Решение по делу № 2-618/2011



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 июля 2011 г. г. Братск

Братский районный суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Гапеевцевой М.А.,

при секретаре Ковалик Ю.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-618/2011 по исковому заявлению Братского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Федерального казенного учреждения «Лечебное исправительное учреждение № 27 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области» и обязании юридического лица провести аттестацию рабочих мест осужденных по условиям труда,

У С Т А Н О В И Л:

Братский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Иркутской области обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с исковым заявлением о признании незаконным бездействия Федерального казенного учреждения «Лечебное исправительное учреждение № 27 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области» (далее по тексту - ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области), выразившегося в не проведении аттестации рабочих мест осужденных по условиям труда и об обязании ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области провести аттестацию рабочих мест осужденных по условиям труда в срок до 31.12.2011 года.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Братской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Иркутской области проведена проверка исполнения администрацией ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области требований законодательства РФ об охране труда в отношении лиц, лишенных свободы, в ходе которой было установлено следующее. В соответствии с ч. 1 ст. 103 Уголовно-исполнительного Кодекса Российской Федерации (далее по тексту - УИК РФ) осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительного учреждения. Согласно ч. 1 ст. 104 УИК РФ правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии для осужденных устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. Из смысла п.1 ч. 5 ст. 18 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» следует, что администрация исправительного учреждения при привлечении осужденных к труду обязана обеспечивать работающим условия труда в соответствии с законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии со ст. 22 Трудового Кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ТК РФ), работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. Согласно ст. 212 ТК РФ обязанностью работодателя является создание соответствующих требованиям охраны труда условий труда на каждом рабочем месте. По сведениям администрации ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области в учреждении имеется 147 рабочих мест для лиц лишенных свободы. Вопросы деятельности работодателей – юридических лиц по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, оформления и использования результатов аттестации, а также методы исследований при проведении оценки условий труда регламентированы Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.08.2007 года № 569 «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда». Согласно, данному приказу с 01 сентября 2008 года аттестации мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Между тем, в нарушение вышеотмеченных требований нормативно-правовых актов, аттестация рабочих мест осужденных в ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области до настоящего времени не проведена. В настоящее время изменен тип учреждения (без реорганизации) с ФБУ ЛИУ-27(федеральное бюджетное учреждение) на ФКУ ЛИУ-27 (федеральное казенное учреждение), осуществляющее свою деятельность на основании Устава, утвержденного ФСИН России от 26.01.2011 года № 32 «Об изменении типа федеральных бюджетных учреждений, подчиненных Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области, и утверждении уставов федеральных казенных учреждений, подчиненных Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области». Вместе с тем, ФКУ ЛИУ-27, как и ФБУ ЛИУ-27 является юридическим лицом, имеет идентичные цели и задачи, осуществляет те же функции, наделено теми же полномочиями и, являясь правопреемником ФБУ ЛИУ-27, несет те же обязанности и соответственно, несет ответственность за действия (бездействие) совершенные (допущенное) ФБУ ЛИУ-27. Таким образом, бездействие администрации ЛИУ-27 по не проведению аттестации рабочих мест лиц, лишенных свободы, по условиям труда незаконно. Круг лиц в конкретном исчислении, права которых в данном случае нарушаются, определить не представляется возможным, так как, численность осужденных постоянно меняется (уменьшается, увеличивается).

В судебном заседании помощник прокурора Стаселько М.С., действующий на основании прав по должности, заявленные требования поддержал, суду пояснил, что в ходе проведенной проверки Братским прокурором по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях Иркутской области в части исполнения администрацией ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области требований законодательства РФ об охране труда в отношении лиц, лишенных свободы, было установлено следующее. В соответствии с ч. 1 ст. 103 Уголовно-исполнительного Кодекса Российской Федерации (далее по тексту - УИК РФ) осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительного учреждения. Согласно ч. 1 ст. 104 УИК РФ правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии для осужденных устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. Из смысла п.1 ч. 5 ст. 18 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» следует, что администрация исправительного учреждения при привлечении осужденных к труду обязана обеспечивать работающим условия труда в соответствии с законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии со ст. 22 Трудового Кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ТК РФ), работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. Согласно ст. 212 ТК РФ обязанностью работодателя является создание соответствующих требованиям охраны труда условий труда на каждом рабочем месте. По сведениям администрации ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области в учреждении имеется 147 рабочих мест для лиц лишенных свободы. Вопросы деятельности работодателей – юридических лиц по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, оформления и использования результатов аттестации, а также методы исследований при проведении оценки условий труда регламентированы Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.08.2007 года № 569 «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда». Согласно, данному приказу с 01 сентября 2008 года аттестации мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Между тем, в нарушение вышеотмеченных требований нормативно-правовых актов, аттестация рабочих мест осужденных в ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области до настоящего времени не проведена. В настоящее время изменен тип учреждения (без реорганизации) с ФБУ ЛИУ-27(федеральное бюджетное учреждение) на ФКУ ЛИУ-27 (федеральное казенное учреждение), осуществляющее свою деятельность на основании Устава, утвержденного ФСИН России от 26.01.2011 года № 32 «Об изменении типа федеральных бюджетных учреждений, подчиненных Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области, и утверждении уставов федеральных казенных учреждений, подчиненных Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области». Вместе с тем, ФКУ ЛИУ-27, как и ФБУ ЛИУ-27 является юридическим лицом, имеет идентичные цели и задачи, осуществляет те же функции, наделено теми же полномочиями и, являясь правопреемником ФБУ ЛИУ-27, несет те же обязанности и соответственно, несет ответственность за действия (бездействие) совершенные (допущенное) ФБУ ЛИУ-27. Таким образом, бездействие администрации ЛИУ-27 по не проведению аттестации рабочих мест лиц, лишенных свободы, по условиям труда является незаконным. Круг лиц в конкретном исчислении, права которых в данном случае нарушаются, определить не представляется возможным, так как, численность осужденных постоянно меняется (уменьшается, увеличивается), поэтому прокурор обращается в интересах неопределенного круга лиц.

Просил признать незаконным бездействие ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области, выразившееся в непроведении аттестации рабочих мест осужденных по условиям труда и обязать ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области провести аттестацию рабочих мест осужденных по условиям труда до 31.12.2011 года.

В судебном заседании представитель ответчика ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области Дмитриев Н.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования признал частично. Суду пояснил, что настоящее время работа в ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области по аттестации рабочих мест осужденных начата, однако, еще не закончена. **.**.**** ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области заключил договор *** с ООО «Научно исследовательский центр» на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда. В настоящее время проведена аттестация 93 рабочих мест из 147.

Представитель третьего лица Государственной инспекции труда в Иркутской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил суду заявление с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Выслушав пояснения прокурора, представителя ответчика, допросив свидетелей, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый человек и гражданин имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Согласно ч. 1 ст. 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – УИК РФ) каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений.

Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест.

Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.

Согласно ч. 1 ст. 104 УИК РФ продолжительность рабочего времени осужденных к лишению свободы, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

Согласно ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ТК РФ) работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

На основании ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Работодатель обязан обеспечить: соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Согласно ст. 18 Закона РФ от 21.07.1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (в редакции от 07.02.2011 года) при осуществлении собственной производственной деятельности учреждения, исполняющие уголовные наказания, обязаны: обеспечивать работающим условия труда в соответствии с законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Из письменных материалов дела суд установил следующее.

Согласно копии приказа № 204 Федеральной службы исполнения наказаний от 30.03.2005 г. Государственное лечебное исправительное учреждение № 27 Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области переименовано в федеральное государственное учреждение «Лечебное исправительное учреждение № 27 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области» (ФГУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области).

Согласно копии приказа № 247 Федеральной службы исполнения наказаний от 09.04.2008 года Федеральное государственное учреждение «Лечебное исправительное учреждение № 27 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области» переименовано в Федеральное бюджетное учреждение «Лечебное исправительное учреждение № 27 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области».

Согласно копии приказа № 32 Федеральной службы исполнения наказаний от 26.01.2011 года изменен тип федерального бюджетного учреждения «Лечебное исправительное учреждение № 27 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области» на федеральное казенное учреждение «Лечебное исправительное учреждение № 27 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области».

Согласно копии Свидетельства Федеральной налоговой службы серии 38 *** Федеральное бюджетное учреждение «Лечебное исправительное учреждение № 27 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области» стоит на учете в налоговом органе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 11 по Иркутской области с **.**.****.

Согласно копии Свидетельства Федеральной налоговой службы серии 38 *** Федеральное казенное учреждение «Лечебное исправительное учреждение № 27 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области» стоит на учете в налоговом органе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 11 по Иркутской области с **.**.****.

Копией Свидетельства Федеральной налоговой службы серии 38 *** подтверждается, что **.**.**** в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, - Федеральное казенное учреждение «Лечебное исправительное учреждение № 27 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области», государственный регистрационный номер – 2083847008155.

Согласно Положению о федеральном государственном учреждении «Лечебное исправительное учреждение № 27 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области», утвержденного приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 29.03.2005 г. № 204, с последующими изменениями, учреждение «Лечебное исправительное учреждение № 27 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области» является лечебным исправительным учреждением, для содержания осужденных мужского пола, больных туберкулезом, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы на период их лечения, осуществляет деятельность по управлению и эксплуатации исправительным учреждением, по оказанию реабилитационной помощи осужденным, оказанию противотуберкулезной помощи, выполняет обязанности и пользуется правами, предоставленными ему законодательством Российской Федерации.

Основными задачами Учреждения являются, в частности, исполнение уголовного наказания в виде лишения свободы; привлечение осужденных к труду и создание условий для их моральной и материальной заинтересованности в результатах труда, осуществление их общего, профессионального образования и профессионального обучения.

Как следует из докладной записки от **.**.**** *** о результатах проверки, проведенной помощником прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Урезаловым А.А., были выявлены нарушения, допущенные администрацией ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области, выразившиеся в неудовлетворительной работе по проведению аттестации рабочих мест: из общей численности рабочих мест – 147, число аттестованных рабочих мест – 0.

Из ответа и.о. начальника ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области *** от **.**.**** в адрес Братского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях следует, что в учреждении трудоустроено 149 осужденных, из них 95 Х/О, и 54 осужденных заняты на работах по внебюджетной деятельности. Проведение аттестации рабочих мест в 1 полугодии 2011 года не планируется, в связи с изменением штатного расписания в учреждении, а также при проведении замеров кустовой лаборатории ГУФСИН был определен перечень вредных и опасных факторов на рабочих местах необходимых к устранению перед проведением аттестации рабочих мест. В данный момент работа по аттестации рабочих мест начата с привидения рабочих мест в соответствии с требованиями санитарных норм. Так за 2010-2011 г.г. была проведена следующая работа по привидению рабочих мест в соответствие с нормами. 1. Участок по переработке древесины и изготовление сувенирной продукции: установка светотехнического оборудования, монтаж отопительных систем, оборудование станков защитными средствами (установка вытяжек, кожухов, веерных ограждений и т.д.); 2. Столовая для осужденных: установка вентиляционного оборудования, замена старых электросветильников и ламп – работы завершены на 100 %; 3. Котельная: установка вентиляционного оборудования, замена старых электросветильников и ламп -работы завершены на 100 %; Объекты реконструкции запланированные на 2011 год: 1. Подсобное хозяйство: замена электрооборудования; ревизия и ремонт канализации и отопительных систем; ревизия и ремонт вентиляционного оборудования; 2. БПК (банно-прачечный корпус): реконструкция здания (замена стен, кровли); замена электрооборудования, отопительных систем, канализации, установка вентиляционного оборудования. Весь перечень поведенных, а также запланированных мероприятий необходимо учитывать при проведении корректной аттестации, что поможет сэкономить средства на проведение аттестации и последующих выплатах по ее итогам. Проведение аттестации рабочих мест запланирована на Ш – IV квартал 2011 года.

Согласно копии договора *** от **.**.****, установлено, что между ООО «Научно-исследовательский центр» и ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области заключен договор на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, срок действия договора определен по **.**.****.

Свидетель ФИО5 в судебном заседании суду пояснил, что он работает в должности <данные изъяты> года. В его обязанности входит контролировать работу, касающуюся организации труда осужденных, создания условий труда. С 01.09.2008 года по июнь 2011 года действительно не проводилась аттестация рабочих мест по условиям труда осужденных. С **.**.**** заключен договор на проведение работы по аттестации рабочих мест по условиям труда осужденных с ООО «Научно-исследовательский центр», поскольку необходимых специалистов, имеющих право проводить аттестацию, в учреждении нет. Работы проводятся, в настоящее время аттестовано около 65 % рабочих мест.

Анализируя представленные доказательства, суд находит установленным, что ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области по своей организационной форме является федеральным казенным учреждением и имеет статус лечебного исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы, для содержания осужденных мужского пола, больных туберкулезом, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы. Согласно Положению одной из основных задач Учреждения является привлечение осужденных к труду и создание условий для их моральной и материальной заинтересованности в результатах труда. В силу закона ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области обязано провести аттестацию рабочих мест осужденных.

Суд установил, что в ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области имеется 147 рабочих мест для осужденных, однако аттестация рабочих мест по условиям труда не проведена, что нарушает права осужденных на безопасные условия и охрану труда. Следовательно, возложенная законом обязанность по аттестации рабочих мест ответчиком не исполнена.

Доказательств о проведении аттестации рабочих мест осужденных ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области суду не представлено, подтверждено только, что заключен договор на проведение работы по аттестации рабочих мест по условиям труда.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что бездействие юридического лица ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области, выразившееся в не проведении аттестации рабочих мест осужденных по условиям труда, является незаконным и влечет нарушение прав лиц, отбывающих наказание в ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области, на безопасные условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. В связи с чем, исковые требования Братского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Братского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Иркутской области, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать бездействие Федерального казенного учреждения «Лечебное исправительное учреждение № 27 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области», выразившееся в не проведении аттестации рабочих мест осужденных по условиям труда – незаконным.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Лечебное исправительное учреждение № 27 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области» провести аттестацию рабочих мест осужденных по условиям труда в срок до 31 декабря 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский районный суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Гапеевцева М.А.