Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации (заочное) 18 июля 2011 г. г. Братск Братский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Гапеевцевой М.А., при секретаре Ковалик Ю.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-619/2011 по исковому заявлению Братского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 25 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области» и обязании юридического лица провести аттестацию рабочих мест осужденных по условиям труда, У С Т А Н О В И Л: Братский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Иркутской области обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с исковым заявлением о признании незаконным бездействия Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 25 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области» (далее по тексту - ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области), выразившегося в не проведении аттестации рабочих мест осужденных по условиям труда и об обязании ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области провести аттестацию рабочих мест осужденных по условиям труда в срок до 31.12.2011 года. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Братской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Иркутской области проведена проверка исполнения администрацией ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области требований законодательства РФ об охране труда в отношении лиц, лишенных свободы, в ходе которой было установлено следующее. В соответствии с ч. 1 ст. 103 Уголовно-исполнительного Кодекса Российской Федерации (далее по тексту - УИК РФ) осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительного учреждения. Согласно ч. 1 ст. 104 УИК РФ правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии для осужденных устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. Из смысла п.1 ч. 5 ст. 18 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» следует, что администрация исправительного учреждения при привлечении осужденных к труду обязана обеспечивать работающим условия труда в соответствии с законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии со ст. 22 Трудового Кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ТК РФ), работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. Согласно ст. 212 ТК РФ обязанностью работодателя является создание соответствующих требованиям охраны труда условий труда на каждом рабочем месте. По сведениям администрации ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области в учреждении имеется 128 рабочих мест для лиц лишенных свободы. Вопросы деятельности работодателей – юридических лиц по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, оформления и использования результатов аттестации, а также методы исследований при проведении оценки условий труда регламентированы Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.08.2007 года № 569 «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда». Согласно, данному приказу с 01 сентября 2008 года аттестации мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Между тем, в нарушение вышеотмеченных требований нормативно-правовых актов, аттестация рабочих мест осужденных в ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области до настоящего времени не проведена. В настоящее время изменен тип учреждения (без реорганизации) с ФБУ ИК-25(федеральное бюджетное учреждение) на ФКУ ИК-25 (федеральное казенное учреждение), осуществляющее свою деятельность на основании Устава, утвержденного ФСИН России от 26.01.2011 года № 32 «Об изменении типа федеральных бюджетных учреждений, подчиненных Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области, и утверждении уставов федеральных казенных учреждений, подчиненных Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области». Вместе с тем, ФКУ ИК-25, как и ФБУ ИК-25 является юридическим лицом, имеет идентичные цели и задачи, осуществляет те же функции, наделено теми же полномочиями и, являясь правопреемником ФБУ ИК-25, несет те же обязанности и соответственно, несет ответственность за действия (бездействие) совершенные (допущенное) ФБУ ИК-25. Таким образом, бездействие администрации ИК-25 по непроведению аттестации рабочих мест лиц, лишенных свободы, по условиям труда незаконно. Круг лиц в конкретном исчислении, права которых в данном случае нарушаются, определить не представляется возможным, так как, численность осужденных постоянно меняется (уменьшается, увеличивается). Кроме того, достоверно определить количество лиц, лишенных свободы, которые могут быть трудоустроены в учреждении не представляется возможным. В судебном заседании помощник прокурора Стаселько М.С., действующий на основании прав по должности, заявленные требования поддержал, суду пояснил, что в ходе проведенной проверки Братским прокурором по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях Иркутской области в части исполнения администрацией ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области требований законодательства РФ об охране труда в отношении лиц, лишенных свободы, было установлено следующее. В соответствии с ч. 1 ст. 103 Уголовно-исполнительного Кодекса Российской Федерации (далее по тексту - УИК РФ) осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительного учреждения. Согласно ч. 1 ст. 104 УИК РФ правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии для осужденных устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. Из смысла п.1 ч. 5 ст. 18 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» следует, что администрация исправительного учреждения при привлечении осужденных к труду обязана обеспечивать работающим условия труда в соответствии с законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии со ст. 22 Трудового Кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ТК РФ), работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. Согласно ст. 212 ТК РФ обязанностью работодателя является создание соответствующих требованиям охраны труда условий труда на каждом рабочем месте. По сведениям администрации ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области в учреждении имеется 128 рабочих мест для лиц лишенных свободы. Вопросы деятельности работодателей – юридических лиц по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, оформления и использования результатов аттестации, а также методы исследований при проведении оценки условий труда регламентированы Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.08.2007 года № 569 «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда». Согласно, данному приказу с 01 сентября 2008 года аттестации мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Между тем, в нарушение вышеотмеченных требований нормативно-правовых актов, аттестация рабочих мест осужденных в ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области до настоящего времени не проведена. В настоящее время изменен тип учреждения (без реорганизации) с ФБУ ИК-25(федеральное бюджетное учреждение) на ФКУ ИК-25 (федеральное казенное учреждение), осуществляющее свою деятельность на основании Устава, утвержденного ФСИН России от 26.01.2011 года № 32 «Об изменении типа федеральных бюджетных учреждений, подчиненных Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области, и утверждении уставов федеральных казенных учреждений, подчиненных Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области». Вместе с тем, ФКУ ИК-25, как и ФБУ ИК-25 является юридическим лицом, имеет идентичные цели и задачи, осуществляет те же функции, наделено теми же полномочиями и, являясь правопреемником ФБУ ИК-25, несет те же обязанности и соответственно, несет ответственность за действия (бездействие) совершенные (допущенное) ФБУ ИК-25. Таким образом, бездействие администрации ИК-25 по непроведению аттестации рабочих мест лиц, лишенных свободы, по условиям труда является незаконным. Круг лиц в конкретном исчислении, права которых в данном случае нарушаются, определить не представляется возможным, так как, численность осужденных постоянно меняется (уменьшается, увеличивается). Достоверно определить количество лиц, лишенных свободы, которые могут быть трудоустроены в учреждении, не представляется возможным, поэтому прокурор обращается в интересах неопределенного круга лиц. Просил признать незаконным бездействие ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области, выразившееся в непроведении аттестации рабочих мест осужденных по условиям труда и обязать ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области провести аттестацию рабочих мест осужденных по условиям труда до 31.12.2011 года. Представитель ответчика ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, о рассмотрении дела в его отсутствие либо об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал. Суд с согласия представителя истца считает возможным рассмотрение дела в порядке заочного производства, о чем вынесено определение. Представитель третьего лица Государственной инспекции труда в Иркутской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил суду заявление с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Выслушав пояснения прокурора, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый человек и гражданин имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Согласно ч. 1 ст. 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – УИК РФ) каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных. Согласно ч. 1 ст. 104 УИК РФ продолжительность рабочего времени осужденных к лишению свободы, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. Согласно ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ТК РФ) работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. На основании ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить: соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Согласно ст. 18 Закона РФ от 21.07.1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (в редакции от 07.02.2011 года) при осуществлении собственной производственной деятельности учреждения, исполняющие уголовные наказания, обязаны: обеспечивать работающим условия труда в соответствии с законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Из письменных материалов дела суд установил следующее. Согласно копии приказа № 204 Федеральной службы исполнения наказаний от 30.03.2005 г. Государственное учреждение «Исправительная колония № 25 Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области» переименовано в федеральное государственное учреждение «Исправительная колония № 25 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области (ФГУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области). Согласно копии приказа № 247 Федеральной службы исполнения наказаний от 09.04.2008 года Федеральное государственное учреждение «Исправительная колония № 25 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области» переименовано в Федеральное бюджетное учреждение «Исправительная колония № 25 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области». Согласно копии приказа № 32 Федеральной службы исполнения наказаний от 26.01.2011 года изменен тип федерального бюджетного учреждения «Исправительная колония № 25 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области» на федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 25 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области». Согласно копии Свидетельства Федеральной налоговой службы серии 38 № *** Федеральное бюджетное учреждение «Исправительная колония № 25 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области» стоит на учете в налоговом органе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 11 по Иркутской области с **.**.****. Копией Свидетельства Федеральной налоговой службы серии 38 № *** подтверждается, что **.**.**** в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, - Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 25 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области», государственный регистрационный номер – *** Согласно Положению о федеральном государственном учреждении «Исправительная колония № 25 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области», утвержденного приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 29.03.2005 г. № 204, с последующими изменениями, учреждение «Исправительная колония № 25 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области» является исправительным учреждением, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, осуществляет деятельность по управлению и эксплуатации исправительного учреждения, а также по оказанию реабилитационной помощи осужденным, выполняет обязанности и пользуется правами, предоставленными ему законодательством Российской Федерации. Основными задачами Учреждения являются, в частности, исполнение уголовного наказания в виде лишения свободы; привлечение осужденных к труду и создание условий для их моральной и материальной заинтересованности в результатах труда, осуществление их общего, профессионального образования и профессионального обучения. Как следует из докладной записки от **.**.**** *** о результатах проверки, проведенной помощником прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ФИО1, были выявлены нарушения, допущенные администрацией ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по ..., выразившиеся в неудовлетворительной работе по проведению аттестации рабочих мест: из общей численности рабочих мест – 128, число аттестованных рабочих мест – 0. Из ответа и.о. начальника ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области *** от **.**.**** в адрес Братского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях следует, что в учреждении трудоустроено в ХЛО – 53 человека, в цех № 1 – 75 человек, приказом *** от **.**.**** учреждены должности, в графе «дата проведения аттестации рабочего места» - стоят прочерки. В рамках реализации положений концепции развития УИС до 2020 года запланировано 100% трудоустройство осужденных. Согласно указания ГУФСИН № 39ТО/7/3-70 от 06 мая 2011 года, при составлении проекта сметы по приносящей доход деятельности на 2012 года будет предусмотрено дополнительное трудоустройство 561 осужденного. Штатное расписание учреждения будет изменено. В связи с предстоящим изменением штатного расписания учреждения, проведение аттестации рабочих мест в учреждении в целях экономии денежных средств, будет проведено поэтапно. В 1 квартале кустовой лабораторией ГУФСИН России по Иркутской области определен перечень вредных и опасных факторов на рабочих местах, проведены замеры загазованности, запыленности, шума, освещенности на рабочих местах. Во 2-3 кварталах проводится работа по приведению рабочих мест в соответствии с требованием санитарных норм. В настоящий момент проведены следующие работы: Приведены в соответствие согласно санитарных норм рабочие места на втором этаже швейного цеха. Начата реконструкция 1 этажа швейного цеха: проведены следующие работы: увеличены оконные проемы, проведен ремонт стен, начата укладка кафельной плитки на пол, закуплено электрооборудование. Проведены работы по освещению рабочих мест, станки оборудованы защитными средствами (установлены вытяжки, кожухи, веерные ограждения). Начата ревизия и монтаж вентиляционной системы. После выполнения запланированных мероприятий и утверждения проекта сметы на 2012 год, в 4 квартале 2011 года будет проведена аттестация рабочих мест. Анализируя представленные доказательства, суд находит установленным, что ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области по своей организационной форме является федеральным казенным учреждением и имеет статус учреждения уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы. Согласно Положению одной из основных задач Учреждения является привлечение осужденных к труду и создание условий для их моральной и материальной заинтересованности в результатах труда. В силу закона ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской обязано провести аттестацию рабочих мест осужденных. Суд установил, что в ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области имеется 128 рабочих мест для осужденных, однако аттестация рабочих мест по условиям труда не проведена, что нарушает права осужденных на безопасные условия и охрану труда. Следовательно, возложенная законом обязанность по аттестации рабочих мест ответчиком не исполнена. Доказательств о проведении аттестации рабочих мест осужденных ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области суду не представлено. На основании изложенного суд приходит к выводу, что бездействие юридического лица ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области, выразившееся в непроведении аттестации рабочих мест осужденных по условиям труда, является незаконным и влечет нарушение прав лиц, отбывающих наказание в ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Иркутской области, на безопасные условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. В связи с чем исковые требования Братского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, подлежит удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Братского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Иркутской области, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить. Признать бездействие Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 25 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области», выразившееся в непроведении аттестации рабочих мест осужденных по условиям труда – незаконным. Обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 25 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области» провести аттестацию рабочих мест осужденных по условиям труда в срок до 31 декабря 2011 года. Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения ему копии решения суда. Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в Иркутский областной суд через Братский районный суд в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения. Судья Гапеевцева М.А.