 05.01.1992 г. по 15.01.1992 г.. Таким образом, начало периода отпусков приходится на момент до 06.10.1992, т.е. до вступления в силу вышеназванного закона. Уходя в отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, истица рассчитывала на то, что данный период времени будет засчитан при назначении пенсии за выслугу лет в связи с лечебной деятельностью, согласно действовавшему на тот момент законодательству.

Кроме того, в период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком действовало постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей", пункт 2 которого предусматривал, что с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы увеличивалась до достижения ребенком возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Согласно ч. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Трудовой кодекс РФ (ст. 12 ч. 3 и ч. 4) предусматривает, что закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренным этим актом. В связи с отсутствием в КЗоТ РФ и пенсионном законодательстве нормы регулирующей действие пенсионного и трудового законодательства во времени, должен применяться вышеназванный порядок распространения действия вновь принятых законов во времени. Закон о внесении изменений в КЗоТ РСФСР не установил, что положение ст. 167 о не включении в стаж для назначения пенсии на льготных условиях отпуска по уходу за ребенком, распространяет свое действие на правоотношения, возникшие до вступления данной нормы в силу. Таким образом, к правоотношениям, возникшим до 6 октября 1992 года должны применяться правила, действовавшие до названной даты.

Также п.7 разъяснения "О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет", утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 г. N 23/24-11, предусмотрено, что время дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе при назначении государственных пенсий; предоставлении льгот лицам, работающим в районах крайнего севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в Карельской АССР, Коми ССР, Архангельской области; в других случаях, когда от стажа зависит получение каких либо льгот. Время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа или соответственно учеба, в период которой предоставлены указанные отпуска. Таким образом, данное разъяснение не содержит ограничения во включении в специальный стаж периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста 3-х лет.

Таким образом, суд считает необходимым удовлетворить требования истца в заявленных пределах и включить периоды нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет с 16.11.1990 г. по 11.11.1991 г., с 05.01.1992 г. по 15.01.1992 г. в стаж на соответствующих видах работ в календарном порядке.

Довод представителя ответчика о том, что спорные периоды не подлежат включению в стаж на соответствующих видах работ, поскольку в указанные периоды истицей не осуществлялась лечебная деятельность, суд не принимает во внимание, поскольку он не основан на нормах закона.

Ответчик признает, что стаж работы истца на соответствующих видах работ по подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ составил 21 год 09 месяцев 17 дней, при требуемом не менее 30 лет осуществления лечебной или иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах.

Учитывая стаж истца на соответствующих видах работ признаваемый судом, с учетом льготного исчисления, применяемого судом, общий стаж осуществления истцом лечебной или иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, признаваемый ответчиком и установленный судом, составит 25 лет 5 месяцев 24 дня, то есть менее 30 лет требуемых по Закону.

Согласно ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ, трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией … но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.

Таким образом, суд приходит к выводу, что право на пенсию у истца в день обращения за назначением пенсии, т.е. 20.07.2010 года не возникло, следовательно, требование истца назначить ей пенсию с 20.07.2010 года не обосновано и удовлетворению не подлежит.

В связи с изложенным требования истца о признании решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Братск и Братском районе Иркутской области № 38/44 от 11.08.2010г. об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, о включении периодов работы в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии также подлежат частичному удовлетворению.

Суд считает необходимым признать указанное решение незаконным в части не включения в стаж на соответствующих видах работ по подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ в льготном исчислении один год работы как год и 6 месяцев периодов трудовой деятельности истца с 01.01.1995 г. по 31.12.1995 г.; с 01.01.1996 г. по 31.07.1996 г.; с 10.09.1996 г. по 12.02.1997 г.,

в части не включения в стаж на соответствующих видах работ по подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ в льготном исчислении один год работы как год и 3 месяца периода трудовой деятельности истца с 01.09.2001 г. по 31.12.2002 г.,

в части не включения в стаж на соответствующих видах работ по подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ в календарном исчислении периодов нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет с 16.11.1990 г. по 11.11.1991 г., с 05.01.1992 г. по 15.01.1992 г.

в части не назначения досрочной трудовой пенсии по старости с 20.07.2010 г., в части не включения в стаж на соответствующих видах работ в льготном исчислении как один год работы за 1 год 3 месяца периода с 01.11.1999 г. по 31.08.2001 г. следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Слепенко С. А. удовлетворить частично.

Признать решение № 38/44 Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Братске и Братском районе Иркутской области от 11.08.2010 года об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии Слепенко С. А. незаконным в части не включения в стаж на соответствующих видах работ по подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ в льготном исчислении один год работы как год и 6 месяцев периодов трудовой деятельности истца с 01.01.1995 г. по 31.12.1995 г.; с 01.01.1996 г. по 31.07.1996 г.; с 10.09.1996 г. по 12.02.1997 г., в части не включения в стаж на соответствующих видах работ по подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ в льготном исчислении один год работы как год и 3 месяца периода трудовой деятельности истца с 01.09.2001 г. по 31.12.2002 г., в части не включения в стаж на соответствующих видах работ по подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ в календарном исчислении периодов нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет с 16.11.1990 г. по 11.11.1991 г., с 05.01.1992 г. по 15.01.1992 г.,

а в части не назначения досрочной трудовой пенсии по старости с 20.07.2010 г., в части не включения в стаж на соответствующих видах работ в льготном исчислении как один год работы за 1 год 3 месяца периода с 01.11.1999 г. по 31.08.2001 г. - отказать.

Включить Слепенко С.А. в стаж на соответствующих видах работ по подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ в льготном исчислении - один год работы как год и 6 месяцев периоды с 01.01.1995 г. по 31.12.1995 г.; с 01.01.1996 г. по 31.07.1996 г.; с 10.09.1996 г. по 12.02.1997 г.

Включить Слепенко С. А. в стаж на соответствующих видах работ по подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ в льготном исчислении - один год работы как год и 3 месяца период с 01.09.2001 г. по 31.12.2002 г.

Включить Слепенко С.А. в стаж на соответствующих видах работ по подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ в календарном исчислении периоды нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет с 16.11.1990 г. по 11.11.1991 г., с 05.01.1992 г. по 15.01.1992 г.

Во включении Слепенко С.А. в стаж на соответствующих видах работ по подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ в льготном исчислении как один год работы за 1 год 3 месяца периода с 01.11.1999 г. по 31.08.2001 г., признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с 20.07.2010 г. - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья       Ю.В.Ястребова

Решение вступило в законную силу 19.04.2012 г.