Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 11 июля 2012 года Братский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Мельниковой Е.М., при секретаре Небользиной Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2311/2012 по иску Чупиной О. Л. к Управлению пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Братске и Братском районе о признании решения незаконным, включении периодов в специальный стаж, признании права на назначение досрочной трудовой пенсии, У С Т А Н О В И Л: Истец Чупина О.Л. обратилась в суд с исковым заявлением, в котором просит признать решение Управления пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Братске и Братском районе об отказе в досрочном установлении ей пенсии по старости от 22.02.2012 года незаконным, включить периоды ее работы: с 01.10.1992г. по 04.09.1995г. (2г.11мес.4дня) в должности воспитателя в дошкольного учреждения № 101 г.Братска, с 05.09.1995г. по 04.01.1997г. (1г.4мес.), с 11.01.1997г. по 01.11.1998г. (1г.9мес.21день), с 07.11.1998г. по 29.07.1999г. (8мес.23 дня), с 31.07.1999 по 16.08.1999 ( 16дней), с 27.08.1999г. по 06.02.2001г. ( 1 г.5 мес.10дней) в должности воспитателя в Муниципальном детском дошкольном образовательном учреждении № 101 г.Братска, с 30.07.2010г. по 26.08.2012г ( 27 дней) в должности воспитателя в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад общеразвивающего вида № 101» в специальный педагогический стаж, признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости с 16.02.2012 года. В обоснование заявления истец указала, что в спорные периоды работала в должности - воспитателя в дошкольном учреждении № 101. Ответчик не зачел спорные периоды в льготный стаж, в связи с тем, что наименование учреждения, в котором она работала, не предусмотрено Списком. Считает отказ в назначении пенсии незаконным, поскольку на момент обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии выработала необходимый педагогический стаж. В судебное заседание истец Чупина О.Л. не явилась, просит рассматривать дело в ее отсутствие. Представитель ответчика УПФ РФ (ГУ) в г. Братске и Братском районе, действующая на основании доверенности № АЛ-09/23197 от 26.12.2011г., сроком действия до 31.12.2012г., Леонтьева Е.А. исковые требования не признала, суду пояснила, что истец действительно обратилась в пенсионный фонд за назначением досрочной трудовой пенсии. Однако выработанный ею подтвержденный специальный стаж составил 16 лет 11 месяцев 27 дней, при требуемом 25 лет педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей. В специальный стаж не подлежат зачету периоды работы истца : с 01.10.1992г. по 04.09.1995г. (2г.11мес.4дня), с 05.09.1995г. по 04.01.1997г. (1г.4мес.), с 11.01.1997г. по 01.11.1998г. (1г.9мес.21день), с 07.11.1998г. по 29.07.1999г. (8мес.23 дня), с 31.07.1999 по 16.08.1999 ( 16дней), с 27.08.1999г. по 06.02.2001г. ( 1 г.5 мес.10дней), с 30.07.2010г. по 26.08.2012г ( 27 дней) в качестве воспитателя в дошкольном учреждении № 101, так как учреждения «дошкольное учреждение», «детское дошкольное образовательное учреждение», «дошкольное образовательное учреждение» не предусмотрено Списком учреждений, утвержденным Постановлением Правительства от 29.10.2002 года №781. Следовательно, оснований для включения в педагогический стаж истца оспариваемых периодов не имеется, потому отказ истцу в назначении досрочной трудовой пенсии является законным и обоснованным, а ее требования удовлетворению не подлежат. Выслушав пояснения представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно Решению Управления пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Братске и Братском районе № 8/22 от 22.02.2012г. истец Чупина О.Л. обратилась с заявлением о назначении пенсии 16.02.2012 года, в досрочном назначении пенсии по старости по п.п.19 п.1 ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» истице отказано. В стаж на соответствующих видах работ не зачтены следующие периоды работы истца: с 01.10.1992г. по 04.09.1995г. (2г.11мес.4дня), с 05.09.1995г. по 04.01.1997г. (1г.4мес.), с 11.01.1997г. по 01.11.1998г. (1г.9мес.21день), с 07.11.1998г. по 29.07.1999г. (8мес.23 дня), с 31.07.1999 по 16.08.1999 ( 16дней), с 27.08.1999г. по 06.02.2001г. ( 1 г.5 мес.10дней), с 30.07.2010г. по 26.08.2012г ( 27 дней) в качестве воспитателя в Муниципальном детском дошкольном образовательном учреждении № 101, так как учреждение с наименованием « дошкольное учреждение», «детское дошкольное образовательное учреждение» не предусмотрено Списком учреждений, утвержденным Постановлением Правительства от 29.10.2002 года № 781. Стаж на соответствующих видах работ исчислен в размере 16 лет 11 месяцев 27 дней. В соответствии с п. 19 ч. 1, ч. 2 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: 19) лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста; Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. В соответствии со ст. 10 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ лицами, … при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. В соответствии со ст. 12 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» Исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке. В соответствии со ст. 13 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ. В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.09.02 года № 781 При исчислении стажа работы в части, не урегулированной настоящими Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516. 3. В стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее именуется - список). При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" списка. 4. Периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами. В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.02 года № 516 5. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных, основного и дополнительных, оплачиваемых отпусков. Таким образом, для назначения трудовой пенсии по старости женщине ранее достижения возраста 55 лет, необходим стаж осуществления педагогической деятельности в учреждениях для детей не менее 25 лет. Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от 21.05.1959 N 558 "О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста" Утвержден план развития сети детских дошкольных учреждений на 1959 - 1965 годы согласно приложению. П. 2 предусматривается, что в интересах осуществления единой системы воспитания детей дошкольного возраста, отвечающей задачам последующего воспитания в школе, объединить с учетом местных условий и возможностей два типа детских учреждений - ясли и детский сад в единое дошкольное детское учреждение. Впредь все новое строительство детских учреждений проводить, как правило, по типовым проектам объединенных дошкольных учреждений (ясли-сад). Согласно Приказа Минпроса СССР от 31.12.1971 N 103 "Об утверждении типовых штатов дошкольных учреждений" В целях упорядочения штатов дошкольных учреждений приказывается: 1. Утвердить Типовые штаты детских садов (Приложение N 1) и Типовые штаты яслей-садов (Приложение N 2). 2. Ввести в действие Типовые штаты детских садов и Типовые штаты яслей-садов с 1 марта 1972 года. В дошкольном учреждении могут быть одновременно группы с различным временем пребывания детей. Из Временного положения о дошкольном учреждении в РСФСР, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 23 февраля 1991 г. N 119, следует: 1. Настоящее Положение определяет взаимоотношения дошкольного учреждения с учредителем, направления деятельности дошкольного учреждения, взаимодействие участников воспитательно - образовательного процесса. Настоящее Положение распространяется на все типы дошкольных учреждений, учреждаемых местными Советами народных депутатов, дошкольные учреждения государственных предприятий, организаций, учреждений и колхозов, расположенных на территории РСФСР. 4. Дошкольное учреждение обеспечивает уход, присмотр, оздоровление, воспитание и обучение детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Основными функциями дошкольного учреждения являются: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечение интеллектуального и личностного развития ребенка; забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. 5. Дошкольное учреждение с учетом интересов родителей определяет для их детей образовательные услуги. 6. Дошкольные учреждения подразделяются по назначению на следующие типы: общеразвивающие; компенсирующие (для детей, нуждающихся в коррекции их физического или психического развития); ухода, присмотра и оздоровления; комбинированные. 8. Дошкольное учреждение создается решением местных Советов народных депутатов или решением предприятий, учреждений, организаций и колхозов (учредителей дошкольного учреждения) с последующей регистрацией местными Советами народных депутатов, на территории которых открывается дошкольное учреждение. 31. В дошкольном учреждении осуществляется комплекс мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья, закаливание и физическое развитие детей, интеллектуальное и личностное развитие ребенка, создание условий для развития его воображения и творчества, способностей и становления общечеловеческих ценностей. 32. Основными участниками воспитательно - образовательного процесса являются дети, родители или лица, их заменяющие, педагоги - воспитатели. Согласно п.1,2 Постановления Минтруда РФ от 21.04.1993 N 88 "Об утверждении нормативов по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений (ясли, ясли-сады, детские сады)" утверждены Нормативы по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений (ясли, ясли-сады, детские сады). Установлено, что Нормативы по определению численности персонала, утвержденные настоящим Постановлением, рекомендуются для применения в дошкольных учреждениях независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и хозяйствования. Так, нормативами по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений (ясли, ясли-сады, детские сады) предусматривается, что1.1. Нормативы численности рекомендуются для определения и обоснования необходимой списочной численности работников дошкольных учреждений, рациональной организации их труда.1.2. Сборник содержит нормативы численности работников яслей, яслей-садов, детских садов.1.3. Нормативы численности установлены исходя из предельной наполняемости групп в дошкольном учреждении общего назначения… Согласно ст. 12 Закона РФ от 10.07.1992 года «Об образовании» предусматривается, что 1. Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. 3. Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, общественных и религиозных организаций). Действие федерального законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на ее территории независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности. 4. К образовательным относятся учреждения следующих типов: а) дошкольные; 5. Деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями о соответствующих типах и видах образовательных учреждений, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами. 6. Государственный статус образовательного учреждения (тип и вид образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации. Постановлением Правительства №677 от 01.07.1995 года «Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении» утверждено Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, признано утратившим силу Постановление Совета Министров РСФСР от 23 февраля 1991 г. N 119 "О временных положениях, регламентирующих деятельность учреждений (организаций) системы образования и подготовки кадров в РСФСР" в части утверждения Временного положения о дошкольном учреждении в РСФСР. Согласно Типового положения: 1. Настоящее Типовое положение регулирует деятельность государственных, муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов. 3. Дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет. 4. Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются: охрана жизни и укрепление здоровья детей; обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка; осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. 5. Дошкольные образовательные учреждения в соответствии с их направленностью делятся на следующие виды: детский сад; детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.); (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.1997 N 179) детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников; детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании); центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников. В трудовой книжке истца имеются записи: С 12.08.1983 года принята в ЖКК п/б воспитателем д/с 101. 15.06.1987г. уволена по ст. 29 п.3 КЗОТ РСФСР призыв в ряды С.А. 20.07.1990г. «Братсклесстрой» принята в ЖКУ г.Братска воспитателем в детский сад № 101. 01.08.1990 года В связи с передачей д/с № 101 на баланс заводаКПД продолжает работать воспитателем. 01.10.1992г. В связи с передачей на баланс и хоз. содержание д/у № 101 в распоряжение Падунского районо продолжает работать воспитателем. 01.03.1994г. В связи с реорганизацией структуры органов управления продолжает работать воспитателем в д/у 101 дошкольного отдела Падунского территориального отдела департамента образования г.Братска. 01.06.1995г. Присвоена 2 кв. кат. 12 разряд по должности воспитатель. 01.02.1996 В связи с упразднением отдела дошкольного воспитания продолжает работать воспитателем ДОУ № 101 Падунского территориального отдела департамента образования. 01.01.1999г. В связи с реструктуризацией Падунского территориального отдела департамента образования г.Братска продолжает работать воспитателем детского сада № 101 департамента образования г.Братска. 01.06.2000г. Присвоена первая квалификационная категория воспитатель. 24.04.2001г. Детский сад № 101 переименован в муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад общеразвивающего вида № 101. 05.04.2005г. Присвоена первая квалификационная категория по должности «воспитатель». 07.04.2010г. Присвоена первая квалификационная категория по должности воспитатель. 30.11.2011г. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 101» г.Братска переименовано в Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 101» муниципального образования г.Братска. В соответствии с архивной справкой департамента образования администрации г. Братска от 14.02.2011г. на карточках-справках по начислению заработной платы значится отметка: о приеме на работу с 01.08.1990г. Чупиной О.Л. воспитателем в детский сад № 101 г.Братска по 31.12.2008г. Чупина О.Л. Выполняла полный объем учебной (педагогической) нагрузки, установленный за ставку заработной платы. Норма учебной (педагогической) нагрузки воспитателя - 36 часов в неделю. Из устава Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 101» следует, что учреждение является правопреемником детского сада № 101, созданного на основании решения исполнительного комитета Братского городского совета народных депутатов от 30.12.1976 года № 651, зарегистрированного как муниципальное дошкольное образовательное учреждение администрацией города Братска от 05.09.1995 года № 607. Целью деятельности являлось оказание населению г. Братска в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет услуг по предоставлению общедоступного и бесплатного дошкольного образования и услуг по содержанию детей в учреждении в соответствии с муниципальным заданием. Согласно справке муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 101» от 15.02.2011г. Чупина О.Л. работает в муниципальном бюджетном дошкольном учреждении «Детский сад общеразвивающего вида № 101» с 20.07.1990г. по настоящее время в должности воспитателя. Оценивая доказательства в совокупности с записями в трудовой книжке истца, архивными справками, Временным положением о дошкольном учреждении в РСФСР, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 23 февраля 1991 г. N 119, постановлением ЦК КПС и Совета Министров СССР от 21.05.1959 года за №558 «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста», постановлением Министерства труда от 21.04.1993 года, суд приходит к выводу, что наименования учреждения «дошкольное учреждение», «детское дошкольное образовательное учреждение», «дошкольное образовательное учреждение» включало в себя понятия - детский сад, ясли-сад, ясли, и в спорные периоды истец действительно занималась педагогической деятельностью, фактически, работала в учреждение для детей, указанных в Списках - детских садах. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования истца о включении в ее льготный стаж периодов работы подлежат удовлетворению, в специальный стаж истца подлежат зачету периоды ее работы с 01.10.1992г. по 04.09.1995г. (2г.11мес.4дня) в должности воспитателя дошкольного учреждения № 101 г.Братска, с 05.09.1995г. по 04.01.1997г. (1г.4мес.), с 11.01.1997г. по 01.11.1998г. (1г.9мес.21день), с 07.11.1998г. по 29.07.1999г. (8мес.23 дня), с 31.07.1999 по 16.08.1999 ( 16дней), с 27.08.1999г. по 06.02.2001г. ( 1 г.5 мес.10дней) в должности воспитателя в Муниципальном детском дошкольном образовательном учреждении № 101 г.Братска, с 30.07.2010г. по 26.08.2012г ( 27 дней) в должности воспитателя в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад общеразвивающего вида № 101». С учетом периодов, включаемых судом в льготный стаж, специальный стаж истца, в совокупности со стажем на соответствующих видах работ в 16 лет 11 месяцев27 дней, засчитанным ответчиком, составит на день обращения ее за назначением пенсии 16.02.2012 года - 25 лет 4 месяца 8 дней. В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу, что истец имеет право на назначение ей досрочной трудовой пенсии по старости с момента письменного обращения к ответчику, т.е. с 16.02.2012 года. Поэтому требования истца о признании незаконным решения Управления пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Братске и Братском районе об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии от 22.02.2012г. № 8/22 года, обязании ответчика включить в педагогический стаж периоды работы: 01.10.1992г. по 04.09.1995г., с 05.09.1995г. по 04.01.1997г., с 11.01.1997г. по 01.11.1998г., с 07.11.1998г. по 29.07.1999г., с 31.07.1999 по 16.08.1999, с 27.08.1999г. по 06.02.2001г., с 30.07.2010г. по 26.08.2012г, признании права на досрочную трудовую пенсию с 16.02.2012г. подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск Чупиной О. Л. удовлетворить. Признать решение Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Братске и Братском районе об отказе в досрочном установлении Чупиной О.Л. трудовой пенсии по старости № 8/22 от 22.02.2012 незаконным. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Братске и Братском районе включить периоды работы Чупиной О.Л.: с 01.10.1992г. по 04.09.1995г. (2г.11мес.4дня) в должности воспитателя дошкольного учреждения № 101 г.Братска, с 05.09.1995г. по 04.01.1997г. (1г.4мес.), с 11.01.1997г. по 01.11.1998г. (1г.9мес.21день), с 07.11.1998г. по 29.07.1999г. (8мес.23 дня), с 31.07.1999 по 16.08.1999 ( 16дней), с 27.08.1999г. по 06.02.2001г. ( 1 г.5 мес.10дней) в должности воспитателя в Муниципальном детском дошкольном образовательном учреждении № 101 г.Братска, с 30.07.2010г. по 26.08.2012г ( 27 дней) в должности воспитателя в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад общеразвивающего вида № 101» в специальный педагогический стаж. Признать за Чупиной О.Л. право на пенсию по специальному педагогическому стажу с 16.02.2012 года. Решение в течение месяца может быть обжаловано сторонами в Иркутский областной суд через Братский городской суд. Судья Мельникова Е.М. Решение вступило в законную силу 14.09.2012 г.