Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 11 августа 2011 г. г. Братск Братский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Гапеевцевой М.А., при секретаре Ковалик Ю.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-732/2011 по исковому заявлению Братского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к юридическому лицу Федеральному казенному учреждению «Лечебное исправительное учреждение № 27 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области» о признании незаконными действий юридического лица и обязании юридического лица проводить ветеринарно-санитарную экспертизу мяса, У С Т А Н О В И Л: Братский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Иркутской области обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с исковым заявлением к юридическому лицу Федеральному казенному учреждению «Лечебное исправительное учреждение № 27 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области» (далее по тексту - ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области) о признании незаконными действий юридического лица, выразившихся в нарушении порядка проведения ветеринарно-санитарной экспертизы мяса в целях определения его пригодности к использованию для пищевых целей в пределах учреждения и обязании юридического лица проводить ветеринарно-санитарную экспертизу мяса в целях определения его пригодности к использованию для пищевых целей в соответствии со ст. 21 Федерального закона Российской Федерации (далее по тексту – ФЗ РФ) от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии», Правилами ветеринарного осмотра убойных животных и ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясных продуктов, утвержденных Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 27 декабря 1983 года. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что с **.**.**** по **.**.**** Братской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проводилась проверка исполнения администрацией ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области требований ветеринарного законодательства РФ, в ходе которой было установлено следующее. В соответствии со ст. 41 Конституции РФ в Российской Федерации каждый человек и гражданин имеет право на охрану здоровья. Согласно ст. 11 ФЗ РФ от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица обязаны: обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции. В соответствии с ч. 5 ст. 15 ФЗ РФ от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица, осуществляющие производство пищевых продуктов должны выполнять санитарные правила и проводить мероприятия по обеспечению их качества. Из смысла ст. 15 ФЗ РФ от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии» следует, что продукты животноводства по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы должны соответствовать установленным требованиям безопасности для здоровья населения и происходить из благополучной по заразным болезням животных территории. Согласно ст. 18 ФЗ РФ от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии» обязанность предприятий, учреждений, организаций – производителей продуктов животноводства соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства. В соответствии со ст. 21 ФЗ РФ от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии», а также правил ветеринарного осмотра убойных животных и ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясных продуктов, утвержденных Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 27 декабря 1983 года мясо, мясные и другие продукты убоя животных, яйца, иная продукция животного происхождения подлежат ветеринарно-санитарной экспертизе в целях определения их пригодности к использованию для пищевых целей. Запрещаются реализация и использование для пищевых целей мяса, мясных и других продуктов убоя животных, яиц, иной продукции животного происхождения, не подвергнутых в установленном порядке ветеринарно-санитарной экспертизе. Вместе с тем по сведениям территориального отдела Россельхознадзора ветеринарно-санитарная экспертиза мяса (продуктов убоя) в подсобном хозяйстве ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области для использования в пределах учреждения осуществляется с нарушением установленного ст. 21 ФЗ РФ от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии» и Правилами ветеринарного осмотра убойных животных и ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясных продуктов, утвержденных Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 27 декабря 1983 года порядка. Ранее специалистами Россельхознадзора неоднократно проводились проверки исполнения администрацией ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области требований ветеринарного законодательства (акты проверок от **.**.**** *** и от **.**.**** ***), в ходе которых выявлялись изложенные нарушения. **.**.**** территориальным отделом Россельхознадзора выдано ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области предписание ***. Несмотря на законные требования контролирующих органов, вышеотмеченные нарушения в ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области до настоящего времени не устранены. Несоблюдение ветеринарно-санитарного режима учреждением, принимающим на хранение и использующим для пищевых целей продукцию животного происхождения без ветеринарных сопроводительных документов, не проводящим в установленном порядке ветеринарно-санитарную экспертизу, может привести не только к заболеваниям людей и животных, находящихся на территории колоний, но и ставит под угрозу эпизоотическое благополучие населения. Таким образом, действие администрации ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области по ненадлежащему проведению ветеринарно-санитарной экспертизе мяса в целях определения его пригодности к использованию для пищевых целей в пределах учреждения незаконно. Круг лиц в конкретном исчислении, права которых в данном случае нарушаются, определить не представляется возможным, так как, численность осужденных, как и сотрудников (работников) учреждения, постоянно меняется (уменьшается, увеличивается). В связи с чем, достоверно определить численность данных лиц, чьи права на охрану здоровья могут быть нарушены, не представляется возможным. В судебном заседании помощник прокурора Стаселько М.С., действующий на основании прав в должности, заявленные требования поддержал, суду пояснил, что в ходе проведенной проверки Братским прокурором по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях Иркутской области в части исполнения администрацией ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области требований ветеринарного законодательства РФ, было установлено следующее. В соответствии со ст. 41 Конституции РФ в Российской Федерации каждый человек и гражданин имеет право на охрану здоровья. Согласно ст. 11 ФЗ РФ от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица обязаны: обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции. В соответствии с ч. 5 ст. 15 ФЗ РФ от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица, осуществляющие производство пищевых продуктов должны выполнять санитарные правила и проводить мероприятия по обеспечению их качества. Из смысла ст. 15 ФЗ РФ от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии» следует, что продукты животноводства по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы должны соответствовать установленным требованиям безопасности для здоровья населения и происходить из благополучной по заразным болезням животных территории. Согласно ст. 18 ФЗ РФ от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии» обязанность предприятий, учреждений, организаций – производителей продуктов животноводства соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства. В соответствии со ст. 21 ФЗ РФ от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии», а также правил ветеринарного осмотра убойных животных и ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясных продуктов, утвержденных Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 27 декабря 1983 года мясо, мясные и другие продукты убоя животных, яйца, иная продукция животного происхождения подлежат ветеринарно-санитарной экспертизе в целях определения их пригодности к использованию для пищевых целей. Запрещаются реализация и использование для пищевых целей мяса, мясных и других продуктов убоя животных, яиц, иной продукции животного происхождения, не подвергнутых в установленном порядке ветеринарно-санитарной экспертизе. Вместе с тем по сведениям территориального отдела Россельхознадзора ветеринарно-санитарная экспертиза мяса (продуктов убоя) в подсобном хозяйстве ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области для использования в пределах учреждения осуществляется с нарушением установленного ст. 21 ФЗ РФ от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии» и Правилами ветеринарного осмотра убойных животных и ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясных продуктов, утвержденных Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 27 декабря 1983 года порядка. Ранее специалистами Россельхознадзора неоднократно проводились проверки исполнения администрацией ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области требований ветеринарного законодательства (акты проверок от **.**.**** *** и от **.**.**** ***), в ходе которых выявлялись изложенные нарушения. **.**.**** территориальным отделом Россельхознадзора выдано ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области предписание ***. Несмотря на законные требования контролирующих органов вышеотмеченные нарушения в ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области до настоящего времени не устранены. Несоблюдение ветеринарно-санитарного режима учреждением, принимающим на хранение и использующим для пищевых целей продукцию животного происхождения без ветеринарных сопроводительных документов, не проводящим в установленном порядке ветеринарно-санитарную экспертизу, может привести не только к заболеваниям людей и животных, находящихся на территории колоний, но и ставит под угрозу эпизоотическое благополучие населения. Таким образом, действие администрации ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области по ненадлежащему проведению ветеринарно-санитарной экспертизе мяса в целях определения его пригодности к использованию для пищевых целей в пределах учреждения незаконно. Круг лиц в конкретном исчислении, права которых в данном случае нарушаются, определить не представляется возможным, так как, численность осужденных, как и сотрудников (работников) учреждения, постоянно меняется (уменьшается, увеличивается). В связи с чем, достоверно определить численность данных лиц, чьи права на охрану здоровья могут быть нарушены, не представляется возможным, поэтому прокурор обращается в интересах неопределенного круга лиц. Просил признать незаконными действия юридического лица ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области, выразившиеся в нарушении порядка проведения ветеринарно-санитарной экспертизы мяса в целях определения его пригодности к использованию для пищевых целей в пределах учреждения и обязать ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области проводить ветеринарно-санитарную экспертизу мяса в целях определения его пригодности к использованию для пищевых целей в соответствии со ст. 21 Федерального закона Российской Федерации (далее по тексту – ФЗ РФ) от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии», Правилами ветеринарного осмотра убойных животных и ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясных продуктов, утвержденных Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 27 декабря 1983 года. В судебном заседании представитель ответчика ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области Дмитриев Н.В., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал. Суду пояснил, что ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России на мясную продукцию имеет сертификаты соответствия и декларации о соответствии, которыми подтверждается, что животноводческая продукция, производимая подсобным хозяйством ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области, соответствует установленным законом нормам качества. Не оспаривает, что на моменты проверок учреждением не было предоставлено всех необходимых документов, подтверждающих проведение ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясных продуктов. Акт проверки не оспаривает. В судебном заседании представитель ответчика ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области Логинова Т.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, поддержала пояснения Дмитриева Н.В. Представитель третьего лица Братского районного отдела Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не уведомил. Выслушав пояснения прокурора, представителей ответчика, допросив свидетеля, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Согласно ст. 11 ФЗ РФ от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в редакции от 18.07.2011 года) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ) разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; Согласно ч. 5 ст. 15 ФЗ РФ от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в редакции от 18.07.2011 года) граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарные правила и проводить мероприятия по обеспечению их качества. Согласно ст. 15 ФЗ РФ от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии» (в редакции от 18.07.2011 года) продукты животноводства по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы должны соответствовать установленным требованиям безопасности для здоровья населения и происходить из благополучной по заразным болезням животных территории. Предприятия, учреждения, организации и граждане, осуществляющие заготовку, переработку, хранение, перевозку и реализацию продуктов животноводства, обязаны обеспечивать выполнение указанных требований. В соответствии со ст. 18 ФЗ РФ от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии» (в редакции от 18.07.2011 года обязанность предприятий, учреждений, организаций и граждан - владельцев животных и производителей продуктов животноводства: соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства; Согласно ст. 21 ФЗ РФ от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии» (в редакции от 18.07.2011 года) мясо, мясные и другие продукты убоя (промысла) животных, молоко, молочные продукты, яйца, иная продукция животного происхождения подлежат ветеринарно-санитарной экспертизе в целях определения их пригодности к использованию для пищевых целей. Запрещаются реализация и использование для пищевых целей мяса, мясных и других продуктов убоя (промысла) животных, молока, молочных продуктов, яиц, иной продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок растительного происхождения и продукции растительного происхождения непромышленного изготовления, не подвергнутых в установленном порядке ветеринарно-санитарной экспертизе. Согласно Правилам ветеринарного осмотра убойных животных и ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясных продуктов, утвержденных Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 27 декабря 1983 г., установлены ветеринарно-санитарные требования предубойного осмотра животных, послеубойного ветеринарно-санитарного осмотра туш и органов животных, проведения ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясопродуктов. Из письменных материалов дела суд установил следующее. Согласно копии приказа № 32 Федеральной службы исполнения наказаний от 26.01.2011 года изменен тип федерального бюджетного учреждения «Лечебное исправительное учреждение № 27 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области» на федеральное казенное учреждение «Лечебное исправительное учреждение № 27 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области». Согласно копии Свидетельства Федеральной налоговой службы серии 38 *** Федеральное казенное учреждение «Лечебное исправительное учреждение № 27 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области» стоит на учете в налоговом органе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 11 по Иркутской области с **.**.****. Копией Свидетельства Федеральной налоговой службы серии 38 *** подтверждается, что **.**.**** в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, - Федеральное казенное учреждение «Лечебное исправительное учреждение № 27 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области», государственный регистрационный номер – *** Согласно Уставу федерального казенного учреждения «Лечебное исправительное учреждение № 27 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области», утвержденного приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 26.01.2011 г. № 32, учреждение «Лечебное исправительное учреждение № 27 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области» является лечебным исправительным учреждением, для содержания осужденных, больных туберкулезом, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы на период их лечения, а также учреждением для содержания обвиняемых и подозреваемых, больных туберкулезом, исполняющим меру пресечения, в отношении которых избрано заключение под стражу на период их лечения, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренных в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности. Предметом и целями деятельности учреждения, в частности, являются: оказание услуг в области животноводства; реализации следующей продукции: мяса и мясопродуктов, в том числе мяса сельскохозяйственной птицы, кроликов, крупного рогатого скота, свиней, овец, коз, лошадей; разведения и выращивания крупного рогатого скота, свиней, овец, коз, животных семейства лошадиных, сельскохозяйственной птицы, кроликов и пушных зверей в условиях фермы. Как следует из копии докладной записки от **.**.**** *** о результатах проверки, проведенной помощником прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Стаселько М.С., были выявлены нарушения ветеринарного законодательства РФ, допущенные ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области. Учреждение располагает подсобным хозяйством, в котором содержатся сельскохозяйственные животные. Общее поголовье свиней на момент проверки – 860. Птица содержится в отдельном деревянном помещении нетиповой застройки. Помещение разделено на три отсека – для взрослого поголовья, для молодняка, инкубатор. Поголовье птицы (куры, гуси, утки, индюки) около 300 голов. В ходе проверки выявлены следующие нарушения: 1) Ветеринарно-санитарная и противоэзоотическая работа в животноводческом хозяйстве учреждения в полном объеме не проводится. Эпизоотологический контроль благополучия подсобного хозяйства по туберкулезу животных не осуществляется ( п.п. 5.2, 5.7 Санитарных правил 3.1.093-96 и Ветеринарных правил 13.3.1325-96 «Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных». Вместе с тем свиньи восприимчивы к туберкулезным микобактериям всех типов, в том числе человеческому и птичьему, следовательно, высока вероятность возникновения заболевания у животных на территории учреждения ЛИУ №. 27; 2) Ветеринарно-санитарная экспертиза продукции животноводства (мяса свиного, мяса птицы, яиц) для использования в пределах учреждения, а также зерна, закупаемого у ИП главы КФХ ФИО1 и используемого для приготовления кормов, не проводится (ст. 21 ФЗ «О ветеринарии»); 3) На момент проверки в складских помещениях ЛИУ № 27 находилось мясо свинины, говядины, корма для животных без ветеринарных сопроводительных документов (п.п 1.1,1.2, 1.3 Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, утвержденных приказом Минсельхоза РФ от 16.11.2006 года № 422); 4) Ветеринарный учет и отчетность на проводимые в хозяйстве лечебные и профилактические мероприятия не ведутся (абзац 2 п.п 1.1 «Инструкции по ветеринарному учету и ветеринарной отчетности», утвержденной Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 03.09.1975 г.); 5) Предписание *** от **.**.**** не исполнено по четырем пунктам, а именно: не предоставлены ветеринарные сопроводительные документы на мясо говядины; не предоставлены документы (заключения экспертизы), подтверждающие безопасность продукции в ветеринарном отношении; не предоставлены ветеринарные сопроводительные документы на вышеуказанные корма; не предоставлены документы (заключения экспертизы) свидетельствующие о безопасности кормов в ветеринарном отношении. В адрес начальника учреждения вынесено представление. Из копии акта проверки *** от **.**.****, составленного органом государственного контроля (надзора) Братским районным отделом Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области, установлено, что в ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований в сфере ветеринарии: 1. Ветеринарно-санитарная и противоэзоотическая работа в животноводческом хозяйстве Учреждения в полном объеме не проводится. Эпизоотологический контроль благополучия подсобного хозяйства по туберкулезу животных не осуществляется; 2. Ветеринарно-санитарная экспертиза продукции животноводства (мяса свиного, мяса птицы, яиц) для использования в пределах учреждения, а также зерна, закупаемого у ИП главы КФХ ФИО1 и используемого для приготовления кормов, не проводится; 3. На момент проверки в складских помещениях ЛИУ № 27 находилось: 1) мясо свинины в количестве 11 полутуш без клейма и без ветеринарных сопроводительных документов; 2) мясо говядины в количестве 6 четвертин с нечитаемым клеймом овальной формы без ветеринарных сопроводительных документов; 3) корма для животных – премикс для птиц с датой выработки 16.09.2010 года в количестве около 450 кг, комбикорм для откорма свиней с датой выработки 16.12.2010 в количестве около 800 кг., комбикорм для поросят с датой выработки 25.08.2010 в количестве 1000 кг производство ЗАО «Алейскзернопродукт» гор. Алейск, Алтайский край без ветеринарных сопроводительных документов; 4. Ветеринарный учет и отчетность на проводимые в хозяйстве лечебные и профилактические мероприятия не ведется; 5. Предписание *** от **.**.**** не исполнено; сделано заключение: В соответствии со ст.ст. 2, 23 ФЗ «О ветеринарии», по результатам планового выездного мероприятия в отношении ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области выдано предписание об устранении выявленных нарушений *** от **.**.****. Из копии предписания *** от **.**.****, выданного Братским районным отделом Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области следует, что ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области обязано: 1. Не допускать к работе с животными и для приготовления кормов лиц, не прошедших обследование на туберкулез, а также больных туберкулезом и находящихся в группе диспансерного учета; 2. Осуществлять постоянный эпизоотический контроль на туберкулез животных (аллергические исследования – туберкулинизация поголовья, анализ данных экспертизы при внутрихозяйственном убое животных и др. мероприятия); 3. Запретить использование для пищевых целей мяса, мясных и других продуктов убоя животных, яиц, иной продукции животного происхождения, кормов растительного происхождения непромышленного изготовления, используемых для кормления животных, не подвергнутых в установленном порядке ветеринарно-санитарной экспертизе; 4. Организовать проведение ветеринарно-санитарной экспертизы животноводческой продукции, вырабатываемой в подсобном хозяйстве Учреждения и используемой в пределах Учреждения, а также кормов растительного происхождения непромышленного изготовления, используемых для кормления животных; 5. Допускать к хранению и использованию в пищевых целях продукцию животного происхождения только при наличии ветеринарных сопроводительных документов, кроме этого, мясо от животных всех видов в тушах, полутушах, четвертинах при наличии клейма овальной формы с четко читаемыми цифрами; Проводить дезинфекцию, дезинсекцию, дератизацию животноводческих помещений, инвентаря в соответствии с ветеринарно-санитарными требованиями и планом противоэпизоотических мероприятий; 7. Вести учетную ветеринарную документацию. Из копии акта проверки *** от **.**.****, составленного органом государственного контроля (надзора) Братским районным отделом Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области, следует, что в ходе проверки установлено, что ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области не исполнены требования предписания *** от **.**.****, установленные в п.п. 3, 4, 5, 6, 7. Сделано заключение о том, что предписание *** от **.**.**** не исполнено по пяти пунктам. Согласно копии декларации о соответствии, установлено, что декларация принята ФБУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области, свидетельство ОГРН ***, **.**.****, действительна до **.**.****, на основании протокола испытаний *** от **.**.**** АИЛЦ филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» в г. Братске и Братском районе. Экспертного заключения *** от **.**.**** филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» в г. Братске и Братском районе. Ветеринарного удостоверения *** от **.**.**** ОГУ «Братская станция по борьбе с болезнями животных». Сертификата соответствия *** от **.**.**** на продукцию – мясо-свинину в полутушах замороженное. Декларация зарегистрирована **.**.**** № ***. Согласно копии декларации о соответствии, установлено, что декларация принята ФБУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области, свидетельство ОГРН ***, **.**.****, действительна до **.**.****, на основании протокола испытаний *** от **.**.**** АИЛЦ филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» в г. Братске и Братском районе, аттестат аккредитации № ***, адрес г. Братск, ул. Муханова, 20. Экспертного заключения *** от **.**.**** филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» в г. Братске и Братском районе. Сертификата соответствия № *** от **.**.****, выданный ОСПиУ «Братский ЦСЭ» на продукцию – продукты из шпика свиного: шпик соленый, сало белорусское, шпик венгерский, шпик по-домашнему. Декларация зарегистрирована **.**.**** № *** Из копии сертификата соответствия № *** ***, выданного Органом по сертификации продукции и услуг ООО «Братский центр сертификации и экспертиз», следует, что на основании протокола испытаний *** от **.**.**** АИЛЦ филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» в г. Братске и Братском районе, аттестат аккредитации № РОСС RU.0001.510875, адрес г. Братск, ул. Муханова, 20. Экспертного заключения *** от **.**.**** филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» в г. Братске и Братском районе. Ветеринарного удостоверения *** от **.**.**** ОГУ «Братская станция по борьбе с болезнями животных». Заявки-декларации предприятия-изготовителя *** от **.**.****, зарегистрированной в ОСПиУ «Братский ЦСЭ». Акта инспекционной проверки *** от **.**.**** выдан сертификат ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области на продукцию – мясо-свинину в полутушах замороженное ГОСТ 7724-77, срок действия с **.**.**** по **.**.****. Согласно копии декларации о соответствии, установлено, что декларация принята ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области, свидетельство ОГРН ***, **.**.**** года, действительна до **.**.****, на основании протокола испытаний *** от **.**.**** АИЛЦ филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» в г. Братске и Братском районе, аттестат аккредитации № ***, адрес г. Братск, ул. Муханова, 20.. Экспертного заключения *** от **.**.**** филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» в г. Братске и Братском районе. Ветеринарного удостоверения *** от **.**.**** ОГУ «Братская станция по борьбе с болезнями животных». Сертификата соответствия № *** от **.**.**** на продукцию – мясо-свинину в полутушах замороженное. Декларация зарегистрирована **.**.**** № *** Из копии сертификата соответствия № *** ***, выданного Органом по сертификации продукции и услуг ООО «Братский центр сертификации и экспертиз», следует, что на основании протокола испытаний *** от **.**.**** АИЛЦ филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» в г. Братске и Братском районе, аттестат аккредитации № ***, адрес г. Братск, ул. Муханова, 20. Экспертного заключения *** от **.**.**** филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» в г. Братске и Братском районе. Заявки-декларации предприятия-изготовителя *** от **.**.****, зарегистрированной в ОСПиУ «Братский ЦСЭ». Акта инспекционной проверки *** от **.**.**** выдан сертификат ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области на продукцию – продукты из шпика свиного: шпик соленый, сало белорусское, шпик венгерский, шпик по-домашнему ОСТ 49 38-85, срок действия с **.**.**** по **.**.****. Согласно копии декларации о соответствии, установлено, что декларация принята ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области, свидетельство ОГРН ***, **.**.****, действительна до **.**.****, на основании протокола испытаний *** от **.**.**** АИЛЦ филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» в г. Братске и Братском районе, аттестат аккредитации № ***, адрес г. Братск, ул. Муханова, 20. Экспертного заключения *** от **.**.**** филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» в г. Братске и Братском районе. Сертификата соответствия № *** от **.**.****, выданный ОСПиУ «Братский центр сертификации и экспертиз» на продукцию – продукты из шпика свиного: шпик соленый, сало белорусское, шпик венгерский, шпик по-домашнему. Декларация зарегистрирована **.**.**** № *** Свидетель ФИО2 в судебном заседании суду пояснил, что он работает <данные изъяты> Братского районного отдела Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области. Им и <данные изъяты> ФИО3 проводились проверки ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области в целях проверки соблюдения ветеринарного законодательства, поскольку на территории Учреждения имеется подсобное животноводческое хозяйство. В ходе проверочных мероприятий было установлено, что в подсобном хозяйстве Учреждения допускаются нарушения ветеринарного законодательства. ФКУ ЛИУ-27 является исправительным учреждением лечебного типа для больных туберкулезом. Поскольку свиньи восприимчивы к туберкулезным микобактериям всех типов, в том числе человеческому и птичьему, то у животных высока вероятность заболевания на территории Учреждения. В этих условиях важно вести постоянный эпизоотологический контроль благополучия подсобного хозяйства по туберкулезу животных, который должен осуществляться посредством туберкулинизации поголовья, а также анализа данных экспертизы при внутрихозяйственном убое животных, вскрытия трупов животных. Однако эти мероприятия не проводится, хотя являются обязанностью, тем более, что Учреждение является лечебным учреждением, для содержания и лечения туберкулезных больных. Ветеринарно-санитарная экспертиза продукции животноводства (мяса свиного, мяса птицы, яиц) для использования в пределах учреждения, а также зерна, закупаемого у ИП главы КФХ ФИО1 и используемого для приготовления кормов для животных, не проводится,не смотря на то, что это также является обязательным согласно ст. 21 Федерального закона «О ветеринарии», Правил ветеринарного осмотра убойных животных и ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясных продуктов, утвержденных Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 27 декабря 1983 г. В учреждении нет трихинилоскопа, а проведение трихископии обязательно для свиного мяса. Также обязательно проведение ряда других исследований для определения пригодности мясной продукции в пищевых целях, поскольку это важно для охраны здоровья человека. Предубойный осмотр животных и ветеринарно-санитарная экспертиза должны проводиться в отношении каждого животного, каждой туши. Данные осмотров и экспертиз должны отражаться в соответствующих учетно-регистрационных документах, однако указанная документация в Учреждении не ведется. На момент проверки в складских помещениях ЛИУ № 27 находилось: 1) мясо свинины в количестве 11 полутуш без клейма и без ветеринарных сопроводительных документов; 2) мясо говядины в количестве 6 четвертин с нечитаемым клеймом овальной формы без ветеринарных сопроводительных документов; 3) корма для животных – премикс для птиц с датой выработки 16.09.2010 года в количестве около 450 кг, комбикорм для откорма свиней с датой выработки 16.12.2010 в количестве около 800 кг., комбикорм для поросят с датой выработки 25.08.2010 в количестве 1000 кг производство ЗАО «Алейскзернопродукт» гор. Алейск, Алтайский край без ветеринарных сопроводительных документов. На основании инструкции по ветеринарному клеймению мяса от 28.04.1994 года, клеймение мяса - обязательная процедура, которая проводится только после ветеринарно-санитарной экспертизы, также должно сопровождаться ветеринарным свидетельством (сертификатом). Ветеринарные сопроводительные документы, характеризуют территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние груза, эпизоотическое состояние места его выхода и позволяющее идентифицировать груз, выдаются на все виды животных, продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок (далее грузы), подлежащих заготовке, перевозке, переработке, хранению и реализации. Грузы должны сопровождаться ветеринарными свидетельствами, ветеринарными справками определенных форм. Ветеринарные сопроводительные документы действительны с момента выдачи и до окончания перевозки, реализации, хранения. Все эти нарушения недопустимы при ведении подсобного животноводческого хозяйства. Сертификаты соответствия и декларации о соответствии на продукцию подтверждают, что Учреждение производит соответствующую ГОСТам продукцию, но в отношении каждой убойной туши экспертиза не проводится. Анализируя представленные доказательства, суд находит установленным, что ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области по своей организационной форме имеет статус лечебного исправительного учреждения для содержания осужденных, больных туберкулезом, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы на период их лечения, а также учреждением для содержания обвиняемых и подозреваемых, больных туберкулезом, исполняющим меру пресечения, в отношении которых избрано заключение под стражу на период их лечения, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренных в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности. Согласно Уставу одним из предметов и целей деятельности Учреждения являются: оказание услуг в области животноводства; реализации следующей продукции: мяса и мясопродуктов, в том числе мяса сельскохозяйственной птицы, кроликов, крупного рогатого скота, свиней, овец, коз, лошадей; разведения и выращивания крупного рогатого скота, свиней, овец, коз, животных семейства лошадиных, сельскохозяйственной птицы, кроликов и пушных зверей в условиях фермы. В силу закона ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области обязано соблюдать законодательство в области ветеринарии. Суд установил, что в ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области имеется подсобное хозяйство, однако не соблюдается законодательство в области ветеринарии, выразившееся в нарушении порядка проведения ветеринарно-санитарной экспертизы мяса в целях определения его пригодности к использованию для пищевых целей в пределах учреждения, что нарушает права на охрану здоровья как осужденных, так и сотрудников (работников) учреждения. Следовательно, возложенная законом обязанность по проведению ветеринарно-санитарной экспертизы мяса в целях определения его пригодности к использованию для пищевых целей в пределах учреждения ответчиком не исполняется. Доказательств о проведении ветеринарно-санитарной экспертизы мяса в целях определения его пригодности к использованию для пищевых целей в пределах учреждения в установленном порядке суду не представлено. Наличие сертификатов соответствия и декларации о соответствии на продукцию: мясо-свинину в полутушах замороженное, продукты из шпика свиного: шпик соленый, сало белорусское, шпик венгерский, шпик по-домашнему не освобождает ответчика от проведения ветеринарно-санитарной экспертизы мяса в целях определения его пригодности к использованию для пищевых целей каждой отдельной туши мяса при его заготовке. Акты проверок, составленные Братским районным отделом Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области *** от **.**.**** и *** от **.**.**** ответчиком не оспаривались. На основании изложенного суд приходит к выводу, что действия юридического лица ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области, выразившиеся в нарушении порядка проведения ветеринарно-санитарной экспертизы мяса в целях определения его пригодности к использованию для пищевых целей в пределах учреждения, являются незаконными и влекут нарушение прав лиц, как осужденных, так и сотрудников (работников) учреждения на охрану здоровья. В связи с чем исковые требования Братского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, подлежит удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Братского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Иркутской области, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить. Признать действия Федерального казенного учреждения «Лечебное исправительное учреждение № 27 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области», выразившиеся в нарушении порядка проведения ветеринарно-санитарной экспертизы мяса в целях определения его пригодности к использованию для пищевых целей в пределах учреждения – незаконными. Обязать Федеральное казенное учреждение «Лечебное исправительное учреждение № 27 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области» проводить ветеринарно-санитарную экспертизу мяса в целях определения его пригодности к использованию для пищевых целей. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский районный суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме. Судья Гапеевцева М.А.