Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20 апреля 2012 года Братский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Орловой О.В., при секретаре Оняновой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1330/2012 по иску Хомовой В. Г. к администрации муниципального образования города Братска, Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска о признании незаконным постановленияв части, признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, У С Т А Н О В И Л: Истец Хомова В.Г. обратилась в суд с иском к ответчикам администрации муниципального образования города Братска (далее администрации МО г. Братска), Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска (далее КУМИ г. Братска), в котором просит незаконным постановление№ 1712 Администрации МО города Братска от 25.08.2008 года в части включения жилого помещения, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Братск, *** в Список жилых помещений, ранее отнесенных к специализированному жилищному фонду (служебные жилые помещения) по Центральному округу, и признать за ней право пользования указанным жилым помещением на условиях социального найма. В обоснование своих требований истец указала, что при поступлении на работу дворником ЖЭК-2 ТЖХ в 1992 году она на основании специализированного ордера № 31 от 01.04.1992 года получила однокомнатную квартиру, расположенную по адресу: г. Братск, жилой ***. На момент получения квартиры в нее на иждивении находился несовершеннолетний ребенок - Постаромова И.М., в *** году у нее родилась дочь - Изгородина М.С., которая также была вселена ею в указанную квартиру. Постановлением мэра г. Братска № 1712 от 25.08.2008 года спорное жилое помещение было отнесено к специализированному жилому фонду. Между тем спорное жилое помещение является ее постоянным местом жительства, находится у нее в пользовании, она своевременно и полном объеме производит платежи за жилое помещение и коммунальные услуги, следит за его состоянием. Таким образом, у нее возникло право пользования данным жилым помещением на условиях социального найма. Истец Хомова В.Г. в судебное заседание не явилась, будучи надлежаще извещена о месте и времени слушания дела, представил в суд заявление, в котором просит рассматривать дело в ее отсутствие, ее интересы в суде представляет Смолин А.С., действующий на основании доверенности от 17.04.2012 года со всеми правами сроком на 1 год. В судебном заседании представитель истца Смолин А.С. исковые требования поддержал. Суду дал пояснения по доводам, изложенным в исковом заявлении, дополнений не имеет. Представитель ответчика администрации г. Братска Курдюкова С.М., действующая на основании доверенности № 79/01/12 от 11.01.2012 года, исковые требования не признала. Суду пояснила, что постановлением исполкома № 319 от 07.07.1977 года спорное жилое помещение было отнесено к служебному жилью. Истец была вселена в 1992 году спорное жилое помещение на основании специализированного ордера, в связи с трудовыми отношениями, однако истец не отработала 10 лет. Постановлением администрации муниципального образования города Братска от 25.08.2008г. № 1711 «Об утверждении списков жилых помещений, ранее отнесенных к специализированному жилищному фонду (общежитию)», был только подтвержден статус спорного жилого помещения. На основании изложенного просит в удовлетворении иска отказать. Представитель ответчика КУМИ Администрации г. Братска в судебное заседание не явилась, надлежаще извещена о дате, времени и месте проведения судебного заседания, о причинах неявки не сообщал. Изучив все материалы настоящего гражданского дела, гражданского дела № 1199/2011, в том числе предмет и основание заявленного иска, исследовав и оценив все представленные по делу доказательства, выслушав в судебном заседании полномочных представителей сторон, которые полностью поддержали и изложили свои позиции по делу, суд пришел к выводу, что заявленный иск подлежит удовлетворению. В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 ГК РФ. Согласно ст. 5 ФЗ от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации», к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный Кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. При разрешении данного спора по вопросу о наличии у заявителя права пользования спорным жилым помещением по договору социального найма суд считает необходимым руководствоваться ЖК РСФСР, т.к. данные правоотношения возникли до вступления в силу нового ЖК РФ. Согласно ст. 5 ЖК РСФСР жилищный фонд включает: 1) жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд). Согласно ст. 6 ЖК РСФСР государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд). Согласно ст. 17 ЖК РСФСР управление жилищным фондом местных Советов народных депутатов осуществляется их исполнительными комитетами и образуемыми ими органами управления. Согласно ст. 42 ЖК РСФСР жилые помещения предоставляются гражданам в домах жилищного фонда местных Советов народных депутатов исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов при участии общественной комиссии по жилищным вопросам, создаваемой при исполнительном комитете из депутатов Советов, представителей общественных организаций, трудовых коллективов. Согласно ст. 47 ЖК РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. В соответствии со ст. 101 ЖК РСФСР, служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры. Согласно пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 г. N 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 13 ФЗ от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации» граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 672 ГК РФ в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения. В соответствии со ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. В соответствии со ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся: 1) служебные жилые помещения; 2) жилые помещения в общежитиях; В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом. Согласно ч.1, 2 ст. 100 ЖК РФ, по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения. Согласно ч. 3 ст. 104 ЖК РФ, договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения. Согласно Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 года № 42, отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также, если имеют обременения прав на это имущество. К служебным помещениям относятся отдельные квартиры. Судом установлено, что согласно специальному ордеру № 31 от 01.04.1992 года Постаромовой В.Г. и членам ее семьи - Постаромовой И.М., *** года рождения, Изгородиной М.С., *** года рождения предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: ***. Из свидетельства о заключении брака установлено, что Постаромовой В.Г. после заключения брака 10.08.2006 года присвоена фамилия Хомова. Поквартирной карточкой от 21.04.2011 года подтверждается, что наниматель квартиры, расположенной по адресу: *** Хомова В.Г. (до брака Постаромова) и Постаромова И.М. зарегистрированы по указанному адресу с 10.04.1992 года, Изгородина М.С. - 24.10.1007 года. Согласно трудовой книжки, выданной на имя Хомовой В.Г., она в период с 04.09.1991 года по 07.02.1995 года работала ТПО «Братский ЛПК» МП РЭО ЖКХ в качестве дворника; в период с 25.10.1995 года по 25.10.1995 года по 03.04.2000 года в ПРЭТЖХ Центрального района. Из материалов гражданского дела № 2-1199/2011, исследованных в ходе судебного заседания, суд установил следующее: - решением исполкома г. Братска № 319 от 07.07.1977 года квартира, расположенная по адресу: *** включена в список служебных квартир для слесарей-сантехников, электриков, дворников, и т.д. - из выписки из Реестра муниципального имущества г. Братска № 29999 от 04.04.2011 года следует, что жилое помещение, расположенное по адресу: Иркутская область, г. Братск, *** внесено в реестр муниципального имущества с 29.10.1999 г. Данное жилое помещение постановлением администрации МО г. Братск № 1712 от 25.08.2008 г. «Об утверждении Списков жилых помещений, ранее отнесенных к специализированному жилищному фонду (общежитию)», отнесено к специализированному жилищному фонду. Анализируя представленные сторонами доказательства, суд установил, что действительно на основании специального ордера № 31 Хомовой В.Г., работающему в МП РЭО КХ ЖЭК-2 в качестве дворника и члену ее семьи - дочери Постаромовой И.М. была предоставлена для проживания, расположенная по адресу: ***, на основании которого они вселились в указанную квартиру. В дальнейшем в данную квартиры в 1997 году была вселена дочь истца - Изгородина М.С. Таким образом, суд установил, что Хомова В.Г. и члены ее семьи вселились в спорную квартиру в установленном законом порядке и на законных основаниях в качестве нанимателя жилого помещения на основании ордера, являющегося на момент вселения единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Как следует из искового заявления, а также трудовой книжки истец в период с с 04.09.1991 года по 07.02.1995 года работала ТПО «Братский ЛПК» МП РЭО ЖКХ в качестве дворника; в период с 25.10.1995 года по 03.04.2000 года в ПРЭТЖХ Центрального района в качестве лифтера и была уволена по собственному желанию. Однако продолжала проживать в спорном жилом помещении, и проживает в настоящее время, несет все права и обязанности нанимателя, а именно использует жилое помещение по назначению, несет расходы по его содержанию. Данные факт представителем ответчика в ходе судебного заседания оспорены не были. Постановлением Администрации МО г. Братска от 25.08.2008 года за № 1712 «Об утверждении Списков жилых помещений, ранее отнесенных к специализированному жилищному фонду (служебные жилые помещения) утвержден Список жилых помещений, ранее отнесенных к специализированному жилищному фонду (общежитию) по Центральному округу, в соответствии с Приложением № 1, спорная квартира включена в данный список. В соответствии со статьей 101 ЖК РСФСР, действовавшего на тот период, жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Пунктом 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 г. N 1301 предусмотрено, что государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Из изложенного следует, что после принятия решения о включении жилой площади в число служебных, данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такого, в органах государственной регистрации недвижимости. При данных обстоятельствах, суд не принимает в качестве доказательства решение Братского городского совета народных депутатов исполнительного комитета № 319 от 07.07.1977 года, которым утверждены списки служебных квартир для работников, в том числе квартира, расположенная по адресу: ***, поскольку суду не представлено доказательств того, что спорное жилое помещение было зарегистрировано в качестве служебного в органах государственной регистрации недвижимости, а также, что на момент предоставления в пользование истцу спорная квартира являлась служебным жилым помещением. При этом суд считает, что ответчики имели возможность включить спорную квартиру в состав служебной жилой площади, однако таким правом не воспользовались. На основании изложенного, суд считает, что ответчиками не представлено достаточных доказательств, подтверждающих, что спорное жилое помещение не является служебным. Кроме того, суд установил, что постановление администрации МО г. Братска № 1711 от 25.08.2008 года, в части включения спорного жилого помещения в Список жилых помещений, ранее отнесенных к специализированному жилищному фонду (общежитию) по Центральному округу, было принято ранее, чем за муниципальным образованием г. Братска зарегистрировано право собственности на спорное жилое помещение, и не было направлено в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество. Также при разрешении данного спора суд учитывает тот факт, что после прекращения истцом трудовых отношений как в 1995 году, так и в 2000 году, ответчик с требованием о выселении истца, либо признании утратившим право пользования спорным жилым помещением к истцу не обращался. Более того, в настоящее время истец не может быть выселен из занимаемого им жилого помещения без предоставления другого жилого помещения в соответствии со статьей 13 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", согласно которой граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно ст. 92 ЖК РФ использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Как следует из п. 3 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 года № 42, отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также, если имеют обременения прав на это имущество. Постановлением Администрации Муниципального образования г. Братска № 1712 от 25.08.2008 года спорное жилое помещение отнесено к специализированному жилищному фонду, тогда как суд установил, что истцу Хомовой В.Г. данная квартира как служебная была предоставлена по специальному ордеру в 1992 году, в которой она проживает и зарегистрирован до настоящего времени, продолжает проживать в спорном жилом помещении после прекращения трудовых отношений, и несет все права и обязанности нанимателя, то есть пользуется жилым помещением на условиях социального найма. Таким образом, суд находит, что данное Постановление в части отнесения спорной квартиры к специализированному жилищному фонду противоречит п. 3 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, в связи с чем может быть признано судом незаконным. При этом, суд не может согласиться с доводами представителя ответчика о необоснованности исковых требований Хомовой В.Г., поскольку они не основаны на законе, а также суду не предоставлены доказательства, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, подтверждающие, что у истца Хомовой В.Г. не возникло право пользования спорным жилым помещением по договору социального найма жилого помещения, а также, что на момент принятия оспариваемого постановления спорное жилое помещение было свободным и не обремененным правами каких-либо других лиц. На основании вышеизложенного, суд считает, что требования истца обоснованы и подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования удовлетворить. Признать незаконным Постановление Администрации города Братска № 1712 от 25.08.2008 года в части включения в «Список жилых помещений, ранее отнесенных к специализированному жилищному фонду (общежитию) по Центральному округу» жилого помещения, расположенного по адресу: Иркутская область, *** Признать за Хомовой В.Г. право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: *** на условиях социального найма. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме 25 апреля 2012 года. Судья О.В. Орлова Решение вступило в законную силу 28.05.2012 года