о взыскании заработной платы



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 мая 2012 года Братский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи                                  Синицыной М.П.

при секретаре                                                               Солодковой С.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 1639/2012 по иску Ивановой С.А. к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Детская городская больница» г. Братска о взыскании задолженности по заработной плате,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Иванова С.А. обратилась в суд с иском к ответчику Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Детская городская больница» г. Братска (далее МБУЗ «Детская городская больница») о взыскании задолженности по заработной плате за февраль, март 2012 года в размере *** рублей.

В обоснование исковых требований истец указала, что работает в МБУЗ «Детская городская больница» специалистом по кадрам по основному месту работы и по совместительству с тарифной ставкой *** рублей, получает заработную плату     меньше минимального размера оплаты труда для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. За выполнение трудовых обязанностей с 01.01.2012 года     ей установлена тарифная ставка в размере *** рублей. Считает, что недоначисление заработной платы по разряду до величины минимального размера оплаты труда с учетом районного коэффициента и процентной надбавки нарушает ее трудовые права и не соответствует     трудовому законодательству. Таким образом, к ее начисляемой заработной плате, которая не может быть ниже с 01.06.2011 года МРОТ *** рублей в месяц, не применяется районный коэффициент и     северная процентная надбавка. Работодатель включает межразрядный коэффициент, районный коэффициент и северную надбавку за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в минимальный размер оплаты труда, что привело к недоначислению ей заработной платы.

В судебное заседание истец Иванова С.А. не явилась, извещенная надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Ответчик - представитель МБУЗ «Детская городская больница» Дубовик Е.И. по доверенности № 142 от 03.11.2011 года     в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась. Суду пояснила, что статьей 129 ТК РФ четко определено понятие заработной платы. Это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В заработную плату истца согласно представленной финансовой справке включены вознаграждение за труд (оклад по тарифной сетке), стимулирующие выплаты (персональный коэффициент) и компенсационные выплаты (северные, районный коэффициенты).

Месячная заработная плата истца в оспариваемый период не противоречит требованию части 3 ст. 133 ТК РФ. Т.е., при полностью отработанной за этот период нормы рабочего времени, она не ниже минимального размера оплаты труда, т.е. суммы действующей на сегодняшний день *** рублей.

Заработная плата истцу начисляется в соответствии с Положением об оплате труда работников с применением системы оплаты труда, отличной от тарифной системы оплаты труда, утвержденным работодателем в соответствии с Постановлением администрации муниципального образования города Братска № 2013 от 28.09.2011г., где медицинским регистраторам установлен оклад в размере *** рублей.

Также требования истца о доплате к заработной плате, исходя не из оклада, а из минимального размера оплаты труда, не основаны на законе.

Истцом произведен расчет путем начисления на МРОТ северных надбавок и районного коэффициента.

Таким образом, истец отождествил такие понятия как «минимальный размер оплаты труда» и «тарифная ставка (оклад)». На ее взгляд, ошибочно, т.к. ст.ст. 129.133,133.1. ТК РФ определяют, что не может быть ниже минимального размера оплаты труда именно заработная плата, а не тарифная ставка (оклад).

Также, в постановлении Президиума Верховного Суда РФ от 24.06.2009 № 25-ПВ09 суд сделал вывод, что из сформировавшейся судебной практики свидетельствует правовая позиция, содержащаяся в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 03.08.2005 указавшей, что по смыслу норм статей 129,133 ТК РФ (в редакции, действовавшей до 06.10.2006г.) понятия «минимальный размер оплаты труда» и «тарифная ставка» различны и повышение минимального размера оплаты труда федеральным законом не является обязательным основанием для одновременного повышения тарифных ставок (окладов) работников.

По смыслу норм статей 129,133 ТК РФ (в редакции, действовавшей после 06.10.2006г.) законодатель приравнял понятия «размер тарифных ставок (окладов)» и «минимальный размер оплаты труда», установив, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты груда. С 01.09.2007 года данная норма утратила силу.

Придерживаясь позиции, основанной на законе, ответчик убежден, что с 1 сентября 2007 года органы власти освобождены от необходимости выдерживать соотношение размеров тарифных ставок, окладов и размеров МРОТ. При этом размеры тарифных ставок, окладов, базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников для отдельных категорий работников могут быть установлены в размерах ниже МРОТ, однако производящиеся работнику ежемесячные выплаты за полное отработанное время в сумме не могут быть менее минимального размера оплаты труда.

Следовательно, ответчик выплачивал заработную плату истцу в полном объеме в соответствии с требованиями Закона.

На основании изложенного просит в исковых требованиях Ивановой С.А. к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Детская городская больница» муниципального образования города Братска о взыскании суммы заработной платы *** рублей за период с 01.02.2012 года по 31.03.2012 года отказать.

Третье лицо - представитель Департамента здравоохранения администрации г. Братска в судебное заседание не явился, извещенный о месте и времени рассмотрения дела.

Изучив доводы истца, изложенные в исковом заявлении, выслушав пояснения ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда /ст.7,ч.2, Конституции РФ); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ст. 37, ч.3).

По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума (Постановление Конституционного Суда РФ от 27 ноября 2008 года N 11-П).

На основе конституционных положений Трудовой кодекс РФ (ч. 3 ст. 133) предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Согласно ст. 2 ТК РФ одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений является обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда (абзац пятый), включая, как это предусмотрено статьей 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности.

Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса РФ, закрепляющими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (ст. 22), зависимость заработной платы каждого от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, а также запрет какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (ст. 132), основные государственные гарантии по оплате труда работника (ст. 130) и повышенную оплату труда в особых условиях (ст. 146).

Заработная плата конкретного работника, согласно Трудовому кодексу РФ, устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (ч. 1 ст. 135), которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (ч. 2 ст.135) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом закрепленных в законодательстве критериев, в том числе условий труда, при этом заработная плата работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, должна устанавливаться в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для идентичных видов работ, но с нормальными условиями труда (ч. 1 ст. 147).

Из приведенных законоположений следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен вводить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В силу международных норм и требований российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях труда (вредных и нормальных).

При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должно в равной мере соблюдаться правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях, то есть в повышенном по сравнению с МРОТ размере.

Как следует из ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Согласно ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок её выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 Трудового кодекса РФ для установления размера районного коэффициента и порядка его применения (ст. 317 ТК РФ).

В противном случае исчисленная с учетом районного коэффициента и процентных надбавок минимальная месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, оказалась бы равной минимальной заработной плате работников, не работающих в таких местностях (в таких условиях). Это означало бы отказ от принципа справедливого вознаграждения за труд без учета особенностей труда.

Братск является местностью, приравненной к районам Крайнего Севера, в соответствии Перечнем районов, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960г. и от 26.09.1967г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967г. № 1029 «О Порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967г. «О льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях».

Судом достоверно установлено, что Иванова С.А. с 13.02.2012 года работает в МБУЗ «Детская городская больница» г. Братска      на должности специалиста по кадрам общебольничного немедицинского персонала, ее месячный должностной оклад установлен в размере *** рублей, к окладу подлежат компенсационные выплаты: 50% северной надбавки, 40% районного коэффициента, стимулирующие выплаты в виде     доплаты молодым специалистам в размере 20%, что подтверждается трудовой книжкой, выданной на ее имя, трудовым договором № 8/12 (пр.) от 13.02.2012 года, расчетными листками, справкой о доходах за 2012 год.

           Выпиской из приказа № 321к от 02.03.2012 года подтверждается, что специалист по кадрам общебольничного немедицинского персонала Иванова С.А. с 01.03.2012 года принята на работу     по совместительству специалистом по кадрам того же отделения на 0,25 ставки, оклад по должности *** рублей, северная надбавка 50%, районный коэффициент 40%.

Согласно ст. 133 ТК РФ, минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается: организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Согласно ст. 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ № 108-ФЗ от 19.06.2000 года (в ред. от 01.06.2011 г. № 106-ФЗ) «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 01 июня 2011 года установлен в сумме *** рублей в месяц.

В силу ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.

Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются: муниципальными учреждениями - за счет средств местных бюджетов.

Согласно ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Закон РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19.02.1993г. также устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.

Таким образом, законодатель в качестве дополнительных гарантий работникам, осуществляющим трудовую деятельность в местностях с особыми климатическими условиями, установил районный коэффициент и процентные надбавки к заработной плате, которые не являются слагаемыми элементами вознаграждения за труд, механизм и размер данных выплат не находится в зависимости от размера минимальной заработной платы, гарантированной на территории РФ.

Следовательно, районные и северные надбавки являются дополнительными компенсациями, в том числе в отношении оплаты труда гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.

При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу, что поскольку включение в минимальный размер оплаты труда, установленных в целом по Российской Федерации, районного коэффициента и северной надбавки привело к уравниванию в оплате труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в районах, где не установлен районный коэффициент и районная надбавка, с работниками, проживающими и работающими в экстремальных природно-климатических условиях Севера, что недопустимо в силу действующего трудового законодательства РФ и норм международного трудового права.

Поэтому доводы истца о незаконности выплаты районного коэффициента и процентной надбавки в составе минимального размера оплаты труда суд находит законными и обоснованными.

Следовательно, минимальный размер заработной платы работников, отработавших полностью месячную норму рабочего времени в г. Братске, с 01.06.2011 года должен составить *** руб. Х 50% северной надбавки Х районный коэффициент 1,4 = *** рублей.

Из представленных расчетных листков и финансовых справок следует, что Ивановой С.А. за февраль 2012 года начислена заработная плата с учетом северного и районного коэффициента в размере *** рублей, за март 2012 года - *** рублей, а также по совместительство: за март 2012 года - *** рублей.

Следовательно, размер недоначисленной заработной платы истцу Ивановой С.А. за отработанное время составит:

За февраль 2012 года:

*** руб. (минимальный размер оплаты труда с учетом северного и районного коэффициента) / 143 ч. Х 85,4 ч. = *** руб. - *** руб. = *** рублей (без вычета НДФЛ).

За март 2012 года:

*** руб. (минимальный размер оплаты труда с учетом северного и районного коэффициента) + 0,25 ставки с 01.03.2012 года (*** руб.) = *** руб. - (*** руб. + *** руб.) = *** рублей (без вычета НДФЛ).

Всего: *** рублей.

Доказательств       невыплаты заработной платы в большем размере истцом не представлено.

На основании вышеизложенного, суд считает, что исковые требования Ивановой С.А. к МБУЗ «Детская городская больница» г. Братска о взыскании недоначисленной     заработной платы за период с 13.02.2012 года по 31.03.2012 года подлежат частичному удовлетворению в размере *** рублей, во взыскании заработной платы в сумме *** рублей следует отказать.         

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Ивановой С.А. удовлетворить частично.

Взыскать с Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Детская городская больница» г. Братска в пользу Ивановой С.А. задолженность по заработной плате за период с 13.02.2012 года по 31.03.2012 года в размере *** рублей (без учета НДФЛ), в удовлетворении исковых требований о взыскании недоначисленной заработной платы в размере *** рублей *** копейка, отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

         Судья:                                                                              М.П. Синицына

Вступило в законную силу 26.06.2012 года