Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 05 апреля 2012 года Братский городской суд Иркутской области в составе: председательствующей судьи Шаламовой Л.М., при секретаре Хусаиновой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1138/2012 по иску Сергиенко Н.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Братске и Братском районе Иркутской области о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, о включении периодов работы в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения, взыскании судебных расходов, У С Т А Н О В И Л: Истец 20.03.2012 года обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Братске и Братском районе Иркутской области о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, о включении периодов работы в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения, взыскании судебных расходов. В обоснование своего заявления истец указала, что она выработала 25-летний педагогический стаж, однако ей необоснованно отказано в назначении льготной пенсии. Период работы в качестве логопеда в ДОУ № 36 с 06.11.1989 года по 11.11.1990 года, работа в должности учителя-логопеда ДОУ № 134 с 12.11.1990 года по 16.09.1997 года, в должности учителя-логопеда в ДОУ № 37 с 17.09.1997 г. по 17.10.2000 г., не зачтены в педагогическую деятельность. Однако, в спорное время она занималась обучением и воспитанием детей, поэтому это время ей необходимо зачесть в педагогическую деятельность и признать за ней право на досрочную трудовую пенсию со дня обращения за назначением пенсии - с 27.09.2011 года. Просит признать незаконным решение № 75/1 Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Братске и Братском районе Иркутской области (далее по тексту - УПФР по Братску и Братскому району) об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии от 07.10.2011 года, включить в стаж на соответствующих видах работ периоды работ с 06.11.1989 года по 11.11.1990 г., с 12.11.1990 года по 16.09.1997 года, с 17.09.1997 г. по 17.10.2000 г., признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости с 27.09.2011 г.. В судебном заседании истец исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении. Просит признать незаконным решение № 75/1 Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Братске и Братском районе Иркутской области (далее по тексту - УПФР по Братску и Братскому району) об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии от 07.10.2011 года, включить в стаж на соответствующих видах работ периоды работ с 06.11.1989 года по 11.11.1990 г., с 12.11.1990 года по 16.09.1997 года, с 17.09.1997 г. по 17.10.2000 г., признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости с 27.09.2011 г. Представитель ответчика Мовчан Л.К., действующая на основании доверенности от 26.12.2011 года № АЛ-09/23203 сроком до 31.12.2012 года со всеми процессуальными правами, в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, 27.09.2011г. с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ обратилась Сергиенко Н.В.. Решением Комиссии от 07.10.2011 года Сергиенко Н.В. было отказано в назначении пенсии, а спорные периоды работ не включены в педагогический стаж, поскольку наименования учреждений, в которых истец работала в спорные периоды, не предусмотрены Списками. Педагогический стаж истца по подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ составляет 17 лет 08 месяцев 10 дней, при требуемом стаже 25 лет. В обоснование своей позиции ссылается на то, что Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, действующие на момент возникновения спорных правоотношений, носят исчерпывающий характер и не подлежат расширительному толкованию. В связи с изложенным, представитель ответчика считает, что решение УПФР по Братску и Братскому району обосновано, в удовлетворении исковых требований Сергиенко Н.В. просит отказать. Выслушав доводы истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого - предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом. Согласно ст. 1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ, трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с указанным законом. В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, производств, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости по подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения пенсии утверждены Правительством РФ в соответствии с пунктом 2 указанной статьи: Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 463; Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающей право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1067; Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. №781. В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.09.02 года № 781, при исчислении стажа работы в части, не урегулированной настоящими Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 (п. 2 Правил). В стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее именуется - список). При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка (п. 3 Правил). Согласно ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ, трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией … но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Судом установлено следующее: 27.09.2011 г. с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ в УПФР по Братску и Братскому району обратилась Сергиенко Н.В.. Решением Комиссии от 07.10.2011 года Сергиенко Н.В. было отказано в назначении пенсии, а спорные периоды работ не включены в педагогический стаж, поскольку наименования учреждений и должностей, в которых работала истец в спорные периоды, не предусмотрены Списками. Судом установлено, что согласно записям в трудовой книжке серии ЕТ-1 *** датой выдачи 18.09.1981 г. на имя истца, последняя работала с 09.06.1989г. логопедом в Д/у № 36, 12.11.1990 г. переведена в дошкольное учреждение № 134 на той же должности, 17.09.1997 переведена логопедом в ДОУ № 37. в трудовой книжке имеется запись, согласно которой в связи с реорганизацией истец с 16.12.1998 г. продолжила работать в ДОУ Детский сад № 37, запись о том, что истцу 01.05.2000 г. присвоена вторая квалификационная категория в должности учителя-логопеда, по состоянию на 27.09.2011 г. продолжает работать учителем-логопедом. Согласно архивной справке Департамента образования № 1248 от 13.08.2010 г. в документах по личному составу Братского городского отдела народного образования значатся приказы: № 02-73к от 03.11.1989 г. о переводе с 06.11.1989 г. Сергиенко Н.В. логопедом в дошкольное учреждение № 36, № 02-91к от 11.11.1990 г. о переводе с 12.11.1990 г. Сергиенко Н.В. логопедом в дошкольное учреждение № 134. В личной карточке формы Т-2 на Сергиенко Н.В. значится отметка о переводе с 17.09.1997 г. учителем-логопедом в ДОУ № 37, в отпуске по уходу за ребенком находилась с 21.11.1994 г. по 11.09.1997 г., к работе приступила с 12.09.1997 г.. При этом содержится указание на то, что истец выполняла полный объем педагогической нагрузки, установленный за ставку заработной платы. Из Устава МДОУ № 37, утвержденного 18.09.1997 г., Уставов МДОУ ДСКВ № 37, утвержденных распоряжением КУМИ г. Братска № 375 от 18.10.2000 г., № 338 от 07.04.2008 г., суд установил, что указанное учреждение является дошкольным образовательным учреждением - детским садом. Из сообщения департамента образования № 1195 от 07.11.2011 г. суд установил, что ясли-сад № 36 руководствовался в своей деятельности «Временным положением о дошкольном детском учреждении - яслях-саду», утвержденных постановлением Совмина РСФСР от 08.05.1960 г. № 327, Уставом по дошкольному образовательному учреждению № 36. Из Устава МДОУ № 134, утвержденного 27.11.1997 г., суд установил, что указанное учреждение является муниципальным дошкольным образовательным учреждением и работает по программе «Воспитание и обучение в детском саду», руководствуется в своей деятельности Законом РФ «Об образовании». Из архивной справки № 1267 от 17.08.2010 г. суд установил, что истцу начислялась заработная плата за работу в детских садах № 110, №36, № 134 с 1984 г. по 31.12.1994 г. Из выписки из лицевого счета истца суд установил, что последняя зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования 18.02.1999 года, за период 1998-2001 годы, сведения о стаже истца предоставлены МДОУ ДСКВ № 37 и МДОУ ДСКВ № 134.. Анализируя исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд установил, что согласно Списку профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 463; Списку должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2001 № 79), утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067, педагогическая работа в должности учителя-логопеда в таких учреждениях, как: детские дошкольные учреждения всех типов, давала право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. Судом установлено, что согласно записям в трудовой книжке серии *** датой выдачи 18.09.1981 г. на имя истца последняя работала с 09.06.1989г. логопедом в Д/у № 36, 12.11.1990 г. переведена в дошкольное учреждение № 134 на той же должности, 17.09.1997 переведена логопедом в ДОУ № 37. в трудовой книжке имеется запись, согласно которой в связи с реорганизацией истец с 16.12.1998 г. продолжила работать в ДОУ Детский сад № 37, запись о том, что истцу 01.05.2000 г. присвоена вторая квалификационная категория в должности учителя-логопеда, по состоянию на 27.09.2011 г. продолжает работать учителем-логопедом. Из указанных записей в трудовой книжке, суд приходит к выводу, что в спорные периоды истец работала в должности учителя-логопеда. Из архивной справки Департамента образования № 1248 от 13.08.2010 г., суд установил, что в документах по личному составу Братского городского отдела народного образования значатся приказы: № 02-73к от 03.11.1989 г. о переводе с 06.11.1989 г. Сергиенко Н.В. логопедом в дошкольное учреждение № 36, № 02-91к от 11.11.1990 г. о переводе с 12.11.1990 г. Сергиенко Н.В. логопедом в дошкольное учреждение № 134. В личной карточке формы Т-2 на Сергиенко Н.В. значится отметка о переводе с 17.09.1997 г. учителем-логопедом в ДОУ № 37, в отпуске по уходу за ребенком находилась с 21.11.1994 г. по 11.09.1997 г., к работе приступила с 12.09.1997 г.. При этом содержится указание на то, что истец выполняла полный объем педагогической нагрузки, установленный за ставку заработной платы. Из Устава МДОУ № 37, утвержденного 18.09.1997 г., Устава МДОУ № 134, утвержденного 27.11.1997 г., Уставов МДОУ ДСКВ № 37, утвержденных распоряжением КУМИ г. Братска № 375 от 18.10.2000 г., № 338 от 07.04.2008 г., суд установил, что указанные учреждения являются дошкольными образовательными учреждениями - детским садом. Согласно сообщению департамента образования № 1195 от 07.11.2011 г., ясли-сад № 36 руководствовался в своей деятельности «Временным положением о дошкольном детском учреждении - яслях-саду», утвержденных постановлением Совмина РСФСР от 08.05.1960 г. Из архивной справки № 1267 от 17.08.2010 г. суд установил, что истцу начислялась заработная плата за работу в детских садах № 110, №36, № 134 с 1984 г. по 31.12.1994 г. Из архивной справки № 1267 от 17.08.2010 г. суд установил, что истцу начислялась заработная плата за работу в детских садах № 110, №36, № 134 с 1984 г. по 31.12.1994 г. Из выписки из лицевого счета истца суд установил, что последняя зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования 18.02.1999 года, за период 1998-2001 годы, сведения о стаже истца предоставлены МДОУ ДСКВ № 37 и МДОУ ДСКВ № 134.. Анализируя перечисленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что истец в спорные периоды своей трудовой деятельности работала в детских садах № 37, № 134. Таким образом, резюмируя вышеизложенное, суд установил, что в спорные периоды своей трудовой деятельности истец работала в учреждениях, предусмотренными Списками № 463 и № 1067, а именно в дошкольных образовательных учреждениях - детских садах № 37 и № 134, в должности предусмотренными указанными Списками, а именно: учитель-логопед. Факт выполнения истцом норм педагогической нагрузки в спорные периоды подтверждается архивной справкой Департамента образования № 1248 от 13.08.2010 г. Кроме того, согласно п. 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды начиная с 1 января 2001 г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: - на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; - у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка. Как установлено судом из сведений о трудовом стаже истца, предоставленных представителем ответчика, на 1 января 2001 г. у истца имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью более 16 лет 8 месяцев, в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. она работала в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка. Вместе с тем, поскольку истцом доказательств того, что учебные отпуска ей оплачивались работодателем, суду не представлено, суд соглашается с доводами представителя ответчика, что периоды нахождения истца: в учебных отпусках с 10.06.1990 г. по 10.07.1990 г., с 01.03.1991 г. по 30.04.1991 г., в отпусках без сохранения заработной платы с 21.01.1991 г. по 19.02.1991 г., с 05.01.1998 г. по 09.01.1998 г., с 13.08.1998 г. по 31.08.1998 г., с 05.01.1999 г. по 06.01.1999 г., 10.01.1999 г., с 16.08.1999 г. по 23.08.1999 г., с 23.08.2000 г. по 01.09.2000 г., в отпусках по уходу за ребенком с 21.11.1994 г. по 11.09.1997 г., в педагогический стаж включению не подлежат, поскольку пунктами 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 11.07.2002 г. № 516, предусмотрено, что в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Таким образом, суд достоверно установил, что истец работала в спорный период на должности и в учреждении предусмотренных Списками № 463 и № 1067, в связи с чем периоды трудовой деятельности истца с 06.11.1989 года по 11.11.1990 г., с 12.11.1990 года по 16.09.1997 года, с 17.09.1997 г. по 17.10.2000 г. за исключением времени нахождения истца в вышеуказанных отпусках, подлежат включению в педагогический стаж истца. Судом установлено, что вместе со стажем педагогической деятельности, который признает ответчик в размере 17 лет 08 месяцев 10 дней, общий стаж педагогической деятельности истца на день обращения в УПФР по Братску и Братскому району составил более 25 лет 4 месяцев 5 дней, при требуемом стаже педагогической работы 25 лет, следовательно, право на трудовую пенсию по старости возникло у нее 27.09.2011 года. Согласно ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ, трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией … но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. В связи с изложенным, требование истца о признании за ней права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с 27.09.2011 г., подлежит удовлетворению. Исковые требования истца о признании решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Братске и Братском районе Иркутской области № 75/1 от 07.10.2011 г. об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск Сергиенко Н.В. удовлетворить. Признать решение № 75/1 Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Братске и Братском районе Иркутской области от 07.10.2011 г. об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии Сергиенко Н.В. незаконным. Включить периоды работы Сергиенко Н.В с 06.11.1989 года по 11.11.1990 г., с 12.11.1990 года по 16.09.1997 года, с 17.09.1997 г. по 17.10.2000 года в педагогический стаж, за исключением периодов нахождения в учебных отпусках с 10.06.1990 г. по 10.07.1990 г., с 01.03.1991 г. по 30.04.1991 г., в отпусках без сохранения заработной платы с 21.01.1991 г. по 19.02.1991 г., с 05.01.1998 г. по 09.01.1998 г., с 13.08.1998 г. по 31.08.1998 г., с 05.01.1999 г. по 06.01.1999 г., 10.01.1999 г., с 16.08.1999 г. по 23.08.1999 г., с 23.08.2000 г. по 01.09.2000 г., в отпусках по уходу за ребенком с 21.11.1994 г. по 11.09.1997 г., Признать за Сергиенко Н.В. право на досрочную трудовую пенсию по старости с 27.09.2011 года. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья Л.М.Шаламова Решение вступило в законную силу: 08.06.2012г.