стоимость проезда



Р Е Ш Е Н И Е

                                         ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 февраля 2012 года                г. Братск

Братский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Орловой О.В.,

при секретаре Оняновой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-347/2012 по исковому заявлению Поляковой Т. В. к Комитету финансов администрации города Братска Иркутской области о взыскании расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Полякова Т.В. обратилась в суд с иском к ответчику Комитету финансов администрации города Братска Иркутской области (далее по тексту - Комитет) о взыскании расходов на оплату проезда к месту отдыха и обратно в сумме *** руб.

В обоснование исковых требований Полякова Т.В. указала, что она работает в комитете финансов администрации города Братска в должности главного специалиста отдела бюджетной политики. 04 октября 2011 года она обратилась за компенсацией расходов по оплате стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно, согласно постановлению мэра г. Братска от 29 декабря 2007 г. № 3797 «Об утверждении Порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, проживающих в г. Братске и работающих в организациях, финансируемых из бюджета г. Братска, а также расходов, связанных с переездом в другую местность» (далее - Порядок). Приказом комитета финансов администрации города Братска от 22.07.2011 № 910 ей предоставлен очередной отпуск с 08.08.2011 по 06.09.2011 с правом компенсации расходов по оплате льготного проезда.

П.п. 1.7. Порядка установлено, что при проведении отпуска за пределами РФ стоимость проезда компенсируется на основании справок соответствующих транспортных организаций о стоимости проезда на момент выезда по кратчайшей линии следования до ближайшего к Государственной границе пункта пересечения границы при использовании железнодорожного, водного и автомобильного транспорта, в том числе личного, или до ближайшего по линии следования к государственной границе аэропорта, при использовании воздушного транспорта.

Так, в качестве основания для компенсации были представлены следующие документы, подтверждающие расходы на сумму *** руб.:

- авиабилет по маршруту Иркутск-Мюнхен-Иркутск, стоимостью *** руб.,

- квитанция разных сборов № 32994955 на сумму *** руб.,

- посадочные талоны по маршруту следования Иркутск-Мюнхен от 13.08.2011 г. и
Мюнхен-Иркутск от 03.09.2011г.:

- автобусный билет Иркутск -Братск стоимостью *** руб.

- справка о стоимости авиабилета по маршруту - Иркутск-Белгород-Иркутск, выданная аккредитованным пунктом продажи ООО «Торговый дом «БрАСС-Сервис» аккредитованного агентства ООО «Транссибирская Пассажирская Компания» (стоимость авиабилета в эконом классе 26 790 руб.). Данная справка не была принята к исполнению с устными пояснениями о том, что выдана организацией, не являющейся транспортной, и ей отказали в компенсации по предъявленной справке

Считает действия комитета финансов администрации неправомерными в не принятии данной справки к исполнению. Аккредитованное агентство ООО «Транссибирская Пассажирская Компания», предоставившая ей справку в пункте продажи ООО «Торговый дом «БрАСС-Сервнс» является аккредитованной организацией, о чем ей выдано свидетельство об аккредитации, согласно которому определено соответствие требованиям об аккредитации агентств по продаже воздушных перевозок на бланках СПД и электронных билетах НСАВ-ТКП в части относящейся к пунктам продажи, и удостоверяет полномочия по продаже воздушных перевозок на бланках СПД и электронных билетах НСАВ-ТКП.

Таким образом, данная организация является уполномоченной по продаже воздушных перевозок как билетов на бланках, так и выдачей справок о стоимости проезда.

19.10.2011 года на основании авансового отчета № 000000032 от 14.10.2011 года и справки, взятой в МП «АТА» МО г.Братска по запросу комитета финансов от 26.10.2011 года ей выплачена компенсация расходов по оплате стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно в сумме *** руб., из них:

- по справке о стоимости проезда Иркутск-Белгород-Иркутск - *** руб.;

- по квитанции разных сборов -*** руб.;

- билет па автобус Иркутск-Братск -***.

В судебном заседании истец Полякова Т.В. исковые требования поддержала, по доводам изложенным в исковом заявлении, дополнений не имеет.

Представитель ответчика Комитета финансов администрации г. Братска по доверенности Павлов С.В. исковые требования не признал, суду пояснил, что в соответствии со статьей 325 Трудового кодекса РФ, размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и образно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из местных бюджетов, устанавливаются органами местного самоуправления.

Согласно разделу 3 Положения о комитете финансов администрации города Братска Иркутской области, утвержденного Решением Думы г. Братска от 08.04.2008 № 479/г-Д, Комитет в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляет функции: в сфере организации исполнения бюджета города, в сфере управления муниципальными финансами, в сфере управления муниципальным долгом, в сфере ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности, в сфере муниципального финансового контроля, в сфере применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства.

04 октября 2011 года Полякова Т.В. обратилась в комитет финансов администрации города Братска для получения компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно.

Согласно представленному истцом в бумажной форме электронному билету (маршрут/квитанция) при перелете по маршруту Иркутск-Мюнхен-Иркутск, фактические расходы Поляковой Т.В. на использование авиатранспорта составили *** рубля.

Среди прочих документов истцом была представлена справка о стоимости перелета, выданная ОАО «Центральное агентство воздушных сообщений», согласно которой стоимость перелета по маршруту Иркутск-Москва-Калининград-Москва-Иркутск в салоне эконом класса на одного человека составляет *** руб.

В соответствии с пунктом 1.10 Порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, проживающих в городе Братске и работающих в организациях, финансируемых из бюджета города Братска, а также расходов, связанных с переездом в другую местность, утвержденного постановлением мэра города Братска от 29.12.2007 № 3797 (далее - Порядок), возмещение стоимости проезда работнику и членам его семьи производится исходя из фактической стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно в пределах территории Российской Федерации.

Поскольку сумма, указанная в представленной справке ОАО «ЦАВС» превышала фактические расходы работника, подтвержденные маршрут/квитанцией, Комитет не принял указанную справку, как документ; не удовлетворяющий условиям, установленным нормами Порядка.

Позднее, истцом была представлена справка о стоимости авиабилета по маршруту Иркутск-Белгород-Иркутск, выданная обществом с ограниченной ответственностью Торговый дом «БрАСС-СЕРВИС».

Данная справка также не была принята Комитетом, поскольку на момент ее представления, Полякова Т.В. не имела подтверждающих документов о том, что ООО Торговый дом «БрАСС - СЕРВИС» является организацией, уполномоченной на выдачу справок о стоимости перелета воздушным транспортом.

По этой причине, в целях соблюдения права работника на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска, Комитет обратился в Муниципальное предприятие «Авиационно-транспортное агентство» муниципального образования города Братска за справкой о стоимости авиабилета при перелете по маршруту Иркутск-Мюнхен-Иркутск (стоимость перелета в эконом классе указана для маршрута Иркутск-Белгород-Иркутск), при этом тариф дан по состоянию август, сентябрь 2011 года.

Согласно справке МП «Авиационно-транспортное агентство», Полякова Т.В. имеет право на компенсацию перелета воздушным транспортом в размере *** рублей.

Комитет финансов администрации города Братска обратился в Правовое управление администрации города Братска за разъяснением норм Порядка и согласно полученному Заключению произвел расчет с Поляковой Т.В. на основании справки МП «Авиационно-транспортное агентство», с чем истец согласилась, поставив свою подпись на авансовом отчете.

В соответствии с пунктом 1.7 Порядка, при проведении отпуска за пределами Российской Федерации стоимость проезда компенсируется на основании справок соответствующих транспортных организаций о стоимости проезда на момент выезда по кратчайшей линии следования от места выезда до ближайшего по линии следования к государственной границе аэропорта, при использовании воздушного транспорта.

Согласно пункту 1.11 Порядка, для окончательного расчета работник обязан представить отчет о произведенных расходах с приложением подлинников проездных и перевозочных документов (билетов, электронных проездных документов, багажных квитанций, других транспортных документов), подтверждающих расходы, подлежащие компенсации. В случаях, предусмотренных Порядком, работником представляется справка о стоимости проезда, выданная соответствующей транспортной организацией.

Следовательно, работник должен доказать, что сумма произведенных им расходов равна стоимости билетов непосредственно на момент перелета; крайняя точка по линии следования воздушного судна, указанная в справке о стоимости перелета соответствует ближайшему к Государственной границе Российской Федерации аэропорту, располагающемуся по линии маршрута конкретного авиационного рейса.

Исходя из представленных на момент составления авансового отчета документов, справка, выданная главному специалисту отдела бюджетной политики комитета финансов администрации города Братска Поляковой Т.В. ООО Торговый дом «БрАСС-Сервнс» не могла служить основанием для компенсации, поскольку работником не были представлены сведения о том, что данная организация является перевозчиком или транспортным агентством.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 131 Гражданского процессуального кодекса РФ, истец должен указать в исковом заявлении, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения его прав, свобод или законных интересов.

Полагает, что справки, представленные истцом не соответствовали требованиям муниципального правового акта; Поляковой Т.В. не доказана недействительность, либо незаконность справки, выданной МП «Авиационно-транспортное агентство»; не доказана обязательность расчета компенсации стоимости проезда в отпуск для работника по справке ООО Торговый дом «Брасс-сервис».

Таким образом, поскольку орган местного самоуправления, в соответствии с федеральным законодательством вправе самостоятельно определять размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из местных бюджетов, действия комитета финансов администрации города Братска являются правомерными, а исковые требования Поляковой Т.В. удовлетворению не подлежат.

Представитель ответчика Комитета финансов администрации г. Братска по доверенности Скуратов О.В. исковые требования не признал, поддержал пояснения данные представителем ответчика Павлова С.В., дополнений не имеет.

Выслушав пояснения истца, представителей ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 5 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется:

трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;

иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:

указами Президента Российской Федерации;

постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 325 Трудового кодекса РФ лица, работающие в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя (организации, финансируемой из федерального бюджета) стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.

Размер, условия и порядок компенсации указанных расходов для лиц, работающих в организациях, финансируемых из местных бюджетов, устанавливаются органами местного самоуправления.

Судом установлено, что согласно выписке из распоряжения заместителя мэра, руководителя аппарата администрации от 05.10.2004 года № 168-л, Полякова Т.В. была принята в финансовое управление комитета по экономике и финансам на должность ведущего специалиста, что также подтверждается записями в трудовой книжке, выданной 11.09.1975 года на имя Поляковой Т.В.

В соответствии с приказом о предоставлении отпуска работнику № 910 от 22.07.2011 года главному специалисту отдела бюджетной политики управления бюджетной политики Поляковой Т.В. представлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, с компенсацией расходов по оплате проезда за рабочий год 2010-2012.

В обоснование понесенных расходов Полякова Т.В. предоставила проездные документы:

- электронный билет (маршрут/квитанция) № 849 6166502440 0 по маршруту Иркутск-Мюнхен-Иркутск стоимостью *** руб., к которому приложен посадочный талон на имя Поляковой Т.В., а также квитанцию разных сборов К-95 на сумму *** руб.

- билет на автобус по маршруту Иркутск-Братск стоимостью *** руб.

Авансовым отчетом № 000000032 от 14.10.2011 года подтверждается, что Полякова Т.В. представила отчет по льготному проезду в Комитет финансов администрации г. Братска на сумму *** руб., из которой: *** руб. - по справке о стоимости проезда Иркутск-Белгород-Иркутск; *** руб. - по квитанции разных сборов за бронирование; *** руб. - билет на автобус Иркутск-Братск. К авансовому отчету приложила справку о стоимости проезда, билеты, квитанции.

Согласно справки о стоимости проезда, выданной 12.08.2011 года ОАО «ЦАВС» на имя Поляковой Т.В., минимальная стоимость перелета по маршруту Иркутск-Москва-Калининград-Москва-Иркутск в период с 13.08.2011 по 04.09.2011 в эконом классе на одного человека составляет *** руб.

Согласно справке о стоимости проезда, выданной 04.10.2011 года ООО Торговый дом «БрАСС-СЕРВИС» на имя Поляковой Т.В., стоимость авиабилета экономического класса обслуживания по маршруту Иркутск-Белгород-Иркутск составляет *** руб. до крайней точки России - Белгород. Тариф дан по состоянию на август-сентябрь.

Согласно справке о стоимости проезда, выданной МП «АТА» муниципального образования г. Братска, на имя комитета финансов администрации г. Братска, стоимость авиабилета экономического класса обслуживания по маршруту Иркутск-Белгород-Иркутск составляет *** руб. до крайней точки России - Белгород. Тариф дан по состоянию на август-сентябрь 2011 года, авиакомпания «Сибирь».

Анализируя представленные доказательства в их совокупности, суд находит достоверно установленным, что истец Полякова Т.В. работает в Комитете финансов администрации г. Братска в должности главного специалиста, что подтверждается записями в трудовой книжке. Приказом от 22.07.2011 года № 910, истцу был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск с 08.08.2011 года по 06.09.2011 года с компенсацией расходов по оплате проезда за рабочий год 2010-2012.

Комитет финансов администрации г. Братска Иркутской области является муниципальным учреждением, финансируемым за счет средств бюджета г. Братска, что подтверждается Положением о комитете финансов администрации г. Братска Иркутской области, утвержденным решением Думы г. Братска от 08.04.2008 года № 479/г-Д, и компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно работникам Комитета финансов администрации г. Братска производится на основании Постановления от 29.12.2007 года № 3797 «Об утверждении Порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, проживающих в городе Братске и работающих в организациях» (с изменениями и дополнениями) /далее по тексту - Порядок/.

Пунктом 1.1 указанного Порядка предусмотрено, что лицам, работающим в организациях, финансируемых из бюджета г. Братска, один раз в два года возмещаются расходы на оплату стоимости проезда в переделах Российской Федерации, в том числе транзитом через другие государства, к месту использования отпуска и обратно, любым видом транспорта (кроме такси).

В соответствии п. 1.7 Порядка предусмотрено, что при проведении отпуска за пределами Российской Федерации стоимость проезда компенсируется на основании справок ответствующих транспортных организаций о стоимости проезда на момент выезда по кратчайшей линии следования от места выезда до ближайшего к Государственной границе пункта пересечения границы при использовании железнодорожного, водного и автомобильного транспорта, в том числе личного, или до ближайшего по линии следования к Государственной границе аэропорта, открытого для международных сообщений.

Согласно п. 1.10 Порядка возмещение стоимости проезда работника и членов его семьи производится исходя из фактической стоимости проезда, но не выше стоимости проезда воздушным транспортом - экономическим классом.

Согласно пункту 1.11 Порядка, для окончательного расчета работник обязан представить отчет о произведенных расходах с приложением подлинников проездных и перевозочных документов (билетов, электронных проездных документов, багажных квитанций, других транспортных документов), подтверждающих расходы, подлежащие компенсации. В случаях, предусмотренных Порядком, работником представляется справка о стоимости проезда, выданная соответствующей транспортной организацией.

По возвращении с места отдыха, истец обратилась в Комитет финансов администрации г. Братска, предоставив документы, подтверждающие расходы по проезду к месту отдыха и обратно, в возмещении расходов по проезду к месту отдыха и обратно авиа транспортом экономического класса, а именно: электронный билет, автобусный билет, посадочный талон, а также в соответствии с Порядком справку о стоимости проезда, выданную ОАО «ЦАВС» на сумму *** руб. Однако, ответчик отказал истцу в принятии данной справки для оплаты стоимости проезда, поскольку сумма, указанная в справке превышала сумму фактически понесенных расходов, согласно представленным проездным документам, что противоречит установленным нормам Порядка. Кроме того, в справке указан маршрут следования Иркутск-Москва-Калининград-Москва-Иркутск, тогда как истец осуществляла перелет по маршруту Иркутск-Мюнхен-Иркутск и крайней точкой до ближайшего по линии следования к Государственной границе аэропорта, открытого для международных сообщений по данному маршруту является Белгород.

В дальнейшем истец Полякова Т.В. предоставила ответчику справку о стоимости проезда, выданную ООО Торговый дом «БрАСС-СЕРВИС» на сумму *** руб. Однако и эту справку ответчик не принял для компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно, поскольку истец не представила документы подтверждающие, что ООО Торговый дом «БрАСС-СЕРВИС» является организацией, уполномоченной на выдачу справок о стоимости перелета воздушным транспортом.

В связи с чем, Комитет самостоятельно обратился с запросом в муниципальное предприятие «АТА», которое предоставило справку о стоимости перелета воздушным транспортом экономического класса по маршруту Иркутск-Белгород-Иркутск в период август, сентябрь 2011 года в сумме *** руб. Данные действия ответчика не являются неправомерными, так как орган местного самоуправления, в соответствии с федеральным законодательством вправе самостоятельно определять размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из местных бюджетов. С учетом справки, представленной МП «АТА», Комитет произвел расчет с истцом Поляковой Т.В. и компенсировал ей расходы, связанные с проездом к месту отдыха и обратно в г. Мюнхен, что подтверждается реестром № 63 на зачисление денежных средств на карточный счет Поляковой Т.В.

Расходы на оплату стоимости проезда к месту отдыха обратно истцу были компенсированы в размере *** руб., согласно представленному авансовому отчету № 000000032 от 04.10.2011 года, в котором Полякова Т.В. самостоятельно ссылается на справку, выданную МП «АТА» о стоимости проезда в сумме *** руб. и производит расчет с учетом данной суммы. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что Полякова Т.В. согласилась со стоимостью авиабилета билета по маршруту Иркутск-Белгород-Иркутск в размере *** руб.

В материалы настоящего гражданского дела истец предоставила сведения о том, что ООО Торговый дом «БрАСС-СЕРВИС» является организацией, уполномоченной на выдачу справок о стоимости перелета воздушным транспортом. Однако, справка о стоимости проезда, выданная ООО Торговый дом «БрАСС-СЕРВИС» на сумму *** руб., не соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации, поскольку справка о стоимости проезда для компенсации расходов на оплату проезда к месту отдыха и обратно, должна содержать сведения о стоимости билета на дату его приобретения, что из данной справки не усматривается.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что ответчик обосновано не принял у истца справку ООО Торговый дом «БрАСС-СЕРВИС» о стоимости авиабилета по маршруту Иркутск-Белгород-Иркутск, и произвел выплату компенсации расходов по оплате стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно, в соответствии с авансовым отчетом Поляковой Т.В., где имеется ее подпись. Следовательно, оснований для удовлетворения исковых требований Поляковой Т.В. о взыскании с Комитета финансов администрации г. Братска стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно в сумме *** руб., до полной компенсации расходов по оплате стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно, не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Поляковой Т. В. о взыскании с Комитета финансов администрации города Братска Иркутской области в ее пользу стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно в сумме *** руб., до полной компенсации расходов по оплате стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно - отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда - 06 февраля 2012 года.

Судья                                           О.В. Орлова

Решение вступило в законную силу 13.04.2012 года