Р Е Ш Е Н И Е И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И 12 апреля 2012 года г.Братск Братский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Ястребовой Ю. В., при секретаре Усачевой К. Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1161/2012 по исковому заявлению Шипиленко Н. Н. к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад общеразвивающего вида №56» о взыскании стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно, У С Т А Н О В И Л: Истица обратилась в суд с иском к ответчику, в котором просит взыскать стоимость проезда к месту использования отпуска и обратно в сумме *** рублей. В обоснование иска указала, что работает в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад общеразвивающего вида № 56» муниципального образования г. Братска сторожем (вахтером). В период нахождения в отпуске без: сохранения заработной платы с 15 сентября 2011 г по 29 сентября 2011 г. выезжала к месту отдыха в Таиланд с перелетом по маршруту Иркутск - Бангкок - Иркутск, оплатив стоимость туристской путевки в полном размере в сумме *** рублей. Согласно справки ООО «ТД «БрАСС-Сервис» стоимость перелета по маршруту Иркутск-Владивосток (граница) - Иркутск составляет *** рублей. Однако, работодателем заявление об оплате указанных расходов принято не было, в компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха было устно отказано со ссылкой на постановление мэра г. Братска № 3797 от 29.12.2007 г. На ее обращение в Департамент образования администрации г. Братска был дан письменный ответ, где разъяснено, что компенсация стоимости проезда к месту отдыха и обратно не положена, поскольку она находилась в отпуске без сохранения заработной платы. Считает, что на основании ст. 325 ТК РФ и ст. 33 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 (ред. от 24.07.2009) "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" имеет право на оплачиваемый один раз в два года за счет средств работодателя (организации, финансируемой из федерального бюджета) проезд к месту использования отпуска в пределах территории Российской Федерации и обратно любым видом транспорта. Работа на Крайнем Севере связана с неблагоприятным воздействием на организм человека различных природно-климатических факторов. В силу ч. 1 ст. 6 ТК РФ льготы и компенсации для лиц, проживающих: и работающих в районах Крайнего Севера, предусмотренные в главе 50 ТК РФ, являются обеспечиваемым государством уровнем трудовых прав, свобод и гарантий работникам. Уровень этих гарантий и компенсаций установлен федеральным законом и не может быть ограничен в зависимости от того, в период какого отпуска работник, проживающий и работающий в районе приравненном к Крайнему Северу воспользовался правом на оплачиваемый за счет средств работодателя проезд к месту использования отпуска. Исходя из текста вышеуказанных норм права, ни Трудовой кодекс РФ, ни Закон РФ от 19.02.1993 г. «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» не уточняют, предоставление какого вида отпуска (основного, дополнительного, без сохранения заработной платы) - необходимо для получения компенсации расходов на оплату проезда к месту отдыха и обратно, при этом положения Порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отдыха и обратно для лиц, проживающих в городе Братске и работающих в организациях, финансируемых из бюджета города Братска, а также расходов, связанных с переездом в другую местность, утвержденного Постановлением мэра г. Братска от 28.12.2007 г. № 3797 (далее - Порядок) не противоречат законам в указанной части (п. 1.1 Порядка). Пункт 1.2 Порядка, на который ссылается в своем ответе представитель департамента образования, указывает на порядок определения момента, когда право на компенсацию расходов по оплате стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно возникает у работника в первый раз - одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы. Она работает у ответчика с 11.09.2000 года, поэтому ее право на оплачиваемый проезд к месту отдыха и обратно возникло в 2001 году, которое она использовала впервые. Также указанный пункт регулирует вопрос о праве и порядке получения работником отпуска без сохранения заработной платы для проезда к месту отдыха и обратно. Данные положения также не имеют отношения к ее ситуации, поскольку у нее не вставал вопрос об основании для получения отпуска без сохранения заработной платы, по приказу от 06.06.2011 г. работодатель предоставил ей такой отпуск на период с 24.06.2011 г. по 31.10.2011 г., при этом предоставленный отпуск был реализован ею на поездку в местность с благоприятными природно-климатическими условиями, в пределах периода отпуска. Учитывая цель компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно работникам организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, которая выражается в обеспечении указанным работникам отдыха и оздоровления в более благоприятных природно-климатических условиях, считает, что недопустимо трактовать положения норм трудового права и Порядка, утвержденного Постановлением мэра г. Братска от 28.12.2007 г. № 3797 как запрещающие оплату проезда к месту проведения отпуска и обратно в период нахождения в отпуске без сохранения заработной платы. Таким образом, вид отпуска в данной ситуации правового значения не имеет, при этом существенные условия, такие как работа в местности, приравненной к Крайнему Северу в бюджетной организации, наличие Нереализованного права за два года на оплачиваемый проезд к месту отдыха и обратно, предоставление работодателем отпуска, предоставление ею полного пакета документов, предусмотренного Порядком для компенсации расходов по оплате проезда к месту отдыха и обратно, соблюдены в полном объеме. В судебном заседании истица заявленные требования поддержала по доводам изложенным в иске, просит взыскать с ответчика компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в пределах территории Российской Федерации в размере *** рублей. Представитель ответчика МБДОУ «ДСОВ №56» по должности заведующий Мельникова О.Г. исковые требования не признала, суду пояснила, что истица в период поездки в Таиланд в ежегодном отпуске не находилась, находилась в отпуске без сохранения заработной платы, в связи с чем расходы на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в пределах территории Российской Федерации в размере *** рублей возмещению не подлежат. Представитель третьего лица Департамента образования администрации города Братска по доверенности Москаленко О.Н. исковые требования истца не признала, суду пояснила, что компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, для работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений производится в соответствии с Порядком компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, проживающих в городе Братске и работающих в организациях, финансируемых из бюджета города Братска, а также расходов, связанных с переездом в другую местность (далее - Порядок). Данный Порядок утвержден постановлением мэра города Братска от 29.12.2007 № 3797 (в ред. постановлений администрации муниципального образования г. Братска от 09.02.2009 № 161, от 16.09.2009 № 1588, от 28.04.2010 № 889, от 21.05.2010 № 1100, от 08.06.2011 № 1223). В соответствии с п. 1.2 Порядка право на компенсацию расходов по оплате стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно у работника возникает одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы. Для проезда к месту использования отпуска и обратно работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы. Количество дней, необходимых для проезда к месту использования отпуска и обратно, указывается в письменном заявлении о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы и определяется по тому виду транспорта, которым работник решил воспользоваться. Количество дней вышеуказанного отпуска должно быть равно количеству дней нахождения в пути работника и данный факт должен быть отражен в заявлении работника, а также в приказе работодателя о предоставлении такого отпуска. В соответствии с п. 1.18 вышеуказанного Порядка выплаты стоимости проезда являются целевыми. Соответственно, компенсация проезда к месту использования отпуска и обратно производится работнику только при нахождении его в ежегодном оплачиваемом отпуске, либо при предоставлении данному работнику отпуска без сохранения заработной платы для проезда к месту использования отпуска. В данном случае работник находился в очередном отпуске в период с 10.05.2011 по 23.06.2011, а в период с 24.06.2011 по 31.10.2011 в отпуске без сохранения заработной платы. Проезд к месту использования отпуска осуществлялся работником 15.09.2011 и 29.09.2011. В этот период работник не находился ни в ежегодном оплачиваемом отпуске, ни в отпуске без сохранения заработной платы для проезда к месту использования отпуска. Соответственно, для оплаты проезда к месту отдыха и обратно данному работнику нет никаких правовых оснований. В связи с чем просит в удовлетворении требований Шипиленко Н.Н. отказать. Выслушав пояснения сторон, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования истца удовлетворению не подлежат. Судом установлено, что истица состоит в трудовых отношениях с ответчиком в должности сторожа с 11.09.2000 года, что подтверждается трудовым договором №34 от 18.12.2009 года, записями в трудовой книжке истца. В период с 10.05.2011 года по 23.06.2011 года Шипиленко Н.Н. был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 44 календарных дня за период работы с 06.03.2010 года по 06.03.2011 года, что подтверждается приказом №23 от 15.04.2011 года. Приказом №38 от 06.06.2011 года истице предоставлен отпуск без сохранения заработной платы с 24.06.2011 года по 31.10.2011 года на основании личного заявления, что истицей не оспаривалось в судебном заседании. Из пояснений истицы, договора о реализации туристического продукта от 22.07.2011 года, справки туристического агентства от 06.10.2011 года, маршрутной квитанции электронного билета, посадочных талонов, туристской путевки судом установлено, что в период с 15.09.2011 года по 29.09.2011 года истица выезжала в Таиланд. Истицей также представлены квитанции к приходным кассовым ордерам №092 и №111 от 22.07.2011 года и 22.08.2011 года на общую сумму *** рублей за тур, сведения о стоимости авиа перелета включенного в путевку в сумме *** рублей на человека по маршруту Иркутск- Бангкок -Иркутск, и сведения о стоимости перелета до границы РФ Иркутск- Владивосток-Иркутск *** рублей на человека эконом классом. Из пояснения сторон судом установлено, что в компенсации расходов на проезд к месту использования отпуска и обратно истице отказано. Согласно ст. 313 ТК РФ государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей. Согласно преамбулы к Закону РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" настоящий Закон устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера. В силу ст. 1 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" действие настоящего Закона распространяется на лиц, работающих по найму постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях. Гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливаются федеральными законами, в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, - законами субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - муниципальными правовыми актами, в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, - работодателем, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. В силу ст. 2 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для целей предоставления гарантий и компенсаций устанавливается Правительством Российской Федерации. В соответствии с Перечнем районов Крайнего севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029 г. Братск, Братский район Иркутской области, относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Согласно ст. 4 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" гарантии и компенсации, установленные для граждан, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Гарантии и компенсации, установленные для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет местных бюджетов, являются расходными обязательствами муниципальных образований. Гарантии и компенсации, установленные для граждан, работающих в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, осуществляются за счет средств работодателя. Ст. 325 ТК РФ предусмотрено, что лица, работающие в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя (организации, финансируемой из федерального бюджета) стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации. Организации, финансируемые из федерального бюджета, оплачивают также стоимость проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника и обратно неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям, фактически проживающим с работником) независимо от времени использования отпуска. Оплата стоимости проезда работника и членов его семьи личным транспортом к месту использования отпуска и обратно производится по наименьшей стоимости проезда кратчайшим путем. Оплата стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника организации, финансируемой из федерального бюджета, и членов его семьи и обратно производится по заявлению работника не позднее чем за три рабочих дня до отъезда в отпуск исходя из примерной стоимости проезда. Окончательный расчет производится по возвращении из отпуска на основании предоставленных билетов или других документов. Порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, и членов их семей устанавливается Правительством Российской Федерации. Выплаты, предусмотренные настоящей статьей, являются целевыми и не суммируются в случае, когда работник и члены его семьи своевременно не воспользовались правом на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно. Гарантии и компенсации, предусмотренные настоящей статьей, предоставляются работнику организации, финансируемой из федерального бюджета, и членам его семьи только по основному месту работы работника. Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - органами местного самоуправления, у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами. Аналогичные правила предусмотрены положениями ст. 33 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". В силу ст. 33 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" лица, работающие в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет средств работодателя (организации, финансируемой из федерального бюджета) проезд к месту использования отпуска в пределах территории Российской Федерации и обратно любым видом транспорта, в том числе личным (за исключением такси), а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов. Оплата стоимости проезда работника личным транспортом к месту использования отпуска и обратно производится по наименьшей стоимости проезда кратчайшим путем. Работодатели (организации, финансируемые из федерального бюджета) также оплачивают стоимость проезда к месту использования отпуска работника и обратно и провоза багажа неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям) независимо от времени использования отпуска. Оплата стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно работника организации, финансируемой из федерального бюджета, и членов его семьи производится перед отъездом работника в отпуск исходя из примерной стоимости проезда. Окончательный расчет производится по возвращении из отпуска на основании предоставленных билетов или других документов. Выплаты, предусмотренные настоящей статьей, являются целевыми и не суммируются в случае, если работник своевременно не воспользовался своим правом на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно и провоза багажа. Гарантии и компенсации, предусмотренные настоящей статьей, предоставляются работнику организации, финансируемой из федерального бюджета, только по основному месту работы. Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - органами местного самоуправления, в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, - работодателем. Порядком компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, проживающих в городе Братске и работающих в организациях, финансируемых из бюджета города Братска, а также расходов, связанных с переездом в другую местность, утвержденным постановлением мэра города Братска от 29.12.2007 № 3797 (в ред. постановлений администрации муниципального образования г. Братска от 09.02.2009 № 161, от 16.09.2009 № 1588, от 28.04.2010 № 889, от 21.05.2010 № 1100, от 08.06.2011 № 1223) предусмотрено, что лицам, работающим в организациях, финансируемых из бюджета города Братска, один раз в два года возмещаются расходы на оплату стоимости проезда в пределах территории РФ, в том числе транзитом через другие государства, к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта… В силу п. 1.2 Порядка право на компенсацию расходов по оплате стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно у работника возникает одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы. Для проезда к месту использования отпуска и обратно работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы. Количество дней, необходимых для проезда к месту использования отпуска и обратно, указывается в письменном заявлении о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы и определяется по тому виду транспорта, которым работник решил воспользоваться. Количество дней вышеуказанного отпуска должно быть равно количеству дней нахождения в пути работника и данный факт должен быть отражен в заявлении работника, а также в приказе работодателя о предоставлении такого отпуска. В соответствии с п. 1.18 вышеуказанного Порядка выплаты стоимости проезда являются целевыми. В п. 2.2 Определения Конституционного Суда РФ от 06.07.2010 N 1083-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Жариковой Татьяны Геннадьевны на нарушение ее конституционных прав положениями части восьмой статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации и части седьмой статьи 33 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" Конституционный Суд РФ указал, что правовая природа оплаты проезда гражданина, проживающего в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха и обратно была определена Конституционным Судом Российской Федерации применительно к правам пенсионеров по старости и по инвалидности. В определениях от 25 декабря 2003 года N 509-О и от 2 февраля 2006 года N 38-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что Закон Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" - исходя из цели предоставления государственных гарантий и компенсаций по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера (преамбула), учитывая право каждого на охрану здоровья и поощрение деятельности, способствующей укреплению здоровья человека (статья 41, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации), и в соответствии с задачами социального государства, закрепленными в статье 7 Конституции Российской Федерации, - предусматривает комплекс мер, направленных на социальную защиту названной категории граждан, в том числе закрепляет право определенных им лиц на бесплатный проезд в пределах Российской Федерации к месту отдыха и обратно один раз в два года. По своей правовой природе данный вид государственной поддержки является льготой, носящей компенсаторный характер. С учетом различий в правовом положении пенсионеров по старости и по инвалидности, с одной стороны, и работающих граждан, с другой стороны, компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно работникам организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не является разновидностью их государственной поддержки, а представляет собой дополнительную гарантию реализации такими работниками своего права на ежегодный оплачиваемый отпуск. Право на ее предоставление непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, а потому определение размера, условий и порядка выплаты данной компенсации входит в компетенцию законодателя. Таким образом, выявляя правовую природу оплаты проезда граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха и обратно, Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что применительно к правам пенсионеров по старости и по инвалидности - это разновидность государственной поддержки в виде льготы, носящей компенсаторный характер (определения от 25 декабря 2003 года N 509-О и от 2 февраля 2006 года N 38-О), а применительно к работающим гражданам - дополнительная гарантия реализации ими своего права на ежегодный оплачиваемый отпуск, предоставление которой непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает (Определение от 6 июля 2010 года N 1083-О-О) (п.4 Постановление Конституционного Суда РФ от 09.02.2012 N 2-П "По делу о проверке конституционности положения части восьмой статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки И.Г. Труновой"). Учитывая правовую природу оплаты проезда к месту отдыха и обратно, выявленную Конституционным Судом РФ, суд приходит к выводу, что компенсация проезда к месту использования отпуска и обратно производится работнику только при использования проезда для реализации права на ежегодный оплачиваемый отпуск. Поскольку судом установлено, что истица в период проезда в Таиланд и проживания в Таиланде в ежегодном оплачиваемом отпуске не находилась, а ей был предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, суд полагает, что исковые требования истицы о взыскании стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно в сумме *** рублей удовлетворению не подлежат. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении исковых требований Шипиленко Н. Н. к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад общеразвивающего вида №56» о взыскании стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно в сумме *** рублей - отказать Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд в течение месяца. Судья: Ю. В. Ястребова Решение вступило в законную силу 22.05.2012 г.