Решение по делу № 2-617/2010



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Братск 20 сентября 2010 года

Братский районный суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Паршиной Т.А.

с участием помощника прокурора Братского района Касьянниковой А.Л.

при секретаре Литвинцевой Е.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 – 617/2010г. по заявлению Качан Николая Ивановича о признании приказа Отдела образования администрации муниципального образования «Братский район» незаконным.

УСТАНОВИЛ:

Качан Н.И. обратился в суд с заявлением о защите избирательных прав граждан РФ. В обоснование заявления указал, что заведующий отделом образования администрации МО «Братский район» Климентьев В.Л. издал приказ от 06.09.2010г. «О проведении агитационных публичных мероприятий в образовательных учреждениях», в котором приказал директорам общеобразовательных учреждений исключить проведение агитационных публичных мероприятий в форме собраний в помещениях образовательных учреждений. Считает данный приказ заведующего отделом образования администрации МО «Братский район» от 06.09.2010г. № 148 «О проведении агитационных публичных мероприятий в образовательных учреждениях» незаконным и необоснованным по следующим основаниям. В августе 2010г. опубликовано решение о назначении выборов главы муниципального образования «Братский район», с этого момента была начата избирательная компания. В соответствии со ст. 39 Федеральным законом от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», ч. 1 ст. 67 Закона Иркутской области от 11.12.2003г. № 72-ОЗ «О муниципальных выборах в Иркутской области» кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, предусмотренные федеральным законодательством, в том числе право на ведение предвыборной агитации. Предвыборная агитация согласно ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» - это деятельность, осуществляемая в период избирательной компании, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата или против них. Предвыборная агитация может осуществляться в агитационный период, который согласно ст. 73 Закона Иркутской области от 11.12.2003г. № 72-ОЗ «О муниципальных выборах в Иркутской области» начинается со дня выдвижения кандидата и прекращается в ноль часов по местному времени до дня голосования. В соответствии с ч. 2 ст. 71 Закона Иркутской области от 11.12.2003г. № 72-ОЗ «О муниципальных выборах в Иркутской области» агитация может проводиться в том числе посредством проведения агитационных публичных мероприятий. В соответствии с ч. 1 ст. 77 Закона Иркутской области от 11.12.2003г. № 72-ОЗ «О муниципальных выборах в Иркутской области», ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» государственные и муниципальные органы власти обязаны оказывать содействие зарегистрированным кандидатам в организации и проведении агитационных публичных мероприятий, обеспечивая при этом равенство кандидатов на ведение предвыборной агитации в такой форме. В соответствии с ч. 3 ст. 77 Закона Иркутской области от 11.12.2003г. № 72-ОЗ «О муниципальных выборах в Иркутской области», ч. 3 ст. 53 Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» по заявке зарегистрированного кандидата собственник или владелец помещения, пригодного к проведению агитационных публичных мероприятий, находящегося в государственной или муниципальной собственности, рассмотрев заявку кандидата в течение 3-х дней, обязан предоставить данное помещение кандидату на безвозмездной основе для проведения публичных агитационных мероприятий в форме собраний на время, установленное избирательной комиссией. Приказ заведующего отделом образования администрации МО «Братский район» от 06.09.2010г. № 148 «О проведении агитационных публичных мероприятий в образовательных учреждениях» ограничивает избирательные права граждан, а именно, ограничивает право граждан на проведение агитационных мероприятий в предусмотренных законом формах. Данный правовой акт органа местного самоуправления противоречит положениям Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», Закона Иркутской области от 11.12.2003г. № 72-ОЗ «О муниципальных выборах в Иркутской области», так как ни Федеральный закон, ни Закон Иркутской области не устанавливают ограничений на проведение публичных агитационных мероприятий в помещениях образовательных учреждений, перечень ограничений при проведении предвыборной агитации, установленный ст. 56 Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», ст. 79 Закона Иркутской области от 11.12.2003г. № 72-ОЗ «О муниципальных выборах в Иркутской области», является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. Кроме того, в полномочия органов местного самоуправления не входит введение ограничений избирательных прав граждан. В соответствии со ст. 108 Закона Иркутской области от 11.12.2003г. № 72-ОЗ «О муниципальных выборах в Иркутской области», ст. 259 Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» в случае нарушения избирательных прав граждан кандидат имеет право обратиться в суд за защитой своих избирательных прав. Качан Н.И. на основании решения Братской районной Территориальной избирательной комиссии от 30.08.2010г. № 89/1346 является зарегистрированным кандидатом на должность главы муниципального образования «Братский район», выдвинутым 17.08.2010г. избирательным объединением – Иркутским региональным отделением политической партии «Либерально – демократическая партия России». Следовательно, Качан Н.И. имеет право на обращение в суд с заявлением о защите избирательных прав граждан, так как приказом заведующего отделом образования администрации МО «Братский район» от 06.09.2010г. № 148 «О проведении агитационных публичных мероприятий в образовательных учреждениях» нарушено его право на ведение предвыборной агитации. В соответствии с п. 2 ст. 28 Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», право на участие в предвыборной агитации относится к избирательным правам граждан, следовательно, подлежит судебной защите в порядке, установленном главой 26 Гражданского процессуального кодекса РФ. Просил признать приказ заведующего отделом образования администрации МО «Братский район» В.Л. Климентьева от 06.09.2010г. № 148 «О проведении агитационных публичных мероприятий в образовательных учреждениях» незаконным.

В судебном заседании заявитель Качан Н.И. поддержал доводы своего заявления в полном объеме и суду дополнительно пояснил, что он в устной форме обращался во все общеобразовательные учреждения г. Вихоревка с просьбой о проведении агитационных публичных мероприятий в форме собраний, однако ему было отказано со ссылкой на приказ Отдела образования администрации МО «Братский район» от 06.09.2010г. № 148 «О проведении агитационных публичных мероприятий в образовательных учреждениях».

Представители Администрации муниципального образования «Братский район» (далее Администрации МО «Братский район») и Отдела образования муниципального образования «Братский район» (далее отдела образования МО «Братский район») Осяк О.А., Дмитриев В.В., действующие на основании доверенностей доводы заявления не признали и суду пояснили, что решением Думы Братского района Иркутской области № 44 от 21.07.2010г. назначены выборы мэра муниципального образования «Братский район» на 10 октября 2010г. На основании действующего законодательства Российской Федерации и решений Братской районной территориальной избирательной комиссии зарегистрировано четыре кандидата, которые в соответствии со ст. 61 Закона Иркутской области от 11.12.2003г. № 720-оз «О муниципальных выборах в Иркутской области» и Федерального Закона от 12.06.2002г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ст. 39 обладают равными правами и несут равные обязанности. Пунктом 2 ст. 71 Закона Иркутской области от 11.12.2003г. № 72-оз «О муниципальных выборах в Иркутской области» предвыборная агитация может проводиться на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других и других агитационных материалов, а также посредством проведения агитационных публичных мероприятий. Содействие осуществлению массовых мероприятий со стороны избирательных комиссий предполагает учет помещений, пригодных для использования их в соответствии с Федеральным законом для проведения собраний и встреч с избирателями, публичных дебатов и дискуссий, проведение совместно с органами государственной власти и местного самоуправления организационной работы по обеспечению своевременного предоставления таких помещений, определению порядка пользования ими с учетом равенства прав всех зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, групп участников референдума. Возможно также принятие соответствующими комиссиями решений, согласованных с органами государственного и муниципального управления и предусматривающих порядок проведения массовых агитационных мероприятий. Государственные органы, органы местного самоуправления обязаны предоставлять избирательным комиссиям сведения о помещениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Соблюдая принцип равенства прав зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, соответствующие территориальные избирательные комиссии должны определить временные рамки использования указанных помещений для встреч, зарегистрированных кандидатов, представителей избирательных объединений, избирательных блоков, их доверенных лиц с избирателями. На избирательные комиссии в связи с этим возлагается обязанность согласовывать с собственником или уполномоченным им органом либо лицом порядок и время использования помещений для проведения массовых мероприятий, доводить эту информацию до всех заинтересованных лиц. Во исполнение ст. 77 Закона Иркутской области от 11.12.2003г. № 72-оз «О муниципальных выборах в Иркутской области», ст. 53 Федерального закона от 12.06.2002г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Администрацией МО «Братский район» был предложен для согласования перечень муниципальных учреждений Братского района, пригодных для предоставления помещений для проведения агитационных публичных мероприятий в форме собраний для встреч представителей зарегистрированных кандидатов, политических партий, выдвинувших кандидатов на должность главы муниципального образования «Братский район» в Братскую районную территориальную комиссию. В свою очередь Решением Братской районной территориальной избирательной комиссией № 89/1348 от 30.08.2010г. установлено время для проведения агитационных публичных мероприятий в форме собраний в помещениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при проведении муниципальных выборов мэра муниципального образования «Братский район» 10 октября 2010г. Таким образом, данные конкретные действия Администрации МО «Братский район» и действия Братской районной территориальной комиссии обеспечивают равенство и содействие кандидатам на ведение предвыборной агитации в форме проведения публичных мероприятий в муниципальных учреждениях Братского района. Более того, до настоящего времени действий со стороны заявителя (Качан Н.И.) для реализации своего права на участие в предвыборной агитации, путем проведения публичных мероприятий на основании ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» произведено не было, а именно в адрес собственника, надлежащим образом составленное уведомление (заявка) со стороны Качан Н.И. о предоставлении помещения на безвозмездной основе для проведения публичных агитационных мероприятий в форме собрания на время, установленное избирательной комиссией не поступало. Соответственно право кандидата на должность главы муниципального образования «Братский район» Качан Н.И. на ведение предвыборной агитации не нарушено и избирательные права не ущемлены. Противозаконные действия со стороны Администрации МО «Братский район» и отдела образования администрации не усматриваются. При издании приказа № 148 от 06.09.2010г. «О проведении агитационных публичных мероприятий в общеобразовательных учреждениях» заведующий отделом образования администрации МО «Братский район» Климентьев В.Л. в силу своих полномочий и должностных обязанностей на основании доверенности № 11 от 02.04.2010г. и Положения об отделе образования администрации МО «Братский район» № 134 от 06.06.2008г. создает условия для реализации дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и дополнительного образования детей, руководит, издает приказы и распоряжения, касающиеся работы отдела и деятельности ОУ. С целью исполнения приказа № 60 от 01.04.2010г. «Об усилении мер по защите общеобразовательных учреждений Братского района от угрозы террористической деятельности» и Решения Братской районной территориальной комиссии № 89/1348 от 30.08.2010г. «Об установлении времени для проведения агитационных публичных мероприятий в форме собраний в помещениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при проведении муниципальных выборов мэра муниципального образования «Братский район», был издан оспариваемый заявителем приказ № 148 от 06.09.2010г., носящий прежде всего информационный характер. К приказу № 148 от 06.09.2010г. прилагалось Решение Братской районной территориальной комиссии № 89/1348 от 30.08.2010г. «Об установлении времени для проведения агитационных публичных мероприятий в форме собраний в помещениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при проведении муниципальных выборов мэра муниципального образования «Братский район» со Списком помещений пригодных для проведения агитационных публичных мероприятий в форме собраний находящихся в муниципальной собственности.

Выслушав заявителя, представителей заинтересованных лиц, изучив письменные материалы дела, заслушав заключение помощника прокурора Братского района Касьянниковой А.Л., полагавшей заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Согласно ст. 2 Федерального закона РФ № 67-ФЗ от 12.06.2002г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» агитация предвыборная (предвыборная агитация) - деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).

Согласно ч. 2 ст. 71 Закона Иркутской области от 11.12.2003г. № 72-оз «О муниципальных выборах в Иркутской области» предвыборная агитация может проводиться: 1) на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях; 2) посредством проведения агитационных публичных мероприятий; 3) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов; 4) иными не запрещенными законом методами.

Согласно ч. 1 ст. 73 Закона Иркутской области от 11.12.2003г. № 72-оз «О муниципальных выборах в Иркутской области» агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования.

Согласно ст. 77 Закона Иркутской области от 11.12.2003г. № 72-оз «О муниципальных выборах в Иркутской области» государственные органы, органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие зарегистрированным кандидатам в организации и проведении агитационных публичных мероприятий. В соответствии с Федеральным законом по заявке зарегистрированного кандидата помещение, пригодное для проведения агитационных публичных мероприятий в форме собраний и находящееся в государственной или муниципальной собственности, безвозмездно предоставляется собственником, владельцем помещения на время, установленное избирательной комиссией муниципального образования, зарегистрированному кандидату, его доверенным лицам для встреч с избирателями. При этом избирательная комиссия муниципального образования обязана обеспечить равные условия проведения указанных мероприятий для зарегистрированных кандидатов. В соответствии с Федеральным законом заявки на выделение помещений, указанных в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, для проведения встреч зарегистрированных кандидатов, их доверенных лиц с избирателями рассматриваются собственниками, владельцами этих помещений в течение трех дней со дня подачи указанных заявок. Обеспечение безопасности при проведении агитационных публичных мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с решением Думы Братского района Иркутской области № 44 от 21.07.2010г. назначены выборы мэра муниципального образования «Братский район».

Согласно решению Братской районной территориальной избирательной комиссии № 89/1346 от 30.08.2010г. Качан Николай Иванович зарегистрирован кандидатом на должность главы муниципального образования «Братский район».

Согласно решению Братской районной территориальной избирательной комиссии № 89/1348 от 30.08.2010г. «Об установлении времени для проведения агитационных публичных мероприятий в форме собраний в помещениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при проведении муниципальных выборов мэра муниципального образования «Братский район» 10 октября 2010г.», установлено время для встреч зарегистрированных кандидатов, их доверенных лиц с избирателями для проведения агитационных публичных мероприятий в форме собраний в помещениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при проведении муниципальных выборов мэра муниципального образования «Братский район» 10 октября 2010г. с 17-00 до 20-00 согласно прилагаемого списка помещений.

Согласно приказу отдела образования Администрации МО «Братский район» № 148 от 06 сентября 2010г. «О проведении агитационных публичных мероприятий в образовательных учреждениях», приказано директорам общеобразовательных учреждений и заведующим дошкольными образовательными учреждениями, исключить проведение агитационных публичных мероприятий в форме собраний в помещениях образовательных учреждений.

Согласно Положению об отделе образования администрации муниципального образования «Братский район», утвержденного Постановлением мэра Братского района № 134 от 06.06.2008г., отдел образования администрации муниципального образования «Братский район» является обособленным структурным подразделением администрации муниципального образования «Братский район».

Согласно Положению об отделе образования администрации МО «Братский район» № 134 от 06.06.2008г., должностной инструкции заведующего отделом образования и доверенности, выданной Администрацией МО «Братский район» на заведующего отделом образования Климентьева В.Л., последний создает условия для реализации дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и дополнительного образования детей, руководит, издает приказы и распоряжения, касающиеся работы отдела и деятельности ОУ.

Согласно справке Комитета по управлению муниципальным имуществом МО «Братский район» по состоянию на 20.09.2010г. объекты недвижимости – школы, детские сады, школы искусств, ДЮСШ, библиотеки, музей, дома культуры, расположены в населенных пунктах Братского района Иркутской области и используемые для осуществления уставной деятельности муниципальными образовательными учреждениями (школами), муниципальными дошкольными образовательными учреждениями (детскими садами) муниципальной собственностью МО «Братский район» на праве оперативного управления, муниципальными учреждениями дополнительного образования (детскими школами искусств (ДШИ), ДЮСШ), муниципальными учреждениями культуры (библиотекой, музеем) муниципальной собственности МО «Братский район», администрациями сельских поселений (СДК) по договорам безвозмездного пользования, являются муниципальной собственностью муниципального образования «Братский район» и включены в Реестр муниципальной собственности МО «Братский район».

Согласно справке Комитета по управлению муниципальным имуществом МО «Братский район» по состоянию на 20.09.2010г. кандидат в мэры Братского района Качан Николай Иванович в Комитет по управлению муниципальным имуществом МО «Братский район» по вопросу предоставления (согласования) помещений в зданиях муниципальной собственности МО «Братский район» для проведения встреч с избирателями не обращался.

Оценив, собранные по делу доказательства в совокупности, суд полагает, что требования заявителя Качан Н.И. подлежат удовлетворению.

В соответствии с Законом Иркутской области от 11.12.2003г. № 72-оз «О муниципальных выборах в Иркутской области» и Федеральным законом РФ № 67-ФЗ от 12.06.2002г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» помещение, пригодное для проведения агитационных публичных мероприятий в форме собраний и находящееся в государственной или муниципальной собственности, безвозмездно предоставляется собственником, владельцем помещения на время, установленное избирательной комиссией муниципального образования, зарегистрированному кандидату, его доверенным лицам для встреч с избирателями. Судом установлено, что собственником образовательных учреждений является муниципальное образование «Братский район» в лице КУМИ МО «Братский район». Соответственно заведующий отделом образования администрации МО «Братский район» не наделен полномочиями по изданию приказов, распоряжений, связанных с владением, распоряжением имущества, находящегося в муниципальной собственности. Поэтому у заведующего отделом образования Администрации МО «Братский район» Климентьева В.Л. не было правовых оснований к изданию оспариваемого приказа.

Кроме того, приказ Отдела образования Администрации МО «Братский район» № 148 от 06.09.2010г. противоречит Решению Братской районной территориальной избирательной комиссии № 89/1348 от 30.08.2010г. «Об установлении времени для проведения агитационных публичных мероприятий в форме собраний в помещениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при проведении муниципальных выборов мэра муниципального образования «Братский район» 10 октября 2010г.», поскольку в решении ТИК определен список помещений пригодных для проведения агитационных публичных мероприятий, в который включены образовательные учреждения, а приказ исключает проведение агитационных мероприятий во всех образовательных учреждениях района.

При таких обстоятельствах приказ Отдела образования Администрации муниципального образования «Братский район» № 148 от 06 сентября 2010г. «О проведении агитационных публичных мероприятиях в образовательных учреждениях» подлежит признанию незаконным.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 198, 258, 261 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Качан Николая Ивановича о признании приказа Отдела образования администрации муниципального образования «Братский район» незаконным удовлетворить.

Признать незаконным приказ Отдела образования Администрации муниципального образования «Братский район» № 148 от 06 сентября 2010г. «О проведении агитационных публичных мероприятиях в образовательных учреждениях».

Решение по делу о защите избирательных прав граждан РФ, вынесенное в период избирательной кампании до дня голосования, может быть обжаловано в кассационном порядке в Иркутский областной суд через Братский районный суд в течение пяти дней со дня принятия судом решения.

Судья Т.А. Паршина