Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 09 апреля 2012 года Братский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Шаламовой Л.М., при секретаре Хусаиновой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1137/2012 по иску Самигуллиной Н.Ф. к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад общеразвивающего вида № 108» о признании незаконным выплату вознаграждения за выполнение нормы рабочего времени и выполнения нормы труда ниже минимального размера оплаты труда, выплату районного коэффициента и процентной надбавки в составе МРОТ, взыскании недоначисленной заработной платы, возложении обязанности по начислению и выплате оклада в дальнейшем не ниже минимального размера оплаты труда, возложении обязанности по обеспечению финансирования, У С Т А Н О В И Л: Истец Самигуллина Н.Ф. обратилась в Братский городской суд Иркутской области с иском к ответчику Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад общеразвивающего вида № 108» (далее по тексту - МБДОУ «ДСОВ № 108») о признании незаконным выплату вознаграждения за выполнение нормы рабочего времени и выполнения нормы труда ниже минимального размера оплаты труда *** руб. с 01.09.2011 года по 31.12.2011 года, признании незаконным выплату районного коэффициента в размере 40 % и процентной надбавки в размере 50 % в составе МРОТ, взыскании недоначисленной заработной платы в размере *** руб. за период работы с 01.09.2011 года по 31.12.2011 года, возложении обязанности по начислению и выплате оклада в дальнейшем не ниже минимального размера оплаты труда, возложении обязанности по обеспечению финансирования для выплаты ей оклада не ниже минимального размера оплаты труда. В обоснование исковых требований истец указала, что она работает в МБДОУ «ДСОВ № 108» в должности сторожа (вахтера) по 2разряду Единой тарификационной сетки. Считает, что работодателем неверно начисляется ей заработная плата, поскольку он включает районный коэффициент и северную надбавку за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в минимальный размер оплаты труда, тем самым грубо нарушает её право на справедливое вознаграждение за труд. Истец Самигуллина Н.Ф. в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, просит суд признать незаконным выплату ей вознаграждения за выполнение нормы рабочего времени и выполнения нормы труда ниже минимального размера оплаты труда, выплату районного коэффициента и процентной надбавки в составе МРОТ, взыскать с МБДОУ «ДСОВ № 108» в ее пользу недоначисленную заработную плату в размере *** руб., возложить на МБДОУ «ДСОВ № 108» обязанность по начислению и выплате ей оклада в дальнейшем не ниже минимального размера оплаты труда, возложении обязанности на администрацию г. Братск по обеспечению финансирования МБДОУ «ДСОВ № 108» для выплаты ей оклада не ниже минимального размера оплаты труда. Представитель ответчика - МБДОУ «ДСОВ № 108» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Представитель третьего лица - Администрации муниципального образования города Братска, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен. Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (ст. 7, ч.2, Конституции РФ); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ст. 37, ч.3). По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума (Постановление Конституционного Суда РФ от 27 ноября 2008 года N 11-П). На основе конституционных положений Трудовой кодекс Российской Федерации (ч. 3 ст. 133) предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Согласно ст. 2 ТК РФ одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений является обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда (абзац пятый), включая, как это предусмотрено статьей 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности. Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса РФ, закрепляющими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (ст. 22), зависимость заработной платы каждого от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, а также запрет какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (ст. 132), основные государственные гарантии по оплате труда работника (ст. 130) и повышенную оплату труда в особых условиях (ст. 146). Заработная плата конкретного работника, согласно Трудовому кодексу РФ, устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (ч. 1 ст. 135), которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (ч. 2 ст.135) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом закрепленных в законодательстве критериев, в том числе условий труда, при этом заработная плата работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, должна устанавливаться в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для идентичных видов работ, но с нормальными условиями труда (ч. 1 ст. 147). Из приведенных законоположений следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен вводить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В силу международных норм и требований российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях труда (вредных и нормальных). При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должно в равной мере соблюдаться правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях, то есть в повышенном по сравнению с МРОТ размере. Как следует из ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Согласно ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок её выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 Трудового кодекса РФ для установления размера районного коэффициента и порядка его применения (ст. 317 ТК РФ). В противном случае исчисленная с учетом районного коэффициента и процентных надбавок минимальная месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, оказалась бы равной минимальной заработной плате работников, не работающих в таких местностях (в таких условиях). Это означало бы отказ от принципа справедливого вознаграждения за труд без учета особенностей труда. Город Братск является местностью, приравненной к районам Крайнего Севера, в соответствии Перечнем районов, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960г. и от 26.09.1967г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967г. № 1029 «О Порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967г. «О льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях». Судом установлено, что согласно копии трудовой книжки с датой заполнения 30.05.1973 года, копии вкладыша в трудовую книжку серии *АТ-I № *** с датой заполнения 16.09.1981 года на имя истца, копии трудового договора от 25.08.2008 года, справок о доходах физического лица за 2011 год, финансовой справкой от 04.04.2012 года, Самигуллина Н.Ф. с 25.08.2008 года работает в МБДОУ «ДСОВ № 108». Первоначально она была принята на должность вахтера, затес 01.09.2008 года ее перевели на должность сторожа (вахтера). Из финансовой справки следует, что Самигуллиной Н.Ф. в спорное время было начислено: сентябрь 2011 года - *** руб.; октябрь 2011 года - *** руб.; ноябрь 2011 года - *** руб.; декабрь 2011 года - *** руб. Анализируя исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд находит установленным, что согласно ст. 133 ТК РФ, минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается: организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Согласно ст. 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ № 108-ФЗ от 19.06.2000г. (в ред. от 01.06.2011г. № 106-ФЗ) «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 01 июня 2011 года установлен в сумме *** рублей в месяц. В силу ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп. Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются: муниципальными учреждениями - за счет средств местных бюджетов. Постановлением от 29 декабря 2009 года № 2386 «О системах оплаты труда работников муниципальных бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета г. Братска» установлена с 1 января 2010 года тарифная ставка (оклад) 1 разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета города Братска, в размере *** рубль, а также утверждены межразрядные тарифные коэффициенты и тарифные ставки (оклады) второго и последующих разрядов Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета города Братска. Согласно ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Закон РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19.02.1993г. также устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера. Таким образом, законодатель в качестве дополнительных гарантий работникам, осуществляющим трудовую деятельность в местностях с особыми климатическими условиями, установил районный коэффициент и процентные надбавки к заработной плате, которые не являются слагаемыми элементами вознаграждения за труд, механизм и размер данных выплат не находится в зависимости от размера минимальной заработной платы, гарантированной на территории РФ. Следовательно, районные и северные надбавки являются дополнительными компенсациями, в том числе в отношении оплаты труда гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера. При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу, что включение в минимальный размер оплаты труда, установленный в целом по Российской Федерации, районного коэффициента и северной надбавки, привело к уравниванию в оплате труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в районах, где не установлен районный коэффициент и районная надбавка, с работниками, проживающими и работающими в экстремальных природно-климатических условиях Севера, что недопустимо в силу действующего трудового законодательства РФ и норм международного трудового права. Поэтому доводы истца о признании незаконным выплату заработной платы в размере не ниже минимальной оплаты труда, а также выплату районного коэффициента в размере 40 % и процентной надбавки в размере 50 % в составе МРОТ, нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства. Следовательно, минимальный размер заработной платы работников, отработавших полностью месячную норму рабочего времени в г. Братск должен составить *** руб. х 50% северной надбавки х районный коэффициент 1,4 = *** рублей Определяя размер задолженности по заработной плате, суд исходил из представленной финансовой справки, где указано, что за спорный период истцу была начислена следующая заработная плата с учетом отработанного времени и занимаемых ставок: Ф.И.О. истца сентябрь октябрь ноябрь декабрь Итого (без учета НДФЛ), руб. Самигуллина Н.Ф. *** *** *** *** *** Между тем, минимальный размер заработной платы работников, отработавших полностью месячную норму рабочего времени в г. Братск с 01 июня 2011 года должен составлять *** руб., в связи с чем, ответчик обязан был произвести начисление заработной платы за фактически отработанное истцом время в размере: Ф.И.О. истца сентябрь октябрь ноябрь декабрь Итого (без учета НДФЛ), руб. Самигуллина Н.Ф. *** *** *** *** *** Следовательно, к выплате истцу подлежат суммы (без учета НДФЛ) в следующих размерах: Ф.И.О. истца сентябрь октябрь ноябрь декабрь Итого (без учета НДФЛ), руб. Самигуллина Н.Ф. *** *** *** *** *** На основании вышеизложенного, суд считает необходимым исковые требования удовлетворить частично, взыскав в пользу Самигуллиной Н.Ф. недоначисленную заработную плату за период работы с 01.09.2011 года по 31.12.2011 года в размере *** рублей. Оснований для взыскания задолженности по заработной плате в большем размере суд не находит. Разрешая исковые требования истца в части возложения на МБДОУ «ДСОВ № 108» обязанности по начислению и выплате оклада в дальнейшем не ниже минимального размера оплаты труда, возложения обязанности на администрацию г. Братск по обеспечению финансирования МБДОУ «ДСОВ № 108» для выплаты оклада не ниже минимального размера оплаты труда, суд исходил из следующего. Так, в соответствии с трудовым законодательством, действующим на территории Российской Федерации, именно заработная плата, куда уже входит оклад, районный коэффициент и процентная надбавка, в общем смысле не может быть ниже МРОТ. Следовательно, требования истца о возложении обязанности по начислению и выплате оклада не ниже минимального размера оплаты труда, возложении обязанности на администрацию г. Братск по обеспечению финансирования МБДОУ «ДСОВ № 108» для выплаты оклада не ниже минимального размера оплаты труда, не основаны на законе, в связи с чем, суд не нашел оснований для их удовлетворения. Других доказательств суду не представлено. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования удовлетворить частично. Признать незаконной выплату Самигуллиной Н. Ф. Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад общеразвивающего вида № 108» заработной платы в размере менее установленного законом минимального размера оплаты труда, районного коэффициента в размере 40 % и процентной надбавки в размере 50 % в составе МРОТ. Взыскать с Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 108» в пользу Самигуллиной Н.Ф. недоначисленную заработную плату за период работы с 01.09.2011 года по 31.12.2011 года в размере *** рублей. В удовлетворении исковых требований Самигуллиной Н. Ф. о взыскании с Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 108» недоначисленной заработной платы в размере *** рублей, возложении обязанности по начислению и выплате оклада в дальнейшем не ниже минимального размера оплаты труда, возложении обязанности по обеспечению финансирования для выплаты оклада не ниже минимального размера оплаты труда - о т к а з а т ь. Взыскать с Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 108» государственную пошлину в доход государства в размере *** рублей. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда. Судья Л.М. Шаламова Решение суда вступило в законную силу 17 мая 2012 года.