о признании права на жилую площадь



Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

13 марта 2012 года                                                                                      г.Братск

Братский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Вершининой О.В.,

при секретаре Рыбалкиной И.В.,

с участием истца Онучина А.А., его представителя адвоката Зудовой Г.И., представителя ответчика администрации муниципального образования г.Братска Дворниковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-73 /2012 по иску Онучина А.А. к администрации муниципального образования г. Братска, Комитету по управлению муниципальным имуществом и развитию потребительского рынка муниципального образования г. Братска о признании членом семьи нанимателя жилого помещения, признании Постановления незаконным в части отнесения квартиры к служебному жилому помещению, признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, обязании заключить договор на бесплатную передачу в собственность квартиры,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Онучин А.А. обратился в суд с исковым заявлением к ответчикам Комитету по управлению муниципальным имуществом и развитию потребительского рынка муниципального образования г. Братска, администрации муниципального образования г. Братска о признании его членом семьи нанимателя жилого помещения - кв. *** по ул. *** Онучина А В., умершего 18 июля 2011 года; признании постановления Администрации «муниципального образования г. Братска» № 1712 от 25.08.2008 «Об утверждении списков жилых помещения, ранее отнесенных к специализированному жилищному фонду (служебные жилые помещения) незаконным в части отнесения кв*** в г. Братске к служебному жилому помещению; признании за ним права пользования жилым помещением кв. *** в г. Братске на условиях договора социального найма; обязании Комитета по управлению муниципальным имуществом и развитию потребительского рынка «Муниципального образования г. Братска» заключить с ним договор на бесплатную передачу в собственность кв. *** в г. Братске.

В обосновании иска истец Онучин А.А. указал, что его отец Онучин А.В., *** года рождения, работал в Производственном управлении водопроводно-канализационного хозяйства в г. Братске с 07.12.1984 по 15.01.1986, получил однокомнатную квартиру № *** в д. *** по ул. *** в г. Братске и согласно ордеру № 37 от 15.08.1985 вселился и проживал в данном жилом помещении. В течение 2008 по 2009 года он проживал у своего отца по указанному адресу. В 2009 году его призвали в армию, где он отслужил до декабря 2010 года, после демобилизации он вернулся к своему отцу и проживал с ним по день его смерти. Бюджет с отцом у них был общий, они вместе питались, покупали вещи, заботились друг о друге, вместе несли расходы по содержанию жилья, сделали в квартире ремонт. Отец при жизни имел намерение зарегистрировать его в квартире, но не успел, поскольку он часто работал в лесу. 18 июля 2011 года отец погиб, он остался проживать в квартире по адресу: ***, продолжает содержать квартиру, оплачивает квартплату и коммунальные платежи. Квартира, в которой они проживали с отцом, является служебной и на основании Постановления мэра г. Братска № 2156 от 02.10.2006 «Об отнесении жилых помещений к специализированному жилищному фонду (служебным помещениям)» квартира по адресу: *** отнесена к служебному жилью. Обратившись в КУМИ г. Братска с заявлением о заключении с ним договора социального найма на указанное жилое помещение, ему было отказано. В дальнейшем на основании Постановлением Администрации МО г. Братска № 1712 от 25.08.2008 «Об утверждении списков жилых помещений ранее отнесенных к специализированному жилищному фонду (служебные жилые помещения)», приложением № 1 по Центральному округу г. Братска постановление № 2156 от 02.10.2006 было отменено, а квартира по *** в г.Братске была отнесена к специализированному жилью. С данным постановлением он был ознакомлен лишь в октябре 2011 года. Считает, что они с отцом занимали спорное жилое помещение на условиях договора социального найма, поэтому просит признать постановление Администрации муниципального образования г. Братска № 1712 от 25.08.2008 «Об утверждении списков жилых помещений, ранее отнесенных к специализированному жилищному фонду (служебные жилые помещения)» незаконным в части отнесения кв. 92 в д. 31 по ул. *** в г. Братске к служебному жилому помещению. Просит признать его членом семьи нанимателя жилого помещения, расположенного по адресу: *** Онучина А. В., умершего 18 июля 2011 года, признать за ним право пользования указанным жилым помещением на условиях договора социального найма, обязать комитет по управлению муниципальным имуществом и развитию потребительского рынка муниципального образования г. Братска заключить договор на бесплатную передачу в собственность *** в г. Братске.

Истец Онучин А.А. в судебном заседании свои исковые требования полностью поддержал, суду пояснил следующее:

Его отец Онучин А. В. вселился в жилое помещение, расположенное по адресу: *** на основании ордера № 37 от 15 августа 1985 года, проживал в указанном жилом помещении до дня своей смерти. Это жилое помещение было предоставлено его отцу на условиях договора социального найма жилого помещения, оно было отнесено к специализированному жилищному фонду как служебное жилое помещение. Его родители проживали раздельно. Во время учебы в девятом классе он стал чаще жить вместе с отцом в его квартире, до этого он приезжал к нему на каникулы и праздники, а с 2007 года квартира, предоставленная отцу по адресу: *** стала и для него постоянным местом жительства. В соответствии с частью 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети, родители нанимателя. Члены семьи нанимателя должны быть включены в договор социального найма, в том, что собственник спорного жилья муниципалитет г. Братска должен был заключить с ним, как с членом семьи нанимателя жилого помещения, расположенного по адресу: *** договор социального найма, но не сделал этого, вины его отца нет. Его отец Онучин А.А. был уволен с ПУ водопроводно-канализационного хозяйства 15.01.1986 по сокращению штатов. В силу п. 8 ст. 108 ЖК РСФСР не подлежали выселению из служебных жилых помещений лица, уволенные в связи с ликвидацией предприятия, либо по сокращению численности или штата работников. Считает, что ссылка представителя ответчика администрации г. Братска о том, что его отец был вселен в квартиру согласно специального ордера является неверным, поскольку ордер на жилое помещение является только документом на вселение, а пользование жилым помещением осуществляется на основании договора, в данном случае- договора социального найма. С 1992 года жилое помещение находилось в хозяйственном ведении МП ПРЭТЖХ-2 г. Братска, в 1997 году жилой фонд от МП ПРЭТЖХ-2 был передан по договору в хозяйственное ведение МУП «Служба Единого заказчика», в2000г. вновь передан МП ПРЭТЖХ-2, в настоящее время жилой фонд вновь находится в ведении управляющей компании ООО «Жилтрест-1», в котором ни он, ни его отец не работали. В 2007 году он учился в колледже, а потом перед призывом в армию, они с отцом ходили в ЖЭК для того, чтобы зарегистрировать его в квартире, но им отказали в этом, пояснив, что квартира является служебной. Его отец не состоял в трудовых отношениях с перечисленными организациями, кроме ПУ водопроводно-канализационного хозяйства. Считает, что они с отцом пользовались жилым помещением на условиях договора социального найма, оплачивали за содержание квартиры, делали там ремонт. После смерти отца он также продолжает проживать в квартире, оплачивает за его содержание, производит ремонт. Став собирать документы на приватизацию квартиры, он узнал, что занимаемое им жилье уже три раза признавалось служебным, в 1984 году, в 2006 году, и в 2008 году. Считает, что постановление мэра г. Братска о признании служебным жилым помещением спорной квартиры № 2165 от 02.10.2006, и № 1712 от 25.08.2008 являются незаконными, поскольку на момент их принятия и отнесения этой квартиры к служебному жилью, данная квартира не была свободной, в ней проживал он с отцом на условиях договора социального найма.     Просит удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Представитель истца Зудова Г.И., действующая на основании адвокатского ордера, в судебном заседании исковые требования полностью поддержала, суду пояснила следующее:

Отец истца Онучин А.В. работал в Производственном управлении водопроводно - канализационного хозяйства в г. Братске с 07.12.1984 года. Он получил однокомнатную квартиру № *** в г. Братске и согласно ордеру № 37 от 15.08.1985 вселился в данное жилое помещение, где и проживал. В ПУ водопроводно - канализационного хозяйства он проработал до 15 января 1986 года и был уволен по сокращению штатов. С 2007 года истец проживал в квартире отца по указанному адресу, отслужив в армии, в 2010 году он вернулся после демобилизации и проживал с отцом по день его смерти, проживает в квартире по настоящее время. Бюджет у них с отцом был общий, они вместе питались, покупали себе вещи, заботились друг о друге, несли вместе расходы по содержанию квартиры. В настоящее время истец оплачивает расходы по оплате жилья, другого жилья, кроме спорного, не имеет.

Обратившись в КУМИ г. Братска с заявлением о заключении с ним договора социального найма жилого помещения, он получил в этом отказ, там же он узнал, что постановлением мэра г. Братска № 1712 от 25.08.2008 кв. *** в г. Братске, где они проживали с отцом, является служебной. Постановлением мэра г. Братска № 2165 от 02.10.2006 «Об отнесении жилых помещений к специализированному жилищному фонду/служебным жилым помещениям», кв. *** в г. Братске отнесена к служебному жилью. При этом согласно выписке из реестра муниципального имущества дом *** г. Братска числится в муниципальной собственности с 1999 года.

Правоотношения между сторонами возникли в период действия ЖК РСФСР, статьей 5 которого, определяющей виды жилищного фонда, не предусмотрено такое понятие жилищного фонда как муниципальный жилищный фонд, в то время как в статье 6 ЖК РСФСР предусмотрено, что государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).

В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик дома ведомственного жилищного фонда в городах, рабочих, курортных и дачных поселках подлежат постепенной передаче в ведение местных Советов народных депутатов в порядке и в сроки, определяемые Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР.

Понятие муниципального жилищного фонда введено Законом «О собственности в РСФСР» с 01.01.1993, согласно которому жилищный фонд, который находится в ведении Совета народных депутатов, был передан в муниципальную собственность, то есть жилой фонд стал муниципальным, он был передан органу местного самоуправления, который передал жилое помещение в ведение ООО «Жилтрест». Спорное жилое помещение неоднократно переходило из хозяйственного ведения одного юридического лица к другому, и в настоящее время находится в ведении управляющей компании ООО «Жилтрест».Спорное жилое помещение как служебное жилое помещение не было зарегистрировано на момент вынесения постановления мэра г.Братска № 2165 от 02.10.2006г. и № 1712 от 25.08.2008года, в реестр муниципального имущества было включено в 1999году.

С постановлением администрации МО г. Братска № 1712 от 25.08.2008 истец ознакомился лишь в октябре 2011 года и то, не всем постановлением, а только с его выпиской, которая весит в КУМИ на стенде.

С 1 марта 2005 года вступил в действий новый Жилищный кодекс Российской Федерации, где согласно ст. 93 служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений и вообще всего жилья, находящегося в ведении местных Советов, которое находилось в государственной собственности и закреплялось за предприятием, в муниципальную собственность, предполагает изменением статуса жилых помещений. Следовательно, при передаче в муниципальную собственность, указанные жилые помещения утрачивают статус служебных, к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма в силу ст. 672 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Поэтому, граждане, которые занимают такие жилые помещения, вправе приобрести их в собственность. Пользование спорным жилым помещением осуществляется на условиях договора социального найма. Правовой режим спорного жилья, находящейся в государственной собственности до декабря 1991 года со служебной перешел в жилое помещение социального использования в связи со сменой собственника.

В силу ст. 102 Жилищного кодекса Российской Федерации переход права собственности на служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, а также передача такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу влечет за собой прекращение договора найма такого жилого помещения, за исключением случаев, если новый собственник такого жилого помещения или юридическое лицо, которому передано такое жилое помещение, является стороной трудового договора с работником - нанимателем такого жилого помещения.

С 1992 года спорное жилое помещение находилось в хозяйственном ведении МП ПРЭТЖХ-2 г. Братска, в 1997 году жилой фонд от МП ПРЭТЖХ-2 был передан по договору в хозяйственное ведение МУП «Служба единого заказчика», в 1999 году вновь передан МП ПРЭТЖХ-2, в настоящее время жилой фонд находится в ведении управляющей компании ООО «Жилтрест», в котором ни истец, ни его отец не работали.

Считает, что истец вместе с отцом пользовались и в настоящее время пользуются жилым помещением на условиях социального найма, оплачивает за содержание квартиры, сделал ремонт, в связи с чем на основании ст. 2 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ», истец имеет право на заключение с ним договора на передачу квартиры в собственность граждан в порядке приватизации.

Представитель ответчика администрации муниципального образования г.Братска Дворникова Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила следующее:

В соответствии с частью 1 статьи 69 Жилищного Кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним супруг, а также дети и родители данного нанимателя, другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов семьи и ведут с ним общее хозяйство.

Согласно части 1 статьи 70 Жилищного Кодекса Российской Федерации наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить и занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя - других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи. Наймодатель может запретить вселение граждан в качестве проживающих совместно с нанимателем членов его семьи в случае, если после их вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы. Лица, вселенные нанимателем жилого помещения по договору социального найма в качестве членов его семьи, приобретают равные с нанимателем права и обязанности при условии, что они вселены в жилое помещение с соблюдением предусмотренного частью 1 статьи 70 Жилищного Кодекса Российской Федерации порядка реализации нанимателем права на вселение в жилое помещение других лиц в качестве членов своей семьи, таким образом, для вселения истца в спорное жилое помещение должно было быть истребовано и получено письменное согласие наймодателя. Считает, что истцом была нарушена процедура вселения. Также в соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума ВС РФ от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного Кодекса Российской Федерации» суд разрешая споры, связанные с признанием лица членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, должен учитывать, что круг лиц, являющихся членами семьи нанимателя, определен частью 1 статьи 69 ЖК РФ. К ним относятся, в том числе и дети нанимателя, проживающие совместно с ним, то есть для признания членом семьи также необходимо совместное проживание и ведение общего хозяйства, а не периодичность пребывания в жилом помещении.

Также жилое помещение, расположенное по адресу: *** отнесено к специализированному жилищному фонду (служебным жилым помещениям) постановлением администрации муниципального образования города Братска от 25.08.2008 № 1712 в связи с тем, что ранее указанное жилое помещение уже было отнесено к служебным жилым помещениям решением Братского городского Совета народных депутатов от 05.01.1984 № 11, что соответствует статье 101 Жилищного кодекса РСФСР (служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов).

Онучину А. В. указанное жилое помещение было предоставлено по специальному ордеру от 15.08.1985 № 37 в период его работы. Следовательно, жилое помещение, предоставленное Онучину А.В., являлось служебным и не могло быть предоставлено для постоянного проживания.

Постановлением администрации муниципального образования города Братска № 1712 от 25.08.2008 спорное жилое помещение отнесено к служебному жилищному фонду, данное постановление не противоречит действующему законодательству. В соответствии с пунктом 3 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 № 42, отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеются обременения прав на это имущество.

На основании решения Братского городского Совета народных депутатов от 05.01.1984 № 11, спорное жилое помещение отнесено к специализированному жилищному фонду - служебному жилому помещению. В соответствии с частью 2 статьи 92 ЖК РФ включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Принятие решений об исключении из специализированного жилищного фонда муниципального образования города Братска отнесено к компетенции комиссии по жилищным вопросам. Постановлением мэра города Братска от 08.08.2007 № 2230 (в редакции от 18.08.2008, 31.07.2009) «О ведении учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» установлены критерии для принятия данного решения. Разрешена приватизация следующим категориям граждан: лицам, проработавшим в организации, предоставившей им служебное жилое помещение, не менее десяти лет; членам семьи умершего работника, проработавшего не менее десяти лет в организации, предоставившей ему служебное жилое помещение; инвалидам 1, 2 групп.

Онучин А..В., являясь нанимателем данного жилого помещения, с заявлением об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда (служебных жилых помещений) для дальнейшей приватизации, не обращался.

Также, пунктом 1 приложения № 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» от 27.12.1991 года № 3020-1 (в ред. Постановлений ВС РФ от 23.05.1992 № 2824-1, от 27.01.1993 № 4375-1, от 21.07.1993 № 5475-1 (ред. 24.12.1993), с изменениями, внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.09.1993 № 15-П) жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), отнесен к муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона. Жилой дом, расположенный по адресу: *** с момента ввода в эксплуатацию находился в управлении местной администрации (на балансе горкомхоза - исполкома Братского городского Совета депутатов трудящихся) и государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям никогда не принадлежал.

Соответственно, требования истца о признании постановления Администрации города Братска № 1712 от 25.08.2008 «Об утверждении Списка жилых помещений, ранее отнесенных к специализированному жилищному фонду» незаконным в части отнесения квартиры *** в г. Братске к служебному жилому помещению, не имеют никакого основания.

Также в соответствии со статьей 4 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» не подлежат приватизации служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Она не оспаривает, что истец приходил в квартиру отца, периодически в ней находился, однако достоверных доказательств о том, что при жизни отца он вместе с ним в данной квартире проживал и продолжает проживать после его смерти истец не представил, зарегистрирован истец по месту своего жительства по другому адресу. Акт проверки проживания от 24.10.2011, который представил истец не является доказательством обоснованности иска, поскольку данный акт подписан Половинкиной О.В., которая сама не проживает в спорной доме, а проживает по ул. *** а, кроме того, данный акт был составлен ИП Липовой Г.В., которая не имеет полномочий по составлению такого акта. Мастер Филиппова Г.Н. подтвердила, что в спорной квартире она неоднократно проводила проверку по установлению лиц, проживающих в этой квартире, в ходе чего выяснилось, что в квартире никто не проживает. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

В судебное заседание представитель ответчика Комитет по управлению муниципальным имуществом и развитию потребительского рынка муниципального образования г. Братска не явился, извещенный о месте и времени рассмотрения дела.

Определением Братского городского суда Иркутской области от 12.12.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечено Общество с ограниченной ответственностью «Жилтрест».

Представитель третьего лица ООО «Жилтрест» в судебное заседание не явился, о месте, времени проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, представил в суд заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя ООО «Жилтрест».

Выслушав пояснения истца, представителя истца, представителя ответчика, показания свидетелей, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования Онучина А.А. подлежащими удовлетворению частично.

Согласно ст. 35 Конституции Российской Федерации, никто не может быть лишен имущества иначе как по решению суда; принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ (ред. от 04.06.2011) «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Принимая во внимание, что жилищные правоотношения в данном случае носят длящийся характер, суд полагает необходимым при разрешении вопроса о праве пользования истцом Онучиным А.А. жилым помещением, расположенным по адресу: *** производным от права пользования этим жилым помещением его отцом Онучиным А.В.- умершим нанимателем указанного жилого помещения, руководствоваться ЖК РСФСР, т.к. данные правоотношения, связанные с правом пользования нанимателя Онучина А.В. и членов его семьи возникли до вступления в силу нового Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 5 Жилищного кодекса РСФСР жилищный фонд включает: 1) жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд); 2) жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям (общественный жилищный фонд); 3) жилые дома, принадлежащие жилищно-строительным кооперативам (фонд жилищно-строительных кооперативов); 4) жилые дома и квартиры, находящиеся в личной собственности граждан (индивидуальный жилищный фонд).

В жилищный фонд включаются также жилые дома, принадлежащие государственно-колхозным и иным государственно-кооперативным объединениям, предприятиям и организациям. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик к этим домам применяются правила, установленные для общественного жилищного фонда.

Согласно ст. 6 Жилищного кодекса РСФСР государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).

Согласно ст. 17 Жилищного кодекса РСФСР управление жилищным фондом местных Советов народных депутатов осуществляется их исполнительными комитетами и образуемыми ими органами управления.

Согласно ст. 42 Жилищного кодекса РСФСР жилые помещения предоставляются гражданам в домах жилищного фонда местных Советов народных депутатов исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов при участии общественной комиссии по жилищным вопросам, создаваемой при исполнительном комитете из депутатов Советов, представителей общественных организаций, трудовых коллективов.

Согласно ст. 47 Жилищного кодекса РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.

В соответствии со ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР, служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.                             

Согласно пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 № 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации» граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 672 Гражданского кодекса Российской Федерации в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения.

В соответствии со ст. 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся: 1) служебные жилые помещения; 2) жилые помещения в общежитиях.

В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.

Согласно ч.1, 2 ст. 100 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения.

Согласно ч. 3 ст. 104 Жилищного кодекса Российской Федерации, договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

Согласно Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 года № 42, отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также, если имеют обременения прав на это имущество. К служебным помещениям относятся отдельные квартиры.

Судом установлено, что согласно специальному ордеру № 37 от 25.08.1985, выданного Исполнительным комитетом Совета депутатов трудящихся г. Братска Онучину А.В. с семьей состоящей из одного человека на право занятия комнаты площадью 17 кв.м. в квартире № *** г. Братска. Ордер выдан на основании решения исполкома Братского городского Совета депутатов трудящихся от 05.01.1984 № 11.

Согласно свидетельству о рождении серии *** от 26.12.1989 Онучин А.А. родился 29.11.1989 в г. Братске, о чем в книге регистрации актов о рождении 26.12.1989 произведена запись за № 2622. Его родителями записаны: отец: Онучин А.В., мать: Онучина Н.В..

Согласно свидетельству о заключении брака серии II-СТ № 297085 от 14.12.1979 Онучин А.В. и Решетникова Н.В. заключили брак 14.12.1989, о чем в книге регистрации актов о заключении брака 14.12.1979 произведена запись за № 2137. После заключения рака присвоены фамилии: мужу: Онучин, жене: Онучина. Сведений о расторжении этого брака суду не представлено.

Согласно свидетельству о смерти серии II - *** от 04.08.2011 Онучин А.В. умер 18.07.2011 в п. Озерный Братского района, о чем 04.08.2011 составлена запись акта о смерти № 1001.

В соответствии с вкладышем в трудовую книжку серии *** от 20.01.1986 Онучин А.В., *** года рождения, 07.12.1984 зачислен слесарем-сантехником по четвертому разряду в Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства г. Братска. 15.01.1986 уволен по ст. 33 п. 1 КЗоТ РСФСР (сокращение штатов).

Из акта проверки факта проживания от 24.10.2011 следует, что по адресу: *** проживает Онучин А.А. Факт проживания подтверждают соседи из кв. *** Савельева В.А., а также по адресу *** Половинкина О.В..

В соответствии с чеками об оплате, представленными истцом, произведена оплата ООО «БКС» за жилое помещение, расположенное по адресу: ***: *** руб.

Согласно решению № 11 Исполнительного комитета Братского городского Совета народных депутатов от 05.01.1984 в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 07.09.1970 № 741 «Об упорядочении удержаний Советами народных депутатов жилой площади в домах, построенных для предприятий и организаций» и ст. 297 ГК РСФСР, исполком городского Совета народных депутатов решил: утвердить представленный список служебных квартир. В соответствии со списком квартира, расположенная по адресу: г. ***, жилая площадь, которой 17,0 кв.м. включена в список служебных квартир для работников предприятий коммунального хозяйства горисполкома.

В соответствии с приложением к постановлению администрации муниципального образования г. Братска № 1712 от 25.08.2008 «Об утверждении списков жилых помещений, ранее отнесенных к специализированному жилищному фонду (служебные жилые помещения)» жилое помещение, расположенное по адресу: *** отнесено к жилым помещениям, ранее отнесенных к специализированному жилищному фонду (служебные жилые помещения) по Центральному округу. Данным постановлением признано утратившим силу постановление мэра г. Братска от 02.10.2006 № 2165 «Об отнесении жилых помещений к специализированному жилищному фонду ( служебным жилым помещениям».

Согласно приложению № 1 к постановлению мэра города Братска от 02.10.2006 № 2165 «Об отнесении жилых помещений к специализированному жилищному фонду (служебным жилым помещениям)» квартира по адресу: *** включена в список жилых помещения, ранее отнесенных к специализированному жилищному фонду (служебные жилые помещения) по Центральному округу.

Письмом Управления Федеральной регистрационной службы по Иркутской области от 21.04.2008 № 03-27-1970 подтверждается, что копия постановления мэра г.Братска от 02.10.2006 № 2165 «об отнесении жилых помещений к специализированному жилищному фонду» поступала в Братский отдел Управления 24.10.2006.

В соответствии с решением Думы города Братска от 30.03.2007 утверждено Положение о комитете по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска. Как следует из данного Положения, Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Братск в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральным и областным законодательством, Уставом муниципального образования города Братска и иными актами муниципального образования г. Братска, в том числе настоящим положением; является функциональным органом администрации г. Братска; в своей деятельности подконтролен и подотчетен главе администрации г. Братска; является юридическим лицом…; к основным задачам КУМИ г. Братска относится …осуществление полномочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся собственности муниципального образования города Братска.

На основании решения Думы г. Братска № 193\г-Д от 28.08.2006 утверждено Положение об администрации муниципального образования города Братска. В соответствии с данным Положением, администрация города Братска входит в структуру органов местного самоуправления города Братска, является в силу Положения об администрации муниципального образования города Братска исполнительно - распорядительным органом местного самоуправления, осуществляющим исполнительно - распорядительные функции при решении вопросов местного значения муниципального образования города Братска, отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Иркутской области.

В полномочия администрации г. Братска в сфере управления муниципальной собственностью входит управление и распоряжение муниципальным имуществом в порядке, установленной Думой города Братска; ведение реестра муниципального имущества.

Согласно свидетельству о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации администрации муниципального образования города Братска.

Согласно справке № 316 от 24.11.2011 Онучин А.А. действительно является студентом факультета СПО ФГБОУ ВПО «БГУЭП» в г. Братске очной формы обучения по специальности менеджмент, данное учебное заведение располагается по адресу: *** Б в г.Братске.

Согласно ордеру № 3 серии А Онучиной Н.В. в порядке переселения предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: *** на основании решения горрайисполкома от 08.09.1987 за № 380, вместе с нею правом на вселение в указанное жилое помещение обладают : дочь Онучина Н.А., дочь Онучина О.А.

В соответствии с решением Исполнительного комитета Братского городского Совета народных депутатов от 29.12.1983 № 701-а утвержден акт госкомиссии от 27.12.1983 по вводу в эксплуатацию жилого дома *** общей приведенной площадью 4742,6 с оценкой «хорошо». Дирекции по строительству города Братска передать на баланс и в эксплуатацию жилую часть, благоустройство, электрокабель 0,4 кв. наружное освещение жилтресту города Братска. Водопровод, теплосеть, канализацию - Управлению Водоканал.

Согласно акту государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 26.12.1983, утвержденного решением от 29.12.1983 № 701 а, заказчиком является ДСГБ с УСГБ, предъявлен к приемке в эксплуатацию 96 квартирный кирпичный дом индивидуальный № 241-А по адресу: ***. Строительство произведено на основании решения горисполкома от 10.04.1961 № 124 в соответствии с разрешением инспекции ГАСК на производство строительно-монтажных работ от 13.04.1981 № 911/30. Строительство осуществляется генеральным подрядчиком СМУ-3 УСГБ Братскгэсстроя, выполнившим общестроительные и отделочные работы.

Согласно архивной справке архивного отдела администрации города Братска решениями № 39 от 27.01.1956 исполкома Иркутского областного Совета депутатов трудящихся и № 19 от 19.05.1956 исполкома Братского горсовета образован отдел коммунального хозяйства (горкомхоз) исполкома Братского городского Совета депутатов трудящихся.

Решением № 321 от 03.03.1969 Братского горсовета на базе отдела коммунального хозяйства (горкомхоз) исполкома городского Совета депутатов трудящихся.

Решением № 301 от 09.06.1986 Иркутского облисполкома в целях улучшения обслуживания населения было создано Братское городское производственное управление жилищного хозяйства (горжилуправление) исполкома Братского городского Совета народных депутатов.

Решением № 60 от 02.02.1989 исполкома Братского горсовета горкомхоз и горжилуправление реорганизованы путем слияния в многоотраслевое производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства (МПО ЖКХ) исполкома Братского городского Совета народных депутатов.

Постановлением № 112 от 05.03.1992 главы администрации города Братска МПО ЖКХ ликвидировано и на базе его имущества образован отдел жилищно-коммунального хозяйства администрации города Братска.

Согласно выписке от 02.12.2011 жилое помещение-квартира, расположенная по адресу: *** внесена 29.10.1999года в Реестр муниципального имущества города Братска КУМИ администрации города Братска, жилое помещение № *** включено в Список жилых помещений, ранее отнесенных к специализированному жилому фонду ( служебные жилые помещения), утвержденный постановлением администрации муниципального образования города Братска от 25.08.2008 № 1712.

В соответствии с постановлением Главы администрации от 31.12.1992 № 1254 «О приеме-передаче жилищного фонда, инженерных сетей и объектов коммунального назначения ГП «Братский лесопромышленный комплекс» в муниципальную собственность» утвержден акт приема-передачи жилого фонда, внутриквартирных инженерных сетей, объектов коммунального назначения ГП «Братский ЛПК» в муниципальную собственность г. Братска по состоянию на 01.01.1993, в данном акте сведений о квартире по *** в г.Братске отсутствуют.

Согласно сведениям поквартирной карточке № 2117 от 21.11.2011 в жилом помещении, расположенном по адресу: г. Братск ***, на регистрационном учете с 11.10.1985 состоит Онучин А.В.

Сообщением Военного комиссариата Иркутской области от 18.01.2012 подтверждается, что Онучин А.А. состоит на воинском учете в отделе военного комиссариата Иркутской области по городу Братску, зарегистрирован по адресу: г. ***, проживает по адресу: ***.

Согласно акту ООО «Жилтрест» от 12.12.2011 в ходе проверки факта фактического проживания по адресу: г. Братск, *** 09.12.2011, 10.12.2011, 11.12.2011, 12.12.2011 - двери никто не открыл. Со слов соседки из кв. *** Архангельской Л. П. в квартире никто не проживает. До декабря 2010 года проживали квартиранты. Данный акт подписан ИП Агафоновым В.В., мастером Филипповой Г.Н. и генеральным директором управляющей организации ООО «Жилтрест» Борозна А.Н..

В соответствии с постановлением Главы администрации города Братска от 20.08.1997 № 1057 передано Службе единого заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству в хозяйственное ведение муниципальное имущество, определенное договором, без права дальнейшей продажи и внесения его в качестве залога.

Согласно исторической справе от 08.07.2009 Муниципального предприятия «Служба единого заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству» муниципального образования города Братска Постановлением главы администрации г. Братска № 1057 от 20.08.1997 в г. Братске была создана Муниципальное унитарное предприятие «Служба единого заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству (МУП «СЕЗ по ЖКХ»). Распоряжением № 183 от 22.08.1997 Комитета по управлению имуществом и развитию рыночных структур г. Братска было создано Муниципальное унитарное предприятие «Служба единого заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству» с правом юридического лица и местонахождением по адресу***

Основная деятельность МУП «СЕЗ по ЖКХ» - организация содержания технического обслуживания и ремонта находящегося в его управлении муниципального имущества, обеспечение населения и организаций города жилищными и коммунальными услугами.

На основании решения Арбитражного суда Иркутской области от 06.04.2009 дело № А 19-4771/09-68 муниципальное предприятие «Служба единого заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству» прекратила свою деятельность в связи с ликвидацией.

Ранее допрошенный в судебном заседании свидетель Осорин Е.Л.суду пояснил, что является знакомым истца с 2007 года, ему известно, что истец проживает в квартире по адресу: ***. Он неоднократно бывал у него в квартире и видел, что там находятся его вещи, при этом когда они приходили к нему в гости он открывал дверь своим ключом. До смерти его отца они вместе там проживали, сделали в квартире ремонт. В 2008 году отец для учебы купил ему ноутбук, покупал ему вещи. Отслужив в армии, истец вернулся в квартиру и постоянно проживал в ней. Когда истец проживал вместе с отцом, они заботились друг о друге, покупали вещи, вместе питались, у них был общий быт, они жили одной семьей.

Свидетель Половинкина О.В. суду пояснила, что она проживает в квартире по адресу*** в течение пятнадцати лет, истца и его отца знает в течение трех лет. Она занимается собаководством. Она видела их вместе на рынке, где они покупали продукты. Она приходила в квартиру к истцу, видела, что он проживает вместе со своим отцом в соседнем доме по *** при этом истец, находясь в квартире, готовил еду, и он и его отец были одеты в домашнюю одежду. Квартира является однокомнатной, в ней находился диван, кресло-кровать, компьютер. Она приходила к ним делать уколы их собаке, видела как на улице отец с истцом гуляют с собакой. После смерти отца истец остался жить в этой квартире.

Свидетель Онучина Н.В. суду пояснила, что приходится истцу его матерью. С 1979 года она находилась в браке с его отцом. С 1986 года она с отцом истца проживали раздельно, она проживала в п. Чекановский, потом по ордеру получила квартиру по *** в г. Братске, а мужу осталась квартира по адресу: ***. Истец проживал вместе с нею до семи лет, потом он жил то у нее, то у отца, а в 2006 году он переехал к своему отцу и преимущественно проживал у него в квартире, там находились его вещи. К ней он тоже приходил, но с 2007 года стал постоянно жить вместе со своим отцом, так как сильно был привязан к нему и квартира, в которой проживал его отец, находилась рядом с местом его учебы. Сын учился в колледже и работал, отец с сыном все делали вместе, ходили на рыбалку, в лес за грибами, ягодами. Вместе делали в квартире ремонт, ходили в магазин за продуктами, вместе купили в квартиру телевизор, вместе питались. Когда сына провожали в армию, его провожали из квартиры по адресу: г. Братск ***. У них с отцом истца было еще две дочери, которые постоянно проживали вместе с ней в квартире по ул. Рябикова в г. Братске. Ей известно, что отец хотел зарегистрировать сына в квартире по ул. *** в г. Братске, но ему отказали по причине того, что это жилье является служебным.

Свидетель Онучина О.А. суду пояснила, что является сестрой истца, ей известно, что ее брат стал постоянно проживать в квартире их отца по адресу: г. Братск *** с 2007 года еще до того как он был в армии, он учился в колледже. У брата были свои ключи от квартиры, отец хотел, чтобы сын проживал с ним в спорной квартире. Знает, что истец с отцом вместе покупали мебель, электронную технику, также отец купил брату компьютер. Онучин А.А. жил с отцом одной семьей, они вместе питались, покупали продукты питания. Отец хотел зарегистрировать истца в спорном жилом помещении, однако ему отказали, так как оно служебное, о чем он не знал. Затем в феврале 2011 года отец уехал в лес и не успел довести начатое до конца, так как для регистрации истца в квартире, ему необходимо было взять разрешение в администрации г. Братска. В период проживания отца и брата в спорной квартире, ни кто с требованием об их выселении не обращался.

Свидетель Мирошниченко Л.П. суду пояснила, что знает Онучина А.А. его отца как соседей, она проживает на пятом этаже, а истец на четвертом. Она на протяжении 4-х лет не работает. Когда выходила на лестничную площадку видела истца и его отца, они стояли курили, были одеты по-домашнему, т.е. в тапочках и трико. Также она иногда заходила в *** квартиру, видела истца и его отца, они также были в домашней одежде. Она часто встречала истца в подъезде, видела как он своим ключом открывал двери и закрывал двери квартиры ***. После смерти Онучина А.В. истец остался проживать в квартире по адресу: *** и проживает в ней по настоящее время. Также до армии и после истец проживал в квартире отца.

Свидетель Хвощева Г.Е. суду пояснила, что она проживает по адресу: *** с 1988 года. С истцом знакома с 1983 года, а также с его родителями, они вместе проживали в п. Анзеби, затем отец Онучина А.А. получил квартиру № *** в г. Братске, куда он переехал всей семьей. Потом родители истца разошлись и дети остались проживать с матерью. Когда, истец учился в 9-10 классе, он стал проживать с отцом в его квартире. Истец поступил в колледж, потом ушел в армию, из армии также вернулся в квартиру отца и проживал с ним до его смерти. К матери истец приходил только в гости, так как постоянно проживал с Онучиным А.В. по адресу: ***. *** О том, что истец проживал с отцом, она знает со слов своего сына, который часто приходил в гости к истцу и видел, что он живет с отцом. Коме того, она сама заметила, что истец в квартире матери по *** появлялся редко. Когда истец учился в колледже, она с его матерью заходила в спорную квартиру, чтобы посмотреть как живет ее сын. В квартире на тот момент находился истец и его отец, в квартире были нормальные условия, чисто.

Свидетель Филиппова Г.Н. суду пояснила, что она работает в ООО «Жилтрест» с декабря 2011 года, до этого с 1994 года работала в «Жилкомсервис». С Администрации г. Братска неоднократно поступали запросы, начиная с 2010 года, о том, проживает ли кто-либо по адресу: г. Братск, ул***. Проверку по данному факту проводила она, приходила в разное время суток по указанному адресу, опрашивала соседей. Однако, двери в квартире ей никто не открывал. Из соседей ей удалось пообщаться с Архангельской из квартиры № ***, которая пояснила, что в квартире № *** никто не проживает, она не видела, что бы кто-то заходил в квартиру, хлопков дверями не слышала, что в квартире ранее проживали квартиранты. Также соседка сказала, что в квартире проживал Онучин, пожилой мужчина, который умер, с кем он жил, пояснить не смогла. Последний раз в доме № *** в г. Братске, она была в феврале 2011 года, разносила распечатки по квартплате, в спорной квартире никого не было. Ею был составлен акт проверки проживания в 2010, 2011, 2012 году, и везде она указывала, что в спорном жилом помещении никто не проживает со слов соседей, на стук в дверь никто не открывает.     

Анализируя представленные доказательства в их совокупности, суд находит установленным, что на основании специального ордера № 37 от 25.08.1985, выданного Исполнительным комитетом Совета депутатов трудящихся г. Братска Онучину А.В., работающему с 07.12.1984 года в Производственном управлении водопроводно-канализационного хозяйства в г. Братске с семьей состоящей из одного человека была предоставлена для проживания комната площадью 17 кв.м. в квартире № *** г. Братска. С 11.10.1985 года Онучин А.В. был зарегистрирован и постоянно проживал по указанному адресу.

В 2007 году Онучин А.В. вселил в спорное жилое помещение в качестве члена своей семьи своего сына Онучина А.А., 1989 года рождения, которое было его постоянным местом жительства. Они проживали совместно, одной семьей. В 2009 году истец был призван на службу в ряды Российской армии, и после демобилизации вернулся в г. Братск и проживал со своим отцом Онучиным А.В. в квартире № *** дома *** по *** в г. Братске по день смерти Онучина А.В..

Из пояснений истца, письменных материалов дела, свидетельских показаний Половинкиной О.В., Осорина Е.Л., Онучиной Н.В.. Онучиной О.А., Мирошниченко Л.П., Хвощевой Г.Е., не доверять которым у суда оснований не имеется, судом установлено, что с 2007 года Онучин А.А. постоянно проживал в спорном жилом помещении со своим отцом Онучиным А.В. по день его смерти 18.07.2011. Онучин А.В. и Онучин А.А. жили одной семьей, вели общее хозяйство, покупали необходимые вещи, заботились друг о друге, жилое помещение использовали по назначению, оплачивали квартплату и коммунальные услуги, производили текущий ремонт.

Показания свидетеля Филипповой Г.Н. о том, что со слов соседей в период с 2010 года по февраль 2012 года в квартире № *** в г. Братске никто не проживал, суд не принимает во внимание, поскольку данные показания суд находит противоречивыми, они не согласуются с другими материалами дела и противоречат показаниям других свидетелей. Ссылка Филипповой Г.Н. на пояснения соседки Архангельской Л.П.является несостоятельной и не может быть принята судом, поскольку ответчиками ходатайства о вызове и допросе Архангельской Л.П. свидетелем по делу не заявлялось, в акте проверки факта фактического проживания по адресу: *** от 12.12.2011г., в котором указывалось, что со слов соседки из кв*** Архангельской Л,П. в квартире никто не проживает, Архангельская Л.П. не подписывала. А исходя из распределении бремени доказывания, обязанность по доказыванию необоснованности иска, в том числе того, обстоятельства, что истец в спорной квартире не проживал и не приобрел права пользования ею, возложено на ответчиков, однако ими такие доказательства не были представлены суду. Так, свидетели Мирошниченко Л.П., Хвощева Г.Е., Половинкина О.В., Осорин Е.Л., которые не являются заинтересованными лицами по данному гражданскому делу, подтвердили в судебном заседании, что истец Онучин А.А. действительно постоянно проживал со своим отцом Онучиным А.В. в кв. *** дома *** по *** в г. Братске, они вели общее хозяйство, на совместные деньги покупали необходимые вещи в квартиру, осуществляли в ней ремонт. Данные обстоятельства подтвердили мать и сестра истца - Онучина О.А., Онучина Н.В., наличие между истцом и указанными свидетелями родственной связи не является достаточным основанием для исключения показаний этих свидетелей из числа относимых и допустимых доказательств по делу. Показания вышеуказанных свидетелей, которые были представлены истцом в подтверждение обоснованности иска не были опровергнуты ответчиками.

Суд не может положить в основу решения довод представителя ответчика Дворниковой Е. В. о том, что Акт проверки проживания от 24.10.2011, который представил истец не является доказательством обоснованности иска, поскольку данный акт подписан Половинкиной О.В., которая сама не проживает в спорной доме, а проживает по ***, кроме того, данный акт был составлен ИП Липовой Г.В., которая не имеет полномочий по составлению такого акта. Половинкина О.В. была допрошена судом в качестве свидетеля, она подтвердила, что истец проживал в спорной квартире вместе с отцом и остался жить в квартире и после его смерти, при этом она указала источник этих сведений, т.е. она видела это непосредственно. Данный акт был подписан и соседкой из кв. *** Савельевой В.А.. Доказательств отсутствия у ИП Липовой Г.В. полномочий на составление и подписания акта проверки проживания ответчиками суду не представлено и ходатайства об истребовании таких доказательств ответчиками не заявлялось. Кроме того, факт вселения истца в спорную квартиру и проживание в ней в качестве члена семьи ее нанимателя Онучина А.В. подтверждается другими, имеющимися в деле, доказательствами.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Онучин А.А. был вселен в квартиру по *** в г.Братске своим отцом Онучиным А.В.- нанимателем спорного жилого помещения в качестве члена его семьи и проживал с ним совместно, а поскольку истец после смерти своего отца, продолжает проживать в квартире, оплачивает все расходы по его содержанию, т.е. осуществляет обязанности нанимателя жилого помещения, сведений о том, что истец отказался от права пользования жилым помещением у суда не имеется, то суд считает, что исковые требования Онучина А.А. о признании его членом семьи нанимателя жилого помещения по адресу: *** и признании за ним права пользования спорным жилым помещением, подлежат удовлетворению.

Само по себе наличие у истца регистрации по другому адресу не свидетельствует о том, что он не приобрел права пользования спорной квартирой.

В соответствии с приложением к постановлению администрации муниципального образования г. Братска № 1712 от 25.08.2008 «Об утверждении списков жилых помещений, ранее отнесенных к специализированному жилищному фонду (служебные жилые помещения)» жилое помещение, расположенное по адресу: *** отнесено к жилым помещениям, ранее отнесенных к специализированному жилищному фонду (служебные жилые помещения) по Центральному округу.

Судом установлено, что Онучин А.В. вселился в квартиру № 92 по *** в г. Братске в установленном законом порядке на законных основаниях в качестве нанимателя жилого помещения на основании выданного Исполнительным комитетом Совета депутатов трудящихся г. Братска ордера № 37 от 25.08.1985 года, являющегося на тот момент единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.      

Как установлено судом из представленных доказательств, на момент отнесения спорного жилого помещения к специализированному жилищному фонду в 2006 году, на основании Постановления Мэра г. Братска № 2165 от 02.10.2006 года, утратившего силу, Онучин А.В., будучи вселен в него в установленном законом порядке, проживал в этом жилом помещении с момента его предоставления с 1985 года, т.е. фактически использовал его по назначению и нес все обязанности нанимателя жилого помещения. Данные обстоятельства не оспариваются ответчиками.

В соответствии со статьей 101 ЖК РСФСР, действовавшего на тот период, жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.

Пунктом 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 г. № 1301 предусмотрено, что государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Из изложенного следует, что после принятия решения о включении жилой площади в число служебных, данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такого, в органах государственной регистрации недвижимости. В реестр муниципального имущества это жилое помещение включено в 1999 году.

Однако доказательств того, что спорное жилое помещение было зарегистрировано в качестве служебного в органах государственной регистрации недвижимости, стороной ответчика в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не представлено.

Поэтому, по мнению суда, спорное жилое помещение не является служебным, доказательств обратного суду не представлено.

Более того, если спорное жилое помещение и являлось служебным, но требования к Онучину А.В. и его сыну Онучину А.А., проживавшим в спорной квартире, о выселении из названного жилого помещения после прекращения трудовых отношений никем не предъявлялись, за Онучиным А.А. судом признано право пользования спорным жилым помещением, то в настоящее время истец не может быть выселен из занимаемого им жилого помещения без предоставления другого жилого помещения в соответствии со статьей 13 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», предусматривающей, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 92 ЖК РФ использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Как следует из п.3 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 года № 42, отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также, если имеют обременения прав на это имущество.

Постановлением Администрации Муниципального образования г. Братска № 1712 от 25.08.2008 года спорное помещение отнесено к специализированному жилищному фонду, тогда как Онучину А.В. данное жилое помещение как служебное было предоставлено по служебному ордеру в 1985 году, он в ней проживал с августа 1985 года по день смерти, а зарегистрирован с 11.10.1985 года. После прекращения трудовых отношений Онучин А.В. со спорного жилого помещения выселен не был, продолжал проживать в нем, нес бремя содержания квартиры, использовал жилое помещение по назначению, вселил в него своего сына Онучина А.А., т.е. пользовался жилым помещением на условиях социального найма.

Таким образом, суд находит, что данное Постановление в части отнесения спорной квартиры к специализированному жилищному фонду (служебные жилые помещения) противоречит п. 3 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и нарушает право истца на приватизацию спорного жилого помещения, являющееся производным от права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма.

В связи с принятием Постановления Администрации Муниципального образования г. Братска от 25.08.2008 года за № 1712 «Об утверждении Списков жилых помещений, ранее отнесенных к специализированному жилищному фонду (служебные жилые помещения)» постановление мэра г. Братска № 2165 от 02.10.2006 года, которым ранее спорное жилое помещение также было отнесено к специализированному жилищному фонду, признано утратившим силу.

Исходя из вышеизложенного, суд считает, что требование Онучина А.А. о признании незаконным Постановления Администрации Муниципального образования г. Братска от 25.08.2008 года за № 1712 «Об утверждении Списков жилых помещений, ранее отнесенных к специализированному жилищному фонду (служебные жилые помещения)» в части включения жилого помещения, расположенного по адресу: *** является обоснованным и подлежащим удовлетворению.

При этом суд не может согласиться с доводами администрации г. Братска о необоснованности исковых требований Онучина А.А., поскольку они по вышеуказанным основаниям не основаны на законе и суду не были предоставлены доказательства в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, подтверждающие, что у истца Онучина А.А. не возникло право пользования спорным жилым помещением по договору социального найма жилого помещения, а также, что на момент принятия оспариваемого Постановления спорное жилое помещение было свободным и не обремененным правами каких-либо лиц.

В соответствии с пунктом 1 приложения № 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» от 27.12.1991 года № 3020-1 (в ред. Постановлений ВС РФ от 23.05.1992 № 2824-1, от 27.01.1993 № 4375-1, от 21.07.1993 № 5475-1 (ред. 24.12.1993), с изменениями, внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.09.1993 № 15-П) и п. 2 данного Постановления, обьекты государственной собственности, указанные в приложении № к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов; жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), отнесен к объектам муниципальной собственности.

Довод представителя администрации г.Братска Дворниковой Е.В. о том, жилой дом, расположенный по адресу: г. Братск ул. Мира, 31 с момента ввода в эксплуатацию находился в управлении местной администрации (на балансе горкомхоза - исполкома Братского городского Совета депутатов трудящихся) и государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям никогда не принадлежал, что спорное жилое помещение было отнесено к служебному жилому помещению, не может поколебать решение суда, поскольку передача жилищного фонда из государственной собственности в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилых помещений; поэтому при передаче в муниципальную собственность указанные жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма.

Довод ответчика администрации г.Братска о том, что была нарушена процедура вселения при вселении истца, что не было получено согласия наймодателя на вселение истца, является несостоятельным, т.к. в силу ч.1 ст. 70 ЖК РФ такого согласия при вселении нанимателем в занимаемое им по договору социального найма жилое помещение своих детей не требуется.

При таких обстоятельствах суд соглашается с доводами истца и его представителя и считает, что исковые требования о признании истца членом семьи нанимателя спорного жилого помещения, признании за ним права пользования этим жилым помещением на условиях социального найма и признании постановления администрации муниципального образования г.Братска № 1712 от 25.08.2008г. незаконным в части отнесения кв. *** в г.Братске к служебному жилому помещению, подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина.

Согласно ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных данным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статьей 7 названного Закона предусмотрено, что передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов (ст. 8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»).

В п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.08.1993 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» разъяснено, что исходя из смысла преамбулы и статей 1, 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с таким требованием. При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного статьями 7, 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение).

Таким образом, само по себе желание гражданина приватизировать жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, в отсутствие с его стороны обязательных действий (обращение с соответствующим заявлением и необходимыми документами в уполномоченный орган) в силу положений статей 2, 7, 8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и разъяснений по их применению, содержащихся в вышеприведенном пункте Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации не может служить правовым основанием для заключения с ним договора на бесплатную передачу в собственность жилых помещений.

Истцом не представлено доказательств того, что ранее право на бесплатную приватизацию жилого помещения он не использовал, что он обращался в установленном законом порядке в уполномоченный орган с заявлением о заключении с ним договора приватизации вышеуказанного жилого помещения.

Поэтому суд считает необходимым отказать Онучину А.А. в удовлетворении исковых требований о обязании КУМИ г. Братска заключить с ним договор на бесплатную передачу в собственность квартиры № ***.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Онучина А. А. удовлетворить частично.

Признать Онучина А. А. членом семьи нанимателя жилого помещения - кв. *** в г.Братске Онучина А. В., умершего 18 июля 2011 года.

Признать Постановление администрации «Муниципального образования г.Братск» № 1712 от 25.08.2008г. «Об утверждении Списков жилых помещений, ранее отнесенных к специализированному жилищному фонду ( служебные жилые помещения)» незаконным в части отнесения квартиры *** в г.Братске к служебному жилому помещению.

Признать за Онучиным А. А. право пользования жилым помещением кв.*** в г.Братске на условиях социального найма.

Отказать в удовлетворении иска Онучина А.А. в части обязания Комитета по управлению муниципальным имуществом и развитию потребительского рынка муниципального образования г.Братска заключить с Онучиным А. А. договор на бесплатную передачу в собственность кв. *** в г.Братске.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд в течение месяца с момента составления мотивированного решения суда, с которым лица, участвующие в деле, вправе ознакомиться 19.03.2012 в 16:30.

Судья:                                                                                  О. В. Вершинина

Решение вступило в законную силу 06.07.2012