Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации (з а о ч н о е) 13 марта 2012 г. Братский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Ястребовой Ю. В. при секретаре Усачевой К. Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-611/2012 по иску открытого акционерного общества «Группа «Илим» к Рыбникову Л.А., Горбатову А. В. о взыскании материального ущерба, судебных расходов, У С Т А Н О В И Л: Истец открытое акционерное общество «Группа «Илим» (далее по тексту - ОАО «Группа «Илим») обратилось в суд с иском к ответчикам Рыбникову Л. А., Горбатову А. В., в котором просит взыскать: с Горбатова А. В. стоимость перерасхода ГСМ в сумме *** руб., а также расходы по госпошлине в сумме *** руб.; с Рыбникова Л. А. - стоимость перерасхода ГСМ в сумме *** руб., а также расходы по госпошлине в сумме *** руб. В обоснование заявленных требований истец указал на то, что между ОАО «Группа «Илим» и ответчиками заключены трудовые договоры, согласно которым ответчики приняты на работу в качестве водителей автомобиля (лесовоз). Ответчики работают на одном автомобиле гос. № к 053 тх. В соответствии с п. 4.2.6 указанных договоров работник обязан заботиться о сохранности имущества работодателя. Пункт 4.2.10 договоров предусматривает материальную ответственность работника за перерасход горюче-смазочных материалов. Ответчики допустили необоснованный перерасход топлива в объеме: 138 литров на сумму *** руб. - Горбатов А. В., 741 литр на сумму *** руб. - Рыбников Л. А. Расчет суммы материального ущерба, причиненного ответчиками, исчислен по фактическим потерям, исходя из рыночных цен. Базовая норма расхода топлива на автомобиле, на котором работают ответчики, рассчитывается в соответствии с Распоряжением Минтранса РФ от 14.03.2008 № АМ-23-р «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте в автотранспортных предприятиях, организациях, занятых в системе управления и контроля, предпринимателей и др., независимо от форм собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории РФ». На основании п. 4 указанных Методических рекомендаций, нормы расхода топлива могут устанавливаться для каждой модели, марки и модификации эксплуатируемых автомобилей и соответствуют определенным условиям работы автомобильных транспортных средств согласно их классификации и назначению. Нормы включают расход топлива, необходимый для осуществления транспортного процесса. Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов производится при помощи поправочных коэффициентов (надбавок), регламентированных в виде процентов повышения или снижения исходного значения нормы (их значения устанавливаются приказом или распоряжением руководства предприятия, эксплуатирующего АТС, или местной администрацией). Перерасход топлива водителями выявляется при обсчете истцом путевых листов, заполняемых непосредственно водителями, где указываются все необходимые реквизиты для установления объективного расхода топлива. Своими действиями ответчики причинили работодателю материальный ущерб, размер которого установлен топливной комиссией, работающей на основании Положения о топливной комиссии. От дачи объяснений по факту причинения ущерба ответчики отказались. На основании ст. ст. 232, 233, 238, 247, 248 Трудового кодекса Российской Федерации просит взыскать с ответчиков указанные суммы ущерба. Представитель истца ОАО «Группа «Илим» - Крашковец С. С., действующий на основании доверенности от 21.12.2011 г. со всеми процессуальными правами, в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске. Дополнительно суду пояснил, что Горбатов А. В. работал также на автомобиле КамАЗ 4310. Расчет норм расхода топлива для автомобилей *** и ***, рассчитывается на основании распоряжения Минтранса РФ от 14.03.20008 г. № АМ-23-р «Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (далее по тексту Распоряжение Минтранса РФ), а так же Приказа №ФБР5/1 от 14.01.2011г. «О внедрении норм расхода ГСМ на 2011 год». Формулы для расчета эксплуатационных норм расхода топлива, а также значения всех надбавок в указанной методике установлены Распоряжением Минтранса РФ. На основании указанных документов, расчет расхода топлива для автомобиля *** осуществляется исходя из базовой летней нормы расхода топлива одиночного автомобиля шасси *** в снаряженном состоянии при его эксплуатации на дорогах с твердым покрытием, которая составляет 31 л/100 км. После установки лесовозного оборудования масса тягача увеличивается на 2,7 тонны: 2,7 * 1,3 = 3,51 л./100 км, где: 2,7 - масса в тоннах дополнительного лесовозного оборудования; 1,3 - коэффициент увеличения расхода топлива, для дизельных автомобилей на каждую тонну перевозимого груза в соответствии с Распоряжением Минтранса РФ; 3,51 л/100 км - увеличение расхода топлива в литрах на 100 километров пробега при установке дополнительного оборудования массой 3,51 т. Рассматриваемый автомобиль эксплуатируется с лесовозным прицепом снаряженной массой 4,3 тонны. Это так же увеличивает расход топлива, увеличение расхода топлива рассчитывается по формуле: 4,3 * 1,3 = 5,59 л./100 км, где: 4,3 - масса в тоннах дополнительного лесовозного оборудования (прицепа); 1,3 - коэффициент увеличения расхода топлива для дизельных автомобилей на каждую тонну перевозимого груза в соответствии с Распоряжением Минтранса РФ; 5,59 л/100 км - увеличение расхода топлива в литрах на 100 километров пробега при установке дополнительного оборудования массой 4,3 т. Таким образом, базовая летняя норма расхода топлива порожнего автопоезда на дорогах с твердым покрытием для рассматриваемого автомобиля составляет 40,10 л/100 км, исходя из следующего расчета: 31 л/100 км + 3,51 л/100 км + 5,59 л/100 км = 40,10 л/100 км + 18% = 47,32 л/100 км, где: 31 л/100 км - базовая летняя норма расхода топлива одиночного автомобиля шасси КамАЗ 43118; 3,51 л/100 км - увеличение расхода топлива в литрах на 100 километров пробега при установке дополнительного оборудования массой 2,7 т; 5,59 л/100 км - увеличение расхода топлива в литрах на 100 километров пробега при установке дополнительного оборудования массой 4,3 т; 40,10 л/100 км - базовая летняя норма расхода топлива порожнего автопоезда на дорогах с твердым покрытием; 18% - зимняя сезонная надбавка для автопоезда декабрь - январь на основании распоряжения Минтранса РФ; 47,32 л/100 км - базовая зимняя норма расхода топлива порожнего автопоезда на дорогах с твердым покрытием с учетом зимней сезонной надбавки. Базовая летняя норма расхода топлива одиночного автомобиля шасси *** в снаряженном состоянии при его эксплуатации на дорогах с твердым покрытием составляет 31 л/100 км. После установки лесовозного оборудования масса тягача увеличилась на 2,2 тонны: 2,2 * 1,3 = 2,86 л./100 км, где: 2,2 - масса в тоннах дополнительного лесовозного оборудования; 1,3 - коэффициент увеличения расхода топлива для дизельных автомобилей на каждую тонну перевозимого груза в соответствии с Распоряжением Минтранса РФ; 2,86 л/100 км - увеличение расхода топлива в литрах на 100 километров пробега при установке дополнительного оборудования массой 2,2 т. Рассматриваемый автомобиль эксплуатируется с лесовозным прицепом снаряженной массой 3,5 тонн. Это так же увеличивает расход топлива, увеличение расхода топлива рассчитывается по формуле: 3,5 * 1,3 = 4,55 л./100 км, где: 3,5 - масса в тоннах дополнительного лесовозного оборудования (прицепа); 1,3 - коэффициент увеличения расхода топлива для дизельных автомобилей на каждую тонну перевозимого груза в соответствии с Распоряжением Минтранса РФ; 4,55 л/100 км - увеличение расхода топлива в литрах на 100 километров пробега при установке дополнительного оборудования массой 3,5 т. Таким образом, базовая летняя норма расхода топлива порожнего автопоезда на дорогах с твердым покрытием для рассматриваемого автомобиля составляет 38,41 л/100 км, исходя из следующего расчета: 31 л/100 км + 2,86 л/100 км + 4,55 л/100 км = 38,41 л/100 км + 18% = 45,32 л/100 км, где: 31 л/100 км - базовая летняя норма расхода топлива одиночного автомобиля шасси ***; 2,86 л/100 км - увеличение расхода топлива в литрах на 100 километров пробега при установке дополнительного оборудования массой 2,2 т.; 4,55 л/100 км - увеличение расхода топлива в литрах на 100 километров пробега при установке дополнительного оборудования массой 3,5 т; 38,41 л/100 км - базовая летняя норма расхода топлива порожнего автопоезда на дорогах с твердым покрытием; 18% - зимняя сезонная надбавка для автопоезда декабрь - январь на основании распоряжения Минтранса РФ; 45,32 л/100 км - базовая зимняя норма расхода топлива порожнего автопоезда на дорогах с твердым покрытием с учетом зимней сезонной надбавки. Также представил суду расчет перерасхода ГСМ по каждому путевому листу, составленный на основании сведений, указанных в них, согласно которому перерасход топлива, допущенный Горбатовым А. В. составил 138 л, Рыбниковым Л. А. - 741 л. Кроме того суду пояснил, что причиненный ответчиками ущерб взыскивается с них в пределах средней заработной платы. Учитывая изложенное, просит взыскать: с Горбатова А. В. стоимость перерасхода ГСМ в сумме *** руб., а также расходы по госпошлине в сумме *** руб.; с Рыбникова Л. А. - стоимость перерасхода ГСМ в сумме *** руб., а также расходы по госпошлине в сумме *** руб. Ответчики Горбатов А. В., Рыбников Л. А. в судебное заседание не явились, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении дела, либо о рассмотрении дела в свое отсутствие не просили, возражений по иску не представили. Представитель истца Крашковец С. С. считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков в порядке заочного производства по имеющимся в деле доказательствам. С учетом мнения истца, суд определил рассмотреть дело в порядке заочного производства, о чем судом вынесено определение. Выслушав доводы представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 232 Трудового кодекса Российской Федерации сторона трудового договора (работодатель или работник), причинившая ущерб другой стороне, возмещает этот ущерб в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Трудовым договором или заключаемыми в письменной форме соглашениями, прилагаемыми к нему, может конкретизироваться материальная ответственность сторон этого договора. В силу ст. 233 Трудового кодекса Российской Федерации материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами. Каждая из сторон трудового договора обязана доказать размер причиненного ей ущерба. Статьей 238 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Статьей 241 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что за причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами. Как установлено ст. 242 Трудового кодекса Российской Федерации, полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возмещать причиненный работодателю прямой действительный ущерб в полном размере. Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может возлагаться на работника лишь в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами. Согласно ст. 239 Трудового кодекса Российской Федерации материальная ответственность работника исключается в случаях возникновения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику. Статьей 247 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривается, что до принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Для проведения такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов. Истребование от работника письменного объяснения для установления причины возникновения ущерба является обязательным. В силу ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Анализируя представленные доказательства в их совокупности, суд установил следующее. Согласно приказу (распоряжению) о приеме работников на работу № 5-к от 01.01.2010 Горбатов А. В. был принят в филиал ОАО «Группа «Илим» в Братском районе Иркутской области в порядке перевода из филиала ООО «ИлимСибЛес» в Братском районе Иркутской области на должность водителя автомобиля (лесовоз на вывозке леса) 9 разряда. С ним был заключен трудовой договор № 804 от 01.01.2010. Из приказа (распоряжения) о приеме работника на работу № 662-к от 14.04.2010 следует, что Рыбников Л. А. с 15.04.2010 был принят на работу в филиал ОАО «Группа «Илим» в Братском районе Иркутской области на должность водителя автомобиля (ЗИЛ-130) 4 разряда. С ним также был заключен трудовой договор № 2523 от 14.04.2010. Как следует из п. 4.2.6 указанных трудовых договоров, работники приняли на себя обязанность заботиться о сохранности имущества работодателя. Данные трудовые договоры подписаны сторонами. Согласно протоколу заседания топливной комиссии по итогам работы за январь 2011 г. от 11.02.2011, при анализе расхода топлива по итогам работы за январь 2011 г. на основе данных путевых листов Службы транспорта, топливной комиссией был установлен факт перерасхода бензина водителями автомобиля ***: Горбатовым А. В. в количестве 138 л, Рыбниковым Л. А. - в количестве 741 л. При этом водители отказались дать объяснения по поводу перерасхода. В связи с чем было принято решение об удержании перерасхода топлива из заработной платы указанных работников. Комиссионным актом топливной комиссии об отказе дать объяснительную от 11.02.2011 подтверждается, что ответчики отказались дать объяснение по факту перерасхода ГСМ. По результатам заседания топливной комиссией был составлен акт от 11.02.2011 об удержании из заработной платы ответчиков за необоснованный перерасход топлива: с Рыбникова Л. А. - за перерасход в количестве 741 л - *** руб.; с Горбатова А. В. - за перерасход в количестве 138 л - *** руб. Согласно бухгалтерским справкам от 27.12.2011 филиала ОАО «Группа «Илим» в Братском районе Иркутской области стоимость ущерба, причиненного работниками работодателю перерасходом дизельного топлива, по данным бухгалтерского учета была рассчитана исходя из стоимости 1 л дизельного топлива в сумме *** руб. Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р утверждены методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (далее по тексту - Методические рекомендации), которыми предусмотрены поправочные коэффициенты (надбавки) в виде процентов повышения или снижения исходного значения нормы расхода топлив. С помощью поправочных коэффициентов производится учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов. Согласно п. 4 указанных методических рекомендаций для автомобилей общего назначения установлены следующие виды норм: - базовая норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега автотранспортного средства (АТС) в снаряженном состоянии; - транспортная норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега при проведении транспортной работы: - автобуса, где учитывается снаряженная масса и нормируемая по назначению автобуса номинальная загрузка пассажиров; - самосвала, где учитывается снаряженная масса и нормируемая загрузка самосвала (с коэффициентом 0,5); - транспортная норма в литрах на 100 тонно-километров (л/100 ткм) при проведении транспортной работы грузового автомобиля учитывает дополнительный к базовой норме расход топлива при движении автомобиля с грузом, автопоезда с прицепом или полуприцепом без груза и с грузом или с использованием установленных ранее коэффициентов на каждую тонну перевозимого груза, массы прицепа или полуприцепа - до 1,3 л/100 км и до 2,0 л/100 км для автомобилей, соответственно, с дизельными и бензиновыми двигателями, - или с использованием точных расчетов, выполняемых по специальной программе-методике непосредственно для каждой конкретной марки, модификации и типа АТС. Базовая норма расхода топлив зависит от конструкции автомобиля, его агрегатов и систем, категории, типа и назначения автомобильного подвижного состава (легковые, автобусы, грузовые и т.д.), от вида используемых топлив, учитывает массу автомобиля в снаряженном состоянии, типизированный маршрут и режим движения в условиях эксплуатации в пределах "Правил дорожного движения". Транспортная норма (норма на транспортную работу) включает в себя базовую норму и зависит или от грузоподъемности, или от нормируемой загрузки пассажиров, или от конкретной массы перевозимого груза. Эксплуатационная норма устанавливается по месту эксплуатации АТС на основе базовой или транспортной нормы с использованием поправочных коэффициентов (надбавок), учитывающих местные условия эксплуатации, по формулам, приведенным в данном документе. Нормы расхода топлив на 100 км пробега для бензиновых и дизельных автомобилей установлены в литрах бензина или дизтоплива. Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов производится при помощи поправочных коэффициентов (надбавок), регламентированных в виде процентов повышения или снижения исходного значения нормы (их значения устанавливаются приказом или распоряжением руководства предприятия, эксплуатирующего АТС, или местной администрации). Пунктом 5 Методических рекомендаций определены условия, при которых нормы расхода топлив повышаются. Из пояснений представителя истца в судебном заседании и представленного им расчета причиненного ответчиками ущерба судом установлено, что перерасход топлива водителями выявляется при обсчете истцом путевых листов, заполняемых непосредственно водителями, где указываются все необходимые реквизиты для установления объективного расхода топлива. Судом исследовались путевые листы и товарно-транспортные накладные к ним на автомобиль КамАЗ 43118, гос. № К 053 ТУ: № 10633 от 01.01.2011 г., № 11058 от 05.01.2011 г., № 11361 от 08.01.2011 г., № 11528 от 09.01.2011 г., № 11832 от 12.01.2011 г. под управлением водителя Горбатова А.В. и № 11084 от 06.01.2011 г., № 11224 от 07.01.2011 г., № 11683 от 11.01.2011 г., № 11966 от 13.01.2011 г., № 13331 от 23.01.2011 г., № 13545 от 24.01.2011 г., № 13897 от 27.01.2011 г., № 14151 от 28.01.2011 г., № 14518 от 31.01.2011 г. под управлением водителя Рыбникова Л. А. Также судом исследовались путевые листы и товарно-транспортные накладные к ним на автомобиль КамАЗ 4310 гос. № Р 160 ТТ: № 12690 от 18.01.2011 г., № 12859 от 20.01.2011 г., № 13125 от 21.01.2011 г., № 13694 от 25.01.2011 г., № 14055 от 28.01.2011 г., № 14300 от 29.01.2011 г. под управлением водителя Горбатова А. В. Из исследованных путевых листов и товарно-транспортных накладных к ним путем сопоставления указанных в них данных с представленным истцом расчетом расхода топлива, судом установлено, что при расчете норм расхода топлива автомобиля КамАЗ 43118, гос. № К 053 ТУ учитывается, что базовая летняя норма расхода топлива одиночного автомобиля шасси КамАЗ 43118 в снаряженном состоянии при его эксплуатации на дорогах с твердым покрытием составляет 31 л/100 км. После установки лесовозного оборудования масса тягача увеличивается на 2,7 тонны: 2,7 * 1,3 = 3,51 л./100 км, где: 2,7 - масса в тоннах, дополнительного лесовозного оборудования; 1,3 - коэффициент увеличения расхода топлива для дизельных автомобилей на каждую тонну перевозимого груза в соответствии с Распоряжением Минтранса РФ; 3,51 л/100 км - увеличение расхода топлива в литрах на 100 километров пробега при установке дополнительного оборудования массой 3,51 т. Автомобиль эксплуатируется с лесовозным прицепом снаряженной массой 4,3 тонн, что так же увеличивает расход топлива, увеличение расхода топлива рассчитывается по формуле: 4,3 * 1,3 = 5,59 л./100 км, где: 4,3 - масса в тоннах, дополнительного лесовозного оборудования (прицеп); 1,3 - коэффициент увеличения расхода топлива для дизельных автомобилей на каждую тонну перевозимого груза в соответствии с Распоряжением Минтранса РФ; 5,59 л/100 км - увеличение расхода топлива в литрах на 100 километров пробега при установке дополнительного оборудования массой 4,3 т. Таким образом, базовая летняя норма расхода топлива порожнего автопоезда на дорогах с твердым покрытием для данного автомобиля составляет 40,10 л/100 км, исходя из следующего расчета: 31 л/100 км + 3,51 л/100 км + 5,59 л/100 км = 40,10 л/100 км + 18% = 47,32 л/100 км, где: 31 л/100 км - базовая летняя норма расхода топлива одиночного автомобиля шасси ***; 3,51 л/100 км - увеличение расхода топлива в литрах на 100 километров пробега при установке дополнительного оборудования массой 2,7 т; 5,59 л/100 км - увеличение расхода топлива в литрах на 100 километров пробега при установке дополнительного оборудования массой 4,3 т; 40,10 л/100 км - базовая летняя норма расхода топлива порожнего автопоезда на дорогах с твердым покрытием; 18% - зимняя сезонная надбавка для автопоезда в период декабрь - январь на основании распоряжения Минтранса РФ; 47,32 л/100 км - базовая зимняя норма расхода топлива порожнего автопоезда на дорогах с твердым покрытием с учетом зимней сезонной надбавки. Базовая летняя норма расхода топлива одиночного автомобиля шасси *** в снаряженном состоянии при его эксплуатации на дорогах с твердым покрытием составляет 31 л/100 км. После установки лесовозного оборудования масса тягача увеличилась на 2,2 тонны: 2,2 * 1,3 = 2,86 л./100 км, где: 2,2 - масса в тоннах дополнительного лесовозного оборудования; 1,3 - коэффициент увеличения расхода топлива для дизельных автомобилей на каждую тонну перевозимого груза в соответствии с Распоряжением Минтранса РФ; 2,86 л/100 км - увеличение расхода топлива в литрах на 100 километров пробега при установке дополнительного оборудования массой 2,2 т. Данный автомобиль эксплуатируется с лесовозным прицепом снаряженной массой 3,5 тонн. Это так же увеличивает расход топлива, рассчитываемый по формуле: 3,5 * 1,3 = 4,55 л./100 км, где: 3,5 - масса в тоннах дополнительного лесовозного оборудования (прицепа); 1,3 - коэффициент увеличения расхода топлива для дизельных автомобилей на каждую тонну перевозимого груза в соответствии с Распоряжением Минтранса РФ; 4,55 л/100 км - увеличение расхода топлива в литрах на 100 километров пробега, при установке дополнительного оборудования массой 3,5 т. Таким образом, базовая летняя норма расхода топлива порожнего автопоезда на дорогах с твердым покрытием для указанного автомобиля составляет 38,41 л/100 км, исходя из следующего расчета: 31 л/100 км + 2,86 л/100 км + 4,55 л/100 км = 38,41 л/100 км + 18% = 45,32 л/100 км, где: 31 л/100 км - базовая летняя норма расхода топлива одиночного автомобиля шасси ***; 2,86 л/100 км - увеличение расхода топлива в литрах на 100 километров пробега при установке дополнительного оборудования массой 2,2 т.; 4,55 л/100 км - увеличение расхода топлива в литрах на 100 километров пробега при установке дополнительного оборудования массой 3,5 т; 38,41 л/100 км - базовая летняя норма расхода топлива порожнего автопоезда на дорогах с твердым покрытием; 18% - зимняя сезонная надбавка для автопоезда на период декабрь - январь на основании распоряжения Минтранса РФ; 45,32 л/100 км - базовая зимняя норма расхода топлива порожнего автопоезда на дорогах с твердым покрытием с учетом зимней сезонной надбавки. Расчет перерасхода топлива произведен истцом на основании сведений, указанных в путевых листах самими водителями с применением методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», утвержденных распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р, которыми предусмотрены поправочные коэффициенты (надбавки) в виде процентов повышения или снижения исходного значения нормы расхода топлив. С помощью поправочных коэффициентов производится учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов. Как следует из приказа директора филиала ОАО «Группа «Илим» в Братском районе от 14.01.2011 № ФБР/5/1, в целях рационального расходования и списания горюче-смазочных материалов в структурных подразделениях филиала ОАО «Группа «Илим» в Братском районе Иркутской области, с 01.01.2011 были введены в действие базовые нормы расхода дизельного топлива для службы транспорты на 2011 год. Приказом директора филиала ОАО «Группа «Илим» в Братском районе от 23.03.2011 № ФБР/323 введена в действие методика «Расчет норм расхода топлива и смазочных материалов для лесозаготовительной, лесовозной, вспомогательной техники и оборудования, флота». Также указанным приказом на ведущего инженера отдела производственного развития (ГСМ) возложена обязанность при расчете норм расхода ГСМ руководствоваться данной Методикой. Таким образом, судом установлено, что при расчете норм расхода ГСМ для автомобилей, эксплуатируемых под управлением ответчиков, истцом используются, в том числе, повышенные коэффициенты расхода топлива, то есть расчет норм расхода топлива производится истцом в соответствии с нормами, установленными Методическими рекомендациями. Ответчики Рыбников Л. А., Горбатов А. В. в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте судебного разбирательства, возражений относительно исчисления норм расхода ГСМ, произведенного истцом, суду не представили, тем самым уклонившись от доказывания. Как следует из Методических рекомендаций, при работе в карьерах, при движении по полю, при вывозке леса и т.п. на горизонтальных участках дорог IV и V категорий нормы расхода топлива повышаются: для АТС в снаряженном состоянии без груза - до 20%, для АТС с полной или частичной загрузкой автомобиля - до 40%. Как установлено из пояснений истца, а также следует из представленного истцом расчета, составленного на основе данных, изложенных в путевых листах, товарно-транспортных накладных и актах экспертиз, для расчета норм ГСМ автомобиля КамАЗ используются повышенные коэффициенты расхода топлива: для автомобиля без груза - 0,1, то есть 10%; для груженного автомобиля - 0,3, то есть 30%. Таким образом, суд находит, что расчет норм расхода топлива производится истцом в соответствии с нормами, установленными Методическими рекомендациями. Кроме того судом установлено, что при расчете расхода топлива истцом учитываются данные, указанные в товарно-транспортных накладных к каждому путевому листу, в которых указаны сведения о фактически перевезенном водителями грузе. Не доверять сведениям, указанным в товарно-транспортных накладных у суда оснований не имеется. Также суд достоверно установил, что при расчете норм расхода топлива истец применяет 18% в качестве зимней сезонной надбавки для автопоезда в период декабрь - февраль, что соответствует Методическим рекомендациям, которыми установлены повышающие коэффициенты расхода топлив при работе в чрезвычайных климатических и тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы, снежных или песчаных заносов, при сильном снегопаде и гололедице, наводнениях и других стихийных бедствиях для дорог I, II и III категорий - до 35%, для дорог IV и V категорий - до 50%. Методическими рекомендациями установлено, что в зимнее или холодное (при среднесуточной температуре ниже +5 `C) время года на стоянках при необходимости пуска и прогрева автомобилей и автобусов (если нет независимых отопителей), а также на стоянках в ожидании пассажиров (в том числе для медицинских АТС и при перевозках детей) устанавливается нормативный расход топлива из расчета за один час стоянки (простоя) с работающим двигателем - до 10% от базовой нормы. Из представленного представителем истца расчета и его пояснений в судебном заседании судом установлено, что, исходя из указанных в путевых листах сведений, для расчета простоя истцом применяется повышающий коэффициент - 0,1, то есть 10%. Факт самого простоя, его причины, а также количество времени выявляется на основании данных, указанных водителями в путевых листах, которые сопоставляются со сведениями в товарно-транспортных накладных. В случае поломки автомобиля, водитель должен отразить данное обстоятельство в путевом листе, после чего автомобиль осматривается мастером, которым составляется заключение о причинах поломки, что также отражается в путевом листе в графе «Особые отметки», и является подтверждением простоя в пути. Из исследованных в судебном заседании путевых листов и представленного представителем истца расчета перерасхода топлива за рейс, составленного по каждому путевому листу за спорный период, обстоятельств того, что имели место неучтенные в расчете простои автомобиля с работающим двигателем для прогрева машины, судом не установлено. Таким образом, суд находит достоверно установленным, что расчет перерасхода ГСМ произведен истцом на основании отметок, сделанных самими водителями в путевых листах и сведений в товарно-транспортных накладных, в том числе о времени простоя и его причинах. Доказательств обратного ответчиками суду не представлено. Обстоятельств, свидетельствующих о том, что имели место обоснованные простои автомобиля с работающим двигателем не учтенные в расчете, судом не установлено. При таких обстоятельствах, суд принимает расчет перерасхода ГСМ, представленный истцом, поскольку установлено, что он основан на методике «Расчет норм расхода топлива и смазочных материалов для лесозаготовительной, лесовозной, вспомогательной техники и оборудования, флота», введенной в действие на основании приказа директора филиала ОАО «Группа «Илим» в Братском районе от 23.03.2011 № ФБР/323, которая, в свою очередь была разработана на основании методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», утвержденных распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р. Таким образом, судом достоверно установлено, что Рыбников Л. А., Горбатов А. В., находясь с истцом в трудовых отношениях, работая в качестве водителей, допустили перерасход ГСМ: Горбатов А. В. - в количестве 138 литров, Рыбников Л. А. - в количестве 741 литра, в связи с чем причинили истцу материальный ущерб. Устранившись от доказывания, ответчики не представили доказательств отсутствия своей вины в перерасходе ГСМ. Факт причинения ущерба установлен топливной комиссией, деятельность которой регулируется Положением о топливной комиссии Службы транспорта филиала ОАО «Группа «Илим» в Братском районе Иркутской области, утвержденным директором филиала ОАО «Группа «Илим» в Братском районе Иркутской области, на основании приказа «О введении норм расхода ГСМ на 2011 год». По данному факту от ответчиков были затребованы объяснительные, от дачи которых они отказались, о чем был составлен соответствующий акт. Оценив исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд согласился с представленным представителем истца расчетом перерасхода топлива, поскольку данные суммы никем оспорены не были. При этом, стоимость ГСМ в размере 23,38 руб. за 1 л. исходя из данных бухгалтерского учета также никем не оспорена. В соответствии со ст. 246 Трудового кодекса Российской Федерации, размер ущерба, причиненного работодателю при утрате и порче имущества, определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа этого имущества. Статьей 241 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что за причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами. Из представленного представителем истца расчета материального ущерба, путевых листов и товарно-транспортных накладных, судом установлено, что материальный ущерб, причиненный ОАО «Группа «Илим» перерасходом ГСМ составил: Горбатовым А.В. - в объеме 138 литров на сумму 3 806,80 руб.; Рыбниковым Л.А. - в объеме 741 литра на сумму *** руб. Из справок о среднем заработке ответчиков судом установлено, что размер причиненного ими материального ущерба не превышает размер их средней месячной заработной платы, и определен в соответствии с ч. 1 ст. 246 Трудового кодекса Российской Федерации. Таким образом, судом установлено, что материальный ущерб, причиненный истцу, возник в связи с перерасходом ответчиками ГСМ при осуществлении своих трудовых обязанностей, вина ответчиков в причинении ущерба работодателю нашла свое подтверждение в судебном заседании, ответчики от явки в судебное заседание уклонились, доказательств отсутствия своей вины в перерасходе ГСМ суду не представили, суд согласился с расчетом ущерба, представленным истцом, размер ущерба не превышает пределы среднего месячного заработка ответчиков. При этом истцом выполнена обязанность, предусмотренная ст. 247 Трудового кодекса Российской Федерации, установлены размер ущерба и причины его возникновения, выявлен перерасход ГСМ ответчиками, в связи с чем от них истребованы объяснительные, от дачи которых они отказались. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что исковые требования ОАО «Группа «Илим» о взыскании с ответчиков ущерба, причиненного работодателю: Горбатовым А.В. - на сумму *** руб.; Рыбниковым Л.А. - на сумму *** руб. подлежат удовлетворению в полном объеме. Согласно ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы… В соответствии с ч. 1 ст. 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Платежными поручениями № 10599 от 21.12.2011 на суму *** руб. и № 10608 от 21.12.2011 на сумму *** руб. подтверждается, что истец уплатил государственную пошлину при обращении с данным исковым заявлением в суд в указанных размерах. Таким образом, суд считает необходимым взыскать с ответчиков в пользу истца расходы по уплате госпошлины: с Горбатова А.В. в размере *** руб., с Рыбникова Л.А. - в размере *** руб. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 233 - 237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования ОАО «Группа «Илим» удовлетворить. Взыскать с Горбатова А. В. в пользу открытого акционерного общества «Группа «Илим» стоимость перерасхода ГСМ в размере *** рублей, а также расходы по госпошлине в сумме *** рублей, всего взыскать *** рублей. Взыскать с Рыбникова Л. А. в пользу открытого акционерного общества «Группа «Илим» стоимость перерасхода ГСМ в размере *** рублей, а также расходы по госпошлине в сумме *** рублей, всего взыскать *** рублей. Ответчики вправе подать в суд заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения. Заочное решение может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиками заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Судья Ю. В. Ястребова Решение вступило в законную силу 11.05.2012 г.