Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 25 мая 2012 года Братский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Мельниковой Е.М., при секретаре Небользиной Т.А., с участием истца Дудиной Ирины Юрьевны, представителя ответчика муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Детская городская больница" г. Братска - Дубовик Е.И., действующая на основании доверенности от 03.11.2011 г., сроком действия до 31.12.2012 г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1737/2012 по исковому заявлению Дудиной И.Ю. к муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения "Детская городская больница" г. Братска о внесении должности в перечень подразделений и должностей занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, которыми устанавливаются выплаты компенсационного характера, перерасчете заработной платы, у с т а н о в и л: Истец Дудина И.Ю. обратилась в суд с иском к ответчику муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения "Детская городская больница" г. Братска (далее по тексту - МБУЗ "ДГБ"), в котором просит в перечень подразделений и должностей, работа в которых дает право работникам на расчет выплат компенсационного характера с применением повышающего коэффициента 0,15% внести должность медицинской сестры аллерголога (работа с аллергенами), произвести перерасчет заработной платы с 01.01.2012 г. с учетом выплат компенсационного характера с применением повышающего коэффициента 0,15%. В обоснование иска истец указала, что она работает в МБУЗ "ДГБ" с 04.10.2002 г. по настоящее время. С 04.10.2002 г. работает в качестве процедурной медицинской сестры аллерголога. С 01.01.2012 г. МБУЗ "ДГБ" перешло на работу по новой системе оплаты труда, хотя федеральные учреждения работают по этой системе с 2008 г. по приказу Минсоцразвития от 28.08.2008 г. № 463 н. В этом приказе в положении № 4 установлен рекомендуемый перечень подразделений и должностей работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными условиями труда, которым устанавливаются выплаты компенсационного характера. В пункте 1 определены подразделения и должности с опасными для здоровья и тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право работникам на расчет выплат компенсационного характера с применением минимального повышающего коэффициента 0,15. В подпункте 1.25 отмечена "работа с аллергенами". В Положении об оплате труда работников МБУЗ "ДГБ" с применением труда отличной от тарифной системы оплаты труда от 30.09.2011 г. этот пункт исключен из списка в перечне подразделений и должностей, работа в которых дает право работникам на расчет выплат компенсационного характера с применением повышающего коэффициента 0,15%. За весь период ее работы медицинской сестры, она проходит медицинский осмотр, а также обязательный периодический медицинский осмотр, как работник занятый на работах с вредными и (или) опасными условиями труда на основании приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.04.2011 г. № 302н, зарегистрированного в Минюсте РФ 21 октября 2011 г. № 22111. В этом приказе, в перечне вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры в пункте вредных и опасных производственных факторов 1.1.1 значатся "Аллергены". В последующем истец уточнила заявленные требования, просит внести в перечень подразделений и должностей, работа в которых дает право работникам на расчет выплат компенсационного характера с применением повышающего коэффициента 0,15% должность процедурной медицинской сестры аллерголога (работа с аллергенами), утвержденный Положением об оплате труда работников МБУЗ "ДГБ" с применением системы оплаты труда отличной от тарифной системы оплаты труда от 30.09.2011 г., произвести перерасчет заработной платы с 01.01.2012 г. с учетом выплат компенсационного характера с применением повышающего коэффициента 0,15%. В судебном заседании истец Дудина И.Ю. заявленные требования по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении, поддержала. Просит иск удовлетворить. Представитель ответчика МБУЗ "ДГБ" по доверенности Дубовик Е.И. с иском не согласилась. Суду пояснила, что ответчик, являясь муниципальным бюджетным учреждением здравоохранения, в своей деятельности подотчетно учредителю-администрации муниципального образования города Братска и выступающих в его лице Департаментам - здравоохранения и КУМИ. На основании Приказа Департамента здравоохранения администрации города Братска от 30.09.2011 № 359 с изменениями от 30.11.2011 № 460 в МБУЗ «ДГБ», соблюдая уведомительный порядок, введена с 01 января 2012 года новая система оплаты труда, предусматривающая систему оплаты труда работников отличную от тарифной системы оплаты труда, и ответчиком утверждено в порядке установленном ТК РФ Положение, регламентирующее оплату труда работников по этой системе. Положение утверждено в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, а именно Постановлением Администрации муниципального образования города Братска № 2013 от 28.09.2011г., согласно которому работа с аллергенами не включена в перечень должностей, дающих право на соответствующие компенсационные выплаты. Считает, что правовые нормы органа местного самоуправления в этой части не противоречат правовым нормам ведомственного, федерального значения. Постановлением Правительства РФ № 870 от 20 ноября 2008г. установлены минимальные значения повышения оплаты труда работникам, занятым на работах во вредных условиях труда - не менее 4 % тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. Перечень Правительством РФ до настоящего времени не принят, поскольку уровень вреда, наносимого здоровью работника, на различных категориях работ с особыми условиями труда является неодинаковым, поэтому установление единых обобщенных размеров компенсационных выплат не соответствует практическим потребностям труда, а Перечень, утвержденный на ведомственном уровне с «01» декабря 2008 года утратил силу. Стоит отметить, что утративший документ так же не содержит в своем перечне «работу с аллергенами». В настоящий момент Министерством здравоохранения и социального развития РФ не разработан соответствующий нормативный акт, который устанавливал бы дифференцированные минимальные размеры повышения заработной платы работников, занятых в особых условиях труда. Тем не менее, в своем письме от 09 апреля 2009г. № 22-2-15/4 последний дает разъяснения относительно повышения оплаты труда за работу во вредных условиях труда, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 года N 870, минимальные размеры таких повышений в зависимости от класса условий труда должны быть установлены Минздравсоцразвития России. Таким образом, до принятия соответствующего нормативного правового акта Минздравсоцразвития России, определяющего минимальные размеры повышения заработной платы работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия указанного повышения, продолжает действовать законодательство бывшего СССР, регламентирующее эти вопросы, - Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17 сентября 1986 года N 1115 и принятое в соответствии с ним Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 3 октября 1986 года N 387/22-78, так же в части не противоречащей действующему законодательству. Согласно последнему- пункта 2.1.- Министерства и ведомства на основе Типовых перечней работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда, утвержденных Госкомтруда СССР и ВЦСПС по отраслям народного хозяйства, разрабатывают и по согласованию с центральными комитетами профсоюзов утверждают соответствующие отраслевые перечни работ, но и в Перечне того времени работа с аллергенами не значится. Таким образом, размеры повышения должностных окладов за работу в особых условиях устанавливаются исключительно законодательными и нормативными актами, принимаемыми на федеральном уровне. Право самостоятельно устанавливать или корректировать размеры повышений, расширять или сокращать перечень работ с вредными или опасными условиями труда непосредственно хозяйствующим субъектам не предоставлено. Считает, что заявленные требования, в обоснование которых истец ссылается на Приказ Минздравсоцразвития РФ от 28.08.2008 № 463н, не должны быть приняты судом во внимание так, как данный документ регламентирует установление выплат компенсационного характера, в том числе при работе с аллергенами, не для всех работников учреждений здравоохранения, а лишь в определенной сфере деятельности и на определенном уровне подведомственности, т.е. для федеральных бюджетных учреждений, а уже в них для работников научных учреждений, имеющих в составе клинические подразделения, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Учреждение ответчика к их числу не относится, соответственно представленные доводы истца не убедительны. Не убедительны доводы истца о том, что ему положена надбавка в размере 15% от оклада за работу во вредных условиях труда только потому, что он ежегодно проходит обязательный периодический медицинский осмотр на основании приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.04.2011г. № 302н. Данный документ не содержит перечень профессий и должностей в системе здравоохранения, работа в которых дает право на компенсационную выплату, а лишь содержит перечень работ, при которых прохождение периодического медицинского осмотра обязательно с определенной периодичностью. Считает так же, что требования истца в заявленной формулировке не подлежат удовлетворению, в связи с тем, что у суда отсутствуют полномочия вносить те или иные изменения в локальный нормативный акт ответчика. Так же полагает, что при отсутствии оспаривания истцом Постановления Администрации муниципального образования города Братска № 2013 от 28.09.2011г., где установлен Перечень подразделений и должностей работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, которым устанавливаются выплаты компенсационного характера, оснований у суда в удовлетворении как первой так и второй части заявленных требований не имеется. Просит в удовлетворении иска отказать. Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с п. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Согласно Уставу МБУЗ "ДГБ" г. Братска, учредителем и собственником имущества Учреждения является муниципальное образование г. Братска. От имени муниципального образования г. Братска функции и полномочия учредителя в отношении Учреждения осуществляет администрация муниципального образования г. Братска. Учреждение в своей деятельности подотчетно администрации муниципального образования г. Братска, департаменту здравоохранения администрации г. Братка, комитету по управлению муниципальным имуществом администрации г. Братска. Оценив и исследовав все доказательства в совокупности, суд приходит к следующему. Судом установлено, что согласно выписке из приказа № 155к от 08.102.2002г., трудовой книжке AT-VIII № 7462280 от 31.07.1996 г., соглашению об изменении определенных сторонами условий трудового договора от 18.11.2011 г., истец Дудина И.Ю. работает у ответчика МБУЗ "ДГБ" в должности процедурной медсестры аллерголога. В обоснование иска истец Дудина И.Ю. указывает, что она не согласна с тем, что в Положении об оплате труда работников МБУЗ "ДГБ" в отличие от приказа Минздравсоцразвития России от 28 августа 2008 г. N 463н отсутствует должность процедурной медицинской сестры аллерголога, в связи с чем, ей не начисляются выплаты компенсационного характера с применением повышающего коэффициента в размере 0,15%. В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Из подпункта 1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ от 6 октября 1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в ред. от 04.10.2010 N 261-ФЗ) следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации. При этом в силу пункта 2 статьи 26.14 названного Федерального закона органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации, работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации, устанавливают региональные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов бюджета субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение полномочий, указанных в статье 26.2 и пункте 2 статьи 26.3 настоящего Федерального закона. Согласно части 1 ст. 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В соответствии с п. 1.25 приложения N 4 к Примерному положению об оплате труда работников федеральных бюджетных научных учреждений, имеющих в составе клинические подразделения, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 28 августа 2008 г. N 463н, при работе с аллергенами рекомендовано устанавливать выплату компенсационного характера с применением минимального повышающего коэффициента 0,15. Исходя из анализа положений приказа Минздравсоцразвития России от 28 августа 2008 г. № 463н, суд приходит к выводу, что на уровне нормативного акта Минздравсоцразвития России в достаточной степени урегулированы только особенности систем оплаты труда работников федеральных бюджетных научных учреждений, имеющих в составе клинические подразделения, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Данный приказ носит рекомендательный характер. Особенности установления должностных окладов, повышающих коэффициентов, компенсирующих и стимулирующих выплат медицинскому персоналу, работающему в МБУЗ "ДГБ" более детально установлены Положением об оплате труда работников МБУЗ "ДГБ". Как следует из Положения об оплате труда работников МБУЗ "ДГБ" с применением системы оплаты труда, отличной от тарифной системы оплаты труда, в перечень подразделений и должностей работников, которым дают право на расчет выплат компенсационного характера с применением повышающего коэффициента в размере 0,15, должность процедурной медицинской сестры аллерголога не включена. Суд приходит к выводу, что не имеется оснований для внесения в перечень подразделений и должностей, работа в которых дает право работникам на расчет выплат компенсационного характера с применением повышающего коэффициента 0,15% должность процедурной медицинской сестры аллерголога (работа с аллергенами), утвержденный Положением об оплате труда работников МБУЗ "ДГБ" с применением системы оплаты труда отличной от тарифной системы оплаты труда от 30.09.2011 г., поскольку ответчик МБУЗ "ДГБ" к числу федеральных бюджетных научных учреждений, имеющих в составе клинические подразделения, подведомственные Министерству здравоохранения и социального развития РФ не относится. Утверждение истца Дудиной И.Ю. о том, что поскольку она на основании приказа Минсоцразвития от 12.04.2011 г. № 302н проходит обязательный периодический медицинский осмотр, то ей положены выплаты компенсационного характера, является несостоятельным, ввиду ошибочного толкования указанного приказа. Поскольку оснований для удовлетворения требований истца о внесении в перечень подразделений и должностей, работа в которых дает право работникам на расчет выплат компенсационного характера с применением повышающего коэффициента 0,15% должность процедурной медицинской сестры аллерголога (работа с аллергенами), утвержденный Положением об оплате труда работников МБУЗ "ДГБ" с применением системы оплаты труда отличной от тарифной системы оплаты труда от 30.09.2011 г. судом не установлено, следовательно, в удовлетворении требований истца о перерасчете заработной платы с 01.01.2012 г. с учетом выплат компенсационного характера с применением повышающего коэффициента 0,15% также следует отказать. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Дудиной И. Ю. к муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения "Детская городская больница" г. Братска о внесении в перечень подразделений и должностей, работа в которых дает право работникам на расчет выплат компенсационного характера с применением повышающего коэффициента 0,15% должность процедурной медицинской сестры аллерголога (работа с аллергенами), утвержденного Положением об оплате труда работников МБУЗ "ДГБ" с применением системы оплаты труда отличной от тарифной системы оплаты труда от 30.09.2011 г., перерасчете заработной платы с 01.01.2012 г. с учетом выплат компенсационного характера с применением повышающего коэффициента 0,15% отказать. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Судья Е.М. Мельникова Решение вступило в законную силу 03.07.2012 г.