Решение по делу № 2-598/2010



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Братск 25 октября 2010 года

Братский районный суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Тумкиной А.Н.,

при секретаре Хлыстовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Братского районного суда гражданское дело № 2-598/2010 по иску Степаненко Марии Александровны к администрации Зябинского сельского поселения о взыскании недоначисленной заработной платы,

У с т а н о в и л:

Степаненко М.А. обратилась в Братский районный суд с иском к администрации Зябинского сельского поселения о взыскании недоначисленной заработной платы, указав в обоснование своих требований, что она работает в администрации Зябинского сельского поселения с 01.01.2006г. по настоящее время в должности ..., что подтверждается трудовым договором от 01.04.2010г. и копией трудовой книжки. Трудовым договором ей была установлена заработная плата, ее должностной оклад составляет 1744 рубля с выплатой районного коэффициента за работу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностям, районах, где выплачиваются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате в размере 50% должностного оклада, и процентной надбавки к заработной плате – районный коэффициент в размере 40% должностного оклада. Данная заработная плата - ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда - 4330 рублей в месяц. Ее заработная плата, при условии отработки нормы рабочего времени и выполнения норм труда должна исчисляться следующим образом: 4330 (базовый оклад) * 1,4(районный коэффициент) * 1,5(северная надбавка) = 8227,00 рублей в месяц. Степаненко М.А. считает, что работодатель в период с мая 2010г. по июль 2010 года (3 месяца) не доначислил и не выплатил ей заработную плату за период с мая 2010 года по июль 2010 года: за май 2010г. – 8650,17 рублей, за июнь 2010 года – 6579,56 рублей, за июль 2010 года – 00,00 рублей. Всего за период с мая 2010 года по июль 2010 года сумма недоначисленной и невыплаченной ей заработной платы составила 15229,73 руб., которую она просит взыскать с ответчика.

В судебное заседание истец Степаненко М.А. не явилась, будучи надлежащим образом извещена о времени и месте слушания дела, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, настаивала на удовлетворении заявленных ею требований.

Представитель ответчика администрации Зябинского сельского поселения на основании доверенности Седлецкий Д.П., исковые требования Степаненко М.А. не признал, суду пояснил, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ №82-Ф3 от 19.06.2000 года «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 01.01.2009 года установлен в сумме 4330 рублей в месяц. Данный размер оплаты труда, согласно ст. 133 ТК РФ устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации. Действующий трудовой кодекс и законодательство в целом на сегодняшний день не дают определения минимального размера оплаты труда. Тем не менее, ст.129 ТК РФ поясняет, что заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Из определения четко видно, что заработная плата работника является сложносоставной, следовательно «районные коэффициент» и «северная надбавка», входят как составные части в понятие «оплата труда работника». Таким образом, из системного толкования норм отрасли трудового права следует, что минимальный размер «оплаты труда» работника должен включать в себя все стимулирующие выплаты, доплаты, компенсации и так далее, что в свою очередь укладывается в сумму 4330 рублей и при этом не имеет значения каким должен являться размер оклада, имеет значение лишь сложносоставная сумма заработной платы целиком. Согласно разъяснению Министерства экономического развития, труда, науки и высшей школы Иркутской области, с 01.01.2009 года вступил в силу Федеральный закон от 24.06.2008 года N 91-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда", устанавливающий минимальный размер оплаты труда в сумме 4330 рублей в месяц. Региональное соглашение, устанавливающее размер минимальной заработной платы в Иркутской области от 19.01.2008 года, утратило силу. Согласно статье 133 Трудового кодекса Российской Федерации минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации. В связи с чем, на территории Иркутской области с 01.01.2009 года действует минимальный размер заработной платы на уровне, установленном федеральным законом о минимальном размере оплаты труда, - 4330 рублей в месяц. Данное положение подлежит обязательному исполнению всеми работодателями, осуществляющими финансово-хозяйственную деятельность на территории Иркутской области, независимо от организационно-правовой формы. Согласно части 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Таким образом, в величину минимального размера оплаты труда включаются все виды выплат по заработной плате; выплачиваемые работнику в соответствии с трудовым договором. В соответствии с пунктом 4 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации работодатели, являющиеся налоговыми агентами, обязаны удерживать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. При этом сумма удержаний согласно части 2 статьи 138 Трудового кодекса Российской Федерации не может превышать 50 процентов суммы выплаты. Таким образом, налог на доходы физических лиц. удерживается из начисленной заработной платы. Начисленная заработная плата в Иркутской области не может быть ниже 4330 рублей при условии, что работником полностью отработана за конкретный период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).

Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.2 ст.7, ч.3 ст. 37 Конституции Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.

На основании ст. 21 ТК РФ Работник имеет право на:

своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;

защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами.

Согласно ст. 22 ТК РФ Работодатель обязан:

соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров;

выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

Судом установлено, что согласно распоряжению № *** от 31.03.2010г., распоряжению № *** от 13.07.2010г., трудовому договору, записи в трудовой книжке Степаненко М.А., с 01.04.2010г. она работала ... администрации Зябинского сельского поселения, с 14.08.2010г. – ... администрации Зябинского сельского поселения.

Из справки-расчета следует, что истцу установлен оклад в размере 2528,66 руб., северная надбавка, районный коэффициент. На основании распоряжения *** от **.**.**** начисление заработной платы ... Зябинского сельского поселения ведется по суммированному учету рабочего времени.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Анализируя исследованные в судебном заседании доказательства, в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что истец Степаненко М.А. в спорный период и до настоящего времени состоит в трудовых отношениях с ответчиком администрацией Зябинского сельского поселения, что подтверждается представленными суду трудовой книжкой, трудовым договором, справкой.

Согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений является обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда (абзац пятый), включая, как это предусмотрено статьей 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности.

Заработная плата конкретного работника, согласно статьи 135, ч.1 статьи 147 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом закрепленных в законодательстве критериев, в том числе условий труда, при этом заработная плата работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, должна устанавливаться в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для идентичных видов работ, но с нормальными условиями труда.

Из приведенных норм следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен вводить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В силу международных норм и требований российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях труда (вредных и нормальных).

При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должно в равной мере соблюдаться правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.

Согласно ст. 133 Трудового кодекса РФ, минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается: организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ № 82-ФЗ от 19.06.2000 года «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 01 января 2009 года установлен в сумме 4 330 рублей в месяц.

Согласно ст. 144 Трудового кодекса РФ, системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.

Таким образом, размер заработной платы истца, если им отработана полностью месячная норма рабочего времени не может быть менее 4 330 рублей с применением северного (50%) и районного коэффициента (40%), т.е. 4300х1.9=8227 рублей.

Вместе с тем, институт минимального размера оплаты труда предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.

Часть 3 ст. 133 Трудового кодекса РФ предусматривает, что месячная заработная плата работника полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Как усматривается из справки-расчета истцу установлен оклад в сумме 2528,66 рублей, северная надбавка в размере 50% и районный коэффициент в размере 40%. В повышенном размере оплачивается работа в ночные часы (35%)и праздничные дни (в двойном размере).

Согласно ст. 129 Трудового кодекса РФ, оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В соответствии со ст.132 Трудового кодекса РФ, заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.

Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.

Согласно ст. 146 Трудового кодекса РФ, оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. Также в повышенном размере оплачивается труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

Из системного толкования вышеуказанных норм Трудового кодекса РФ следует, что действующим трудовым законодательством гарантированы дополнительные компенсации в отношении оплаты труда гражданам в связи с их работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера, данные компенсации, исходя из характера и целевой направленности не могут поглощаться размером минимальной заработной платы, установленной для всех граждан Российской Федераций независимо от места их проживания. Суд считает, что включение в минимальный размер оплаты труда, установленный в целом по Российской Федерации, районного коэффициента и районной северной надбавки, приведет к уравниванию в оплате труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в районах, где не установлен районный коэффициент и районная надбавка, с работниками, проживающими и работающими в экстремальных природно-климатических условиях Севера, что недопустимо в силу действующего трудового законодательства РФ и норм международного трудового права.

Согласно ст. 315 Трудового кодекса РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Закон РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19.02.1993 г. также устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.

Братский район является местностью, приравненной к районам Крайнего Севера, в соответствии с Перечнем районов, на которое распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 г. и от 26.09.1967г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967г. № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967г. «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера».

С учетом изложенного, районные и северные надбавки являются дополнительными компенсациями, в том числе в отношении оплаты труда гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.

Таким образом, суд приходит к выводу, что законодатель в качестве дополнительных гарантий работникам, осуществляющим трудовую деятельность в местностях с особыми климатическими условиями, установил районный коэффициент и процентные надбавки к заработной плате, которые не являются слагаемыми элементами вознаграждения за труд, механизм и размер данных выплат не находится в зависимости от размера минимальной заработной платы, гарантированной на территории РФ.

Следовательно, тарифная ставка (оклад) истца с применением северного и районного коэффициента должна составлять не менее 8227 рублей (4330 х 1.9).

Свидетель ФИО1 – ... в администрации Зябинского сельского поселения, суду показала, что она производит начисление заработной платы Степаненко М.А. При начислении заработной платы, она руководствуется разъяснениями губернатора Иркутской области, постановлением главы администрации Зябинского сельского поселения № *** от 17.01.2008 г. «Об оплате труда работников, замещающих должности, не отнесенные к муниципальным должностям и включаемые в штатное расписание в целях технического обеспечения деятельности муниципальных служащих, и вспомогательного персонала (рабочих)», положением «О порядке установления и выплате материальной помощи». Истцу установлен суммированный учет рабочего времени. Таким образом, Степаненко М.А. начисляется заработная плата повременно, доплачивается за праздничные часы в двойном размере, и за ночные - 35%, районный и северный коэффициенты. Полагает, что нарушений трудового законодательства РФ при начислении Степаненко М.А. заработной платы не допущено. Степаненко М.А. произведена в июне 2010г. доплата за 1, 2 кварталы до среднего размера. Кроме того, Степаненко М.А. производятся стимулирующие выплаты: материальная помощь, единовременная выплата к отпуску, которые также необходимо учитывать при определении минимального размера оплаты труда истца.

Фактически требования о взыскании недоначисленной заработной платы предъявлены истцом за май и июнь 2010 года – с 01.05.2010г. по 30.06.2010г., так как в июле заработная плата истцу не начислялась, на что указывает сама Степаненко М.А. Данный факт также подтверждается справкой-расчетом ответчика.

Судом установлено, что в период времени с 01.05.2010г. по 30.06.2010г. истцу Степаненко М.А. была начислена заработная плата ниже минимального размера оплаты труда.

Исковые требования Степаненко М.А. о взыскании заработной платы за период с 01.05.2010 года по 30.06.2010 года, суд считает обоснованными, но подлежащими частичному удовлетворению, так как истцом неверно, в двойном размере, произведен расчет ночных часов. Однако постановлением Правительства РФ от 22.07.2008г. № 554 установлен минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время – 20% часовой тарифной ставки (оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время. Для ... администрации Зябинского сельского поселения установлена оплата труда в ночное время в размере 35%.

Согласно представленной справки-расчету, расчету Степаненко М.А., в мае 2010 года ей начислена с учетом оклада, коэффициента, процентной надбавки, оплаты работы в ночные часы и праздничные дни, заработная плата в размере 6780,45 рублей, в июне произведена доплата за май 2010г. в сумме 277,38 руб., за июнь 2010г. – 5905,26 руб.

Судом произведен следующий расчет задолженности по заработной плате Степаненко М.А. за период времени с 01.05.2010 года по 30.06.2010 года.

Должностной оклад, исходя из минимального размера оплаты труда, в размере 4330 руб., на который начисляются: 50% надбавка за работу в районах Крайнего Севера и 40% районный коэффициент.

Расчет недоначисленной заработной платы истца за май 2010 года составит:

При норме рабочих часов в мае – 136,8, оклад должен составлять 4330 руб.

4330 : 136,8 = 31,65 – среднечасовой заработок при норме рабочих часов

Степаненко М.А. отработала в мае 2010г. – 146,25 час., из них – ночных – 86 часов, праздничных – 16.45 часов.

Должно быть начислено повременно: 146,25 х 31,65 = 4628,81 руб.,

Ночные: 86 х 11,08 (31,65 х 35%)=952,88 руб

Праздничные: 16,45 х 31,65 = 520,64 руб.

Итого: 4628,81 + 952,88 + 520,64 = 6102,33 руб.

6102,33 х 1,9 (50% + 40%) = 11594,43 руб.

В мае 2010г. истцу была начислена и выплачена заработная плата в сумме 7057,83 руб. (6780,45 - начислено в мае + 277,38 – доначислено за май в июне).

Следовательно, недоначисленная заработная плата Степаненко М.А. за май 2010г. составит: 11594,43 – 7057,83 = 4536,60 рублей.

Расчет недоначисленной заработной платы за июнь 2010 года выглядит следующим образом.

При норме рабочих часов в июне – 150,2, оклад должен составлять 4330 руб.

4330 : 150,2 = 28,83 – среднечасовой заработок при норме рабочих часов

Степаненко М.А. отработала в июне 2010г. – 140 часов, из них – ночных – 80 часов, праздничных – 8 часов.

Должно быть начислено повременно: 140 х 28,83 = 4036,20 руб.,

Ночные: 80 х 10,09 (28,83 х 35%)=807,20 руб

Праздничные: 8 х 28,83 = 230,64 руб.

Итого: 4036,20 + 807,20 + 230,64 = 5074,04 руб.

5074,04 х 1,9 (50% + 40%)= 9640,68 руб.

В июне 2010г. истцу была начислена и выплачена заработная плата в сумме 5905,26 руб.

Следовательно, недоначисленная заработная плата Степаненко М.А. за июнь 2010г. составит: 9640,68 – 5905,26 = 3735,42 руб.

Учитывая, что в июне 2010г. истцу произведен перерасчет заработной платы за 2 квартал 2010 года (куда входят май и июнь) в сумме 463,56 руб., из суммы недоначисленной заработной платы 463,56 руб. подлежат исключению.

Таким образом, задолженность ответчика перед истцом Степаненко М.А. по заработной плате за период времени с 01.05.2010 года по 30.06.2010 года составит: 4536,60 + 3735,42 - 463,56 = 7808,46 руб.

Указанную сумму суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу Степаненко М.А., в удовлетворении исковых требований истцу Степаненко М.А. к администрации Зябинского сельского поселения о взыскании недоначисленной заработной платы в сумме 7421,27 руб. следует отказать.

Необоснованными являются доводы представителя ответчика в той части, что в минимальный размер оплаты труда должны входить также все стимулирующие выплаты (премия, материальная помощь), так как данное толкование оплаты труда противоречит ст.129 Трудового кодекса РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Степаненко Марии Александровны удовлетворить частично.

Взыскать с администрации Зябинского сельского поселения в пользу Степаненко Марии Александровны недоначисленную заработную плату за период с 01.05.2010 года по 30.06.2010 года в сумме 7808 (семь тысяч восемьсот восемь) рублей 46 копеек.

В части предъявленных Степаненко Марией Александровной исковых требований о взыскании недоначисленной заработной платы в сумме 7421,27 руб. отказать.

Взыскать с администрации Зябинского сельского поселения государственную пошлину в доход государства в сумме 400 (четыреста) рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Иркутский областной суд через Братский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: подпись А.Н. Тумкина

Копия верна. Судья: