о пресечени действий, нарушающих право или создающих угрозу



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                                 

31 мая 2012 года Братский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Мельниковой Е.М.,

при секретаре Небользиной Т.А.,

с участием истца Филиппова С.Н., представителя ответчика Управления министерства социальной защиты, опеки и попечительства Иркутской области в г. Братске по доверенности № 3 от 10.01.2012 г. Никешиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1592/2012 по иску Филиппова С.Н. к Управлению министерства социального развития, опеки и попечительства в Иркутской области по г. Братску о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, возмещении убытков, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Филиппов С.Н. обратился с иском в суд к Управлению министерства социального развития, опеки и попечительства в Иркутской области по г. Братску о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, возмещении убытков, компенсации морального вреда. В обоснование своих исковых требований Филиппов С.Н. указал, что 05 апреля 2012 года, при оказании протезно-ортопедической помощи представителями протезно-ортопедического предприятия г. Иркутска ему было отказано в её получении: замена протеза, обувь - 2 пары в год (1 пара на утеплённой подкладке, 1 пара без утеплённой подкладки), на том основании, что он не имеет направления от управления минсоцразвития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Братску. Представители управления минсоцразвития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Братску отказали ему в выдаче направления на замену протеза и получения других государственных услуг, сославшись на то, что у него нет заключения об отсутствии противопоказаний к обеспечению TCP и других подписей врачебной комиссии.

Так как карта № 668 к акту освидетельствования N 700 от 02 апреля 2010 года содержит в п.п.9-10 сведения о том, что выдана на срок до бессрочно, очередному освидетельствованию не подлежит, а также потому, что в соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" решение органа медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти и органами местного самоуправления, организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности считает, что требования и отказ ответчика в выдаче направления на замену протеза, обеспечения обуви не обоснованы и нарушают его право на получение государственной помощи, гарантированное законами и Конституцией РФ.

От своего права на замену протеза и получение обуви, в соответствии с картой № 668 он не отказывается. 05 апреля 2012 года, в ГБ № 5 г. Братска управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г.Братску обязаны были выдать ему направление на замену протеза и получение других государственных услуг оказываемых выездной бригадой протезно-ортопедического предприятия г. Иркутска, на основании карты № 668 к акту освидетельствования № 700 от 02 апреля 2010 года, так как протез и обувь уже были назначены в перечне мероприятий медицинской реабилитации при отсутствии противопоказаний бессрочно, исполнитель проведения мероприятий медицинской реабилитации - органы соцзащиты населения. В связи с тем, что срок замены протеза составляет каждые 2 года, значит, изделие подлежит замене в связи с истечением срока годности, а срок обеспечения обувью - каждый год.

В письме от 12.03.2012 г. исходящий № 2854 ответчик сообщает, что тростью опорной металлической он был обеспечен 11.11.2010 г. и что только после истечения срока пользования TCP (2 года) он имеет право обратиться за получением новой трости, Он не согласен с данным решением, так как TCP предоставляется по заявлению инвалида и согласно карте № 668 к акту освидетельствования № 700 от 02 апреля 2010 г. с апреля 2012 года он имеет право обратиться в управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Братску для обеспечения трости опорной металлической. Для того чтобы произвести замену протеза (срок замены-каждые два года) и получить две пары обуви (срок получения - каждый год) ему придётся ехать в протезно-ортопедическое предприятие, находящееся в *** на поезде, в плацкартном вагоне. Затем надо будет ехать на примерку, то есть будут понесены убытки не по его вине. Так как цена поездки в один конец составляет *** руб., а съездить надо 4 раза, значит, расходы составят *** рублей.

Отказав в предоставлении государственных услуг управление соцразвития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Братску нарушили его права предусмотренные законами и Конституцией РФ, а также нематериальные блага, предусмотренные статьёй 150 ГК РФ так как пришлось унижаться и нервничать, доказывая своё право на получение бессрочной, безвозмездной помощи от представителей министерства соцразвития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Братску. Компенсацию причинённого ему морального вреда он оценивает в *** рублей. Просит суд обязать Управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Братску выдать ему направление в протезно-ортопедическое предприятие г. Иркутска на замену протеза, получение 2-х пар обуви (1 пара на утеплённой подкладке, 1 пара без утеплённой подкладки), обеспечить его тростью опорной металлической, согласно карте № 668 от 02 апреля 2010 года. Взыскать с Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Братску в его пользу убытки в размере *** рублей, компенсацию морального вреда в размере *** рублей.

В судебном заседании истец Филиппов С.Н. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске, суду пояснил, что 08 февраля 2006 года МУЗ ГБ-1 г. Братска Иркутской области ему было выдано направление в протезное предприятие для обеспечения TCP при отсутствии противопоказаний. Если карта № 471 к акту освидетельствования № 471 от 08.02.2008 года в п. 13 содержит сведения о том, что дата очередного освидетельствования февраль 2010 года, то в карту № 668 к акту освидетельствования № 700 от 02 апреля 2010 в п. 10 специалистами филиала № 21 ГБ МСЭ г. Братска, на основании протокола врачебной комиссии МАУЗ ГБ № 1
г.Братска, была внесена запись о том, что очередному освидетельствованию не подлежит, п. 9 - выдана на срок - бессрочно. Следовательно, противопоказания для обеспечений TCP отсутствуют на срок - бессрочно. Просит суд удовлетворить его исковые требования в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика Управления министерства социальной защиты, опеки и попечительства Иркутской области в г. Братске по доверенности Никешина Е.А. исковые требования не признала, суду пояснила, что согласно накладной № 1856 от 20 мая 2010г. о получении изделия Филиппов С.Н. был обеспечен ортопедическими полуботинками мужскими, согласно накладной № 3979 от 18 сентября 2010г. - ортопедическими ботинками утепленными, согласно накладной № 2166 от 26 мая 2010г. - протезом бедра. Согласно акту сдачи-приемки TCP № 24 Филиппов С.Н. обеспечен тростью опорной металлической с УПС 11 ноября 2010 года. Поскольку индивидуальная программа реабилитации № 668 от 13.04.2010г. разработана бессрочно, Филиппову С.Н. на обращение в управление по г. Братску о выдаче направления на изготовление протезно-ортопедических изделий было указано на необходимость обратиться в МАУЗ «Городская больница №1» за получением выписки из протокола врачебной комиссии об отсутствии противопоказаний к обеспечению протезно-ортопедическими изделиями, рекомендованными индивидуальной программой реабилитации № 668 от 13.04.2010г. для последующего обращения в управление по г. Братску по вопросу выдачи направлений на изготовление протезно-ортопедических изделий (исх. № 2854 от 12.03.2012г.). Кроме того, управлением по г. Братску, в целях оказания содействия Филиппову С.Н. в получении выписки из протокола врачебной комиссии, был направлен запрос главному врачу МАУЗ «Городская больница №1» В,Б. Левченко о предоставлении соответствующей выписки (исх. № 2194 от 24.02.2012г., ответ не получен).

Для приближения протезно-ортопедической помощи населению с целью обеспечения инвалидов протезами, протезно-ортопедическими изделиями на территории г. Братска с 2 по 6 апреля 2012г. по адресу: ***, МАУЗ «Городская больница № 5» работала выездная комплексная бригада, в состав которой входили специалисты протезно-ортопедического предприятия (кабинет № 604), медико-социальной экспертизы, управления министерства по г. Братску (кабинет № 602), специалисты врачебных комиссии (кабинет № 615).

Филиппов С.Н. был приглашен специалистами управления по г. Братску в дни работы выездной комплексной бригады для получения выписки из протокола врачебной комиссии об отсутствии противопоказаний к протезированию с целью выдачи ему направления на изготовление протезно-ортопедических изделий и оформления заказа у специалистов протезного предприятия. На приеме у специалиста управления по г. Братску 5 апреля 2012г. Филиппов С.Н. категорически отказался обращаться к специалистам врачебной комиссии поликлиники МАУЗ «Городская больница №5».

Исходя из вышеизложенного, требования Филиппова С.Н. о понуждении управления по г. Братску выдать направление в протезно-ортопедическое предприятие г. Иркутска на замену протеза, получение 2-х пар обуви, а также выдать трость опорную металлическую является необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Судом установлено, что согласно ст. 11 Федерального закона от 24.22.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

В соответствии с п. 2 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.04.2008г. № 240 (далее Правила), обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разработанными федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития РФ.

В соответствии с п. 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.04.2008г. № 240, и п. 7 Положения о порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 22.03.2010г. № 44-ПП, обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями осуществляется путем:

а) предоставления соответствующего технического средства реабилитации
или протезно-ортопедического изделия;

б) оказания услуг по ремонту или замене ранее предоставленного
технического средства реабилитации или протезно-ортопедического изделия;

в) предоставления проезда инвалиду, сопровождающему его лицу при
необходимости, установленной индивидуальной программой реабилитации
(заключением) к месту нахождения организации, обеспечивающей техническим
средством реабилитации или протезно-ортопедическим изделием, отобранными
Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области
в порядке, установленном законодательством РФ для размещения заказов на
поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд;

г) оплаты проживания инвалида, сопровождающего его лица в случае
изготовлении технического средства реабилитации или протезно-ортопедического
изделия в амбулаторных условиях;

д) выплаты компенсации расходов на мероприятие, указанное в п. «в» в
случае осуществления этих расходов за счет средств инвалидов.

Пунктом 9 Правил, установлено, что сроки пользования техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями до их замены устанавливаются Министерством здравоохранения и социального развития РФ.

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27.12.2011г. № 1666н «Об утверждении сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезов и протезно-ортопедическими изделиями до их замены» срок пользования составляет: ортопедическая обувь (на утепленной подкладке и без утепленной подкладки) не менее 1 года, протез бедра не менее 2 лет, трость опорная металлическая не менее 2 лет. В примечании 3 к вышеназванному Приказу указано, что срок пользования техническим средством реабилитации, протезом и протезно-ортопедическим изделием исчисляется с даты предоставления его инвалиду.

В соответствии с п.9 раздела II Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 04.08.2008г. № 379н, замена технических средств реабилитации по истечении установленного срока пользования в период действия индивидуальной программы реабилитации инвалида осуществляется организацией, уполномоченной исполнительным органом государственной власти субъекта РФ по месту жительства инвалида при наличии у него заключения об отсутствии противопоказаний к обеспечению инвалида техническим средством реабилитации, выдаваемого врачебной комиссией медицинской организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь инвалиду.

Согласно справке *** Филиппов С.Н. является инвалидом второй группы по общему заболеванию бессрочно.

Согласно индивидуальной программе реабилитации № 668 от 13.04.2010г. разработанной Филиппову С.Н. бессрочно, в перечне мероприятий медицинской реабилитации указан протез бедра рабочий 1. шт. на 2 года с 02.04.2010 г. бессрочно; ортопедическая обувь 2 пары в год 1 пара на утепленной подкладке 1 пара без утепленной подкладки с 02.04.2010 г. бессрочно; в перечне технических средств реабилитации указана трость опорная металлическая с УПС рост 173 см на 2 года.

Согласно накладной № 1856 от 20 мая 2010 года о получении изделия получателем Филиппов С.Н. был обеспечен ортопедическими полуботинками мужскими две пары.

Согласно накладной № 3979 от 18 сентября 2010 года Филиппов С.Н. был обеспечен ортопедическими ботинками утепленными две пары.

Согласно накладной № 2166 от 26 мая 2010 года Филиппов С.Н. был обеспечен протезом бедра.

Согласно акту сдачи-приемки TCP № 24 Филиппов С.Н. обеспечен тростью опорной металлической с УПС 11 ноября 2010 года.

В письме Управления министерства социальной защиты, опеки и попечительства Иркутской области в г. Братске исх. № 3790 от 02.04.2012г. Филиппову С.Н. указано на необходимость обратиться в МАУЗ «Городская больница №1» за получением выписки из протокола врачебной комиссии об отсутствии противопоказаний к обеспечению протезно-ортопедическими изделиями, рекомендованными индивидуальной программой реабилитации № 668 от 13.04.2010г. для последующего обращения в управление по г. Братску по вопросу выдачи направлений на изготовление протезно-ортопедических изделий.

Согласно запросу Управления министерства социальной защиты, опеки и попечительства Иркутской области в г. Братске главному врачу МАУЗ «Городская больница №1» исх. № 2194 от 24.02.2012г. о предоставлении выписки из протокола врачебной комиссии об отсутствии противопоказаний к обеспечению протезно-ортопедическими изделиями, рекомендованными индивидуальной программой реабилитации № 668 от 13.04.2010 г.

Анализируя представленные доказательства, судом установлено, что истец Филиппов С.Н. является инвалидом 2 группы по общему заболеванию.

Индивидуальной программой реабилитации № 668 от 13.04.2010 г., разработанной Филиалом № 21 ГБ МСЭ для Филиппова С.Н., предусмотрен перечень реабилитационных мероприятий и технических средств реабилитации, а именно, в перечне мероприятий медицинской реабилитации указан протез бедра рабочий 1 шт. на 2 года с 02.04.2010 г. бессрочно; ортопедическая обувь 2 пары в год: 1 пара на утепленной подкладке и 1 пара без утепленной подкладки с 02.04.2010 г. бессрочно; в перечне технических средств реабилитации указана трость опорная металлическая с УПС рост 173 см на 2 года.

Согласно ст. 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Как следует из предоставленных суду накладных и акта сдачи-приемки ТСР, 20 мая 2010 года Филиппов С.Н. был обеспечен двумя парами ортопедических полуботинок; 18 сентября 2010 года - двумя парами ортопедических утепленных ботинок; 26 мая 2010 года - протезом бедра; 11 ноября 2010 года - тростью опорной металлической с УПС.

Таким образом, обязанность органов государственной власти, предусмотренная ст. 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», по исполнению индивидуальной программы реабилитации Филиппова С.Н. была выполнена. Филиппов С.Н был обеспечен двумя парами ортопедических утепленных ботинок и двумя парами ортопедических полуботинок на два года (по одной паре в год) до 18 сентября 2012 г. и 20 мая 2012 г. соответственно; тростью опорной металлической с УПС на срок 2 года до 11 ноября 2012 г.; протезом бедра на срок 2 года до 26 мая 2012 г.

Судом установлено, что Филиппов С.Н. 22.02.2012 г. обращался в Управление министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области по г. Братску по вопросу выдачи направлений на изготовление протезно-ортопедических изделий, а именно протеза бедра в комплекте, ортопедической обуви на утепленной подкладке(1 пара), ортопедической обуви без утепленной подкладки (1 пара).

В ответ на его обращение заместителем начальника управления было письменно разъяснено о необходимости обратиться в МАУЗ «Городская больница №1» за получением выписки из протокола врачебной комиссии об отсутствии противопоказаний к обеспечению протезно-ортопедическими изделиями, рекомендованными индивидуальной программой реабилитации № 668 от 13.04.2010г. для последующего обращения в управление по г. Братску по вопросу выдачи направлений на изготовление протезно-ортопедических изделий.

Филиппов С.Н. своевременно был информирован Управлением министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области в г. Братске о необходимости предоставления указанного заключения, более того, ответчиком в целях оказания содействия Филиппову С.Н. в получении заключения врачебной комиссии, был направлен запрос главному врачу МАУЗ «Городская больница №1» о предоставлении соответствующего заключения. Также ответчиком Филиппову С.Н. было разъяснено, что для приближения протезно-ортопедической помощи населению с целью обеспечения инвалидов протезами, протезно-ортопедическими изделиями на территории г. Братска с 2 по 6 апреля 2012г. по адресу: г. Братск, ул. Рябикова, 34, МАУЗ «Городская больница № 5» работала выездная комплексная бригада, в состав которой входили специалисты протезно-ортопедического предприятия (кабинет № 604), медико-социальной экспертизы, управления министерства по г. Братску (кабинет № 602), специалисты врачебных комиссии (кабинет № 615).

В соответствии с п.9 раздела II Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 04.08.2008г. № 379н, замена технических средств реабилитации по истечении установленного срока пользования в период действия индивидуальной программы реабилитации инвалида осуществляется организацией, уполномоченной исполнительным органом государственной власти субъекта РФ по месту жительства инвалида при наличии у него заключения об отсутствии противопоказаний к обеспечению инвалида техническим средством реабилитации, выдаваемого врачебной комиссией медицинской организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь инвалиду.

Таким образом, наличие заключения врачебной комиссии об отсутствии противопоказаний к обеспечению инвалида техническим средством реабилитации является обязательным условием для выдачи Филиппову С.Н. направления на замену протезно-ортопедических изделий.

Поскольку истцом не было представлено ответчику заключение врачебной комиссии об отсутствии противопоказаний к обеспечению инвалида техническим средством реабилитации, направление на изготовление протезно-ортопедических изделий Управлением министерства социального развития опеки и попечительства ему выдано не было правомерно.

Доводы истца о том, что за заменой трости опорной он может обратиться к ответчику в апреле 2012г., то есть по истечении 2 лет с момента назначения указанного технического средства реабилитации в ИПР, не соответствует нормам действующего законодательства, поскольку в примечании 3 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27.12.2011г. № 1666н «Об утверждении сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезов и протезно-ортопедическими изделиями до их замены» указано, что срок пользования техническим средством реабилитации, протезом и протезно-ортопедическим изделием исчисляется с даты предоставления его инвалиду. Как указано выше Филиппов С.Н был обеспечен тростью опорной металлической с УПС 11.11.2010г. Таким образом, срок замены указанного технического средства реабилитации наступит по истечении 2 лет с указанной даты, то есть 11.11.2012г.

Исходя из вышеизложенного, требования Филиппова С.Н. о понуждении управления по г. Братску выдать направление в протезно-ортопедическое предприятие г. Иркутска на замену протеза, получение 2-х пар обуви, а также выдать трость опорную металлическую является необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

В соответствии с пунктами 26-28 Положения о порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 22.03.2010г. № 44-ПП, одновременно с уведомлением о постановке на учет по обеспечению протезно-ортопедическим изделием, инвалиду выдается направление на получение, изготовление, ремонт протезно-ортопедического изделия, а в случае необходимости проезда инвалида к месту нахождения организации для изготовления протезно-ортопедического изделия и обратно, также выдается специальный талон на право бесплатного получения проездных документов для проезда на железнодорожном транспорте и (или) именное направление для бесплатного получения проездных документов на проезд автомобильным, воздушным и водным транспортом транспортных организаций, отобранных в порядке, установленном законодательством РФ для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, для осуществления проезда. При проезде инвалида за счет собственных средств к месту нахождения организации и обратно, ему выплачивается компенсация расходов на оплату проезда, подтвержденных проездными документам, при наличии выданного организацией письменного подтверждения необходимости поездки в случае, если использовались виды транспорта, указанные в п. 29 вышеназванного Положения.

Исходя из вышеизложенного, учитывая, что Филиппов С.Н. в настоящее время не понес убытки, связанные с проездом в организацию для изготовления протезно-ортопедического изделия, требование Филиппова С.Н. о взыскании убытков, фактически не понесенных при проезде к месту нахождения организации для изготовления протезно-ортопедического изделия, в размере *** рублей, удовлетворению не подлежат.

В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса РФ компенсация морального вреда может быть возложена судом, если гражданину причинены физические или нравственные страдания действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом.

Поскольку судом не были установлены действия (бездействия) ответчика, нарушающие личные неимущественные права истца, следовательно, в удовлетворении требования Филиппова С.Н. о взыскании с управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Братску компенсации морального вреда в размере *** рублей следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Филиппова С. Н. к Управлению министерства социального развития, опеки и попечительства в Иркутской области по г. Братску об обязании выдать направление в протезно-ортопедическое предприятие г. Иркутска на замену протеза, получение 2-х пар обуви (1 пара на утеплённой подкладке, 1 пара без утеплённой подкладки), обязании обеспечить тростью опорной металлической, согласно карте № 668 от 02 апреля 2010 года, взыскании убытков в размере *** рублей, взыскании компенсации морального вреда в размере *** рублей - отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд в течении месяца с момента изготовления мотивированного решения суда.

Судья                                                                                                Е.М. Мельникова

Решение вступило в законную силу: 27.07.2012г.