Решение по делу № 2-73/2011



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Братск 02 февраля 2011 года

Братский районный суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Тумкиной А.Н.,

при секретаре Хлыстовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Братского районного суда гражданское дело № 2-73/2011 по иску Федосеева Сергея Вячеславовича к муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Детско-Юношеская Спортивная Школа» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,

У с т а н о в и л:

Федосеев С.В. обратился в Братский районный суд с иском к муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа» (МОУ ДОД «ДЮСШ») о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, указав в обоснование своих требований, что он работает в МОУ ДОД «ДЮСШ» ... Ему установлен должностной оклад в размере 1664 рубля с выплатой 50% северной надбавки к заработной плате и 40% районного коэффициента. Он считает, что работодатель за период с 01.01.2010г. По 30.09.2010г. начислял и выплачивал ему заработную плату не в полном объеме, в размере менее установленного Федеральным законом минимального размера оплаты труда. Минимальный размер оплаты труда с 01.01.2009 года составляет 4330 рублей, на который должны начисляться районный коэффициент и процентная надбавка. Величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации как основная государственная гарантия предусмотрена также статьей 130 Трудового кодекса РФ. Вторую составную часть заработной платы в виде компенсационных выплат Трудовой кодекс РФ не только формально не включает в состав вознаграждения за труд, но и основания этих выплат работникам связывает не с количеством и качеством их труда, а с их работой, то есть выполнением трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в условиях, (1) отклоняющихся от нормальных, (2) работой в особых климатических условиях и (3) на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению и (4) иные выплаты компенсационного характер. В статье 315 ТК РФ установлено, что оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Считает, что расчет его заработной платы, произведенный ответчиком за период с 01.01.2010г. по 30.09.2010г. неправильный. Просит взыскать с МОУ ДОД «ДЮСШ» недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с 01.01.2010г. по 30.09.2010г. в сумме 35905 рублей.

В дальнейшем истец уточнил свои исковые требования, просил взыскать недоначисленную и невыплаченную ему заработную плату за период с 01.01.2010г. по 31.11.2010г. в сумме 46173 рубля.

При подготовке дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчика привлечено муниципальное образование «Братский район».

В судебном заседании истец Федосеев С.В.поддержал заявленные им исковые требования с учетом уточненных в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснил, что расчетные листки о начисленной ему ответчиком заработной плате он получал в начале следующего за расчетным месяца, а заработную плату получал 14-15 числа месяца, следующего за расчетным.

Представитель ответчика МОУ ДОД «ДЮСШ» в судебное заседание не явился, будучи извещен надлежащим образом о времени и месте слушания дела.

Представитель третьего лица муниципального образования «Братский район» по доверенности Седлецкий Д.П., исковые требования Федосеева С.В. не признал, просил применить к заявленным истцом требованиям за период с 01.01.2010г. по 30.06.2010г. установленный ст.392 Трудового кодекса РФ срок обращения в суд за разрешением трудового спора, на этом основании в удовлетворении указанных требований отказать. По существу заявленных истцом требований за период с июля 2010 года по ноябрь 2010 пояснил, что выводы, представленные в исковом заявлении, не имеют логической обоснованности и причинно следственной связи, звучат противоречиво, а также не имеют реальной нормативной базы. Согласно разъяснению Министерства экономического развития, труда, науки и высшей школы Иркутской области, с 1 января 2009 года вступил в силу Федеральный закон от 24 июня 2008 года N 91-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда", устанавливающий минимальный размер оплаты труда в сумме 4330 рублей в месяц. Региональное соглашение, устанавливающее размер минимальной заработной платы в Иркутской области от 19 января 2008 года, утратило силу. Согласно статье 133 Трудового кодекса Российской Федерации минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации. В связи с чем, на территории Иркутской области с 1 января 2009 года действует минимальный размер заработной платы на уровне, установленном федеральным законом о минимальном размере оплаты труда, - 4330 рублей в месяц. Данное положение подлежит обязательному исполнению всеми работодателями, осуществляющими финансово-хозяйственную деятельность на территории Иркутской области, независимо от организационно-правовой формы. Согласно части 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Таким образом, в величину минимального размера оплаты труда включаются все виды выплат по заработной плате; выплачиваемые работнику в соответствии с трудовым договором. В соответствии с пунктом 4 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации работодатели, являющиеся налоговыми агентами, обязаны удерживать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. При этом сумма удержаний согласно части 2 статьи 138 Трудового кодекса Российской Федерации не может превышать 50 процентов суммы выплаты. Таким образом, налог на доходы физических лиц. удерживается из начисленной заработной платы. Начисленная заработная плата в Иркутской области не может быть ниже 4330 рублей при условии, что работником полностью отработана за конкретный период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).

Выслушав истца и представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.2 ст.7, ч.3 ст. 37 Конституции Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.

На основании ст. 21 Трудового кодекса РФ Работник имеет право на:

своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;

защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами.

Согласно ст. 22 Трудового кодекса РФ Работодатель обязан:

соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров;

выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

Судом установлено, что согласно записи в трудовой книжке, трудовому договору, Федосеев С.В. принят на работу в МОУ ДОД «ДЮСШ» ... с 01.11.2007г., работает по настоящее время.

Согласно трудовому договору, заключенному между МОУ ДОД «ДЮСШ» и Федосеевым С.В., работник принимается на должность ...

Из расчетных листков истца Федосеева С.В., следует, что работнику установлен оклад (тарифная ставка) в размере 1664 руб., северная надбавка, районный коэффициент.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Анализируя исследованные в судебном заседании доказательства, в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что истец Федосеев С.В. в спорный период и до настоящего времени состоит в трудовых отношениях с ответчиком МОУ ДОД «ДЮСШ», что подтверждается представленными суду трудовой книжкой, трудовым договором.

Согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений является обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда (абзац пятый), включая, как это предусмотрено статьей 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности.

Заработная плата конкретного работника, согласно статьи 135, ч.1 статьи 147 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом закрепленных в законодательстве критериев, в том числе условий труда, при этом заработная плата работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, должна устанавливаться в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для идентичных видов работ, но с нормальными условиями труда.

Из приведенных норм следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен вводить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В силу международных норм и требований российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях труда (вредных и нормальных).

При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должно в равной мере соблюдаться правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.

Согласно ст. 133 Трудового кодекса РФ, минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается: организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ № 82-ФЗ от 19.06.2000 года «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 01.01.2009 года установлен в сумме 4330 рублей в месяц.

Согласно ст. 144 Трудового кодекса РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.

Таким образом, размер заработной платы истца, если им отработана полностью месячная норма рабочего времени не может быть менее 4330 рублей с применением северного (50%) и районного коэффициента (40%), т.е. 4300 х 1.9 = 8227 рублей.

Вместе с тем, институт минимального размера оплаты труда предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.

Часть 3 ст. 133 Трудового кодекса РФ предусматривает, что месячная заработная плата работника полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Как усматривается из расчетных листков истцу установлен оклад в сумме 1664 рубля, северная надбавка в размере 50% и районный коэффициент в размере 40%.

Согласно ст. 129 Трудового кодекса РФ оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В соответствии со 132 Трудового кодекса РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.

Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.

Согласно ст. 146 Трудового кодекса РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. Также в повышенном размере оплачивается труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

Из системного толкования вышеуказанных норм Трудового кодекса РФ следует, что действующим трудовым законодательством гарантированы дополнительные компенсации в отношении оплаты труда гражданам в связи с их работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера, данные компенсации, исходя из характера и целевой направленности не могут поглощаться размером минимальной заработной платы, установленной для всех граждан Российской Федераций независимо от места их проживания. Суд считает, что включение в минимальный размер оплаты труда, установленный в целом по Российской Федерации, районного коэффициента и районной северной надбавки, приведет к уравниванию в оплате труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в районах, где не установлен районный коэффициент и районная надбавка, с работниками, проживающими и работающими в экстремальных природно-климатических условиях Севера, что недопустимо в силу действующего трудового законодательства РФ и норм международного трудового права.

Согласно ст. 315 Трудового кодекса РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Закон РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19.02.1993 г. также устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.

Братский район является местностью, приравненной к районам Крайнего Севера, в соответствии с Перечнем районов, на которое распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 г. и от 26.09.1967г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967г. № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967г. «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера».

С учетом изложенного, районные и северные надбавки являются дополнительными компенсациями, в том числе в отношении оплаты труда гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.

Таким образом, суд приходит к выводу, что законодатель в качестве дополнительных гарантий работникам, осуществляющим трудовую деятельность в местностях с особыми климатическими условиями, установил районный коэффициент и процентные надбавки к заработной плате, которые не являются слагаемыми элементами вознаграждения за труд, механизм и размер данных выплат не находится в зависимости от размера минимальной заработной платы, гарантированной на территории РФ.

Следовательно, тарифная ставка (оклад) истца с применением северного и районного коэффициента должна составлять не менее 8227 рублей (4330 х 1.9).

Судом установлено, что в период времени с 01.01.2010г. По 30.11.2010г. истцу Федосееву С.В. была начислена заработная плата ниже минимального размера оплаты труда.

Рассматривая ходатайство представителя третьего лица об отказе в удовлетворении заявленных требований в связи с пропуском срока на обращение в суд, судом установлено следующее.

Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 392 Трудового кодекса РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. При пропуске по уважительным причинам сроков, они могут быть восстановлены судом.

В суд исковое заявление Федосеева С.В. поступило 08.11.2010г., о чем свидетельствует штамп Братского районного суда входящей корреспонденции.

Своим правом на подачу заявления о восстановлении срока на обращение в суд по уважительным причинам истец не воспользовался, в судебном заседании о наличии уважительных причин пропуска указанного срока не указал.

Следовательно, суд приходит к выводу, что истцом Федосеевым С.В. пропущен процессуальный срок для обращения в суд с требованиями о взыскании заработной платы за период с 01.01.2010 года по 30.06.2010 года, поэтому в удовлетворении исковых требований за указанный период надлежит отказать.

Исковые требования Федосеева С.В. о взыскании заработной платы за период с 01.07.2010 года по 30.11.2010 года, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Судом произведен следующий расчет задолженности по заработной плате Федосеева С.В. за период времени с 01.07.2010 года по 30.11.2010 года.

Должностной оклад, исходя из минимального размера оплаты труда, в размере 4330 руб. х 50% надбавка за работу в районах Крайнего Севера и 40% районный коэффициент = 8227 руб.

Поскольку истцу была выплачена заработная плата: в июле 2010г.- 4133,18 рублей, в августе 2010г. - 6296,18 рублей, в сентябре 2010г. - 5472 рубля, в октябре 2010г. - 2513,94 рублей, в ноябре 2010г. - 4330 рублей,

недоначисленная заработная плата истца составит: за июль 2010г.: 8227 — 4133,18 = 4093,82 рублей, за август 2010г.: 8227 — 6296,18 = 1930,82 рублей, за сентябрь 2010г.: 8227 — 5472 = 2755 рублей, за октябрь 2010г.: 8227 — 2513,94 = 5713,06 рублей, за ноябрь 2010г.: 8227 — 4330 = 3897 рублей.

Следовательно, задолженность ответчика перед истцом Федосеевым С.В. по заработной плате за период времени с 01.07.2010 года по 30.11.2010 года составит: 4093,82 + 1930,82+ 2755 + 5713,06 + 3897 = 18389,70 рублей.

Указанную сумму суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу Федосеева С.В, в удовлетворении исковых требований истцу Федосееву С.В. к МОУ ДОД «ДЮСШ» о взыскании задолженности по заработной плате в сумме 63688,30 руб. следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Федосеева Сергея Вячеславовича удовлетворить частично.

Взыскать с муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-Юношеская Спортивная Школа» в пользу Федосеева Сергея Вячеславовича недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с 01.07.2010 года по 30.11.2010 года в сумме 18389 (восемнадцать тысяч триста восемьдесят девять) рублей 70 копеек.

В части предъявленных Федосеевым Сергеем Вячеславовичем исковых требований о взыскании недоначисленной заработной платы за период с 01.01.2010 года по 30.06.2010 года в сумме 63688 рублей 30 копеек отказать.

Взыскать с муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-Юношеская Спортивная Школа» государственную пошлину в доход государства в сумме 735 (семьсот тридцать пять) рублей 59 копеек.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Иркутский областной суд через Братский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: подпись А.Н. Тумкина

Копия верна. Судья: А.Н. Тумкина