о выделении жилья



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 марта 2012 года Братский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующей судьи Артёмовой Ю.Н.,

при секретаре      Шадриной С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-745/2012 по иску Федичкиной А. Ю. к Администрации Муниципального образования города Братска о понуждении предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма,

У С Т А Н О В И Л:

Федичкина А.Ю. обратился в Братский городской суд с иском к Администрации Муниципального образования «город Братск» о понуждении предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма.

В дальнейшем уточнила исковые требования, просит понудить Администрацию Муниципального образования «город Братск» предоставить жилое помещение по договору социального найма общей площадью 28 кв.м. на территории ЦО г. Братска.

В обоснование требований указала, что является ребенком-сиротой. На основании постановления администрации муниципального образования города Братска от 22.03.2010 г. № 592 «О принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях», она принята на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма вне очереди. В настоящее время она окончила БФ ИГУ, вынуждена была выселиться из общежития, предоставляемого ей учебным заведением и снимать жилое помещение, поскольку ей не было предоставлено иного жилого помещения.

В судебном заседании истец исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, просит обязать Администрацию г. Братска предоставить ей жилое помещение, находящееся в границах ЦО населенного пункта г. Братск Иркутской области, вне очереди, по договору социального найма, не ниже установленных социальных норм из расчета 28 кв.м. общей площади.

В судебном заседании представитель ответчиков Администрации МО «Город Братск» Курдюкова С.М., действующая на основании доверенности от 11.01.2012 г., иск не признала по доводам изложенных в отзыве, суду пояснила, что истец поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, жилое помещение будет предоставлено ей в порядке поступления денежных средств из областного бюджета.

В судебное заседание представители третьих лиц Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Братску, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, не явились, представитель Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Братску представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Изучив все материалы дела, в том числе предмет и основание заявленного иска, исследовав и оценив все представленные по делу доказательства, выслушав в судебном заседании истца, полномочного представителя ответчика, которые полностью поддержали и изложили свои позиции по делу, суд пришел к выводу, что заявленный иск подлежит частичному удовлетворению.

Согласно требованиям ч. 2 ст. 155.3 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства)...

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальнойподдержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети,находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования.. . обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Жилищным кодексом РФ право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовановне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, времени принятия их на учет.

Из постановления администрации муниципального образования города Братска от 22.03.2010 г. № 592 «О принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях», суд установил, что истец принята на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма вне очереди.

Из писем Администрации г. Братска № 02-168/03/11 от 21.02.2011 г., № 18739/01/11 от 21.11.2011г. суд установил, что в предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения истцу отказано, «вопрос будет решен по мере поступления денежных средств».

Анализируя представленные доказательства, суд находит, что истец 13.01.1989 года рождения, является сиротой, что подтверждается постановлением администрации муниципального образования города Братска от 22.03.2010 г. № 592 «О принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях».

Согласно требованиям ч. 2 ст. 155.3 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальнойподдержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети,находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства)...

Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников). Иное толкование приведенных выше положений статьи 57 ЖК Российской Федерации противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования.. . обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ от 06.10.2003 и ст. 57 ЖК РФ обязанность по обеспечению малоимущих граждан жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством возложена на органы местного самоуправления.

Из постановления администрации муниципального образования города Братска от 22.03.2010 г. № 592 «О принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях», суд установил, что истец принята на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма вне очереди.

Из писем Администрации г. Братска № 02-168/03/11 от 21.02.2011 г., № 18739/01/11 от 21.11.2011г. суд установил, что в предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения истцу отказано, «вопрос будет решен по мере поступления денежных средств».

Таким образом, суд расценивает указанные письма Администрации г. Братска как отказ в предоставлении во внеочередном порядке истцу жилого помещения по договору социального найма, и признает его незаконным. Довод представителя администрации г. Братска о том, что при отсутствии фактического финансирования органы местного самоуправления не могут нести обязанность по предоставлению истцу жилья, не может быть принят во внимание, поскольку действующее законодательство возлагает на орган местного самоуправления обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения, во внеочередном порядке, независимо от наличия или отсутствия в бюджете муниципального образования на это денежных средств.

В соответствии со ст. 4 Закона Иркутской области от 22.06.2010 № 50-ОЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области» детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, однократно предоставляются жилые помещения по договорам социального найма. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам по их заявлению, поданному в уполномоченный орган на основании решений уполномоченного органа.

Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам по месту их учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в границах соответствующего населенного пункта.

Жилое помещение по договору социального найма предоставляется детям-сиротам общей площадью 33 квадратных метра. С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирных домов размер общей площади, указанный в абзаце первом настоящей части, увеличивается или уменьшается не более чем на 5 квадратных метров.

В связи с вышеизложенным суд находит исковые требования истца о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди не менее 28 кв.м. общей площади, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о предоставлении жилого помещения именно в жилом районе Центральный г. Братска, поскольку данное требование противоречит нормам ЖК РФ, а именно п. 1 ст. 89, который предусматривает, что такое жилое помещение должно в находиться в границах населенного пункта, а не конкретного района.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Федичкиной А.Ю. удовлетворить частично.

Обязать администрацию муниципального образования города Братск предоставить Федичкиной А. Ю., как лицу, относящемуся к категории детей-сирот, вне очереди жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям города Братска, находящееся в границах населенного пункта города Братск Иркутской области, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 28 кв.м. по договору социального найма.

В удовлетворении исковых требований Федичкиной А. Ю. о предоставлении жилого помещения на территории жилого района Центрального округа г. Братска - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья      Ю.Н.Артёмова

Решение вступило в законную силу: 08.06.2012г.