Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Братск 25 мая 2011 года Братский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Тумкиной А.Н., с участием помощника прокурора г. Братска Широковой М.В., при секретаре Горюновой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Братского районного суда гражданское дело № 2-377/2010 по иску прокурора г. Братска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Дельта» об обязании провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ и их источников, разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников загрязнения в Управлении Росприроднадзора по Иркутской области, УСТАНОВИЛ: Прокурор г. Братска обратился в Братский районный суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Дельта» (ООО «Дельта») об обязании в трехмесячный срок с момента вступления в законную силу решения суда провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ и их источников; разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников загрязнения в Управлении Росприроднадзора по Иркутской области. В обоснование иска прокурор г. Братска указал, что прокуратурой г. Братска проведена проверка исполнения требований законодательства об охране окружающей среды ООО «Дельта», в ходе которой установлено, что производственная площадка ООО «Дельта» расположена на поднадзорной прокуратуре г. Братска территории ... г. Братска, в районе .... ООО «Дельта» при эксплуатации погонажного цеха, сушильной камеры, котельной, расположенных на территории промплощадки предприятия, осуществляются выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу с нарушением федерального законодательства об охране атмосферного воздуха. Так, согласно ст. 22 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ и их источников. Однако, в ООО «Дельта» такая инвентаризация не проведена. В соответствии со ст. 12 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы. Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом). Согласно п. 8 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, разработка предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ должна обеспечиваться юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности). Однако, предприятием проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не разработан. Статьей 14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» определено, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Разрешения на выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, выдает в установленном порядке Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). На территории Иркутской области такие разрешения выдает Управление Росприроднадзора по Иркутской области. Вместе с тем, ООО «Дельта» соответствующее разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не получено. В ходе проверки исполнения ООО «Дельта» законодательства об охране атмосферного воздуха, проведенной прокуратурой г. Братска в июне 2008г., были выявлены аналогичные нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха. Предприятием не была проведена инвентаризация источников выбросов, не разработан проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, не получено разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Таким образом, ООО «Дельта» осуществляет выбросы загрязняющих веществ с нарушением ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» с ноября 2008г. по настоящее время. Осуществлением ООО «Дельта» выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух с нарушением ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» не обеспечивается охрана атмосферного воздуха как объекта охраны окружающей среды, поскольку не обеспечена допустимость воздействия источников выбросов предприятия на атмосферный воздух. Осуществляя выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, ООО «Дельта» оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Не проводя инвентаризацию источников выбросов, не разрабатывая проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, не получая разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, ответчик препятствует обеспечению благоприятных условий жизнедеятельности человека; охране, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов, как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности и тем самым нарушает права граждан, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды». В судебном заседании помощник прокурора г. Братска Широкова М.В. поддержала заявленные исковые требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика ООО «Дельта», директор Ахмедов Ш.Р., действующий на основании приказа, исковые требования прокурора г. Братска, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц об обязании в трехмесячный срок с момента вступления в законную силу решения суда провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ и их источников; разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников загрязнения в Управлении Росприроднадзора по Иркутской области, признал в полном объеме. Директор ООО «Дельта» Ахмедов Ш.Р. обязался в трехмесячный срок с момента вступления в законную силу решения суда провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ и их источников; разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников загрязнения в Управлении Росприроднадзора по Иркутской области. Представитель третьего лица службы по охране природы и озера Байкал Иркутской области в судебное заседание не явился, будучи извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области (Управления Росприроднадзора по Иркутской области) Ахиезер И.В. в судебное заседание не явился, письменно ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, предоставив отзыв, согласно которому исковое заявление прокурора г. Братска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Дельта» об обязании провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ и их источников, разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников загрязнения в Управлении Росприроднадзора по Иркутской области, считает законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. 19 ФЗ «Об охране окружающей среды» нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды. В соответствии со ст. 22 ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. Согласно ч. 3 данной статьи за превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности несут ответственность в соответствии с законодательством. В соответствии со ст. 34 ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов. Согласно ст. 55 данного закона, юридические и физические лица при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия шума, вибрации, электрических, электромагнитных, магнитных полей и иного негативного физического воздействия на окружающую среду. Одним из требований данной статьи является запрет превышения нормативов допустимых физических воздействий. Согласно ст. 11 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях определения критериев безопасности и (или) безвредности воздействия химических, физических и биологических факторов на людей, растения и животных, особо охраняемые природные территории и объекты, а также в целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий на него. В соответствии со ст. 12 указанного закона в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов: технические нормативы выбросов; предельно допустимые выбросы. В соответствии со ст. 22 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, перечни вредных (загрязняющих) веществ, перечни вредных физических воздействий на атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, для организаций в целом устанавливаются на основании данных о результатах инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. В соответствии со ст. 30 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами. Пунктом 4 Положения о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников, подлежащие государственному учету источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и перечни этих веществ, устанавливаются для организации на основании данных о результатах инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Согласно п. 11 постановления Правительства РФ № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него», источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, перечни вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию, для юридических лиц в целом устанавливаются на основании данных о результатах инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в порядке, установленном законодательством. Порядок проведения инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников определен Инструкцией по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, утвержденной Госкомприроды СССР. В соответствии с п. 1.3 Инструкции, инвентаризацию проводят все производственные объединения и промышленные предприятия (государственные, кооперативные и арендные) независимо от ведомственной подчиненности, а также все учреждения и организации, в ведении которых находятся производственные подразделения, имеющие выбросы загрязняющих веществ в атмосферу. В соответствии с п. 3.2 Инструкции, при проведении инвентаризации предприятие обязано учесть все поступающие в атмосферу загрязняющие вещества, которые присутствуют в материальном балансе применяемых технологических процессов, от всех стационарных источников загрязнения (организованных и неорганизованных), имеющихся на предприятии, и автотранспорта. В соответствии с Методическим пособием по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, введенным в действие письмом Управления государственного экологического контроля Ростехнадзора № 14-01-333 от 24.12.2004г., при инвентаризации должны быть выявлены и учтены все возможные источники выделения и выброса загрязняющих веществ в атмосферу, которые постоянно или временно эксплуатируются или хранятся на производственной территории предприятия (в том числе и передвижные), а также вредные вещества, которые могут выделиться или образоваться при осуществлении всех процессов, предусмотренных технологическим регламентом производства. Все источники, относящиеся к конкретной территории предприятия, являются стационарными источниками выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Стационарные источники выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух подразделяются на два типа: источники с организованным выбросом и источники с неорганизованным выбросом. Наиболее часто употребляется краткая форма данных терминов: «организованный источник» и «неорганизованный источник». Под организованным выбросом понимается выброс, поступающий в атмосферу через специально сооруженные газоходы, воздуховоды и трубы; под неорганизованным выбросом понимается выброс, поступающий в атмосферу в виде ненаправленных потоков газа в результате нарушения герметичности оборудования, отсутствия или неудовлетворительной работы вентиляционных систем, местных отсосов в местах загрузки, выгрузки или хранения сырья, топлива, полупродуктов и продуктов и т.д. Согласно п. 8 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, разработка предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ должна обеспечиваться юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности). Статьей 14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» определено, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. В соответствии с п.п. 8, 8.1, 13.1 Регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, для получения разрешения на выбросы, хозяйствующий субъект представляет в территориальный орган Ростехнадзора заявление с приложением необходимых документов, в том числе утвержденные в установленном порядке нормативы ПДВ для каждого конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, хозяйствующего субъекта в целом (включая его отдельные производственные территории) или по отдельным производственным территориям. На основании изложенного, и учитывая отсутствие у ООО «Дельта» материалов инвентаризации источников выбросов, проекта нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, Разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух следует, что ООО «Дельта» не соблюдает экологические требования при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов. Основными принципами ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» являются: обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека; обязательность государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него; обязательность соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха; ответственность за нарушение данного законодательства. Осуществление ООО «Дельта» выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух с нарушением законодательства об охране атмосферного воздуха оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Не проводя инвентаризацию источников выбросов, не разрабатывая проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, не получая разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, ООО «Дельта» препятствует реализации принципов охраны окружающей среды: обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов, как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности и тем самым нарушает права граждан, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды». Суд, выслушав помощника прокурора г. Братска Широкову М.В., представителя ответчика ООО «Дельта» - директора Ахмедова Ш.Р., действующего на основании приказа, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему. В соответствии с ч. 2 ст. 39 ГПК РФ суд принимает признание иска ответчиком, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц. В силу ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом, принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. В соответствии с ч. 4 ст. 198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом. Учитывая, что представитель ответчика ООО «Дельта» - директор Ахмедов Ш.Р., действующий на основании приказа, иск признал, признание иска ответчиком не противоречит закону, не нарушает охраняемых законом прав и интересов других лиц, а наоборот направлено на защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, законность основания данного иска подтверждается заключением специалиста службы по охране природы и озера Байкал Иркутской области, актом проверки соблюдения требований природоохранного законодательства Российской Федерации, суд считает возможным принять признание иска ответчиком и удовлетворить исковые требования, заявленные прокурором г. Братска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора г. Братска, заявленные в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить в полном объеме. Обязать общество с ограниченной ответственностью «Дельта» в трехмесячный срок с момента вступления настоящего решения в законную силу: провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ и их источников; разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников загрязнения в Управлении Росприроднадзора по Иркутской области. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Иркутский областной суд через Братский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия. Судья: подпись А.Н. Тумкина Копия верна. Судья: