Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 декабря 2010 г. г. Братск
Братский районный суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Гапеевцевой М.А.,
при секретаре Ковалик Ю.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-777/2010 по заявлению Братского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Федерального бюджетного учреждения «Исправительная колония № 25 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области», и обязании юридического лица ежемесячно предоставлять в Областное государственное учреждение Центр занятости населения Братского района Иркутской области в установленной законом форме информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей),
У С Т А Н О В И Л:
Братский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия ФБУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области, выразившегося в непредставлении в установленной законом форме в службу занятости населения сведений о наличии вакантных рабочих мест (должностей) и об обязании ФБУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области ежемесячно предоставлять в Областное государственное учреждение Центр занятости населения Братского района Иркутской области в установленной законом форме информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей).
В обоснование заявленных требований заявитель указал, что Братской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проведена проверка исполнения администрацией ФБУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области требований законодательства РФ о занятости населения, в ходе проведения которой было установлено следующее. В соответствии с ч. 3 ст. 25 Закона РФ №1032-1«О занятости населения в Российской Федерации» работодатели обязаны ежемесячно предоставлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей). Приказом Министерства Здравоохранения и социального развития РФ от 03.07.2006г. № 513 «Об утверждении административного регламента федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поисках подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников» разработана и утверждена форма предоставления работодателями в органы службы занятости вышеназванных сведений. По данным отдела кадров ФБУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области в течение 2009 г. в учреждении было высвобождено 12 должностей рядового и младшего начальствующего состава, за 10 месяцев 2010 г. - 18 должностей. Вместе с тем, по сведениям Областного государственного учреждения «Центр занятости населения Братского района» в 2009г., а также за 10 месяцев 2010г. ответчиком должным образом не исполнялась обязанность, установленная Законом РФ №1032-1 по предоставлению органам службы занятости вышеуказанных сведений. Так, в течение 2009г. в ОГУ ЦЗ по Братскому району из ИК-25 по средствам телефонной связи поступило 8 сообщений об открытии вакансий (1 - в марте 2009г., 4 - в июне 2009г.). За 10 месяцев 2010г. 5 аналогичных сообщений неустановленной формы (все в июне 2010 г.).
Непредставление ФБУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области в службу занятости сведений о наличии вакантных рабочих мест (должностей), равно как и предоставление их с нарушением сроков и установленной законом формы, нарушает государственную политику в области социальной защиты граждан по выбору работы, поиска рабочих мест и реализации государственными органами на создание дополнительных рабочих мест с целью устранения безработицы в Российской Федерации, что создает препятствие для гарантированного государством трудоустройства.
Более того, следствием данного бездействия ФБУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области, является невозможность корректировки специальными службами занятости населения банка вакантных рабочих мест (должностей). В результате чего происходит сбой поступления сведений о наличии (отсутствии) на предприятиях или организациях вакантных рабочих мест (должностей) и, следовательно, данная информация до граждан, ищущих работу, доводится в искаженном виде.
В судебном заседании помощник прокурора Урезалов А.А., действующий на основании прав по должности, заявленные требования поддержал, суду пояснил, что в ходе проведенной проверки исполнения администрацией ФБУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области требований законодательства РФ о занятости населения, были выявлены нарушения законодательства, выразившееся в непредставление ФБУ ИК-25 в службу занятости населения сведений о наличии вакантных рабочих мест, предоставление их с нарушением сроков и в не установленной законом форме. В соответствии с ч. 3 ст.37 Конституции РФ каждый человек и гражданин имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. В соответствии с ч. 3 ст. 25 Закона РФ №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» работодатели обязаны ежемесячно предоставлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей). Приказом Министерства Здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 03.07.2006г. №513 «Об утверждении административного регламента федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поисках подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников» разработана и утверждена форма предоставления работодателями в органы службы занятости указанных сведений. По данным отдела кадров ФБУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области в течение 2009г. в учреждении было высвобождено 12 должностей рядового и младшего начальствующего состава, за 10 месяцев 2010г. - 18 должностей. Вместе с тем, по сведениям Областного государственного учреждения «Центр занятости населения Братского района» в 2009 г., а также за 10 месяцев 2010г. установленная Законом РФ №1032-1 обязанность по предоставлению органам службы занятости указанных сведений ответчиком должным образом не исполнялась.
Так, в течение 2009г. в ОГУ ЦЗ по Братскому району из ИК-25 по средствам телефонной связи поступило 8 сообщений об открытии вакансий (1 - в марте 2009г., 4 - в июне 2009г.). За 10 месяцев 2010г. 5 аналогичных сообщений неустановленной формы, все в июне 2010г.
Непредставление ФБУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области в службу занятости сведений о наличии вакантных рабочих мест, равно как и предоставление их с нарушением сроков и установленной законом формы, нарушает государственную политику в области социальной защиты граждан по выбору работы, поиска рабочих мест и реализации государственными органами на создание дополнительных рабочих мест с целью устранения безработицы в Российской Федерации, что создает препятствие для гарантированного государством трудоустройства. Более того, следствием бездействия ФБУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области, является невозможность корректировки специальными службами занятости населения банка вакантных рабочих мест. В результате чего происходит сбой поступления сведений о наличии на предприятиях или организациях вакантных рабочих мест и, следовательно, данная информация до граждан, ищущих работу, доводится в искаженном виде. Круг лиц в конкретном численном исчислении, права которых в данном случае нарушаются, определить не представляется возможным, так как право на труд и социальную защиту от безработицы имеет каждый человек и гражданин.
Просил признать бездействие юридического лица ФБУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской, выразившееся в непредставлении в установленной законом форме с 1 января 2009г. по 31 октября 2010г. в Областное государственное учреждение Центр занятости населения Братского района Иркутской области информации о наличии вакантных рабочих мест, незаконным и обязать юридическое лицо ФБУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области ежемесячно предоставлять в Областное государственное учреждение Центр занятости населения Братского района Иркутской области в установленной законом форме информацию о наличии вакантных рабочих мест.
Представитель заинтересованного лица - Федерального бюджетного учреждения ИК-25 Овчинникова И.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования прокурора признала частично и пояснила, что согласно п. 1 ст. 8 Закона РФ № 1032-1 от 19.04.1991г. «О занятости населения в Российской Федерации» граждане имеют право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю, или путем бесплатного посредничества органов службы занятости населения. Согласно п. 1 ст. 26 указанного Закона работодатель имеет право принимать на работу граждан, непосредственно обратившихся к нему, на равных основаниях с гражданами, имеющих направление органов службы занятости. Согласно данным кадровой службы в 2009 г. и за 10 месяцев 2010г. путем прямого обращения граждан к работодателю поступило 100 обращений. Разделом 4 Приказа Министерства Юстиции РФ от 06.06.2005г. № 76 «Об утверждении инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел РФ в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы» установлено, что обязательным условием при приеме на работу является прохождение ВВК. В этих целях на ВВК за 2009 г. было направлено 46 человек, за 2010 г. – 54 человека. Также не соответствует действительности довод представителя заявителя о том, что в течение 2009г. в ОГУ ЦЗН по Братскому району от ФБУ ИК-25 по средствам телефонной связи поступили сообщения неустановленной формы. Сведения подавались в соответствующей форме согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 03.07.2006г. № 513, что подтверждается сведениями о потребностях в работниках, наличии свободных мест, принятых сотрудниками центра занятости. На данных документах имеется соответствующая отметка о их принятии. ФБУ ИК-25 хотя и нерегулярно, но предоставлялись сведения в ОГУ ЦЗН Братского района. При появлении вакантного места, учреждение самостоятельно вело работу с обратившимися к ним кандидатами на освободившиеся должности. Просила заявление прокурора удовлетворить частично.
Представитель заинтересованного лица ОГУ ЦЗН Братского района Климов А.Н., действующий по доверенности, в судебном заседании поддержал заявленные прокурором требования, суду пояснил, что в соответствии с Законом РФ от 19.04.1991г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» одним из направлений государственной политики в области содействия занятости населения является осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, а также подбор вариантов подходящей работы для высвобождаемых работников. В соответствии п. 1 ст. 25 Закона РФ № 1032-1 работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе реализации мер, предусмотренных трудовым законодательством, коллективными договорами и соглашениями по защите работников в случае приостановки производства или увольнения работников. В соответствии п. 2 ст. 25 Закона РФ № 1032-1 при принятии решения о ликвидации организации либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров работодатель-организация не позднее, чем за два месяца, а работодатель - индивидуальный предприниматель не позднее, чем за две недели до начала проведения соответствующих мероприятий обязаны в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости, указав должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников, - не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. В соответствии п. 3 ст. 25 Закона РФ № 1032-1 работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости сведения о применении в отношении данного работодателя процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов. Таким образом, в ОГУ ЦЗН Братского района сведения о высвобождении работников ФБУ ИК-25 в письменной форме не предоставлялись, информация по увольнению работников, сокращении численности или штата работников организации и содействию занятости инвалидов не поступала. Также пояснил, что ЦЗН были проверены сведения, указные представителем ФБУ ИК-25 в ходе судебного разбирательства о предоставлении информации в ОГУ ЦЗН Братского района, и установлено, что данные сведения действительно предоставлялись ФБУ ИК-25 в письменном виде в указанные периоды времени, однако предоставляемая информация была оформлена ненадлежащим образом.
Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый человек и гражданин имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона РФ №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» граждане имеют право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю, или путем бесплатного посредничества органов службы занятости, или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения.
На основании ч. 3 ст. 25 Закона РФ №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» работодатели обязаны ежемесячно предоставлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей).
В приложении 5 Приказа Министерства Здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 03.07.2006г. №513 «Об утверждении административного регламента федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поисках подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников» указана определенная форма, в которой должны быть представлены сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей).
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Из письменных материалов дела суд установил следующее.
Как следует из докладной записки от 02.11.2010 г. № *** по результатам проверки, проведенной помощником Братского прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ Урезаловым А.А., были выявлены нарушения, допущенные администрацией ФБУ ИК-25, выразившиеся в непредоставлении в службу занятости населения сведений о наличии вакантных рабочих мест, а также в предоставлении указанной информации в ненадлежащем виде.
Согласно копии приказа № *** Федеральной службы исполнения наказаний от 30.03.2005 г. Государственное учреждение «Исправительная колония №25 Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области» переименовано в федеральное государственное учреждение «Исправительная колония №25 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области (ФГУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области).
Согласно копии приказа *** Федеральной службы исполнения наказаний от 09.04.2008 г. федеральное государственное учреждение «Исправительная колония №25 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области было переименовано в федеральное бюджетное учреждение «Исправительная колония №25 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области».
Копией свидетельства Федеральной налоговой службы серии *** №*** подтверждается, что Федеральное бюджетное учреждение «Исправительная колония №25 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области» (сокращенное наименование ФБУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области) является юридическим лицом, о чем внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр юридических лиц №***
Справкой заместителя начальника колонии по КВР ФБУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области, подтверждается наличие вакантных должностей в ФБУ ИК-25 в течение 2009 г. высвобождено 12 должностей рядового и младшего начальствующего состава, за 10 месяцев 2010 г. - 18 должностей.
Как следует из запроса от 19.10.2010 г. №*** Братский прокурор по надзору за соблюдением законов в ИУ обратился в ОГУ ЦЗН Братского района с требованием предоставить сведения о направлении ФБУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области в ОГУ ЦЗН Братского района информации о наличии вакантных рабочих мест в учреждении. По указанному запросу ОГУ ЦЗН Братского района 25.10.2010 г. представил прокурору информацию, из которой следует, что за период с 13.03.2009 г. по 04.06.2010 г. от ФБУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области поступили посредством телефонной связи 10 сообщений о наличии вакантных мест в учреждении.
Согласно сведениям о потребности в работниках, наличии свободных мест (вакантных должностей), представленным представителем заинтересованного лица, бездействия которого обжалуются, на них имеются входящие номера и подписи лиц (сотрудников центра занятости населения), принявших их. Из указанных документов усматривается, что сведения были предоставлены в ОГУ ЦЗН Братского района 23.04.2010 г., 21.09.2010 г., а также 14.10.2010 г.
Анализируя представленные доказательства, суд находит установленным, что ФБУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области, обязанное в силу закона ежемесячно и в строго установленной законом форме предоставлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), в период с 13.03.2009г. по 04.06.2010г. указанную обязанность своевременно и в установленной законом форме не исполняло, сведения предоставлялись учреждением нерегулярно и в основном посредством телефонной связи, что противоречит закону «О занятости населения в Российской Федерации». Как усматривается из материалов дела, за период 2009г. и 10 месяцев 2010г. ФБУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области только трижды информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей) предоставляло органу службы занятости в надлежащей форме : 23.04.2010 г., 21.09.2010 г. 14.10.2010 г. Указанное обстоятельство сторонами не оспаривается.
Доказательств предоставления в надлежащей форме сведений о наличии вакантных рабочих мест за остальные периоды, а именно с 01.01.2009 г. по 31.12.2009 г., с 01.01.2010 г. по 23.04.2010 г., с 01.05.2010 г. по 21.09.2010 г. ФБУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области не представлено.
Доводы представителя ФБУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области Овчинниковой И.А. о том, что нарушений законодательства о занятости населения ФБУ ИК-25 не допускало, поскольку, хотя и нерегулярно, но ФБУ ИК-25 предоставлялись сведения в ОГУ ЦЗН Братского района о наличии вакантных рабочих мест (должностей), суд не принимает во внимание, поскольку законом установлена обязанность работодателя представлять органам службы занятости такую информацию ежемесячно.
Доводы представителя ФБУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области о том, что работодатель вправе принимать на работу граждан, непосредственно обратившихся к нему, на равных основаниях с гражданами, имеющих направление органов службы занятости, в связи с чем при появлении вакантного места учреждение самостоятельно вело работу с обратившимися к ним кандидатами на освободившиеся должности, не имеют правового значения при разрешении данного дела, поскольку наличие такого права у работодателя не освобождает его от обязанности предоставлять ежемесячно информацию в центр занятости населения о наличии вакантных рабочих мест (должностей).
На основании изложенного суд приходит к выводу, что бездействие юридического лица ФБУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области, выразившееся в не предоставлении в установленной законом форме с 01 января 2009 г. по 31 октября 2010 г. в Областное государственное учреждение Центр занятости населения Братского района Иркутской области информации о наличии вакантных рабочих мест (должностей) –является незаконным и влечет нарушение прав граждан, ищущих работу, предусмотренных законом РФ № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». Кроме того, указанное бездействие юридического лица нарушает государственную политику в области социальной защиты граждан по выбору работы, поиска рабочих мест и реализации государственными органами на создание дополнительных рабочих мест с целью устранения безработицы в Российской Федерации, что создает препятствие для гарантированного государством трудоустройства. В связи с чем заявление Братского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Братского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Признать бездействие Федерального бюджетного учреждения «Исправительная колония № 25 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области», выразившееся в непредоставлении в установленной законом форме с 01 января 2009 г. по 31 октября 2010 г. в Областное государственное учреждение Центр занятости населения Братского района Иркутской области информации о наличии вакантных рабочих мест (должностей) - незаконным.
Обязать Федеральное бюджетное учреждение «Исправительная колония № 25 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области» ежемесячно предоставлять в Областное государственное учреждение Центр занятости населения Братского района Иркутской области в установленной законом форме информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей).
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский районный суд Иркутской области в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Гапеевцева М.А.