Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
16 марта 2010 года г.Братск
Братский районный суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Гапеевцевой М.А.,
при секретаре Кривцовой Л.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-166/-2010 по заявлению Братского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, о признании незаконными действий должностного лица - начальника ФБУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области Пуляева Геннадия Кузьмича по организации торговли мясной продукцией собственного изготовления, не имеющей сертификатов качества и безопасности, и обязании начальника ФБУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области Пуляева Геннадия Кузьмича прекратить продажу мясной продукции собственного изготовления, не имеющей, сертификатов качества и безопасности,
У С Т А Н О В И Л:
Братский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконными действия должностного лица - начальника ФБУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области по организации торговли мясной продукцией собственного изготовления, не имеющей, сертификатов качества и безопасности, обязать вышеуказанное должностное лицо прекратить продажу мясной продукции собственного изготовления, не имеющей сертификатов качества и безопасности.
В обоснование требований заявитель указал на то, что в ходе проведения проверки санитарно-эпидемиологического состояния объектов торговли в учреждении ФБУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области было установлено, что в магазине ЛИУ-27 для лиц, лишенных свободы, в нарушение требований действующего законодательства РФ производится реализация мясной продукции собственного изготовления без наличия качественного удостоверения. В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 02.01.2000г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» пищевые продукты, не имеющие удостоверений качества и безопасности, в обороте находиться не могут. Принимая во внимание статус исправительного учреждения ЛИУ-27 – межобластная туберкулезная больница № 3, в которой концентрируется наибольшее количество лиц, лишенных свободы и содержащихся под стражей, болеющих туберкулезом, в том числе и в открытой форме, то полагает, что нарушение санитарных правил при организации торговли продукцией собственного изготовления может привести к серьезным негативным последствиям. Начальник ФБУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области Пуляев Г.К. предупреждался о необходимости незамедлительного устранения названных нарушений, однако, должных мер к восстановлению режима законности в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения не принял.
18.03.2010г. заявитель представил уточненное заявление, в котором со ссылкой на Постановление Правительства РФ от 01.12.2009г. № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии» просил признать незаконными действия должностного лица - начальника ФБУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области по организации торговли мясной продукцией собственного изготовления, не имеющей декларации соответствия, обязать вышеуказанное должностное лицо прекратить продажу мясной продукции собственного изготовления, не имеющей декларации соответствия.
В судебном заседании представитель заявителя – помощник Братского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Урезалов А.А. суду пояснил, что поскольку Постановление Правительства РФ от 01.12.2009г. № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии» вступило в силу 14.2.2010г., то он поддерживает первоначально заявленные требования по изложенным в заявлении доводам и основаниям. 30 сентября 2009г. и 27 января 2010г. Братской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях были проведены проверки санитарного состояния объектов торговли в учреждении ФБУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области. В ходе проверок было выявлено, что в магазине ЛИУ-27 для лиц, лишенных свободы, производится реализация мясной продукции собственного изготовления без наличия качественного удостоверения. Были отобраны объяснения у продавцов магазина ФБУ ЛИУ-27 ФИО1. и ФИО1., которые подтвердили реализацию в магазине учреждения мясной продукции собственного изготовления (сало свиное соленое, копченое, мясо копченое), не имеющей удостоверений качества и безопасности. По результатам первой проверки начальник ФБУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области Пуляев Г.К. в октябре 2009г. предупреждался о необходимости незамедлительного устранения названных нарушений, однако, должных мер к устранению нарушений требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения не принял, и на момент повторной проверки в январе 2010г. выявленные нарушения не были устранены, мясная продукция собственного изготовления, не имеющая удостоверений качества и безопасности, находилась в магазине учреждения на реализации. Действия начальника ФБУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области по организации торговли мясной продукцией, не имеющей сертификатов качества и безопасности, не отвечают требованиям законодательства, нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Просит признать незаконными действия должностного лица - начальника ФБУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области по организации торговли мясной продукцией собственного изготовления, не имеющей сертификатов качества и безопасности, обязать вышеуказанное должностное лицо прекратить продажу мясной продукции собственного изготовления, не имеющей сертификатов качества и безопасности.
В судебном заседании заинтересованное лицо - начальник ФБУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области Пуляев Г.К. заявление Братского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях признал. Суду пояснил, что учреждение имеет собственное подсобное хозяйство, полученное мясо и сало свиное перерабатывается собственными силами (засаливается, коптится) и поступает на реализацию через магазин учреждения для лиц, отбывающих наказание в ФБУ ЛИУ-27. На момент проведения Братским прокурором проверок сертификатов качества и безопасности на мясную продукцию собственного изготовления учреждение не имело, таким образом, реализация данной продукции действительно производилась без наличия удостоверений качества и безопасности. Указанные обстоятельства им не оспариваются и признаются.В настоящее время руководство учреждения принимает меры для получения необходимой документации для реализации мясной продукции собственного изготовления.
Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 2 Конституции РФ предусмотрено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно статьи 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.
Из п.1 и п. ст. 2 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) следует, что гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.
Неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.
Согласно ст. 3 ГК РФ гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 13 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны:
2) создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях;
4) обеспечивать охрану здоровья осужденных;
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 02.01.2000г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» в обороте могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям нормативных документов и прошедшие государственную регистрацию в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые: не имеют удостоверений качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, документов изготовителя, поставщика пищевых продуктов, материалов и изделий, подтверждающих их происхождение, в отношении которых отсутствует информация о государственной регистрации и подтверждении соответствия требованиям нормативных документов (пищевые продукты, материалы и изделия, подлежащие государственной регистрации и обязательному подтверждению соответствия);
Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 02.01.2000г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» изготовление пищевых продуктов, материалов и изделий следует осуществлять в соответствии с техническими документами при соблюдении требований санитарных и ветеринарных правил и норм.
Изготовитель обязан проверить качество и безопасность каждой партии пищевых продуктов, материалов и изделий и передать покупателю вместе с пищевыми продуктами, материалами и изделиями удостоверение качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий.
Соответствие пищевых продуктов, материалов и изделий, перечни которых утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, требованиям нормативных документов подтверждается сертификатом соответствия или декларацией о соответствии и знаком соответствия.
В соответствии с п. 8.24 Санитарно-эпидемиологических требований к организации торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов, введенных в действие Постановлением Министерства здравоохранения РФ от 07.09.2001г. № 23, в организациях торговли запрещается реализация продукции без наличия качественного удостоверения (для продукции российского производства), сопроводительных документов, подтверждающих их происхождение, качество и безопасность;
Согласно Свидетельству о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц федеральное бюджетное учреждение «Лечебное исправительное учреждение № 27 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области» (ФБУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области) в Единый государственный реестр юридических лиц 23 апреля 2008 года внесена запись о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
Согласно Положению о федеральном бюджетном учреждении «Лечебное исправительное учреждение № 27 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области», утвержденному приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 29.03.2005г. № 204, с последующими изменениями, (далее по тексту – Положение), федеральное бюджетное учреждение «Лечебное исправительное учреждение № 27 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области» является лечебным исправительным учреждением для содержания осужденных мужского пола, больных туберкулезом, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы на период их лечения, осуществляет деятельность по управлению и эксплуатации исправительным учреждением, по оказанию реабилитационной помощи осужденным, оказанию противотуберкулезной помощи, выполняет обязанности и пользуется правами, предоставленными ему законодательством Российской Федерации.
Начальник учреждения назначается на должность и освобождается от должности начальником ГУФСИН России по Иркутской области.
Согласно разделу 4 Положения начальник Учреждения в пределах предоставленных ему полномочий: обеспечивает выполнение задач, возложенных на Учреждение и несет персональную ответственность за их выполнение, соблюдение законодательства РФ,...; несет ответственность в соответствии с законодательством РФ за невыполнение санитарно-гигиенических норм и требований по защите жизни и здоровья граждан;
Согласно приказу начальника ГУФСИН России по Иркутской области от 13.04.2006г. № 154 –лс начальником ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области назначен Пуляев Геннадий Кузьмич.
Согласно справке главного бухгалтера ФБУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области приказом начальника учреждения от 28.07.2009г. № 262 открыт магазин для розничной торговли, который начал функционировать 04.08.2009г.
Согласно выписке их приказа начальника ФГУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области от 03.08.2007г. № *** ФИО6 назначена на должность продавца магазина с 25.07.2007г.
Из докладной записки помощника Братского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Урезалова А.А. от 07.10.2009г. № 2-01/848-09 следует, что по жалобе гражданина ФИО2 на действия администрации учреждения ЛИУ-27 в части нарушения требований законодательства РФ о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения на объектах розничной торговли и общественного питания с участием главного специалиста – эксперта Управления Роспотребнадзора по ... в ... и ... ФИО5 проведена проверка в указанном учреждении. По результатам проверки установлено следующее. В магазине ЛИУ-27 в нарушение требований ч. 2 ст.3, ч. 6 ст. 17 ФЗ от 02.01.2000г. «О качестве и безопасности пищевых продуктов», п. 8.24 Санитарно-эпидемиологических требований к организации торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов, утвержденных Постановлением Министерства здравоохранения РФ от 07.09.2001г. № 23 «О введении в действие санитарных правил» реализация мясной продукции собственного изготовления производится без наличия качественного удостоверения. По выявленным нарушениям закона приняты меры прокурорского реагирования: на имя начальника учреждения внесено представление, виновным должностным лицам объявлены предостережения, возбуждено 2 производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 6.3 и 6.6 КоАП РФ (материалы направлены в территориальный орган Роспотребнадзора).
Из объяснительной продавца магазина ФБУ ЛИУ-27 ФИО1 на имя помощника Братского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Урезалова А.А. от 30.09.2009г. следует, что в магазине ФБУ ЛИУ-27 она работает с августа 2009 года, кроме поставляемых товаров в магазине осуществляется торговля мясной продукцией, изготовленной в колонии: сало соленое, копченое, мясо копченое. По факту наличия качественных удостоверений на указанную продукцию она ничего пояснить не может.
Согласно справке помощника Братского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Урезалова А.А. 27.01.2010г. в 11 часов в магазине для осужденных ФБУ ЛИУ-27 в присутствии начальника ОВРО ЛИУ-27 ФИО3 и продавца магазина ФИО1 установлен факт реализации мясной продукции собственного изготовления, не имеющей сертификатов качества и безопасности (сало копченое, мясо свиное копченое).
Согласно объяснению продавца магазина ФБУ ЛИУ-27 ФИО1 от 27.01.2010г. в магазине для осужденных наряду с другой продукцией осуществляется торговля мясной продукцией, которую приносят осужденные, работающие в столовой. Сертификаты качества и безопасности на продаваемое копченое и соленое сало собственного изготовления - отсутствуют.
Из объяснительной заместителя начальника по тылу ЛИУ-27 майора внутренней службы ФИО4 на имя Братского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от 27.01.2010г. следует, что по вопросу получения сертификатов соответствия на выпуск продукции из сала и мяса свиного в период с октября 2009 года по настоящее время учреждением ведется работа по подготовке необходимых документов и мероприятий для проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы цеха по переработке мяса.
В силу ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств законности оспариваемых действий (бездействия) должностных лиц возлагается на лиц, которые совершили оспариваемые действия (бездействие).
Анализируя представленные доказательства в их совокупности, суд находит установленным, что согласно свидетельству о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц и Положению о федеральном бюджетном учреждении «Лечебное исправительное учреждение № 27 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области» ФБУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области является юридическим лицом, лечебным исправительным учреждением, к основному виду деятельности которого относится содержание осужденных мужского пола, больных туберкулезом, и исполнение уголовных наказаний в виде лишения свободы на период их лечения. Из пояснений сторон, письменных материалов дела суд установил, что начальник ФБУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области Пуляев Г.К. при реализации мясной продукции собственного изготовления через магазин ФБУ ЛИУ-27 не обеспечил соблюдение требований законодательства РФ о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В судебном заседании данные обстоятельства начальник ФБУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области Пуляев Г.К. не оспаривал и признал требования прокурора, поэтому заявление подлежит удовлетворению. Других доказательств суду представлено не было.
Руководствуясь ст.ст.194 -199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Братского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Признать действия начальника ФБУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области Пуляева Геннадия Кузьмича по организации торговли в магазине ФБУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области мясной продукцией собственного изготовления, не имеющей сертификатов качества и безопасности, - незаконными.
Обязать начальника ФБУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области Пуляева Геннадия Кузьмича прекратить продажу в магазине ФБУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области мясной продукции собственного изготовления, не имеющей сертификатов качества и безопасности.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский районный суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Гапеевцева М.А.