Р Е Ш Е Н И Е 19 апреля 2012 года Братский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Синицыной М.П., при секретаре Солодковой С.И., с участием представителя истца Широковой М.В., представителя ответчика по доверенности Обожиной С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-744/2012 по иску Прокурора г. Братска в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования г. Братска о признании незаконным бездействия, обязать зарегистрировать недвижимое имущество в качестве бесхозяйного, УСТАНОВИЛ: Прокурор г. Братска обратился в суд с заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования г. Братска о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования г. Братска, выразившееся в непринятии мер к регистрации автодороги от путепровода 16+570 км. (фанерный завод) до перекрестка Винзавод-УМ-3-«Маленькая Япония» в качестве бесхозяйной, обязать Администрацию муниципального образования г. Братска принять меры к регистрации автодороги от путепровода 16+570 км. (фанерный завод) до перекрестка Винзавод-УМ-3-«Маленькая Япония» в качестве бесхозяйной, с момента вступления решения суда в законную силу. Определением суда от 09.12.2011 года в качестве заинтересованного лица по делу был привлечен Комитет по градостроительству администрации г. Братска. В судебном заседании представитель прокуратуры г. Братска Широкова М.В. поддержала заявленные требования в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении. Суду пояснила, что прокуратурой г. Братска совместно с должностными лицами ОГИБДД УМВД России по г. Братска проведена проверка исполнения законодательства о дорогах и дорожной деятельности в сфере установления собственников автодорог, расположенных в Центральном административной округе г. Братска. В ходе проведенной проверки установлено следующее. Согласно ст. 2 ФЗ от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», безопасность дорожного движения - это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Согласно ст. 3 указанного закона основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности. Согласно п. 5 ч.1 ст. 16 Федерального закона № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Как следует из информации заместителя начальника ОГИБДД УМВД России по г. Братску, автомобильная дорога, расположенная в Центральном административном округе г. Братска: путепровод 16+570 км. (фанерный завод) через перекресток Винзавод-УМ-3-«Маленькая Япония» до пересечения с автодорогой «Вилюй» не имеет балансодержателя, в связи с чем, ее техническое состояние не соответствует требованиям законодательства о безопасности дорожного движения. О данном факте отделом дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по г. Братску 11.04.2011 г. был уведомлен исполняющий обязанности главы администрации МО г. Братска Согласно ответу и.о. главы администрации МО г. Братска от 30.05.2011 г., данная автодорога является бесхозяйной, в связи с чем, у органов местного самоуправления отсутствуют законные основания для ее содержания. На запрос прокуратуры г. Братска о балансодержателе указанной автодороги 27.12.2011 г. был получен ответ, что автомобильная дорога от путепровода 16+570 км. (фанерный завод) до перекрестка Винзавод-УМ-3-«Маленькая Япония» является бесхозяйной. В соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим." государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Согласно п. 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 г. № 580, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. Согласно сведений Братского отдела Управления Росреестра по Иркутской области, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правах на автодорогу от путепровода 16+570 км. (фанерный завод), через перекресток Винзавод-УМ-3-«Маленькая Япония» до пересечения с автодорогой «Вилюй» отсутствуют. В результате бездействия администрации муниципального образования г. Братска статус спорной автодороги как бесхозяйной до настоящего времени в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрирован, в связи с чем, решить вопрос о передаче её в муниципальную собственность не представляется возможным. Невыполнение требований закона и возложенных на муниципальные органы обязанностей привело к тому, что указанная автодорога представляет опасность для жизни и здоровья граждан. Так, автодорога путепровод 16+570 км. (фанерный завод) до перекрестка Винзавод-УМ-3-«Маленькая Япония» проходит по г. Братску и является доступной для пользования неограниченному количеству участников дорожного движения. Её ненадлежащее эксплуатационное состояние в 2011 г. способствовало многочисленным дорожно-транспортным происшествиям (24), в том числе произошедшим из-за неудовлетворительных дорожных условий (7). Частью 3 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ установлено, что к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц. Бесхозяйная автодорога: путепровод 16+570 км. (фанерный завод) до перекрестка Винзавод-УМ-3-«Маленькая Япония» так же относиться к автомобильным дорогам общего пользования, доступной для движения транспортных средств неограниченного и неопределенного крута лиц. Ненадлежащее содержание автодорог влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Согласно пункту 1 статьи 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц. На основании изложенного просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования г. Братска, выразившееся в непринятии мер к регистрации автодороги от путепровода 16+570 км. (фанерный завод) до перекрестка Винзавод-УМ-3-«Маленькая Япония» в качестве бесхозяйной, обязать администрацию муниципального образования г. Братска принять меры к регистрации автодороги от путепровода 16+570 км. (фанерный завод) до перекрестка Винзавод-УМ-3-«Маленькая Япония» в качестве бесхозяйной, с момента вступления решения суда в законную силу. Ответчик - представитель Администрации МО г. Братска Обожина С.Н. по доверенности от 10.01.2012 года с требованиями прокурора г. Братска не согласилась. Суду пояснила, что со стороны Администрации г. Братска не было бездействия по непринятию мер к регистрации автодороги от путепровода 16+570 км. (фанерный завод) до перекрестка Винзавод-УМ-3-«Маленькая Япония» в качестве бесхозяйной. Если суд удовлетворит требования прокурора г. Братска, то при исполнении решения суда будет затруднительно его исполнить, т.к. непонятно, сколько километров автодороги необходимо внести в муниципальную собственность. Ст. 225 ГК РФ не обязывает признавать объект бесхозяйным, значит, Администрация г. Братска не бездействовала. Просит отказать в удовлетворении требований. Выслушав доводы представителя прокуратуры г. Братска, пояснения представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 130 Конституции Российской Федерации, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Согласно ст. 3 ФЗ от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности. В соответствии с п. 5 ч. 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относятся: 5) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.(в ред. Федеральных законов от 08.11.2007 N 257-ФЗ, от 21.04.2011 N 69-ФЗ, от 11.07.2011 N 192-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ) В соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц. Согласно ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. В силу п. 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 г. N 580, (в ред. Постановления Правительства РФ от 12.11.2004 N 627), принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества. Судом установлено, что из информации УМВД России по г. Братску от 11.04.2011 года следует, что автомобильная дорога, расположенная в Центральном административном округе г. Братска: путепровод 16+570 км. (фанерный завод) через перекресток Винзавод-УМ-3-«Маленькая Япония» до пересечения с автодорогой «Вилюй» не имеет балансодержателя, ее техническое состояние не соответствует требованиям законодательства о безопасности дорожного движения, что ставит под угрозу безопасность дорожного движения и многократно повышает возможность возникновения ДТП. Данная информация направлена исполняющему обязанности главы администрации МО г. Братска и прокурору г. Братска. Согласно ответу и.о. главы администрации МО г. Братска от 30.05.2011 года автодорога от путепровода 16+570 км. (фанерный завод) до перекрестка Винзавод-УМ-3-«Маленькая Япония» является бесхозяйной, у органа местного самоуправления отсутствуют законные основания для ее содержания. 22.12.2011 года прокурору г. Братска ОГИБДД УМВД по г. Братску направлена информация о том, что отсутствие балансодержателя автодороги от путепровода 16+570 км. (фанерный завод) до перекрестка Винзавод-УМ-3-«Маленькая Япония» ставит под угрозу безопасность дорожного движения и повышает возможность возникновения ДТП. Прокуратурой г. Братска 27.12.2011 года был получен из Администрации МО г. Братска ответ о балансодержателе указанной автодороги в том, что автомобильная дорога от путепровода 16+570 км. (фанерный завод) до перекрестка Винзавод-УМ-3-«Маленькая Япония» является бесхозяйной. Согласно уведомлению Братского отдела Управления Росреестра по Иркутской области от 22.12.2011 года, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правах на автодорогу от путепровода 16+570 км. (фанерный завод), через перекресток Винзавод-УМ-3-«Маленькая Япония» до пересечения с автодорогой «Вилюй» отсутствуют. Согласно выписке из реестра муниципального имущества г. Братска на автомобильные дороги местного значения от 26.12.2011 года № 31337 автодорога от путепровода 16+570 км. (фанерный завод) до перекрестка Винзавод-УМ-3-«Маленькая Япония» не включена в реестр муниципального имущества г. Братска. Из сообщения филиала ОГУП «ОЦТИ - областное БТИ» ЦТИ по г. Братску и Братскому району следует, что техническая инвентаризация по автомобильной дороге от путепровода 16+570 км. (фанерный завод) до перекрестка Винзавод-УМ-3-«Маленькая Япония», не проводилась, сведений о ее регистрации в ЦТИ не имеется. Из сообщения ОГУП «ОЦТИ - областное БТИ» Братский городской центр технической инвентаризации следует, что сведения о зарегистрированных правах собственности на автодорогу от путепровода 16+570 км. (фанерный завод) до перекрестка Винзавод-УМ-3-«Маленькая Япония» в архиве БТИ г. Братска отсутствуют. Из сообщения филиала ОАО «Группа «Илим» в г. Братске следует, что автодорога от путепровода 16+570 км. (фанерный завод) до перекрестка Винзавод-УМ-3-«Маленькая Япония» с 1992 по 2007 года не состояла на балансе ОАО ЦКК и ОАО «БКХ, а также не состоит на балансе ОАО «Группа «Илим», которое является правопреемником указанных обществ с 2007 года, право собственности на данную дорогу также не зарегистрировано. Анализируя представленные суду доказательства, суд установил, что согласно направленной в апреле 2011 года Администрации МО г. Братска и прокурору г. Братска информации УМВД России по г. Братску автомобильная дорога, расположенная в Центральном административном округе г. Братска: путепровод 16+570 км. (фанерный завод) через перекресток Винзавод-УМ-3-«Маленькая Япония» до пересечения с автодорогой «Вилюй» не имеет балансодержателя, так как ее техническое состояние не соответствует требованиям законодательства о безопасности дорожного движения, что ставит под угрозу безопасность дорожного движения и многократно повышает возможность возникновения ДТП. Из ответа Администрации МО г. Братска следует, что автодорога от путепровода 16+570 км. (фанерный завод) до перекрестка Винзавод-УМ-3-«Маленькая Япония» является бесхозяйной. Уведомлением Братского отдела Управления Росреестра по Иркутской области от 22.12.2011 года подтверждается, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правах на автодорогу от путепровода 16+570 км. (фанерный завод), через перекресток Винзавод-УМ-3-«Маленькая Япония» до пересечения с автодорогой «Вилюй» отсутствуют. Также сообщениями из филиала ОГУП «ОЦТИ - областное БТИ» ЦТИ по г. Братску и Братскому району, ОГУП «ОЦТИ - областное БТИ» Братский городской центр технической инвентаризации и филиала ОАО «Группа «Илим» в г. Братске подтверждается, что техническая инвентаризация по данной дороге не проводилась, право собственности на данную дорогу никем не регистрировалось. Таким образом, в силу ст. 225 ГК РФ автомобильная дорога от путепровода 16+570 км. (фанерный завод) до перекрестка Винзавод-УМ-3-«Маленькая Япония» является бесхозяйным недвижимым имуществом, и в связи с отсутствием балансодержателя указанной автодороги, доступной для движения транспортных средств неограниченного и неопределенного крута лиц, приводит к ненадлежащему эксплуатационному состоянию данной автодороги, находящейся на территории муниципального образования г. Братска, и составляет угрозу безопасности дорожного движения и способствует повышению возникновения дорожно-транспортных происшествий. Поскольку автодорога от путепровода 16+570 км. (фанерный завод) до перекрестка Винзавод-УМ-3-«Маленькая Япония» длительное время является бесхозяйным недвижимым имуществом, а орган местного самоуправления, на территории которого находится данная автодорога, не обращался с заявлением о принятии на учет указанного выше объекта недвижимого имущества в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, то суд считает, что данный факт свидетельствует о бездействии Администрации МО г. Братска по государственной регистрации автодороги от путепровода 16+570 км. (фанерный завод) до перекрестка Винзавод-УМ-3-«Маленькая Япония». Пунктом 5 части 1 статьи 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что в компетенцию местных органов власти входят вопросы по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. При таких обстоятельствах суд находит, что администрацией муниципального образования города Братска не исполняются обязанности, возложенные на нее действующим законодательством РФ, определяющим полномочия органа местного самоуправления в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, Администрация муниципального образования г. Братска не принимает меры по регистрации автодороги от путепровода 16+570 км. (фанерный завод) до перекрестка Винзавод-УМ-3-«Маленькая Япония» в качестве бесхозяйной. Непринятие данных мер приводит к тому, что данная автодорога представляет опасность для жизни и здоровья граждан, являющихся участниками дорожного движения, т.е. представляет опасность для жизни и здоровья неопределенного круга лиц. Факт бездействия администрации муниципального образования города Братска, выразившееся в непринятии мер к регистрации автодороги от путепровода 16+570 км. (фанерный завод) до перекрестка Винзавод-УМ-3-«Маленькая Япония» в качестве бесхозяйной, подтверждается уведомлением Братского отдела Управления Росреестра по Иркутской области от 22.12.2011 года и сообщениями филиала ОГУП «ОЦТИ - областное БТИ» ЦТИ по г. Братску и Братскому району, ОГУП «ОЦТИ - областное БТИ» Братский городской центр технической инвентаризации и филиала ОАО «Группа «Илим», согласно которым до настоящего времени статус спорной автодороги не зарегистрирован в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество. Исходя из полномочий органов местного самоуправления, определенных ст. 225 ГК РФ, правом подачи заявления о постановке бесхозяйной недвижимой вещи на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, наделены органы местного самоуправления - администрации муниципальных образований, на территории которых находятся бесхозяйные недвижимые вещи. С учетом вышеизложенных обстоятельств, поскольку непринятии мер к регистрации автодороги от путепровода 16+570 км. (фанерный завод) до перекрестка Винзавод-УМ-3-«Маленькая Япония» в качестве бесхозяйной создает угрозу безопасности дорожного движения и повышает возможность возникновения ДТП для неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу, что требования Прокурора г. Братска, обратившегося в защиту интересов неопределенного круга лиц, являются обоснованными, поэтому бездействие Администрации муниципального образования г. Братска по непринятию мер к регистрации автодороги от путепровода 16+570 км. (фанерный завод) до перекрестка Винзавод-УМ-3-«Маленькая Япония» в качестве бесхозяйной следует признать незаконным и следует обязать Администрацию муниципального образования г. Братска принять меры к регистрации автодороги от путепровода 16+570 км. (фанерный завод) до перекрестка Винзавод-УМ-3-«Маленькая Япония» в качестве бесхозяйной, с момента вступления решения суда в законную силу. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Прокурора города Братска в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить. Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования г. Братска, выразившееся в непринятии мер к регистрации автодороги от путепровода 16+570 км. (фанерный завод) до перекрестка Винзавод-УМ-3-«Маленькая Япония» в качестве бесхозяйной. Обязать Администрацию муниципального образования г. Братска принять меры к регистрации автодороги от путепровода 16+570 км. (фанерный завод) до перекрестка Винзавод-УМ-3-«Маленькая Япония» в качестве бесхозяйной, с момента вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Судья: М.П. Синицына Решение вступило в законную силу 06.07.2012 года