Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Братск 06 декабря 2010 года
Братский районный суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Тумкиной А.Н.,
при секретаре Хлыстовой Е.А.,
с участием помощника Братского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Урезалова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Братского районного суда гражданское дело № 2-757/2010 по заявлению Братского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании бездействия юридического лица Федерального бюджетного учреждения «Лечебное исправительное учреждение № 27 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области» незаконным и устранении выявленных нарушений,
У с т а н о в и л:
Братский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в Братский районный суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании бездействия юридического лица Федерального бюджетного учреждения «Лечебное исправительное учреждение № 27 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области» незаконным и понуждении к устранению выявленных нарушений, указав в обоснование своих требований, что Братской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проведена проверка исполнения администрацией ФБУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области требований законодательства РФ о занятости населения. В ходе проверки установлено следующее. В соответствии с ч.3 ст.37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Для соблюдения гарантированной Конституцией России нормы права на труд и право на защиту от безработицы принят Закон РФ от 19.04.1991г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы. Из смысла п.1 ст.8 Закона РФ № 1032-1, граждане имеют право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю, или путем бесплатного посредничества органов службы занятости населения, или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения. В соответствии с ч.3 ст.25 Закона РФ № 1032-1, работодатели обязаны ежемесячно предоставлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей). Приказом Министерства Здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 03.07.2006г. № 513 «Об утверждении административного регламента федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поисках подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников» разработана и утверждена форма предоставления работодателями в органы службы занятости вышеназванных сведений. Согласно п.4.6 Приказа Министерства Юстиции Российской Федерации от 06.06.2005г. № 76 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы», приказ о приеме на работу лиц, замещающих должности рядового и младшего начальствующего состава, подписывается руководителем исправительного учреждения, который соответственно является работодателем для названных лиц. По данным отдела кадров ФБУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области в течение 2009г. в учреждении была высвобождена 31 должность рядового и младшего начальствующего состава, за 10 месяцев 2010г. - 20 должностей. Вместе с тем, по сведениям Областного государственного учреждения «Центр занятости населения Братского района» в 2009г., а также за 10 месяцев 2010г. установленная Законом РФ № 1032-1 обязанность по предоставлению органам службы занятости вышеуказанных сведений ответчиком не исполнялась. Непредставление ФБУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области в службу занятости сведений о наличии вакантных рабочих мест (должностей) нарушает государственную политику в области социальной защиты граждан по выбору работы, поиска рабочих мест и реализации государственными органами на создание дополнительных рабочих мест с целью устранения безработицы в Российской Федерации, что создает препятствие для гарантированного государством трудоустройства. Более того, следствием непредставления ФБУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области в службу занятости вышеотмеченных сведений является невозможность корректировки специальными службами занятости населения банка вакантных рабочих мест (должностей). В результате чего происходит сбой поступления сведений о наличии (отсутствии) на предприятиях или организациях вакантных рабочих мест (должностей) и, следовательно, данная информация до граждан, ищущих работу, доводится в искаженном виде. Круг лиц в конкретном численном исчислении, права которых в данном случае нарушаются, определить не представляется возможным, так как право на труд и социальную защиту от безработицы имеет каждый гражданин. Братский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях просит суд признать бездействие юридического лица ФБУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области, выразившееся в непредставлении с 01.01.2009г. по 31.10.2010г. в Областное государственное учреждение Центр занятости населения Братского района Иркутской области информации о наличии вакантных рабочих мест (должностей) незаконным, обязать юридическое лицо ФБУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области ежемесячно предоставлять в Областное государственное учреждение Центр занятости населения Братского района Иркутской области информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей).
В судебном заседании помощник Братского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Урезалов А.А. поддержал заявленные требования в полном объеме, дал суду пояснения в соответствии с предъявленным в суд заявлением.
Представитель юридического лица, бездействия которого оспариваются - Федерального бюджетного учреждения «Лечебное исправительное учреждение № 27 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области», на основании доверенности Дмитриев Н.В. заявленные Братским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях требования не признал, суду пояснил, что нарушений со стороны администрации ФБУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области не имеется. Сведения о вакантных должностях в Центр занятости населения Братского района Иркутской области не предоставляются в связи с тем, что в учреждении создан резервный фонд вакантных должностей и при увольнении, перемещении, сокращении сотрудников, на данные должности сотрудники принимаются из резервного фонда, в связи с чем, необходимость о предоставлении сведений о наличии вакантных должностей в Центр занятости населения Братского района Иркутской области, отсутствует. Поэтому заявленные требования прокурора он не признает, считает, что нарушений закона не имеется, просит отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Областного государственного учреждения Центр занятости населения Братского района, на основании доверенности Климов А.Н. поддержал заявленные Братским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях требования в полном объеме, суду пояснил, что в соответствии с Законом РФ от 19.04.1991г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», одним из направлений государственной политики в области содействия занятости населения является осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, а также подбор вариантов подходящей работы для высвобождаемых работников. В соответствии с п.1 ст.25 Закона РФ № 1032-1, работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе реализации мер, предусмотренных трудовым законодательством, коллективными договорами и соглашениями по защите работников в случае приостановки производства или увольнения работников. В соответствии с п.2 ст.25 Закона РФ № 1032-1, при принятии решения о ликвидации организации либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров работодатель - организация не позднее, чем за два месяца, а работодатель - индивидуальный предприниматель не позднее, чем за две недели до начала проведения соответствующих мероприятий обязаны в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости, указав должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников - не позднее, чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. В соответствии с п.3 ст.25 Закона РФ № 1032-1, работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости сведения о применении в отношении данного работодателя процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов. Так, в ОГУ ЦЗН Братского района сведения по высвобождению работников в письменной форме ответчиком в период с 01.01.2009г. по 31.10.2010г. не предъявлялись. Таким образом, обязанность по предоставлению ОГУ ЦЗН Братского района информации по увольнению работников, сокращении численности или штата работников организации и содействию занятости инвалидов, ФБУ ЛИУ-27 ГУФСИН не исполнялась, чем были нарушены п.1 ст.25, п.2 ст.25, п.3 ст.25 Закона РФ от 19.04.1991г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч.3 ст.37 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Согласно п.1 ст.8 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", граждане имеют право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю, или путем бесплатного посредничества органов службы занятости, или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения.
В силу ч.3 ст.25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей).
Согласно Положению о федеральном государственном учреждении «Лечебное исправительное учреждение № 27 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области», ФГУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области является юридическим лицом с момента государственной регистрации.
Приказом Федеральной службы исполнения наказаний № 247 от 09.04.2008г. о переименовании и внесении изменений в положения и уставы учреждений, подчиненных Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области, федеральное государственное учреждение «Лечебное исправительное учреждение № 27 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области» переименовано в федеральное бюджетное учреждение «Лечебное исправительное учреждение № 27 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области».
Справкой начальника отдела кадров, подтверждается наличие вакантных должностей ФБУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области в 2009 году в количестве 31 должности рядового и младшего начальствующего состава, за 10 месяцев 2010 года – 20 должностей.
Из информации Областного государственного учреждения Центр занятости населения Братского района, следует, что предприятие ФБУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области информацию о наличии вакантных мест в 2009-2010гг. не подавало.
Таким образом, судом установлено, что бездействием ФБУ ЛИУ-27 ГУФСИН России, выразившимся в непредставлении органам службы занятости населения информации о наличии вакантных рабочих мест (должностей) в период с 01.01.2009г. по 31.10.2010г. нарушены ч.3 ст.37 Конституции Российской Федерации, а также нормы Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", предусматривающие обязанность ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей). Следовательно, данное бездействие является незаконным.
Непредставление ФБУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области в службу занятости сведений о наличии вакантных рабочих мест (должностей) нарушает государственную политику в области социальной защиты граждан по выбору работы, поиска рабочих мест и реализации государственными органами программы на создание дополнительных рабочих мест с целью устранения безработицы в Российской Федерации, что создает препятствие для гарантированного государством трудоустройства граждан, и как следствие, нарушаются права граждан Российской Федерации на труд и на защиту от безработицы, гарантированные Конституцией РФ, в связи с чем требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования Братского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, заявленные в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать бездействие юридического лица Федерального бюджетного учреждения «Лечебное исправительное учреждение № 27 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области», выразившееся в непредставлении с 01.01.2009г. по 31.10.2010г. в Областное государственное учреждение Центр занятости населения Братского района Иркутской области информации о наличии вакантных рабочих мест (должностей) незаконным.
Обязать юридическое лицо Федеральное бюджетное учреждение «Лечебное исправительное учреждение № 27 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области» ежемесячно предоставлять в Областное государственное учреждение Центр занятости населения Братского района Иркутской области информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей).
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Иркутский областной суд через Братский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия.
Судья: А.Н. Тумкина