РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 04 июня 2012 года Братский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Мельниковой Е.М., при секретаре Небользиной Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1869/2012 по иску Пастернак В. В. к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад комбинированного вида № 134" г. Братска о взыскании задолженности по заработной плате, установил: Истец Пастернак В.В. обратился в суд с исковым заявлением к ответчику муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад комбинированного вида № 134" г. Братска (далее по тексту - МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 134») о взыскании задолженности по заработной плате за период с 01.02.2012 г. по 01.05.2012 г. в размере *** руб. В обоснование исковых требований истец указали, что работает в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 134» получает заработную плату в размере меньше минимального размера оплаты для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, - к заработной плате не применяется районный коэффициент и процентная надбавка. При установлении заработной платы, ответчик нарушил ст. 37 Конституции РФ, ст.ст. 129, 133, 146, 315, 316, 317 ТК РФ, ст.ст. 10, 11 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520. Считает, что минимальная заработная плата с начислением северной надбавки и районного коэффициента должна быть рассчитана по следующей формуле: базовый оклад 4611 умножается на 1,9 - 90 % северного и районного коэффициента. Истец Пастернак В.В. в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания. Представитель ответчика МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 134» в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещен о месте и времени слушания дела, просит рассматривать дело в его отсутствие. В судебное заседание представитель третьего лица администрации г. Братска не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, просит дело рассматривать в отсутствие представителя. Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с ч. 2 ст. 7, ч. 3 ст. 37 Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ТК РФ) одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений является обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда (абзац пятый), включая, как это предусмотрено статьей 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности. Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты.) Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата устанавливается работнику трудовым договором в соответствии с действующим и у данного работодателя системами оплаты труда. Согласно ст. 146 ТК РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. Также в повышенном размере оплачивается труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями. Закон РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19.02.1993 г. также устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера. Заработная плата конкретного работника, согласно статьи 135, ч.1 статьи 147 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом закрепленных в законодательстве критериев, в том числе условий труда, при этом заработная плата работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, должна устанавливаться в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для идентичных видов работ, но с нормальными условиями труда. Согласно ст. 133 ТК РФ, минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается: организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Минимальный размер оплаты труда установленный ст. 1 Федерального Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ (ред. от 01.06.2011 года) «О минимальном размере оплаты труда» составил *** рублей в месяц. Согласно ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В соответствии со ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Город Братск является местностью, приравненной к районам Крайнего Севера, в соответствии с Перечнем районов, на которое распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 г. и от 26.09.1967г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967г. № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967г. «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера». В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В силу п. 1 ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Судом установлено, что согласно трудовой книжке, трудовому договору от 22.11.2010 г., истец Пастернак В.В. работает в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 134». Таким образом, суд считает достоверно установленным, что истец находится в трудовых отношениях с МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 134», что также никем не оспаривается. Институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума. Из вышеприведенных норм следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен вводить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В силу международных норм и требований Российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях труда (вредных и нормальных). При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должно в равной мере соблюдаться правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях. Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп. Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются: муниципальными учреждениями - за счет средств местных бюджетов. Из системного толкования вышеуказанных норм ТК РФ следует, что действующим трудовым законодательством гарантированы дополнительные компенсации в отношении оплаты труда гражданам в связи с их работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера, данные компенсации, исходя из характера и целевой направленности не могут поглощаться размером минимальной заработной платы, установленной для всех граждан Российской Федераций независимо от места их проживания. Суд считает, что не включение в минимальный размер оплаты труда, установленный в целом по Российской Федерации, районного коэффициента и районной северной надбавки, приведет к уравниванию в оплате труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в районах, где не установлен районный коэффициент и районная надбавка, с работниками, проживающими и работающими в экстремальных природно-климатических условиях Севера, что недопустимо в силу действующего трудового законодательства РФ и норм международного трудового права. Исходя из этого суд приходит к выводу, что минимальный размер оплаты труда должен соответствовать Федеральному закону РФ N82-ФЗ от 19.06.2000 г. «О минимальном размере оплаты труда», в соответствии с которым минимальный размер оплаты труда с 01 июня 2011 года установлен в сумме *** рублей в месяц. Согласно ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Следовательно, районные и северные надбавки являются дополнительными компенсациями, в том числе в отношении оплаты труда гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера. Город Братск является местностью, приравненной к районам Крайнего Севера, в соответствии с перечнем районов, на которые распространяется действие льгот. Следовательно, минимальный размер заработной платы работников, отработавших полностью месячную норму рабочего времени в г. Братске должен составить *** руб. + 50 % северная надбавка и районный коэффициент 40 %. Суд приходит к выводу, что законодатель в качестве дополнительных гарантий работникам, осуществляющим трудовую деятельность в местностях с особыми климатическими условиями, установил районный коэффициент и процентные надбавки к заработной плате, которые не являются слагаемыми элементами вознаграждения за труд, механизм и размер данных выплат не находится в зависимости от размера минимальной заработной платы, гарантированной на территории РФ. Оценивая все доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные требования истца о взыскании заработной платы подлежат удовлетворению частично. Суд не принимает расчет истца и считает, что будут правильным следующий расчеты заработной платы. Истцу Пастернак В.В. по основной ставке должно быть начислено не менее: *** (районный коэффициент и северная надбавка) = 8760,90 руб. За февраль 2012 г. истцу Пастернак В.В. ответчиком за фактически отработанное время было начислено - *** руб. Задолженность за февраль 2012 г. будет составлять: *** руб. - *** руб. = *** руб. За март 2012 г. истцу Пастернак В.В. ответчиком за фактически отработанное время было начислено - *** руб. Задолженность за март 2012 г. будет составлять: *** руб. - *** руб. = *** руб. За апрель 2012 г. истцу Пастернак В.В. ответчиком за фактически отработанное время было начислено - *** руб. Задолженность за апрель 2012 г. будет составлять: *** руб. - *** руб. = *** руб. Всего задолженность по заработной плате перед истцом за спорный период будет составлять: *** руб. В удовлетворении исковых требований о взыскании задолженности по заработной плате за период с 01.02.2012 г. по 01.05.2012 г. в размере *** руб. следует отказать. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Пастернак В.В. удовлетворить частично. Взыскать с муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад комбинированного вида № 134" г. Братска в пользу Пастернак В. В. недоначисленную заработную плату за период с 01.02.2012 года по 01.05.2012 года в размере *** рублей. В удовлетворении исковых требований Пастернак В.В. к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад комбинированного вида № 134" г. Братска о взыскании недоначисленной заработной платы за период с 01.02.2012 года по 01.05.2012 года в размере *** рублей отказать. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме. Судья: Е.М. Мельникова Решение вступило в законную силу 05.07.2012 г.