о признании права пльзования ж/пом.



Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

02 февраля 2012 года Братский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи                                                 Синицыной М.П.,

при секретаре                                                                              Солодковой С.И.,

с участием истца                                                                         Ивановой М.А.

представителя истца по доверенности                                  Прибыловой К.А.

представителя ответчика Администрации г. Братска по доверенности

                                                                                                     Москаленко О.Н.                                                                                                     

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-193/2012 по иску Ивановой М. А. к Администрации муниципального образования города Братска, Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации г. Братска о признании незаконным Постановления Администрации муниципального образования города Братска от 25 августа 2008 года № 1712 «Об утверждении Списков жилых помещений, ранее отнесенных к специализированному жилищному фонду (служебные жилые помещения)» в части включения жилого помещения, расположенного по адресу: ***, в Список, признании отказа     Администрации г. Братска в исключении квартиры из списков специализированного жилищного фонда незаконным, признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, обязать заключить договор социального найма, признании права на приватизацию

У С Т А Н О В И Л:

             Истец Иванова М.А. обратилась в суд с иском к ответчикам Администрации г. Братска, КУМИ администрации г. Братска о признании незаконным Постановления Администрации муниципального образования города Братска от 25 августа 2008 года № 1712 «Об утверждении Списков жилых помещений, ранее отнесенных к специализированному жилищному фонду» в части включения в Приложение № 1 квартиры, расположенной по адресу: Иркутская область, ***, признании отказа     Администрации г. Братска в исключении квартиры из списков специализированного жилищного фонда (служебные жилые помещения) незаконным, о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, о признании права на приватизацию квартиры, обязании КУМИ администрации г. Братска      заключить с ней договор социального найма квартиры и договор на передачу квартиры в личную собственность в порядке приватизации.

            В дальнейшем уточнила свои исковые требования, просила     признать незаконным Постановление Администрации муниципального образования города Братска от 25 августа 2008 года № 1712 «Об утверждении Списков жилых помещений, ранее отнесенных к специализированному жилищному фонду» в части включения в Приложение № 1 квартиры, расположенной по адресу: Иркутская область, *** признать отказ от 26.10.2011 года      Администрации г. Братска в исключении квартиры из списков специализированного жилищного фонда (служебные жилые помещения) незаконным, признать за ней права пользования жилым помещением на условиях социального найма, признании за ней права на приватизацию занимаемого ею жилого помещения,     обязать КУМИ администрации г. Братска заключить договор социального найма квартиры.

В обоснование своего заявления Иванова М.А. указала, что на основании       ордера № 21 от 03.03.1994 года ее матери Ивановой Л.Н., работающей дворником в Тресте жилищного хозяйства г. Братска, и ей как члену семьи была предоставлена для проживания квартира, расположенная по адресу: ***. Она вместе со своей матерью Ивановой Л.Н. вселилась в указанную квартиру и с 30.05.1994 года зарегистрировались в ней. После окончания трудовых отношений     она и мать продолжали проживать     в квартире. Никто не предъявлял требований о их выселении. Она иного жилья, кроме спорной квартиры, не имеет, в приватизации не участвовала.     После смерти матери 22.09.2010 года она, являясь несовершеннолетней, осталась проживать и быть зарегистрированной в данном жилом помещении.      В настоящее время она постоянно проживает в квартире, несет     обязанности нанимателя жилья,     несет бремя содержания квартиры, оплачивает коммунальные платежи, другого жилья не имеет.      Считает, что     копия ордера № 21 от 03.03.1994 года не соответствует установленным требованиям, является ордером на жилое помещение. Данный ордер не был оспорен либо признан недействительным.     Отнесение жилого помещения, расположенного по адресу: Иркутская область, ***, на основании Постановления Администрации муниципального образования города Братска от 25.08.2008 года № 1712, утвердившего список жилых помещений, отнесенных к специализированному жилищному фонду, противоречит нормам жилищного законодательства РФ, поскольку отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, а также имеют обременения прав на это имущество.

         Жилое помещение, расположенное в ***, до момента передачи в муниципальную собственность в 1999 года являлось объектом государственной собственности, что никем не оспаривается, а 29.10.1999 года внесено в реестр муниципального имущества.

         Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения. Следовательно, при передаче в муниципальную собственность указанные жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.           Поэтому граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь положениями статьи 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".          При этом использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда в соответствии с Правилами. В нарушение вышеуказанных Правил, Постановление Администрации муниципального образования города Братска от 25.08.2008 года № 1712 не было зарегистрировано в органах государственной регистрации недвижимого имущества в установленном законом порядке. После принятия решения о включении жилой площади в число служебных, данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такого, в органах государственной регистрации недвижимости.            Однако квартира по *** не была зарегистрирована в качестве служебной в органах государственной регистрации недвижимости.

          В связи с тем, что на момент вынесения оспариваемого в части постановления главы Администрации г. Братска от 25.08.2008 г. №1712 семья истца проживала на законных основаниях в квартире на протяжении 14 лет, в силу закона не подлежала и не подлежит выселению, спорная квартира, соответственно, не являлась свободной для утверждения ее служебной, в силу чего указанное постановление в этой части является незаконным и нарушает право истца на приватизацию спорного жилого помещения, поэтому необходима защита в судебном порядке.

               В судебном заседании представитель истца Прибылова К.А. по доверенности от 16.07.2011 года исковые требования поддержала. Суду пояснила, что 03.03.1994 года матери истца Ивановой Л. Н. на основании ордера № 21 на служебное жилое помещение была предоставлена квартира, расположенная по адресу: Иркутская область, г. ***, для проживания в ней вместе с дочерью - истцом Ивановой М. А.. Основанием для выдачи ордера явилось решение предприятия-работодателя Треста жилищного хозяйства г.Братска, где мать истца Иванова Л.Н. работала дворником в период с 21 сентября 1992 года по 01 декабря 1995 года и с 15 сентября 2000 по 11 октября 2005 года. Общий трудовой стаж Ивановой Л.Н. в сфере ЖКХ составляет 8 лет 2 месяца 16 дней.

          Истец Иванова М.А. вместе с матерью Ивановой Л.Н. вселились в указанную квартиру и зарегистрировались по месту жительства в ней с 30.05.1994г. После окончания трудовых отношений в Тресте жилищного хозяйства г. Братска, Иванова Л.Н. и истец продолжали проживать в указанной квартире. Мать истца являлась инвалидом 3 группы с 10.07.2006 года по день смерти 22.09.2010 года. Истец иного жилья, кроме спорной квартиры, не имеет, в приватизации не участвовала.

            В соответствии со ст. 13 Федерального закона «О введении в действие жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса РФ, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 ЖК РФ на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса РФ.

           В соответствии с пунктом 1 части I статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

            В связи с тем, что мать истца, умершая 22.09.2010 года, окончила трудовые отношения в Тресте жилищного хозяйства г. Братска 11 октября 2005 года, то есть после вступления в силу Жилищного кодекса РФ 1 марта 2005 года, таким образом, истец в соответствии с пунктом 10 статьи 108 ЖК РСФСР не подлежит выселению без предоставления другого жилого помещения, как член семьи умершего работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение.

         Так как истец Иванова М.А., *** года рождения, на момент окончания трудовых отношений в Тресте жилищного хозяйства г, Братска 11 октября 2005 года ее матери Ивановой Л.Н. являлась несовершеннолетней, следовательно, семья истца в соответствии с пунктом 12 статьи 108 ЖК РСФСР не подлежала выселению без предоставления другого жилого помещения, по признаку состава семьи - одинокое лицо (мать-одиночка) с проживающим вместе с ним несовершеннолетним ребенком.

          Наниматель квартиры Иванова Л.Н. до дня своей смерти 22.09.2010 года проживала в спорной квартире и состояла на регистрационном учете, после ее смерти ее дочь - истец, осталась сиротой, продолжает постоянно проживать в квартире, несет обязанности нанимателя жилья, несет бремя содержания квартиры, оплачивает коммунальные платежи.

           Постановлением Администрации муниципального образования г, Братска № 1712 от 25.08.2008 г. «Об утверждении Списков жилых помещений, ранее отнесенных к специализированному жилищному фонду (служебным жилым помещениям)», утвержден Список жилых помещений, ранее отнесенных к специализированному жилищному фонду (служебным жилым помещениям), в том числе, в указанный список была включена и квартира, расположенная по *** в связи с тем, что ранее указанное жилое помещение уже было отнесено к служебным жилым помещениям           Постановлением главы Центрального района г.Братска от 15 11.1993 г. № 1349 «Об утверждении служебной площади для участковых ЦРОВД, работников ПРЭТЖХ №1».

           В соответствии со ст. 92 ЖК РФ, в качестве специализированных жилых
помещений используются жилые помещения государственного и муниципального
жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного
жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к
специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке,
которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации
федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных
федеральными законами.

             В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. N 42 «Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений» (далее правила) п.3. Отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также, если имеют обременения прав на это имущество. П. 14 Решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.

         П. 15. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда в соответствии с настоящими Правилами.

         Таким образом, отнесение жилого помещения, расположенного по адресу: Иркутская область, ***, на основании Постановления Администрации муниципального образования города Братска от 25.08.2008 года № 1712, утвердившего список жилых помещений, отнесенных к специализированному жилищному фонду, противоречит нормам жилищного законодательства РФ, поскольку отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, а также имеют обременения прав на это имущество.

         Жилое помещение, расположенное в ***, до момента передачи в муниципальную собственность в 1999 года являлось объектом государственной собственности, что никем не оспаривается, а 29.10.1999 года внесено в реестр муниципального имущества.

        Тот факт, что основанием для выдачи ордера матери истца Ивановой Л.Н. явилось решение предприятия-работодателя Треста жилищного хозяйства г. Братска, доказывает, что жилое помещение, расположенное в ***, находилось в государственной собственности и было закреплено за государственным предприятиями или учреждением на праве хозяйственного ведения или оперативного управления

        В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда за I квартал 2006 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07 и 14 июня 2006 г. разъяснено следующее.:

Статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции от 20 мая 2002 г.) предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Исходя из положений статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" служебные жилые помещения не подлежат приватизации.

         Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения. Следовательно, при передаче в муниципальную собственность указанные жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

          Поэтому граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь положениями статьи 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".

         При этом использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда в соответствии с Правилами.

         В нарушение вышеуказанных Правил, Постановление Администрации муниципального образования города Братска от 25.08.2008 года № 1712 не было зарегистрировано в органах государственной регистрации недвижимого имущества в установленном законом порядке.

         Пунктом 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 г. N 1301 предусмотрено, что государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

           На основании вышеизложенного, после принятия решения о включении жилой площади в число служебных, данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такого, в органах государственной регистрации недвижимости.

          Однако квартира по *** в г. Братске не была зарегистрирована в качестве служебной в органах государственной регистрации недвижимости.

          В связи с тем, что на момент вынесения оспариваемого в части постановления главы Администрации г. Братска от 25.08.2008 г. №1712 семья истца проживала на законных основаниях в квартире на протяжении 14 лет, в силу закона не подлежала и не подлежит выселению, спорная квартира, соответственно, не являлась свободной для утверждения ее служебной, в силу чего указанное постановление в этой части является незаконным и нарушает право истца на приватизацию спорного жилого помещения, поэтому необходима защита в судебном порядке.

         Так как истец зарегистрирован в спорном жилом помещении, расположенном в ***, несет обязанности нанимателя жилья, несет бремя содержания квартиры, в том числе оплачивает коммунальные платежи, иного жилья не имеет, в приватизации не участвовала, на основании изложенного считает, что необходимо признать за истцом Ивановой М. А право пользования жилым помещением - квартирой, расположенной по адресу Иркутская область, *** на условиях социального найма.

          Вместе с тем, 27.10.2011 года истцу Ивановой М. А. в ответе Администрации муниципального образования города Братска на обращение по вопросу исключения жилого помещения из специализированного жилищного фонда (служебные жилые помещения) жилого помещения, расположенного по адресу: ***, было сообщено, что решением комиссии по жилищным вопросам Администрации города Братска от 26.10.2011 года в исключении из специализированного жилищного фонда (служебные жилые помещения) данного жилого помещения отказано.

             Считает незаконным отказ Администрации города Братска от 26.10.2011 года в исключении из специализированного жилищного фонда (служебные жилые помещения) данного жилого помещения.

              Просит признать незаконным Постановление Администрации муниципального образования города Братска от 25 августа 2008 года № 1712 «Об утверждении Списков жилых помещений, ранее отнесенных к специализированному жилищному фонду (служебные жилые помещения)» в части включения жилого помещения, расположенного по адресу: Иркутская область, *** в Список жилых помещений, ранее отнесенных к специализированному жилищному фонду (служебные жилые помещения) по Центральному округу, Приложение № 1; признать незаконным отказ от 26.10.2011 года Администрации муниципального образования города Братска в исключении жилого помещения - квартиры, расположенного по адресу: Иркутская область, *** из списков специализированного жилищного фонда (служебные жилые помещения); признать за Ивановой М. А. право пользования жилым помещением - квартирой, расположенной по адресу Иркутская область, *** на условиях социального найма; признать за Ивановой М.А. право на приватизацию занимаемого ею жилого помещения, расположенного по адресу: Иркутская область, ***, ***; обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации города Братска заключить с истцом Ивановой М.А. договор социального найма квартиры, расположенной по адресу Иркутская область, ***.

           Истец Иванова М.А. в судебном заседании исковые требования и пояснения, данные представителем, поддержала. Дополнений не имеет.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   В судебном заседании ответчик - представительАдминистрации г. БратскаМоскаленко О.Н. по доверенности от 11.01.2012 года с исковыми требованиями не согласилась. Суду пояснила, что занимаемое Ивановой М.А. жилое помещение, расположенное по адресу: ***, было включено в список жилых помещений ранее отнесенных к специализированному жилищному фонду (служебным жилым помещениям) постановлением администрации муниципального образования города Братска от 25.08.2008 № 1712 в связи с тем, что вышеназванное жилое помещение ранее было отнесено к служебным жилым помещениям постановлением главы администрации Центрального района города Братска от 15.11.1993 № 1349, что соответствует статье 101 Жилищного кодекса РСФСР.

Данное жилое помещение было предоставлено по служебному ордеру от 03.03.1994г. № 21 на период работы в ТЖХ № 1 умершей матери Ивановой Л.Н. и члену её семьи Ивановой М.А.

Согласно статье 7 ЖК РСФСР жилые дома и жилые помещения предназначаются для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке в качестве служебных жилых помещений, жилых помещений из фондов жилья для временного поселения, общежитий и других специализированных жилых помещений.

Согласно статье 10 ЖК РСФСР граждане РСФСР имеют право на получение в установленном порядке жилого помещения по договору найма или аренды в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, жилого помещения в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов, на приобретение жилого помещения в собственность в домах государственного и муниципального жилищного фонда и путем индивидуального жилищного строительства, а также по иным основаниям, предусмотренным законодательством РСФСР и республик в составе РСФСР.

Согласно статье 28 ЖК РСФСР граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.

Согласно статье 33 ЖК РСФСР жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Иванова М.А. и её умершая мать Иванова Л.Н.не признавались нуждающимися в улучшении жилищных условий, не состояли и не состоят на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В связи с тем, что жилому помещению, занимаемое Ивановой М.А., присвоен статус служебного жилого помещения, оснований для заключения с ней договора социального найма на данное помещение нет.

Постановлением администрации муниципального образования города Братска № 1712 от 25.08.2008 года спорное жилое помещение отнесено к служебному жилищному фонду, данное постановление не противоречит п. 3 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду (Отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда, коммерческого использования, аренды, а также, если имеют обременения прав на это имущество).

1) В период предоставления жилья действовал Жилищный кодекс РСФСР,
который не содержал понятий социального найма и договора социального
найма.

2) Спорное жилое помещение не относилось к жилищному фонду
коммерческого использования.

  1. Договор аренды на данное жилое помещение не заключался.
  2. Обременения прав на это имущество отсутствовали.

Пунктом 1 приложения № 3 к постановлению Верховного Совета РФ «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, города Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» от 27.12.1991 № 3020-1 жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), отнесен к муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.

09.12.1976 года государственной приемочной комиссией был введен в эксплуатацию жилой дом, расположенный по адресу: *** (строительный номер 2144). В соответствии с утвержденным перечнем объектов жилищного и культурно-бытового назначения в 21 микрорайоне адресный номер дома *** по *** был изменен на помер *** Решением исполнительного комитета города Братска от 03.11.1977 № 559 утвержден перечень адресных номеров 21 и 22 микрорайонов переименованных в связи с корректурой этих микрорайонов. На основании данного решения адресный номер дома *** по *** изменен на номер ***.

Данный жилой дом с момента ввода в эксплуатацию находился в управлении местной администрации (на балансе горкомхоза, горжилуправления), государственным или муниципальным учреждениям дом никогда не принадлежал.

Как уже было указано, ранее, установлено, что на основании постановления главы администрации Центрального района города Братска от 15.11.1993г. № 1349 спорное жилое помещение отнесено к специализированному жилищному фонду - служебному жилому помещению. И в последующем отнесено в список жилых помещений ранее отнесенных к специализированному жилищному фонду (служебным жилым помещениям) постановлением мэра города Братска от 02.10.2006 № 2165 и постановлением администрации муниципального образования города Братска от 25.08.2008г. № 1712.

Таким образом, спорное жилое помещение является служебным жилым помещением и к нему применяется правовой режим жилых помещений специализированного жилищного фонда;

В соответствии с частью 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, и то обстоятельство, что истец проживает в этом жилом помещении, т.е. фактически использовала его по назначению, и несла обязанности нанимателя жилого помещения, не является основанием для утраты жилым помещением статуса служебного жилого помещения.

В соответствии со статьей 4 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации     жилищного     фонда     Российской     Федерации»     собственник жилищного фонда вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений. Однако основания и условия принятия собственником жилищного фонда решений о приватизации служебных жилых помещений действующим законодательством не установлены.

Принятие решений об исключении из специализированного жилищного фонда муниципального образования города Братска отнесено к компетенции комиссии по жилищным вопросам. Постановлением мэра города Братска от 08.08.2007 № 2230 «О ведении учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» установлены критерии для принятия данного решения. Разрешено исключение следующим категориям граждан:

1) лицам,     проработавшим     в организации,     предоставившей им служебное жилое помещение, не менее десяти лет;

2) членам семьи умершего работника, проработавшего не менее десяти лет в организации, предоставившей ему служебное жилое помещение;

3) инвалидам 1, 2 групп.

Рассматривая заявление Ивановой М.А. на заседании 26.10.2011г. об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда (служебных жилых помещений) для дальнейшей приватизации, комиссией по жилищным вопросам было принято решение об отказе в исключении.

При принятии данного решения комиссия руководствовалась тем обстоятельством, что спорное жилое помещение было предоставлено умершей матери Ивановой Л.Н., у которой был небольшой стаж работы в сфере ЖКХ менее десяти лег и к категории граждан для которых разрешено исключение из списков служебных жилых помещений Иванова М.А. не относится.

Полагает, что комиссия по жилищным вопросам в установленном законом порядке определила критерия и условия, разрешающие приватизацию служебных жилых помещений в городе Братске и тем самым обоснованно приняла решение об отказе Ивановой М.А. в исключении занимаемого служебного жилого помещения из списка жилых помещений, отнесенных к специализированному жилищному фонду.

На основании вышеизложенного Администрация города Братска считает, что у истца нет оснований права пользования жилым помещением по адресу: *** на условиях социального найма. Поэтому просит в удовлетворении требования заявителю отказать.

            В судебное заседание представитель ответчика - КУМИ администрации г. Братска не явился, извещенный о месте и времени рассмотрения дела.

           Третье лицо - представитель ООО «Жилтрест» в судебное заседание     не явился, извещенный о месте и времени рассмотрения дела.

Выслушав пояснения представителя истца и истца, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 35 Конституции РФ, никто не может быть лишен имущества иначе как по решению суда; принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно ст. 5 ФЗ от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации», к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный Кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

       При разрешении данного спора по вопросу о наличии у заявителя права пользования спорным жилым помещением по договору социального найма суд считает необходимым руководствоваться ЖК РСФСР, т.к. данные правоотношения возникли до вступления в силу нового ЖК РФ.

       Согласно ст. 5 ЖК РСФСР жилищный фонд включает:

1) жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд).

Согласно ст. 6 ЖК РСФСР государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).

Согласно ст. 17 ЖК РСФСР управление жилищным фондом местных Советов народных депутатов осуществляется их исполнительными комитетами и образуемыми ими органами управления.

Согласно ст. 42 ЖК РСФСР жилые помещения предоставляются гражданам в домах жилищного фонда местных Советов народных депутатов исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов при участии общественной комиссии по жилищным вопросам, создаваемой при исполнительном комитете из депутатов Советов, представителей общественных организаций, трудовых коллективов.

Согласно ст. 47 ЖК РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.

В соответствии со ст. 101 ЖК РСФСР, служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.                             

          Согласно пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 г. N 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

          В соответствии со ст. 13 ФЗ от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации» граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

         В соответствии с ч. 1 ст. 672 ГК РФ в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения.

        В соответствии со ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

          В соответствии со ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся:

1) служебные жилые помещения;

2) жилые помещения в общежитиях;

          В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

          Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.

Согласно ч.1, 2 ст. 100 ЖК РФ, по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения.

Согласно ч. 3 ст. 104 ЖК РФ, договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

         Согласно Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 года № 42, отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также, если имеют обременения прав на это имущество. К служебным помещениям относятся отдельные квартиры.

             

Судом установлено, что согласно копии ордера № 21 от 03.03.1994 года      работнику МП ПРЭТЖХ-1 Ивановой Л.Н. предоставлено на право занятия     жилого помещения - однокомнатной квартиры № ***, жилой площадью 16,7 кв.м. для вселения с членом семьи дочери Ивановой М.А., *** года рождения.

    Согласно свидетельству о рождении родителями Ивановой М.А., родившейся *** года в с. Ключи-Булак Братского района Иркутской области, являются Иванова Л.Н.      и Иванов А.В..

Трудовой книжкой, выданной 09.07.1986 года, Иванова Л.Н. с 21.09.1992 года по 01.12.1995 года и с 15.09.2000 года по 11.10.2005 года работала в РЭУ-1 МП ПРЭТЖХ Центрального района г. Братска и ООО «Жилищная эксплуатационно-ремонтная организация», МП ПРЭТЖХ. № 1 МО г. Братска.

Пенсионным удостоверением от 01.08.2006 года подтверждается, что Иванова Л.Н. с 10.07.2006 года являлась пенсионером по ***.

Свидетельством о смерти от 23.09.2010 года подтверждается, что Иванова Л.Н. умерла *** года.

Согласно поквартирной карточке СРН-4 ООО БКС от 01.08.2011 года на основании ордера № 21 от 03.03.1994 года в квартире по адресу: ***, с 30.05.1994 года зарегистрирована дочь нанимателя Иванова М.А., *** года рождения,       наниматель Иванова Л.Н., с 30.05.1994 года по 01.11.2010 года была зарегистрирована в данной квартире, снята с регистрационного учета в связи со смертью.

Из протокола № 10 заседания комиссии по жилищным вопросам от 26.10.2011 года     следует, что Ивановой М.А. в исключении из списков специализированного жилищного фонда жилого помещения по адресу: ***, отказано.

Постановлением администрации г. Братска № 1349 от 15.11.1993 года     утверждены служебной жилой площадью квартиры для участковых ЦРОВД и для работников ПРЭТЖХ № 1 согласно приложению, в котором значится квартира по ***, состоящая из 1 комнаты, площадью 16,7 кв.м.

Из уведомлений Братского отдела Управления Росреестра по Иркутской области от 21.07.2011 года и от 25.01.2012 года следует, что информация о правах Ивановой М.А. на имеющиеся объекты недвижимого имущества и о правах на объект недвижимости: квартиру по адресу: ***, в ЕГР прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует.

Справками МУП « Земельная палата Братского района» от 22.07.2011 года и Братского городского ЦТИ от 25.07.2011 года подтверждается, что      по состоянию на 28.06.1999 года за Ивановой М.А. не числится зарегистрированных прав собственности на территории Братского района, в электронной базе БТИ г. Братска сведений о наличии недвижимого имущества, зарегистрированного на праве собственности за Ивановой М.А. не значится.

Решением Братского городского суда от 03.03.2009 года Ивановой Л.Н. отказано в удовлетворении исковых требований к Администрации г. Братска о признании права собственности на служебное жилое помещение, расположенное по адресу: ***, в порядке приватизации отказано.

           Как следует из выписки из Реестра муниципального имущества г. Братска от 11.01.2012 года № 31372, жилое помещение - квартира, расположенная по адресу: *** 29.10.1999 года внесена в реестр муниципального имущества.

Согласно Постановлению Администрации Муниципального образования г. Братска от 25.08.2008 года за № 1712 «Об утверждении Списков жилых помещений, ранее отнесенных к специализированному жилищному фонду (служебные жилые помещения)», и приложению № 1 к нему, утвержден список жилых помещений, ранее отнесенных к специализированному жилищному фонду (служебные жилые помещения) по Центральному округу, в который включена квартира по адресу: *** под № 105.

Согласно справке Администрации г. Братска от 12.01.2012 года Иванова Л.Н. и Иванова М.А. на учете граждан в качестве нуждающихся     в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма в администрации МО г. Братска не состоят.

Из карточки прописки     следует, что Иванов А.В. с *** года состоял на регистрационном учета в ***, ***, умер *** года.

Свидетельством о смерти подтверждается, что Иванов А.В. умер *** года.

Постановлением мэра г. Братска от 02.10.2006 года № 1265 и постановлением мэра г. Братска от 08.08.2007 года № 2230 жилое помещение, расположенное по адресу: *** отнесено к специализированному жилищному фонду (служебным жилым помещениям), утвержден Порядок принятия на учет и ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма.

Согласно     справке об адресной регистрации объектов недвижимости от 23.01.2012 года № 45      жилой дом, находящийся по адресу: *** зарегистрирован в Адресном реестре зданий     и сооружений г. Братска.

Из архивной справки     от 26.01.2012 года следует, что Постановлением № 112 от 05.03.1992 года главы администрации г. Братска МПО ЖКХ ликвидировано и на базе его имущества образован отдел жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Братск.

Анализируя представленные доказательства в их совокупности, суд находит установленным, что на основании выданного 03.03.1994 года ордера № 21, на котором указано служебное жилье, Ивановой Л.Н., работающей в МП ПРЭТЖХ-1 г. Братска, и члену ее семьи: дочери     Ивановой М.А., *** года рождения, была предоставлена для проживания квартира № ***. Иванова Л.Н.      и ее дочь Иванова М.А. были вселены в указанную квартиру и с 30.05.1994 года зарегистрированы в квартире. После окончания трудовых отношений с МП ПРЭТЖХ Иванова Л.Н. вместе с дочерью Ивановой М.А. осталась проживать в квартире. *** года она умерла. После ее смерти в квартире осталась проживать ее дочь Иванова М.А., которая и по настоящее время проживает и зарегистрирована в спорной квартире.

Постановлением Администрации МО г. Братска от 25.08.2008 года за № 1712 «Об утверждении Списков жилых помещений, ранее отнесенных к специализированному жилищному фонду (служебные жилые помещения)» утвержден Список жилых помещений, ранее отнесенных к специализированному жилищному фонду (общежитию) по Центральному округу, в соответствии с Приложением № 1 которого квартира № *** включена в данный список.

Судом установлено, что Иванова Л.Н. вместе с членом своей семьи Ивановой М.А. вселилась в квартиру № *** в установленном законом порядке на законных основаниях в качестве нанимателя жилого помещения на основании ордера № 21 от 03.03.1994 года, являющегося на тот момент единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение, а следовательно,     нанимателю Ивановой Л.Н. и ее дочери было предоставлено в бессрочное пользование изолированное жилое помещение - однокомнатная квартира по адресу: ***     

Как установлено судом из представленных доказательств, на момент отнесения спорного жилого помещения к специализированному жилищному фонду в 2006 году, на основании Постановления Мэра г. Братска № 2165 от 02.10.2006 года, утратившего силу), Иванова М.А., будучи вселена в него в установленном законом порядке, проживала в этом жилом помещении с момента его предоставления с 1994 года, т.е. фактически использовала его по назначению и после смерти нанимателя Ивановой Л.Н. несла все обязанности нанимателя жилого помещения. Данные обстоятельства не оспариваются ответчиками.

В соответствии со статьей 101 ЖК РСФСР, действовавшего на тот период, жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.

           Пунктом 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 г. N 1301 предусмотрено, что государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

            Из изложенного следует, что после принятия решения о включении жилой площади в число служебных, данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такого, в органах государственной регистрации недвижимости.

            Однако доказательств того, что     спорное жилое помещение     было зарегистрировано      в качестве служебного     в органах     государственной регистрации недвижимости, а также что на момент     предоставления в пользование истцу спорная квартира      являлась служебным жилым помещением, т. е. не подлежала приватизации, стороной ответчика в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не представлено.

Поэтому, по мнению суда, спорное жилое помещение не является служебным, доказательств обратного суду не представлено.

Если спорное жилое помещение и являлось служебным, но требования как к Ивановой Л.Н., так и к Ивановой М.А.      о выселении из названного жилого помещения после прекращения Ивановой Л.Н. трудовых отношений и после ее смерти никем не предъявлялись, то в настоящее время истец не может быть выселен из занимаемого им жилого помещения без предоставления другого жилого помещения в соответствии со статьей 13 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", предусматривающей, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Поэтому у суда имеются основания признать, что спорное жилое помещение утратило статус служебного и потому в соответствии со статьей 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" оно подлежит передаче в собственность в порядке приватизации.

При таких обстоятельствах, суд находит, что истцу Ивановой М.А. незаконно было отказано в исключении из списков специализированного жилищного фонда      квартиры по адресу: ***, и считает обоснованным и подлежащим удовлетворению требование истца о признании права пользования жилым помещением - квартирой № *** ж/р. Центральный г. Братска Иркутской области, на условиях социального найма.

           Согласно ст. 92 ЖК РФ использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Как следует из п.3 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 года № 42, отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также, если имеют обременения прав на это имущество.

           Постановлением Администрации Муниципального образования г. Братска № 1712 от 25.08.2008 года спорное помещение отнесено к специализированному жилищному фонду, тогда как матери истца Ивановой Л.Н. данное жилое помещение как служебное было предоставлено по ордеру в 1994 году, истец Иванова М.А., являющаяся на тот момент несовершеннолетней дочерью нанимателя, в ней проживает с момента ее предоставления для проживания с марта 1994 года, а зарегистрирована с 30.05.1994 года. После прекращения трудовых отношений мать истца вместе с дочерью со спорного жилого помещения выселены не были, продолжали проживать в нем, неся бремя содержания квартиры по настоящее время, всегда использовали жилое помещение по назначению, т.е. Иванова М.А. после смерти матери также пользовалась жилым помещением на условиях социального найма.

Таким образом, суд находит, что данное Постановление в части отнесения спорной квартиры к специализированному жилищному фонду (служебные жилые помещения) противоречит п. 3 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и нарушает право истца на приватизацию спорного жилого помещения.

В связи с принятием Постановления Администрации Муниципального образования г. Братска от 25.08.2008 года за № 1712 «Об утверждении Списков жилых помещений, ранее отнесенных к специализированному жилищному фонду (служебные жилые помещения)» постановление мэра г. Братска № 2165 от 02.10.2006 года, которым ранее спорное жилое помещение также было отнесено к специализированному жилищному фонду, признано утратившим силу.

Исходя из вышеизложенного, суд считает, что требование Ивановой М.А. о признании незаконным Постановления Администрации Муниципального образования г. Братска от 25.08.2008 года за № 1712 «Об утверждении Списков жилых помещений, ранее отнесенных к специализированному жилищному фонду (служебные жилые помещения)» в части включения жилого помещения, расположенного по адресу: ***, является обоснованным и подлежащим удовлетворению.

При этом суд не может согласиться с доводами Администрации г. Братска о необоснованности исковых требований Ивановой М.А., поскольку они по вышеуказанным основаниям не основаны на законе и суду не были предоставлены доказательства в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, подтверждающие, что у истца Ивановой М.А. не возникло право пользования спорным жилым помещением по договору социального найма жилого помещения, а также, что на момент принятия оспариваемого Постановления спорное жилое помещение было свободным и не обремененным правами каких-либо лиц.

          На основании вышеизложенного, суд находит, что Ивановой М.А. 26.10.2011 года незаконно было отказано Администрацией г. Братска и КУМИ администрации г. Братска в исключении из списков специализированного жилищного фонда жилого помещения, находящегося по адресу: ***. В связи с чем, исковые требования о признании незаконным отказа Администрации г. Братска от 26.10.2011 года в исключении из списков специализированного жилищного фонда, а также требования об обязании КУМИ администрации г. Братска заключить с истцом договор социального найма на квартиру № *** ж\р Центральный г. Братска, о признании за истцом право на приватизацию квартиры № ***, подлежат удовлетворению.

           Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Ивановой М.А., удовлетворить.

Признать незаконным Постановление Администрации муниципального образования города Братска от 25 августа 2008 года № 1712 «Об утверждении Списков жилых помещений, ранее отнесенных к специализированному жилищному фонду (служебные жилые помещения)» в части включения жилого помещения, расположенного по адресу: Иркутская область, ***, в Список жилых помещений, ранее отнесенных к специализированному жилищному фонду (служебные жилые помещения) по Центральному округу, Приложение № 1.

Признать незаконным отказ Администрации города Братска от 26.10.2011 года в исключении жилого помещения - квартиры № ***, ж\р Центральный, г. Братска, из списков специализированного жилищного фонда.

Признать за Ивановой М. А. право пользования жилым помещением - квартирой № *** ж/р Центральный г. Братска Иркутской области, на условиях социального найма.

Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска заключить с Ивановой М. А. договор социального найма на квартиру ***, ж\р Центральный, г. Братска,

Признать за Ивановой М. А. право на приватизацию жилого помещения, квартиры, расположенной по адресу г.Братск, ж\р Центральный, ***

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме..

Судья:                                                                   М.П. Синицына        

Решение вступило в законную силу 27.04.2012 года